Итоги-2016: Фильмы, поразившие нас в этом году

29 декабря 2016

Редакция подводит итоги киногода и выбирает фильмы, которые нас обрадовали, заставили спорить или ввергли в пучину страданий.

Прямо с 1 декабря мы начали долго и отчаянно обсуждать, какие фильмы достойны войти в итоговый список лучших (а какие, наоборот, впечатлили нас со знаком минус). В результате тайного голосования, когда каждый мог назвать 20 прокатных фильмов российского киногода, 5 фильмов не из нашего проката и 10 картин, от которых волосы дыбом, у нас получился следующий итог:

  • 20 лучших фильмов года,
  • 1 специальное упоминание,
  • 2 фильма, мнения о которых у редакции разошлись кардинально,
  • 3 фильма, которые мы дружно назвали худшими.

В самом конце поста списком приведены фильмы, за которые голосовал каждый — вот так вы узнаете, кого винить (или благодарить!) за попадание (или непопадание!) того или иного фильма в итоговый пост года.

Во всех списках фильмы указаны в случайном порядке. В текстах могут содержаться спойлеры. Мнение отдельных авторов является их собственным и на всю редакцию не распространяется.

Уфф, обо всём вроде предупредили? Ну, поехали.


«Зверополис» (Zootopia)

Петр ЗайцевС тех пор, как Джон Лассетер вернулся в Disney и стал руководить фактически сразу двумя анимационными студиями — Pixar и Walt Disney Animation Studios, — границы между мультфильмами этих двух команд начали сильно размываться. На первый взгляд может показаться, что «Зверополис» — это чистый Pixar, хотя на самом деле его делали те же люди, что работали над «Рапунцель» и «Ральфом». В «Зверополисе» поражает всё — и глубина проработки мира, и множество заложенных в историю аллюзий, и многослойные интересные характеры, и фантастически красивая анимация. Отдельной строкой хочется отметить великолепный дубляж на русский язык и сказать за него спасибо режиссеру дубляжа Георгию Даниелянцу — в последнее время хвалить дубляж хочется всё реже, так что не отметить талантливую локализацию «Зверополиса» просто нельзя. На мой взгляд, «Зверополис» — лучший анимационный фильм за последние лет пять как минимум, и вполне закономерно, что создали его именно силами компании Disney, в очередной раз доказавшей, что, несмотря на недавние трудности, она остаётся безусловным лидером в мировой анимации. А учитывая огромные возможности для создания сиквелов, думаю, что у «Зверополиса» есть все шансы стать одной из основных студийных франшиз.

Ксения РудичЯ, вообще-то, самая что ни на есть целевая аудитория мультфильмов, но в этом году они почти все прошли мимо меня: то не впечатляли, то не успевала посмотреть, то просто не было даже желания идти в кино. Так что «Зверополис» оказался а) приятным исключением, б) лучшим не просто мультфильмом года, а входит в мою личную десятку лучших фильмов за год вообще, с) одним из лучших фильмов «Дисней» не-про-принцесс. Итак, в чём же секрет успеха? Многие вам будут говорить про тщательно продуманный и нарисованный мир (я, кстати, вам о нём писала), про необычность истории, про правильный посыл. А я вам скажу одно: ЛИС! Он безумно похож на моего любимого лиса из детства — Робин Гуда. Да и просто — он очень крут! Такой антигерой в мультике. Следить за развитием его характера было чистым удовольствием. Вообще удивляет, что в мультфильме некоторые персонажи прописаны лучше (не нарисованы, а прописаны), чем во многих фильмах. Я почти на 100% уверена, что у «Зверополиса» есть шансы взять «Оскар», а если даже нет, то сиквел мы увидим точно — сборы хорошие, задел на новую историю есть. И я рада буду включить «Зверополис-2» в очередной итоговый список.

«Дэдпул» (Deadpool)

Алиса ПономарёваКак хорошо год начинался, да?

«Дэдпул» понравился всем и каждому, с самого начала до самого конца — начальные титры и заключительные кадры мы запомним надолго. Фильм стал рекордсменом во всем, достаточно вспомнить его рекламную кампанию и объем сборов при «взрослом» рейтинге. А уж о том, насколько харизматичным был главный герой и какими крутыми были его шутки, его костюм, его друзья, его главный злодей, его престарелая соседка, его горячая подружка и его единорожек, и говорить не стоит.

Эх, были времена.

Ольга Володина

Годы сражавшийся за возможность сделать экранизацию комиксов о Болтливом Наёмнике Райан Рейнольдс победил — фильм с бюджетом меньше чем в 60 миллионов собрал в прокате три четверти миллиарда долларов, получил чуть ли не единогласное одобрение у критиков и народную любовь.

При этом Уилсон, что в комиксе, что в кино — далеко не самый очевидный выбор персонажа для любви. Марвеловский аналог Дефстроука (того зовут, кстати, Слейд Уилсон — найдите, называется, 10 отличий) психически нестабилен, физически безобразен (спасибо убойному сочетанию рака и регенерации) и не обладает особо крепкими моральными устоями. Пытки, убийства — не вопрос; с ним живет взятая в заложники слепая старушка (в фильме идею того, что Слепая Эл — заложник, приглушили).

Но, поверьте человеку, который читал все комиксы про Дэдпула и ждал фильм с момента утечки сценария в 2009 году; Уэйд Уилсон — это любовь.

И то, что сделали Риз, Верник, Миллер и Рейнольдс — это тоже любовь. Великое кино про любовь.

«Экипаж»

Петр Зайцев

Отзывы критиков и зрителей об «Экипаже» разнятся от резко негативных до восторженно позитивных, но в любом случае факт остается фактом — это самый успешный российский фильм этого года, если судить по кассовым сборам. К счастью, Николай Лебедев не стал снимать ремейк легендарного «Экипажа» Митты, а воплотил на экране самостоятельную историю, лишь вдохновленную хитом советского проката. Да, мы видим здесь слишком шаблонных персонажей, а герой Данилы Козловского не имеет никакого развития — он этакий герой по умолчанию, от первого кадра до последнего. С человеческими конфликтами в фильме не сложилось, слишком всё схематично. Но зато катастрофа удалась на славу, и именно это, видимо, впечатлило зрителей в первую очередь. «Экипаж» — это настоящий киноаттракцион, по техническому уровню исполнения ничем не уступающий голливудским картинам. Впервые за долгое время российский жанровый фильм сумел по-настоящему приятно удивить.

Владислав ПастернакМассовый зритель иной раз оказывается мудрее критиков, которым хочется задать вопрос «ну что же вам еще-то надо?». Массовый зритель пошел и дружно проголосовал — за точный продюсерский расчет, за крепкую режиссуру, за полноценный голливудский визуальный ряд и уникальный, остроумный аттракцион. Нет, при этом находятся недовольные. Пресно им. А мне норм!

«Выживший» (The Revenant)

Ксения Рудич

«Выжившего» я смотрела в необычной связке с «Омерзительной восьмёркой» — что делать, если у тебя последние дни в Великобритании, времени мало, а эти фильмы непременно хочется смотреть в оригинале. При этом «Выживший» шёл у меня вторым, а я не то что не заснула, я ещё и более живо реагировала на него, чем на первый фильм.

Для меня секрет успеха фильма не в том, как он снимался. Я понимаю все мучения актёров, съёмочной группы и животных, но это отходит на второй план, когда смотришь собственно фильм.

Во-первых, я обожаю север — в любом его проявлении. Поэтому снежные пейзажи, леса, горы — это абсолютно моё, и вырезать из фильма всех людей, и оставить только кадры Любецки с природой — для меня это всё равно останется лучшим фильмом года. Во-вторых, людей-то оттуда вырезать совершенно не хочется, потому что история великолепна. Я не очень люблю одержимых чем-то героев (идеей и целью, а не демонами), но вот тут это одержимость ЖИЗНЬЮ (что и вынесено в название) — она поражает! К тому же, это не просто какая-то выдуманная история, а вполне реальный факт (конечно, облачённый в художественную форму). В-третьих, за Тома Харди я готова свернуть горы. А там кроме него Лео, потрясающий Домнал Глисон, невероятный Уилл Портер.

В итоге — удивительная история, рассказанная потрясающим языком, с помощью талантливейшего режиссёра, оператора и ещё сотен людей из команды и готовых на всё ради искусства актёров.

Владислав ПастернакЯ пошел смотреть этот артхаус с бюджетом сто миллионов ночью, в сильный мороз. Пришел домой через двадцать минут после сеанса с такими же обледеневшими усами, как герой ДиКаприо. Посмотрел на себя в лифте и задумался — а герой-то вот так же, с переломанными костями, да по ледяной воде, да не двадцать минут, а много недель… Ужас! Фильму почти год, за это время много было сказано о долгожданном актерском Оскаре, об уникальной операторской работе, о гиперреалистичном медведе и о тяжелой доле американских индейцев. И очень мало — о том, что зрители шли и охотно смотрели медленное, медитативное, почти без слов, жесткое и очень красивое кино. Смотрели массово. Пересматривали. И, когда какой-нибудь сноб скажет, что раньше кино было лучше, или какой-нибудь утративший потенцию режиссер — что зритель нынче пошел не тот, давайте сразу скармливать таких медведям. Зритель может и хочет смотреть хорошее и сложное кино — но он не несет ответственности, если кино не попало ему в нерв.

«Дуэлянт»

Петр ЗайцевНа «Дуэлянта» возлагались большие надежды. Как авторами фильма, так и зрителями, внимательно следившими за его созданием. К сожалению, не всё получилось так, как хотелось. И сценарий не дожали, и на графику не хватило то ли денег, то ли времени, и к промо-кампании осталось много вопросов. В итоге вышло так, что заявленный как крупный блокбастер «Дуэлянт» оказался камерным авторским фильмом, а так громко обещанный полуфэнтезийный Петербург XIX века оказался ограничен всего несколькими декорациями и одним заявочным планом. Тем не менее, если абстрагироваться от неоправдавшихся ожиданий, нельзя сказать, что «Дуэлянт» — плохое кино. Вовсе нет. Это очень любопытный и изобретательный триллер с блестящими актерскими работами и невероятно красивым художественным решением. «Дуэлянта» не стоит рассматривать как какое-то откровение или главный фильм года. Это просто хорошее кино, которое, безусловно, могло быть лучше, но могло быть и хуже, а могло и вообще не быть. Лично я выбираю ту реальность, в которой у нас есть «Дуэлянт» такой, каким он получился. И с интересом пересмотрю его ещё несколько раз. Но если вдруг кого-то из продюсеров заинтересует мой совет, то не стоит в дальнейшем давать столько свободы режиссёрам, пришедшим в коммерческий мейнстрим из низкобюджетного авторского кинематографа. Примеры «Дуэлянта» и «Ледокола» показали, что более жёсткий продюсерский контроль этим картинам очень бы не помешал. Потому что, чёрт возьми, последние 5 минут «Дуэлянта» — это что вообще было такое-то?

Ольга Володина

Стилизованный донельзя артхаус, продаваемый под видом блокбастера — вот так и надо; массовый зритель давно заслужил, чтобы историю ему не рассказывали только словами, но и использовали весь арсенал киноязыка.

Я влюбилась в этот фильм. Это совершенно прекрасное историческая фантазия о России, которую мы потеряли. Идея начать придираться к количеству мостов в Петербурге и неверному фасону или цвету платья потому заведомо порочна; это фэнтези-мир со своими правилами. В конце концов, если западные авторы фэнтези пишут эпопеи на российском материале, то мы-то чем хуже? Всё на месте — магия, месть, любовь и внутренние законы мира, по которым всё функционирует.

Мы уже внесли Петра Фёдорова в наш список актёров года — в том числе и за его блестящую работу в «Дуэлянте»; но там, конечно, весь актёрский состав молодцы. Владимир Машков, играющий злодея от безнаказанности; Юлия Хлынина, тонкая и звонкая, всем видом своим и репликами выламывающаяся из мрачной давящей атмосферы; и, конечно, фантастический Петербург, который тут по праву — действующее лицо.

«Изгой-один: Звездные войны. Истории» (Rogue One: A Star Wars Story)

Ксения Рудич

Честно, 7 эпизод я ждала гораздо больше. Ролики «Изгоя» и история с пересъёмками не внушали доверия. Но вот фильм вышел — и превзошёл все мои ожидания. Наверное, так и бывает, когда не особо на фильм рассчитываешь, а он выстреливает.

«Изгой-один» — это потрясающая военная драма в какой-то момент напомнившая мне «Операцию „Антропоид“» (её мы посмотрели на фестивале Нового Британского кино). Та же бессмысленность войны, разделение не на плохих и хороших, а на своих и чужих, слепая преданность своему делу, готовность отдать за него жизнь.

В принципе, если помнить начальную сцену из «Новой надежды», то конец «Изгоя» можно предугадать, но я не была к нему готова, а потому слёзы предательски настигли меня (и поверьте, я переживала за всех героев, а не только за «наших»). А это происходит только тогда, когда герои западают в душу. Что мне понравилось относительно этого — у нас не было десятка флешбэков для каждого героя (не буду говорить, в каком фильме это было, думаю, вы догадались). Да, мы видели крошечный момент из детства Джин, но остальные герои рассказывают свою историю сами — и даже не словами, а поступками. Вы можете возразить — что тут не герои, а сплошные функции. Отвечу — это вполне соответствует жанру фильма. В военной драме мы редко видим героя во всей его красе, для нас главное — его поступок, подвиг. Вот и тут также.

После выхода «Пробуждения Силы» все говорили о ностальгии, о возвращении в корням, о схожести с оригинальной трилогией. Так вот «Изгой» похож на неё даже больше. «Пробуждение» на его фоне кажется неким оммажем, а не логичным продолжением — всё же герои уже постарели, технологии усовершенствовались. А тут мы снова в 1970-х: компьютеры, корабли, пилоты повстанцев, «CGI-восстановленные» персонажи — вот где настоящая ностальгия. Так что я в восторге.

Ольга Володина

Первые «Звёздные войны», в которых, несмотря на большое количество планет и звёзд, акцент всё-таки на войну. А война — дело грязное, там беленьких нет, и даже если ты весь в белом — у тебя в руке бластер и ты должен быть готов убивать грязных повстанцев, сволочей таких, всё они портят. И да, есть две стороны, и вроде как есть наши и те, кто против нас — но абсолютного морального превосходства ни на одной стороне нет. Относительное — возможно.

И герои — отличные именно потому, что нет совсем хороших и до ужаса плохих. Все — многосторонние. Ведущая за собой Джин Эрсо — дочка имперского инженера и подделывала документы, капитан постанческой разведки информаторов валит не поморщившись, а Империя, скажем, эвакуирует своих сотрудников перед испытаниями оружия — кто бы мог подумать о них так хорошо.

Очень, очень круто сделано. Не идеально — и в этом отдельный шарм; это фильм, который, в отличие от VII эпизода Абрамса, хочет не идти по тропам и оборотам первой трилогии (не то чтобы это было плохо в случае с «Пробуждением Силы», если что) — но все время ей как бы подмигивает. Тут другой тон (куда более серьезный), другие герои (кроме нескольких появлений почти уровня камео), другие, наконец, цели — при тех же ценностях.

«Коллектор»

Ксения Рудич

«Коллектора» я посмотрела одной из первых (исключая фестивальные показы) и тогда же поговорила с создателями. Сразу скажу — фильм с первых секунд ставит высокую планку и успешно с ней справляется. Многие сразу вспомнили «Лока» и «Погребённого заживо», но перенос формата в реалии российского кино был под вопросом. Создатели, безусловно, угадали с исполнителем главной роли — Константином Хабенским. Кажется, только ему под силу удерживать на себе взгляд на протяжении 75 минут безо всяких видимых усилий.

Он так органично вписался в роль «злого гения», что невольно задумываешься — а так ли плоха профессия, в которой люди всего лишь пытаются добиться исполнения закона. Да, российская действительность показывает, что при этом они часто переходят все грани, но порой кажется, что такими их сделала система. Не хочется углубляться в дебри политическо-экономической ситуации, но фильм навевает.

Главное — у создателей получилось сделать не просто кино-манифест, а отличное художественное произведение, которое, как ему должно, ставит больше вопросов, чем даёт ответов.

Петр Зайцев«Коллектор» — уникальный пример отличного жанрового кино, снятого без какой-либо поддержки со стороны Министерства культуры и Фонда кино. Дебютная полнометражная работа Алексея Красовского — это отечественный эксперимент в жанре фильма с одним актёром. Кроме Константина Хабенского в кадре никого нет, остальных персонажей мы лишь слышим по телефону, скайпу или из-за двери. Этакий театр одного актёра, в котором тем не менее кинематографисты постоянно находят новые интересные решения. На мой взгляд, «Коллектор» ничуть не уступает «Локу» с Томом Харди или «Погребенному заживо» с Райаном Рейнолдсом. У Красовского получилась отличная психологическая драма — грамотно написанная, изящно сыгранная и любопытно снятая. Можно было бы придраться к концовке, но и она вполне имеет право на существование. И не зря «Коллектор» получил на Кинотавре две награды — за лучшую операторскую работу и за главную мужскую роль.

«Омерзительная восьмерка» («The Hateful Eight»)

Алиса ПономарёваЕще одна картина из разряда самых-самых, произведшая неизгладимое впечатление (а может, все дело в безвременной кончине персонажа Ченнинга Татума). Больше похожая на театральную постановку, «Омерзительная восьмерка» долго запрягает и медленно едет, но наблюдать за всеми этапами развития сюжета интересно в любой момент — те самые диалоги, те самые отношения между героями, то самое, тарантиновское кино.

Ольга Володина

Во-первых, спасибо огромное Квентину Тарантино за зрительский экспириенс: двухминутная увертюра, перерыв в середине фильма, 70 мм, почувствуй себя в пятидесятых.

Во-вторых, спасибо ему за отличнейший актерский состав — фильм, в котором все сидят в одной комнате и говорят, без хороших актеров провалился бы.

В-третьих, спасибо за то, что, решив было после утечки сценария не снимать «Восьмерку», он всё-таки передумал — мой киногод без «Восьмёрки» был бы куда беднее (нет, «Великолепная Семёрка» бы не спасла).

В-четвёртых — просто за то, что это прекрасное кино.

«По соображениям совести» (Hacksaw Ridge)

Ольга Белик

Мел Гибсон вернулся! После скандалов, интриг и расследований Мел снял очередное пронзительное кино на все ту же тему: что есть добро и зло, и работает ли непротивление злу насилием. Снял так, что теперь Эндрю Гарфилда аккуратно номинируют в разных премиях, а самому режиссеру простили все «сахарные титьки» и пускают на красные дорожки фестивалей и церемоний.

«По соображениям совести» удивляет дважды. Первый раз — когда ты понимаешь, что все это — не выдумка, а реальная история. Вот был же он такой, Десмонд Досс, который пошел на фронт, отказавшись при этом брать в руки оружие. Его считали трусом, но позже на поле боя в Окинаве он вынес 72 раненых товарища. Второй раз — когда сиропная пастораль живописания мирной жизни Десмонда переходит в кровь, кишки и мясо войны. Гибсон всегда был натуралистом, и здесь от своего стиля не отступил. Весь ужас, вся мерзость войны показаны им максимально убедительно. Грубая тупая мясорубка, в которой удивительным образом выжил человек без ружья.

Есть, правда, и третий момент, не для всех очевидный. Как воспринимать поступок Десмонда Досса? Кто он — настоящий верующий с крепостью и силой духа, чья вера прошла страшную проверку боем, или же человек в белой манишке, за которого другие делают всю грязную работу? В Америке Десмонд Досс безусловный герой, и Гибсон как режиссер ни разу не подвергает его героизм сомнению. Но просто Мел так хорошо и выпукло снял кино, что многое просачивается сквозь повествование. Это-то и прекрасно.

Владислав ПастернакЧестно говоря, относительно других фильмов Гибсона этот далеко не такой крутой. И монтаж в «Храбром сердце» круче, и картинка в «Страстях Христовых», и звук в «Апокалипто». Но Гибсон не снимал десять лет. Кино изменилось. Он вернулся в другую реальность. И снова показал всем, как надо. Невероятная, но реальная история человека, принципиально не бравшего в руки оружие — и отчаянно стремившегося на войну. Глаз, смотрящий из земли прямо в душу. Торс без рук и ног, которым солдат прикрывается от вражеского огня. Пол Верховен тоже вернулся после десятилетнего отсутствия. Но Мел Гибсон вернулся вернее.

«Поезд в Пусан» (부산행)

Владислав ПастернакВсю сознательную жизнь я мечтал поработать с корейской картиной, и судьба дала такую возможность, причем сразу это оказалась самая кассовая и прорывная корейская картина. Сплошным удовольствием было смотреть её на каннской ночной премьере, много адреналина пришлось потратить на переговоры, невероятно приятно было наблюдать за работой команды дубляжа. В общей сложности, пришлось только от начала до конца посмотреть фильм шесть раз — и каждый раз был, как первый. Если бы не пираты, несколько подпортившие результаты проката, было бы вообще идеально.

Петр ЗайцевКорейский кинематограф — это какой-то совершенно отдельный мир, из которого изредка на мировые экраны врываются удивительные картины и взрывают мозг всем зрителям. «Поезд в Пусан» — чуть ли не самый яркий пример такого фильма. Ну какому еще фильму про зомби могли бы рукоплескать на Каннском фестивале? Корейцы сделали очень интересную штуку — они совместили свой собственный загадочный менталитет и абсолютно понятные всему миру структурные решения голливудского блокбастера. В результате зрителям не очень понятны персонажи, пусть они и интересны, при этом предельно ясно всё, что вокруг них происходит. Уровень сопереживания зашкаливает, кассовые сборы бьют рекорды, а крупные студии бьются за права на ремейк в то время, как в Корее уже вовсю готовится сиквел. В российский прокат «Поезд в Пусан» вышел в отличном дубляже на русский язык и с гениальным слоганом «Остаться в живых или остаться человеком», полностью передающим смысл картины. Увы, многие любители скачивать кино из интернетов успели посмотреть «Поезд в Пусан» на смартфонах и ноутбуках до российской премьеры, вбив очередной гвоздь в крышку гроба независимого кинопроката в нашей стране.

«Стартрек: Бесконечность» (Star Trek Beyond)

Петр Зайцев

Джей Джей Абрамс после двух «Звёздных путей» ушел снимать «Звёздные войны», передав эстафету почётному «Форсаж-мейкеру» Джастину Лину. А сценарий третьего эпизода перезапуска «Стартрека» написал не кто-то, а сам Саймон Пегг. На мой взгляд, «Бесконечность» более близок по духу и визуальному решению к старым классическим фильмам об экипаже «Энтерпрайза», чем два фильма Абрамса. И именно поэтому, как мне кажется, не все зрители его поняли или приняли. Сцены в космосе поражают своими визуальными эффектами, а вот всё, что происходит на поверхности, снято так, как могло быть снято и 20−30 лет назад. Фильм кажется в чем-то слишком наивным, но я не понимаю, как можно не восхищаться этой атмосферой приключений и изучения неизведанного. Отличное продолжение франшизы, и единственная причина грустить — это то, что мы больше никогда не увидим Антона Ельчина в роли Павла Чехова…

Ольга Володина

После слишком мрачного и запутавшегося в собственном маркетинге второго «Стартрека» («нет, вы не знаете, кого играет Бенедикт Камбербатч!», «нет, это не Хан!») третий — это глоток свежего воздуха. Не уличного воздуха, а очень тщательно просчитанного и очищенного в лаборатории — недаром Саймон Пегг как главный фанат в Звёздном Флоте отвечает за сценарий, — но всё равно — свежего.

Да, подчас, как и в случае со «Звёздными войнами», слишком много приветов для поклонников — но я поклонник, я не буду за это ругать фильм. Я прослезилась, когда они рассказали о гибели посла Спока — понимая, что они это добавили после смерти Леонарда Нимоя. И когда Чехов (покойный Антон Ельчин) рассказывал, что виски-то на самом деле изобрели русские — как это делал Чехов в оригинальном сериале. И когда капитан Кирк поднимал бокал «за отсутствующих друзей» — как это делал и Кирк-Шэтнер, и капитан Пикар.

В общем, у меня от этого фильма было ощущение, что я дома. Это бесценное ощущение.

«Хороший мальчик»

Ксения Рудич

Про этот фильм я готова говорить бесконечно: в подтверждение этому пара материалов о том, как создавался фильм и мой разговор с режиссёром и исполнителем главной роли Семёном Трескуновым. И я тогда сразу сказала, что актёра с таким осознанным и взрослым отношением к профессии я не встречала давно. Семён это доказал, недавно написав потрясающе глубокий текст, который разошёлся по интернету на перепосты и цитаты.

Искренний, добрый, весёлый — не фильм, а сплошные достоинства. Оксана, получив проект в свои руки, привнесла в него не только ретро-стиль, но добавила современные танцы, ярких героев и необычную Москву. Умелая игра с жанром, стилем сделала фильм не просто авторским, но отличным образцом современного кино (и не только российского). Главный приз на Кинотавре это подтвердил. Кстати, фильм невероятно интересно пересматривать, я, например, уже посмотрела его не раз.

Петр Зайцев«Хороший мальчик» — это отличный пример того, как увлеченная идеей команда энтузиастов с горящими глазами может за очень небольшие деньги и вопреки любым трудностям снять прекрасное кино. О создании этой картины нам с Владиславом Пастернаком рассказывал продюсер Василий Соловьёв — почитайте, это действительно интересно. После просмотра мне «Хороший мальчик» во многом напомнил другой фильм про школьников с Константином Хабенским — «Географ глобус пропил», но в отличие от «Географа» здесь гораздо более светлая и оптимистичная история. Ну, а Семён Трескунов окончательно закрепил за собой статус юной кинозвезды. Хочется верить, что будущее российского кинематографа за такими фильмами, как «Хороший мальчик», и такими актёрами, как Семён Трескунов. Тогда есть надежда…

«Гордость и предубеждение и зомби» (Pride and prejudice and zombies)

Алиса Пономарёва

После того, как в нашу жизнь вошли «Ходячие мертвецы», зомби официально стали частью современной культуры. Будь то переложения Шекспира или Толстого, зомби уместны повсюду. Можно беседовать о любви и политике, перекладывая вилку из одной руки в другую, а потом так же спокойно обезвредить той же вилкой нескольких упырей. В обновленной истории Джейн Остин зомби тоже прижились как родные. Главное ведь, чтобы мистер Дарси был сдержанным брюнетом с горящим взором, остальное так, мелочи.

Владислав ПастернакЧто будет, если взять чей-нибудь портрет и пририсовать к нему усы? Оказывается, зависит от того, насколько талантливы будут такие усы исполнены. Именно это сделал Сет Грэм-Смит, взяв классический роман Джейн Остин, аккуратно вписав в оригинальный текст линию нашествия зомби. Текст получившейся таким образом книги был блистательно экранизирован Бёрром Стирсом, продюсировала, в числе прочих, Натали Портман, чей вкус и интеллект мало у кого вызывают сомнения. Результат — один из самых симпатичных и нестандартных фильмов года. Смотришь — вроде «Гордость и предубеждение». И тут вдруг — зомби! Круто же?

«Месть от кутюр» (The Dressmaker)

Алиса ПономарёваКогда вспоминаешь об этом фильме, плечи расправляются сами собой. История о женщине, которая потеряла все, потом снова обрела, потеряла вновь, обрела, потеряла, психанула, сожгла мосты и уехала в закат, оставляет неизгладимое впечатление. А если главные роли в этой истории исполняют Кейт Уинслет и Лиам Хэмcворт, если сама сценаристка (сценаристка!) описывает картину как «Непрощенного» со швейной машинкой, а в номинации на лучшие костюмы фильм обходит самого «Безумного Макса», то сомнений в том, что «Месть от кутюр» к просмотру и пересмотрам обязательна, не остается.

Ольга ВолодинаГероиня «Мести от кутюр» Тилли реализует мечту, которая хоть раз была у каждого из нас — вернуться и всем показать. Показать, какая ты стала крутая, какая красивая, чтобы все головы свернули, и чтоб мужики — штабелями, штабелями (вот сцена на игре — она ровно про это).

Только фильм, как и жизнь, немножко сложнее, чем эта мечта — и, конечно, Кейт Уинслет, умница, выносит на своих плечах и мечту, и разочарование от столкновения её с реальностью, и красивый и закономерный конец.

Швейная машинка — лучшее оружие мести, девочки.

«Нерв» (Nerve)

Владислав ПастернакДля меня в 2016 году «Нерв» выполнил функцию этаких «Сумерек» (которые в отечественном прокате шли до того, как началась массовая истерия, и потому смотрелись вполне комфортно). Фильм, от которого ничего особенного не ждешь. Романтика, атмосфера, фэнтези/фантастика, невозможно обаятельные актеры (нет, Паттинсон мне таким совсем не кажется — я про Кристен Стюарт, а в данном случае — про Эмму Робертс). Увы, фильм немножко испортился в кульминации — как и большинство фильмов, где в центре сюжета стоит что-нибудь компьютерное и нуждающееся во взломе — но это ничуть не испортило его главных достоинств. Великолепный визуальный ряд, монтаж, саундтрек. И Эмма Робертс в зеленом платье и кроссовках.

Петр ЗайцевЯ от «Нерва», снятого по очередной молодёжной книжке, которые мало чем отличаются друг от друга, не ожидал совершенно ничего. Тем приятнее было удивление, когда выяснилось, что это очень достойный технотриллер. Главное достоинство «Нерва» — в его непредсказуемости. В современных молодежных блокбастерах обычно все действия персонажей и события просчитываются на 15−20 минут вперед, здесь же всё не так просто — в фильме достаточно неожиданных и удивляющих сюжетных поворотов. Отдельно хочу сказать про красавицу Эмму Робертс — вот увидите, эта девочка себя ещё покажет так, что той же Дженнифер Лоуренс придётся подвинуться. Современное молодежное кино должно быть именно таким, как «Нерв», а не как бесконечные «Бегущие в лабиринте сумеречные дивергенты».

«Прибытие» (Arrival)

Ксения Рудич

Посмотревшие «Прибытие» разделились на два лагеря. Я принадлежу, как вы поняли к тем, кому фильм понравился. Доказательством этому пусть послужит моё состояние после просмотра фильма: хотелось остаться в зале, чтобы как можно дольше продлить состояние нахождения внутри картины. И даже когда я в итоге вышла из него, абсолютно не было желания разговаривать. Такое последний раз со мной было после «Чёрного лебедя». Такое ощущение, что твою личную вселенную взяли и перевернули.

Рассказывать о сюжете без спойлеров практически невозможно. Осознание случившегося происходит на последних минутах фильма, а может и позже. Фильм обманывает тебя раз за разом. И ты этому рад. Кино получилось о матери, о невероятно сложном жизненном выборе, о том, что время не так просто, как мы привыкли его видеть.

Надеюсь, когда-то увидеть сборник со всеми словами и предложениями, что мы увидели в фильме — мне было бы интересно «прочитать» и проанализировать их.

Владислав ПастернакСамое любопытное в этой картине — даже не сама картина (она безупречна), а то, как во время рекламной кампании все основные участники тянули одеяло на себя, пытаясь присвоить авторство. То ли сценарист предложил экранизировать рассказ, то ли ему предложили, то ли режиссер, то ли продюсеры, — разбираться в этом было едва ли не интереснее, чем в сюжете. Правда, в сюжете разобраться гораздо проще, но рассказать о его достоинствах без спойлеров ну ни как нельзя. Но интересно, что в 2016 году подобных проектов было минимум два: «Прибытие» — в кино, и «Мир дикого запада» — в сериалах. Растет, растет спрос на фантастику и всё умное и интересное!

«Специальный ночной выпуск» (Midnight Special)

Ксения Рудич

Один из фаворитов Берлинского кинофестиваля в моём личном топе. Николс раз за разом выдаёт отличное кино, Майкл Шеннон в очередной раз влюбляет в себя, история затягивает, ужасает, вызывает любопытство. И опять же ставит много вопросов. Джефф на пресс-конференции сказал, что задумался об идее подобного фильма после рождения собственного ребёнка. Так что это в полной мере история отца. Она очень личная, но при этом в ней чувствуется не только личность режиссёра, но и его профессиональные предпочтения — например, «Инопланетянин» Спилберга.

История нам напоминает о том, что в семье должен быть какой-то баланс — отец и мать наделены разными отношениями к ребёнку, но настоящим героем выступает посторонний, который просто решает поверить незнакомому мальчишке.

Ольга ВолодинаЕдинственный фильм из нашей подборки, который в российском прокате не был — и которого в прокате не будет. Сказать, что это вопиющая несправедливость, нельзя — это несправедливость привычная; также в российском прокате не было другого фильма Николса — прекраснейшей истории о взрослении «Мад», с которой начался «МакКонессанс» Мэттью МакКонехи. Давайте скрестим всё, чтобы хотя бы «Лавинг» дошёл.

Медитативная фантастика об особых способностях, секте, побеге от ФБР и о том, как вожно просто верить и помогать людям. Фантастика родом из 70-х годов — слушайте, это так редко бывает; я сходу разве что «Коробку» Келли вспомню.

Блестящий актерский состав: помяните мое слово, мы еще будем жить в мире, где у Майкла Шэннона, Джоэла Эдгертона и Адама Драйвера будет по «Оскару». Ну, и у Николса пусть тоже будет.

«Строго на запад» (Slow West)

Алиса Пономарёва

Майкл Фассбендер медленно едет по пустыне в ковбойской шляпе — такой сюжет.

Истории времен освоения Америки всегда отличались честностью, простотой и четкой постановкой целей. Когда ложишься спать, подложив под голову камень и изо всех сил стремишься сохранить кожу на голове, то думать о судьбах родины, дураках и дорогах как-то не с руки. Есть цель — иди к ней несмотря ни на что. Пусть медленно. Как Фассбендер.

Ксения Рудич

Мне кажется, что фильм должен был появиться в итоговом топе ещё год назад, но прокат не обманешь.

Чтобы проникнуться фильмом, надо понять, кто его снял — вестерн от шотландского режиссёра с шотландским же героем в главной роли. В итоге вестерн действительно получился немного slow — в нём больше внутренней борьбы героев, чем внешней (несмотря на обилие боёв). И боже, какой там прекрасный Фассбендер!

При том, что фильм победил в конкурсе «Сандэнса» и имеет 93% на «Томатах» — он очень тихо прошёл в российском прокате, так что я почти уверена, что многие его не смотрели (не удивительно — на 136 копий всего 6000 зрителей). Так что если вы ещё не — бегом смотреть. Ах да, там же ещё прекрасный Бен Мендельсон (но тут, думаю, выступит Оля).

Ольга ВолодинаВообще-то я совершенно свинским образом проголосовала за «Строго на Запад» еще в прошлом году (долистайте до открытых списков, там пруф!). За сказочность, инность, медитативность и чудеснейшие отдельные элементы (в том числе — шубу Бена Мендельсона). Но раз уж Ксюша призывает меня подать голос — призову и я вас срочно посмотреть кино про то, как серый волк ведет Ивана-царевича к далёкой царевне. Оно отличное. И то, что там делают Фассбендер, Мендельсон и юный Коди Смит-МакФи — это нечто.

«Телохранитель» (Maryland)

Алиса ПономарёваСюжет, конечно, не нов — знатная дама и ее телохранитель. Молчаливый здоровяк и хрупкая блондинка — ну кого этим можно удивить. Главный козырь «Телохранителя» — не кукольно красивая Дайана Крюгер и даже не могучая спина Маттиаса Шонартса, а то, что в кресле режиссера — женщина. Алис Винокур сказала, что снимала этот фильм именно под Шонартса, желая показать его так, как обычно мужчины показывают в кино желанных женщин. Украдкой бросая на них взгляды, подолгу наблюдая, сопереживая им и мечтая, чтобы те как можно дольше оставались рядом. Гипнотизирующее кино, что тут скажешь.

Ольга ВолодинаОдин из первых фильмов этого года запомнился не только странной и сильно упрощающей историю локализацией названия: фильм, получивший оргинальное имя «Мэриленд» от поместья, где всё происходит, в российском прокате стал простым «Телохранителем», а в американском — «Расстройством». Так вот, главное в фильме — не профессия Венсана, и не то, что и-за посттравматического расстройства у него слуховые галлюцинации (и, кажется, не только они). Главное в фильме — та эфемерность нашей жизни, которую передает Алис Винокур. Жизнь Джесси, которую охраняет Венсан, летит в тартарары со скоростью хорошего экспресса; жизнь Венсана сошла с колеи уже давно, но чем дальше — тем хуже. И эти мелочи, определяющие саму возможность жить в обществе или вне его — вот за что хватаются герои. И «Мэриленд» там такой же далекий от настоящего Мэриленда, как они — от жизни.

«Хардкор»

Ольга БеликЭтот фильм ждали так долго, что был риск ожиданий наших не оправдать. По сути, Илья Найшуллер снял все тот же клип BadMotherfucker — его расширенную, так сказать, версию. Для первой полноценной картины это свежо и оригинально: снять шутер от первого лица с блэкджеком и шлюхами Данилой Козловским и Шарлто Копли. Этакий новый киноязык, с которым надо начинать работать и шлифовать его — и вот Найшуллер начал. Козловский здесь сыграл свою первую злодейскую роль, Копли блистал в калейдоскопе образов и сделал фильм. «Хардкор» — одна из немногих наших картин, получившая полноценное внимание в мире. После фильма Найшуллер снял еще один клип в похожей стилистике (FalseAlarm для группы TheWeeknd) — будет жаль, если режиссер так и не выйдет за рамки освоенного приема.

Владислав ПастернакНа мой взыскательный вкус, в нашем топе нынче есть фильм с большим дефектом. Это как раз «Хардкор». Это во всех отношениях прорывная вещь — тут есть звезда «Района № 9», тут есть потрясающий технический приём с субъективной камерой, тут все стреляет и взрывается почти ежесекундно. Но есть одна проблема — называется «сценарий». Мне совершенно безразличны многочисленные камео, перекрашенный в альбиноса Козловский и прочие штучки-дрючки, сделанные лишь для того, чтобы сделать. В прорывном с точки зрения киноязыка проекте должна быть главная деталь — называется «сценарий». Но именно сценарий в «Хардкоре» второсортен, и потому фильм не стал чем-то большим, нежели занятный музейный экспонат. Ничего нового или важного мы из фильма не узнали, катарсиса не получили. А могло бы быть кино, сравнимое с тем же «Районом № 9». Однако «Хардкор» непременно будут показывать в киношколах, потому что у него масса достоинств — и этим уже можно гордиться.


Следующий фильм бы обязательно попал в наш топ следующего года, если бы не успел вскочить на подножу этого и получить специальное упоминание.

Специальное упоминание: «Ла-Ла Ленд» (La La Land)

Ксения Рудич

Последний фильм, который я посмотрела в этом году, оказался неожиданно лучшим! И пусть в прокат он выходит только 12 января, но не отметить его уже сейчас, и ждать целый год, я не могу. Простая история — Он и Она на фоне голливудских холмов. Он — джаз-музыкант, который не хочет верить, что его любимая музыка умирает. Она — начинающая актриса, работающая баристой в кофейне. Они встречаются на вечеринке, поют песню про то, какая прекрасная ночь тратится не на тех людей, и расстаются. Но их тянет друг к другу — и вот уже они смотрят кино и медленно их пальцы переплетаются вместе. Потом он будет убеждать её попробовать себя в написании пьесы, а она — спорить с ним о названии джаз-бара его мечты. Его карьера вскоре пойдёт в гору, правда, не совсем так, как он об этом мечтал, и она не сможет его простить за предательство мечты. Что будет дальше — надо смотреть, я и так вам слишком много рассказала.

Фильм и о любви, и о мечтах, и о выборе. Но многие не видят второго слоя — мы любим чаще всего не конкретного человека, а его образ. И именно этот образ когда-то откроет бар или станет известной актрисой. А когда образ пропадает, любимый человек изменяет мечте, кажется, что вместе с мечтой он предал и тебя. Это самый пронзительный фильм в этом году (после «Разрушения» и «Это всего лишь конец света»). Они все напоминают нам о том, что в конечном итоге все мировые проблемы не важны, если ты, конкретно ты, несчастлив. Что надо быть честным с самим собой и с любимыми людьми. Что сделать выбор всегда сложно, но неизвестно, какой из вариантов развития событий сделает тебя счастливее. Поэтому, кстати, это кино о том, что не надо ни о чём жалеть — тем более о сильных чувствах, которые изменили твою жизнь.


Следующие два фильма вызвали в редакции раскол, разброд и шатания.

«Под покровом ночи» (Nocturnal Animals)

Ксения Рудич

Стильно, точно, пронзительно. Второй фильм Тома Форда, уже снявшего «Одинокого мужчину», получился об одинокой женщине. Да и название «Ночные животные» подходит ему больше, чем «Под покровом ночи». Потому что в фильме действительно много «животного». Начиная даже с открывающей сцены. А ещё в бессмысленном насилии (физическом и моральном), в том, что мы похожи на своих родителей больше, чем хотелось бы.

Но и человеческого там немало — в умении жертвовать собой, идти до конца, в желании ни в коем случае не хоронить прошлое и возвращаться к нему. Каждый герой тут на своём месте, в картинке нет ни одного лишнего кадра. Фильм погружает тебя в свою двойную вселенную, запутывает как паук в паутине.

Фильм бьёт по больным точкам — у каждого они свои, поэтому не удивительно, что кому-то он нравится, а кому-то нет. Тут дело в личном опыте и в том, ударил тебя фильм или нет.

Ольга Володина

Знаете, есть такие люди, которые очень любят слушать звук собственного голоса — и говорить умные слова. И вот рассказывают они тебе что-то по их мнению умное и возвышенное, а у тебя ощущение, что они сами не понимают и половины того, что и зачем говорят. Не говоря уж о том, что-то же самое можно сказать за две минуты вместо двух часов. Высказывание уровня «уделяйте внимание близким» не требует двухчасовой речи.

Вот и у Тома Форда так же. Финтифлюшка на финтифлюшке, и музыка-то вычурная, и цветовая гамма умереть не встать, и Шеймас МакГарви снимает с подвывертом, когда каждый кадр произведение современного искусства — и так и подается; идеальные наряды и макияж, да и вообще все персонажи — красивые до одури. Две реальные временные линии (Сьюзен сейчас и Сьюзен в первом браке) и одна придуманная (книга Эдварда); многозначительные паузы; каждая реплика вроде как несет двойной смысл — иначе зачем с таким пафосом проговаривается.

И пустое все внутри, как оловянный чайник: стукнешь — только звон и услышишь. Посыл там и иносказания — уровня примерно школьного утренника. О боже, первый муж пишет жене, что он-то с ней справился, но она его убила — а она не понимает этого, ей кажется, что это вовсе не про то книжка, какой она монстр. И не поймет. И потому за то, что она сломала ему жизнь, он заставит её три часа ждать в ресторане.

Господиииии.

«Отряд Самоубийц» (Suicide Squad)

Алиса Пономарёва

Мы уже не раз писали о том, как переругались из-за этого фильма. Повторять это было бы бессмысленно, а приводить аргументацию по пунктам уже не хочется — все равно каждый останется при своем мнении.

«Отряд самоубийц» — это как любовь с первого взгляда. Либо тебе нравится, и нравится так сильно, что ты совершенно не слышишь доводов против и думаешь только о том, как бы увидеть объект любви еще раз, а потом часами обсуждать его с подружками и пересматривать фотографии.

Либо — не нравится. И не нравится настолько, что ты с пеной у рта доказываешь, какой же это бесполезный и уродливый кусок мусора, и как он вообще может нравиться, нет, ну вы только посмотрите, это же ни в какие ворота.

Но все мы люди взрослые и каждый, к счастью, может любить то, что ему нравится и не перед кем за это ответ не держать.

Петр Зайцев

Немного разочарую Алису и не стану доказывать, какой бесполезный кусок мусора этот ваш «Отряд самоубийц». Просто скажу, что я ждал прорывного кино, а получил нелепую жертву продюсерских метаний. Историю про то, как Дэвид Эйр якобы снял один фильм, маркетологи из отснятого материала смонтировали другой фильм, а в прокат выпустили микс из двух этих версий, слышали уже, наверное, все, кто хоть немного интересуется этой темой. Как оно там было на самом деле, мы, наверное, никогда не узнаем. О своих многочисленных претензиях к тому, что получилось, я уже высказывался в нашем сборном материале, где редакция подробно разбирала «Отряд самоубийц» по косточкам. Если коротко — очень красивая картинка и крутой визуальный стиль, безумно идиотский сценарий и вызывающий недоумение монтаж. Извините, но мне было очень скучно. И пересматривать это кино я не захочу, наверное, никогда. Вся надежда теперь на «Бэтмена» Бена Аффлека…


А вот эти фильмы уже никакого разброда не вызвали. Страдали все.

«Алиса в Зазеркалье» (Alice Through the Looking Glass)

Алиса Пономарёва

Меня зовут Алиса. По прекрасному совпадению я родилась в один день с Льюисом Кэрролом. Поэтому все истории, все мультфильмы, экранизации и даже раскраски по «Алисе в Стране чудес» я воспринимаю близко к сердцу. Мне всегда хочется, чтобы приключения Алисы в Стране чудес и в Зазеркалье были прекрасными и удивительными, чтобы сердце замирало от красоты и удивления, а сами истории запоминались надолго и делали мир лучше. Ну или на них просто было приятно смотреть.

В этот раз не вышло.

Ольга Володина

Ругая новый фильм с Джонни Деппом, кажется, что ругаешь котенка, который очередной раз изодрал обои, а при этом понимать, что так делать нельзя, отказывается. Вот та же фигня с Джонни Деппом — сколько лет уже идет стон, что Джонни подменяет актёрскую игру вычурным гримом и цирковыми манерами и ужимками, а Джонни всё едино. Да, он попытался сыграть серьезную роль у Купера в «Чёрной мессе» — и всё равно в итоге спрятался за сильным гримом.

Хотя, наверное, слишком жестоко валить неудачу фильма на одного Деппа; он там, конечно, худшее, но и без него фильм бы не выплыл. Дело в том, что картина Тима Бёртона была вполне себе законченным произведением; а жаждущая прибылей студия решила делать продолжение — которое, в общем-то, никому особенно не было нужно.

Ну, результат — в кассе.

«Союзники» (Allied)

Ольга БеликОни познакомились на войне, оба были шпионами, влюбились друг в друга, женились, а потом выяснилось, что кто-то из них работает на нацистов. Все было бы прекрасно, если бы не БрэдПитт в кастинге. Сразу же все вспомнили про «Мистера и миссис Смит» — и совершенно непонятно, зачем Брэду нужно было в этом сниматься, да и вообще зачем это нужно было снимать. И даже наличие Роберта Земекиса в режиссерах не спасло картину (а, может, именно это и погубило). У Земекиса получилась какая-то вымороченная глянцевая история без любви и химии, с завтраками на траве возле подбитых мессершмиттов и гламурными нарядами в Касабланке. Можно было бы представить, что режиссер делал комикс или постмодернизм в духе «Небесного капитана и Мира будущего», но нет — в фильме все очень серьезно. БрэдПитт за все кино меняет два выражения лица, бедняжка Марион пытается тащить всё на себе, но терпит фиаско. В итоге в финале никого не жалко, кроме разве что себя и своего времени. Вспоминаешь «Назад в будущее» и натурально плачешь, думаю — что вот же бывает страшное, когда Боженька забирает у человека талант, эх.

Ксения Рудич

Мне было смешно весь фильм, хотя должно было бы быть наоборот — фильм о войне всё же. Но обколотый ботоксом Брэд Питт, ненатуральные съёмки натуры, ужасные диалоги, которые предугадываешь за 5 минут до и такие же «неожиданные» сюжетные ходы. Единственно прекрасное в этом фильме — наряды Марион, но тут работала Джоанна Джонстон, так что претензий быть не может.

Земекис, как мне кажется, заигрался в сказки, а потому реально драмы у него не вышло, да и не могло. Фильм, в котором женщина обладает характером и силой, которой не обладает её мужчина. То есть понятно, почему он её полюбил, но не очень понятно, почему она — его.

Интриги нет, интересных характеров нет, игры актёров нет — фильма нет. Ах, и я считаю, что вообще говорить о фильме в хорошем ключе, когда его герои устраивают пикник на фоне рухнувшего самолёта врага — это моветон.

«Пятая волна» (The 5th Wave)

Петр Зайцев

Я выше писал о том, что молодежное кино должно быть таким, как «Нерв». Потому что оно не должно никогда и ни при каких обстоятельствах быть таким, как «Пятая волна». Это какой-то фильм-фейспалм, чудовищный набор всевозможных штампов и заимствований, слепленный в нелепую кашу и не имеющий никакого смысла. Первая мысль после просмотра «Пятой волны» — такое кино нужно запрещать. Не потому, что оно какое-то вредное или пропагандирует какие-то неугодные идеи, а потому, что оно запредельно плохое. Идиотский сюжет, тупые диалоги, скучные персонажи и абсолютно никакая Хлоя Грейс Морец в главной роли. Я очень люблю Хлою в образе Убивашки. Она была неплоха во «Впусти меня», и ей удалась даже роль проститутки в «Великом уравнителе», но на Хлою в «Пятой волне» невозможно было смотреть без слёз… Давайте уже забудем про это всё, как про страшный сон, пожалуйста.

Владислав ПастернакСвято место пусто не бывает. С завершением «Сумерек» и «Голодных игр» освободилось вакантное место фантастической молодежной франшизы, и туда ринулись все кому не лень. «Прекрасные создания» были симпатичные, но никого с ума не свели, «Дивергент» не выдержал и на третьей серии провалился в прокате, «Бегущий в лабиринте» сломал ногу на съемках. Пятая же волна сразу родилась умственно отсталой, и тем страшнее и печальнее было видеть, как она отчаянно цепляется за жизнь, суча ложноножками и тыкаясь в стены безглазой головой. Нет бы Хлое Морец сделать небольшой перерыв в карьере, хотя бы на то время, пока устаканится внешность. Нет бы её агенту внимательнее читать материал, а не просто смотреть на формальные рыночные критерии. Нет бы студии не плодить мутантов, не глядя смешивая в реторте разные жидкие субстанции. Но иногда такие вот уродцы все же появляются на свет. К счастью, мучаются они недолго и быстро забываются.


Личные итоговые списки каждого из авторов

Лучшие фильмы

Автор

Лучшие фильмы проката Дополнительная пятерка
Ольга Белик «Выживший»
«Игра на понижение»
«Девушка из Дании»
«Дэдпул»
«Зверополис»
«Хардкор»
«Экипаж»
«Первый мститель: Противостояние»
«Варкрафт»
«Разрушение»
«Отряд самоубийц»
«Дуэлянт»
«Коллектор»
«Прибытие»
«Фантастические твари и где они обитают»
«По соображениям совести»
«Поезд в Пусан»
«Моана»
«Под покровом ночи»
«Изгой-один: Звездные войны. Истории»
Петр Зайцев «Стив Джобс»
«Выживший»
«Омерзительная восьмерка»
«Зверополис»
«Книга джунглей»
«Экипаж»
«Стартрек: Бесконечность»
«Светская жизнь»
«Пит и его дракон»
«Полный расколбас»
«Сноуден»
«Нерв»
«Дуэлянт»
«Коллектор»
«Ледокол»
«Доктор Стрэндж»
«Хороший мальчик»
«По соображениям совести»
«Поезд в Пусан»
«Изгой-один: Звёздные войны. Истории»
Ольга Володина «Омерзительная восьмерка»
«Дэдпул»
«Зверополис»
«Экипаж»
«Дуэлянт»
«Изгой-Один: Звездные войны. Истории»
«Стартрек: Бесконечность»
«Месть от кутюр»
«Телохранитель»
«Большой всплеск»
«В центре внимания»
«Война против всех»
«Джейн берёт ружьё»
«Кубо: легенда о самурае»
«Любой ценой»
«Любовь и дружба»
«Первый мститель: противостояние»
«Расплата»
«Славные парни»
«Высотка»
«Специальный ночной выпуск»
«Флоренс Фостер Дженкинс»
«Синг Стрит»
«Зеленая комната»
«План Мэгги»
Ксения Рудич «Зверополис»
«Выживший»
«Строго на запад»
«Громче чем бомбы»
«В центре внимания»
«Трамбо»
«Зверополис»
«Приходит дракон»
«Славные парни»
«Разрушение»

«Стартрек: Бесконечность»
«Светская жизнь»
«Любовь и дружба»
«Коллектор»
«Это всего лишь конец света»
«Доктор Стрэндж»
«Хороший мальчик»
«Прибытие»
«Под покровом ночи»
«Изгой-Один: Звёздные войны: Истории»
«Операция «Антропоид»
«Специальный ночной выпуск»
«Нулевые дни»
«Возмущение»
Владислав Пастернак «Выживший»
«В центре внимания»
«Гордость и предубеждение и зомби»
«Зверополис»
«Экипаж»
«Хардкор»
«Гений»
«Равные»
«Неоновый демон»
«Не дыши»
«Служанка»
«Морган»
«Нерв»
«Дом странных детей мисс Перегрин»
«Ледокол»
«В лучах солнца»
«Хороший мальчик»
«Прибытие»
«По соображениям совести»
«Поезд в Пусан»
«Жесть» (Grave)
«Лавинг»
«Два любовника и медведь» (Two Lovers and a Bear)
«Последнее лицо» (The Last Face)
«Стон» (The Wailing)
Алиса Пономарева «Дэдпул»
«Омерзительная восьмерка»
«Гордость и предубеждение и зомби»
«Месть от кутюр»
«Строго на Запад»
«Телохранитель»
«В активном поиске»
«Варкрафт»
«Крид: Наследие Рокки»
«Мой король»
«Равные»
«Очень плохие мамочки»
«Парни со стволами»
«Свадебный угар»
«Сестры»
«Финансовый монстр»
«Эдди «Орёл»
«Отряд Самоубийц»
«Бэтмен против Супермена: на заре справедливости»
«Киану»

Худшие фильмы

Автор

Худшие фильмы
Ольга Белик «СуперБобровы»
«Бэтмен против Супермена: на заре справедливости»
«Алиса в Зазеркалье»
«Дом странных детей мисс Перегрин»
«Союзники»
Петр Зайцев «5-я волна»
«Алиса в Зазеркалье»
«Отряд самоубийц»
«28 панфиловцев»
«Союзники»
Ольга Володина «Союзники»
«Алиса в Зазеркалье»
«Angry Birds в кино»
«Бен-Гур»
«Идеальный самец 2»
«Тарзан. Легенда»
«Человек — швейцарский нож»
«Под покровом ночи»
«Прибытие»
«Выживший»
Ксения Рудич «Союзники»
«Отряд самоубийц»
«Высотка»
«Первый Мститель: Противостояние»
«Статус: Свободен»
«День Выборов 2»
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
«Лайф»
«Дом странных детей мисс Перегрин»
«Девушка в поезде»
Владислав Пастернак «Холодный фронт»
«5-я волна»
«Ночные стражи»
«Контрибуция»
«Кловерфилд, 10»
«Джульетта»
«Двое во вселенной»
«Джейсон Борн»
«Дама Пик»
«Неизвестная»
Алиса Пономарева «Алиса в Зазеркалье»
«Большой и добрый великан»
«Джой»
«Зачинщики»
«Капитан Фантастик»
«Дивергент, глава 3: За стеной»
«Судная ночь 3»
«Игра на понижение»
«Под покровом ночи»
«Славные парни»