Итоги-2016: Музыка нас связала

24 декабря 2016

Синемафия выбирает лучшие работы композиторов в кино в текущем году.

Мы постепенно начинаем подводить итоги киногода. Уже говорили о песнях в кино; на следующей неделе вас ждут важнейшие события киногода, лучшие фильмы, лучшие сериалы, лучшие актеры и лучшие герои фильмов (не говоря уж о топе самых читаемых материалов Синемафии за год!).

А теперь поговорим о саундтреках в кино; причем не о тех саундтреках, где в основном песенки (про песенки мы уже говорили — и про оригинальные, и про заимствованные), а про те, где мы слышим только работу композитора, и никаких текстов.

В наш список вошли 25 саундтреков, расположены они не в порядке нашей любви к ним — но в алфавитном порядке по именам композиторов.


Абель Корженёвский — «Под покровом ночи»

Польский композитор Корженёвский, ученик великого Кшиштофа Пендерецкого, работал и над первым фильмом Тома Форда, «Одинокий мужчина». В тот раз он был номинирован на «Золотой Глобус» — сейчас, увы, нет. А жаль (и совершенно непонятно, почему) — музыка очень добавляет атмосферности всем трем временным линям фильма.

Алекс Сомерс — «Капитан Фантастик»

Тонкие и пронзительные композиции Алекса Сомерса — это тайное оружие «Капитана Фантастика». Пройдут месяцы после просмотра фильма, а от мелодий Сомерса всё еще будут бежать мурашки.

Много лет сотрудничающий с исландской группой Sigur Rós Сомерс в большом кино работает впервые — и сразу так удачно.

Александр Депла — «Свет в океане»

У французского композитора в этом году вышло несколько фильмов, от «Девушки из Дании» до «Флоренс Фостер Дженкинс», не говоря уж о «Тайной жизни домашних животных». Мы выбрали из его работ самую мелодраматическую картину, как нельзя лучше подходящую стилю Депла.

Альберто Иглесиас — «Джульетта»

Альберто Иглесиас — автор музыки не к одной и не к двум картинам Пабло Альмодовара. Он в ответе за «Возвращение», «Всё о моей матери», «Поговори с ней», «Кожа, в которой я живу»… вот теперь и за «Джульетту». И как всегда: испанские страсти, увлекающая с первых нот мелодия и эмоции — через край.

Беар МакКрири — «Кловерфильд, 10»

Работающий в основном на тв МакКрири (на его счету — «Чёрные паруса», «Звездный крейсер «Галактика», «Чужестранка» и «Чёрное Зеркало», среди прочих) в этом году ударно выступил и в кино. Но если в ужастике «Лес призраков» его музыка была едва ли не единственным светлым моментом, то «Кловерфилд, 10» вполне соответствует тому отличному звукоряду, который создал МакКрири. Надеемся, что теперь его можно будет часто слушать не только в сериалах — но и в кино.

Генри Джекман — «Первый Мститель: Противостояние»

Сделавший отличный саундтрек ко второй части приключений Капитана Америка Джекман возвращается и в третьей части — и, нам кажется, вышло не хуже.

Говард Шор — «В центре внимания»

Трижды лауреат «Оскара» Шор написал очень тонкую музыку для лучшего, по мнению Американской Киноакадемии, фильма этого года — она настолько тонко вплетается в историю, что поначалу её даже не замечаешь.

Дарио Марианелли — «Кубо. Легенда о самурае»

В нашем списке в этом году всего лишь один мультфильм — и, конечно, это мог быть только «Кубо». Нетрадиционная, стилизованная музыка кудесника Марианелли; слишком мало фильмов с саундтреками Марианелли в этом мире — это единственная наша претензия к итальянскому композитору.

Джеймс Ньютон Ховард — «Фантастические твари и где они обитают»

Сложная задача — придумать новый подход к уже известному миру, пусть и в музыкальном смысле. Над кинофильмами о Гарри Поттере работали четыре композитора: Джон Уильямс, Патрик Дойл, Николас Хупер и Александр Депла. Одновременно использовать их наследие и придумать что-то свое, раз уж и герой новый, и время другое — нам кажется, ветерану Джеймсу Ньютону Ховарду это удалось.

Йохан Йоханссон — «Прибытие»

Работа исландского композитора не может быть номинирована на «Оскар» — дело в том, в нескольких ключевых моментах в его композициях вплетены фрагменты из «On the Nature of Daylight» Макса Рихтера. Ничего, мы готовы наслаждаться этим саундтреком и безо всяких «Оскаров»!

Карстен Николай, Рюити Сакамото — «Выживший»

Музыка Рюити Сакамото и Alva Noto (он же — Карстен Николай) пробирает до костей, совсем как снятые Эммануэлем Любецки заснеженные морозные пейзажи, по которым пробирается домой выживший Хью Гласс. Атмосфера — вот чего мы хотим от музыки к фильму; в этом саундтреке атмосферы с горкой.

Картер Бёрвелл — «Да здравствует Цезарь»

Стилизованный под начало 50-х годов саундтрек вызывает и ностальгические чувства, и желание улыбнуться во все 32 зуба. Бёрвелл отвечает за все треки альбома — кроме тех, в которых вы услышите русский язык и прочую революционность.

Клинт Мэнселл — «Высотка»

Заработавший себе на всю оставшуюся жизнь использованием композиции Lux Aeterna из «Реквиема по мечте» Мэнселл тут не выдает ни одного отдельного трека такой же убойной силы — нет, тут он берет общим ощущением от всех композиций чохом. Ощущение это — будто на тебя медленно и неотвратимо падает высотка, все её этажи. Не то, что хочется слушать несколько раз подряд — но то, что в этом году слушать было обязательно.

Клифф Мартинес — «Неоновый демон»

Не сильно оцененный критиками фильм Николаса Виндинга Рёфна о моделях и мире гламура, где каждого могут съесть, запоминается не только внешней красотой (спасибо как исполнительницам главных ролей, костюмерам и декораторам, так и фантастической операторской работе), но и пронзительными композициями Клиффа Мартинеса, сменяющими популярные мелодии в звуковой дорожке фильма.

Майк Хайэм м Мэттью Марджесон — «Дом странных детей мисс Перегрин»

Если на счету Мэттью Марджесона, птенца гнезда Ханса Циммера, есть несколько успешных проектов (в том числе — «Кингсмен»), то Хайэм для большого кино — человек новый. У них, кажется нам, здорово получилось — по крайней мере музыка была единственным, к чему не придирались критики нового фильма Тима Бёртона. И правильно.

Майкл Джаккино — «Изгой-Один»

На плечи Майкла Джаккино легла ответственность непомерная и почти невыносимая — оказаться на посту композитора «Звёздных войн» вместо бессменного Джона Уильямса. Да, это не фильм из трилогий, а спин-офф — но всё-таки, всё-таки…

Хорошая новость — Джаккино справился (после перепевок «Стартрека» в саундтреке «Доктора Стрэнджа» у нас были некоторые сомнения). Новость еще лучше — он не просто справился, это отличный саундтрек.

Рамин Джавади — «Варкрафт»

Известный широкой публике по музыке к «Игре Престолов» и «Тихоокеанскому рубежу» Джавади и в этом проекте смог выдать и пафос, и величие — как того требует эпическая история о столкновении двух рас.

Роб Симонсен — «Нерв»

Малоизвестный (особенно в сравнении в зубрами киномузыки) композитор Симонсен на самом деле вам точно известен — вы слышали его работы в «Охотнике на лис», «Веке Адалин» и, конечно, «500 днях лета». В фантастическом фильме «Нерв» он смог создать музыку одновременно оригинальную и запоминающуюся — куда более сложная задача, чем кажется на первый взгляд.

Руперт Грегсон-Уильямс — «По соображениям совести»

Если измерять успешность саундтрека по степени соответствия эмоции музыки происходящему на экране — то «По соображениям совести» Грегсона-Уильямса будет едва ли не лучшим музыкальным сопровождением фильма в этом году.

Скотт Уокер — «Детство лидера»

Самый, наверное, оригинальный из саундтреков в нашем списке — мелодии Уокера созданы, кажется, специльно для того, чтобы тревожить и не давать отвлечься от экрана, даже когда там не происходит вроде бы ничего важного. Мрачная картина Брэди Корбетта без музыки Скотта Уокера не была бы и вполовину такой кромешно жуткой.

Ханс Циммер и Junkie XL — «Бэтмен против Супермена: Заря справедливости»

Эпически мрачный и мрачно-эпичный саундтрек второго фильма Зака Снайдера из вселенной Супермена и Бэтмена вполне соответствует что картине, что картинке (простите за неловкую игру слов); и делает ровно то, что должен делать саундтрек — гармонирует с созданным Снайдером миром, как хлеб с маслом.

Чан Ён-гю — «Поезд в Пусан»

Неожиданный хит не только корейского, но и мирового проката (Gaumont уже обещали снять ремейк на английском языке) не мог обойтись без ударного саундтрека — и тут всё как надо: весело, бравурно, местами — слезливо, то есть эмоции — на поверхности. То, что нужно для фильма-катастрофы (особенно — для сверхъестественной катастрофы).

Чо Ён-ук — «Служанка»

Так получилось, что волею судеб (и алфавита) два корейских фильма оказались в списке рядом. Отличная «Служанка» — и не менее восхитительный саундтрек, тонкий и изысканный.

Энн Дадли — «Она»

Единственная, к сожалению, женщина в нашем списке композиторов — зато какая удачная работа в восхитительном фильме!

Эннио Морриконе — «Омерзительная восьмерка»

Прямо ВИЖУ читающих, которые уже начали третий десяток — и до сих пор не нашли в нём обладателя «Оскара» этого года и любимейшего нашего композитора. Это мы, конечно, нарочно — и понятно, что не хотелось бы даже представлять список лучшей киномузыки этого года без Эннио Морриконе и его «Омерзительной Восьмерки».

Список лучшей киномузыки подошел к концу… вернее, подошел бы к концу, если бы не специальные упоминания.

Во-первых, наши авторы очень просили упомянуть два фильма.

Алан Менкен, Кристофер Леннерц — «Полный расколбас»

Специально для нашего Влада Пастернака включаем саундтрек, написанный великим Аланом Менкеном Мы Менкена в этом году любим еще и за финальный сезон «Гааванта», кстати.

Кристоф Резаэй — «Приходит Дракон»

Это трейлер фильма — но музыку вы и в нем можете отлично услышать. Это предложение Ксюши Рудич, и оно, кажется, самое оригинальное из всех в посте.

Во-вторых, есть еще два сериала, мимо музыки к которым мы никак не можем пройти.

Рамин Джавади — «Мир Дикого Запада»

Несмотря на то, что часть музыки в сериале — переработанные популярные мелодии (к примеру, «Black Hole Sun» Саундгарден или «Paint it Black» Роллинг Стоунз), и оригинальной музыки в сериале хватает. А мелодия в заставке прилипает, кажется, навечно.

Кайл Диксон, Майкл Стейн — «Очень странные дела»

Сериал и сам по себе хорош, но часть его обаяния приходится и на музыкальный ряд.


А какие композиторские работы этого года вы бы обязательно внесли в этот список?