11 фактов о фильме «28 панфиловцев»

24 ноября 2016

24 ноября в широкий прокат выходят «28 панфиловцев», сянтый на народные деньги фильм о боях с гитлеровскими войсками под Москвой.

Ноябрь 1941 года, гитлеровские войска на подступах к Москве — и их надо остановить. Не умирать, останавливая — а остановить и выжить, потому что страна-то большая, а отступать некуда.

Фильм незадолго до премьеры в прессе обсуждался не столько как кинематографический проект, сколько как повод для рассмотрения его как «исторически верного» или «мифологизированного». Было сказано много различных слов (часть из них, как и всякое проявление эмоций, была явно лишней), от «кощунство!» до «пропаганда!». Поэтому идею описывать фильм с точки зрения исторической достоверности или недостоверности мы сразу отмели — в конце концов, умный зритель ходит в кино на художественные картины как художественное высказывание, а не как на лекцию в дом культуры об исторической правде или неправде.

Чего и вам советуем; всяко лучше, чем устраивать баталии.

С точки зрения художественной ценности фильм вызвал в редакции достаточно ожесточенные споры; до драки дело не дошло, но было близко. Поэтому мы и от оценки единогласной устранимся: скажем просто, что части московской редакции фильм понравился, а части питерской — нет.

Мы такие разные, удивительно даже.

Итак, традиционно — мы собрали 11 фактов о фильме и делимся ими с вами.


1.

«И в сердцах будут жить 28 самых храбрых твоих сынов» — строчка из песни «Моя Москва», отсылающая к 28 панфиловцам. Это первое упоминание их в популярном художественном произведении (текст был написан в 1941—1942 годах).

С 1995 года эта песня — официальный гимн Москвы.

2.

В интервью создатели говорят, что идея фильма появилась после того, как автор сценария, Андрей Шальопа, узнал, что фильма о 28 панфиловцах нет.

Ким Дружинин, режиссёр-постановщик: Идея написать сценарий о подвиге 28 панфиловцев родилась у Андрея после того, как выяснилось, что про такой яркий эпизод Великой Отечественной войны фильма просто нет. Написание сценария Андрей полностью взял на себя.

Это не совсем так. Да, шедшего широким прокатом (что во времена СССР, что в России) и посвященного отдельно панфиловцам — не было. Но в 1967 году на киностудии «Казахфильм» был снят фильм «За нами Москва», посвященный этому эпизоду обороны Москвы.

В 1984 году для телевидения был снят двухсерийных фильм «Волоколамское шоссе», постановка МХТ им. Горького — о том же.

В 1985 году вышел монументальный фильм Юрия Озерова «Битва за Москву», в котором нашлось место и 28 панфиловцам.

3.

Между написанием сценария и выходом фильма на экраны прошло долгих семь лет: сценарий был готов летом 2009 года, и изначально Андрей Шальопа хотел, чтобы фильм вышел к 70-летию Битвы за Москву, в 2011 году.

Андрей Шальопа: Я искал потенциальных инвесторов, писал письма, делал звонки и назначал встречи. У меня не было иллюзий, что это будет просто, но реальность оказалась бы ещё скучнее, если бы я ограничился только поиском денег. […] Тем не менее проект не только не умирал, наоборот, он обретал очертания. Очень медленно и очень понемногу, но это было движение. […] В какой-то момент наши эксперименты дошли до того, что мы смогли снять тизерный ролик.

4.

Дальнейшая работа стала возможна благодаря открытому в сети краудфандинговому проекту: сбор денег на фильм позволил начать съемочный процесс.

Андрей Шальопа: Осенью 2013 мы выложили в сеть снятую сцену. Это была сцена без единого спецэффекта. Три минуты сплошного диалога. Но, как мне кажется, мы угадали. Резонанс был очень впечатляющий.

5.

С таким долгим процессом запуска неудивительно, что и кастинг был долгим.

Андрей Шальопа: Самый первый актер, которого мы выбрали, был Яков Кучеревский. Он дал согласие сниматься за два года до съемок. А самым последним мы утвердили Алексея Морозова — за один день до начала съемочного периода.

6.

Место для съемок — тоже очень важный момент. Тем более для съемок фильма, который претендует на звание точной исторической рекоменструкции.

Ким Дружинин: По преданию, бой 28 панфиловцев произошел на поле возле разъезда Дубосеково. Конечно, мы неоднократно на этом поле побывали. Снимать там сейчас невозможно, нам нужно было найти похожую натуру. Казалось бы, чего проще, полно полей. Но в итоге нужное мы искали месяца два, бесконечно мотаясь по Ленинградской области. По этому полю шел танковый клин, значит оно было достаточно широкое, однако этот клин остановил всего один взвод. Это значит, что где-то была достаточно узкая горловина. Немцы шли с юга, следовательно, поле должно быть соответствующим образом ориентировано. К тому же, поле должно иметь рельеф и быть живописным. А ещё важно, чтобы к нему был удобный подъезд и место для «каравана». А ещё неплохо бы, чтобы такое поле нашлось поблизости от Петербурга и важно, чтобы на нем разрешили строить декорации, рыть траншеи и взрывать, жечь и стрелять. Мы потратили уйму времени на поиски такой локации и в какой-то момент были готовы уже найти её где угодно и отправиться в экспедицию. Но неожиданно нужное нам поле обнаружилось в 50 км от Питера. Оно не только подошло нам по всем критериям, но также оказалось уникальной климатической аномалией. Снег, который был так необходим нам для съемок, продержался там почти четыре месяца.

7.

Сами съемки тоже оказались куда сложнее, чем казалось поначалу.

Ким Дружинин: Использовать сложнейшие технологии комбинированных съемок, а по сути придумывать их заново, нас вынудили обстоятельства. Танков, которые участвуют в нашей истории, просто не найти. И мы с Андреем придумали использовать макетные съемки, но так как мы не ограничивали свою фантазию рамками возможного, а придумывали, как бы сделать хорошо, красиво и эффектно, то стало понятно, что без поддержки нам не обойтись. В этом вопросе нам на помощь пришли студия «SCANDINAVIA» и ее руководитель Михаил Лосев, и Олег Шмаков вместе с ЦНИИ РТК. Сообща нам удалось реализовать все наши задумки на высочайшем уровне.

Андрей Шальопа:В нашем фильме почти нет нарисованных объектов. Почти всё, что есть в кадре, — настоящее, снятое при помощи технологии комбинированных съемок. Мы выбрали этот способ съемки просто потому, что он показался нам простым и при этом изящным решением. Впоследствии оказалось, что это совсем не так дешево и невероятно сложно. Однако результат однозначно этого стоил.

8.

Музыка в фильме появилась не сразу — но появилась так же, как и большая часть помощи и сотрудничества на съемках.

Андрей Шальопа: Музыка нам впервые понадобилась в апреле 2014. Мы тогда делали небольшой тизер для того чтобы показать нашим жертвователям результат наших весенних съемок. Мне очень хотелось, чтобы в ролике звучал вальс. И я решил дать равные шансы написавшим мне музыкантам. Из всего многообразия сразу можно было выделить трех композиторов, которые прислали хорошие, крепкие работы. Но в конечном счете мы выбрали вальс, написанный Михаилом Костылевым. Это очень талантливый парень. Он, в конце концов, и стал нашим композитором, написавшим для фильма все треки. Под его же руководством мы позже записывали оркестр и хор.

9.

Деньги на съемки фильма дали 35 086 человек. Все эти люди упомянуты не только на сайте фильма — но и в титрах; стена имен в конце фильма, движущаяся по экрану несколько минут, производит очень сильное впечатление.

Андрей Шальопа: В общей сложности на съемки фильма было собрано 34 746 062 рубля. Это абсолютный рекорд для российского кинематографа, и настоящее чудо для всех членов команды.

10.

Осенью 2014 картина получила грант от Министерства культуры РФ, а летом 2015 финансовую помощь оказал Казахфильм.

Андрей Шальопа: Но хочется ещё раз отметить, что у нас бы ничего не получилось и вряд ли кто-нибудь пришел бы к нам на выручку, если бы нас не поддержало огромное количество людей. И не только деньгами, но и своей активностью и верой. За время создания фильма было множество удивительных историй поддержки картины. Кроме пожертвований, было и множество волонтеров, готовых помогать на съемках, с реквизитом, с информацией. Это — огромное доверие. Даже, я бы сказал, вера. Такие поступки не только сообщают ответственность, но и придают сил.

11.

Еще одна очень сильная сторона фильма — в титрах указано место рождения каждого из работавших над фильмом. Вся страна — от Москвы до самых до окраин; и Казахстан активно участвовал. Вот это — очень сильно. Когда страна-то большая, а отступать…