Кинорулетка: Милосердие
30 декабря 2016
Рекомендуем фильмы для просмотра — по теме случайно выбранного слова. Сами придумали, сами играем!
Каждую неделю мы играем сами с собой в простую игру:
- случайным образом, с помощью генератора случайных слов выбираем тему рулетки,
- вспоминаем все фильмы, которые у нас ассоциируются с данным словом и которые бы мы хотели посоветовать посмотреть нашим читателям,
- пытаемся соблюсти два простых правила — фильмы не должны повторяться (а ведь уже вышло 40 выпусков кинорулетки!) и должны быть не менее чем трехлетней давности.
В этот раз нам выпало слово МИЛОСЕРДИЕ. Тематичненько так, перед новым-то годом!
Да, в новом году Рулетка к вам вернется уже обновленной — готовим сюрприз!
«Перекрёсток Миллера» (Miller’s Crossing, 1990)
Режиссёры: Джоэл и Итан Коэны
В ролях: Гэбриел Бирн, Джон Туртурро, Альберт Финни, Стив Бушеми
О чём: наша любимая тема сухого закона! Том Рейган стоит между двумя бандами преступников, которые готовы в любой момент начать войну. Сможет ли он удержать этот баланс, ведь проблемы рано или поздно настигнут его!
Милосердие: Том — абсолютный антигерой — аморальный, эгоистичный, сможет ли он в нужный момент проявить милосердие?
Почему: «дружба, характер и этика» — три столпа, на которых строится фильм. Братья Коэны в своём, наверное, самом серьёзном фильме размышляют именно об этом — как совместить время и личность, где проходит граница морали, и кто её устанавливает. Неонуар, Великая депрессия, антигерой, гангстерская история с уходом в психологическую драму — убийственный коктейль! Фильм не зря вошёл в сотню лучших фильмов всех времён по версии журнала Time.
«Унесённые призраками» (Sen to Chihiro no kamikakushi, 2001)
Режиссёр: Хаяо Миядзаки
Роли озвучивали: Руми Хираги, Ирино Мию, Мари Нацуки, Такаси Найто
О чём: Тихиро вместе с родителями по пути в новый дом случайно попадает в мир духов. Пиршество, которое увлекает родителей, превращает их в свиней, и теперь Тихиро надо служить у злой колдуньи Юбабы, чтобы освободить их.
Милосердие: испытание на милосердие предстоит всем персонажам фильма — Тихиро, колдунье Юбабе, её сестре Дзэнибе, Хаку, Безликому.
Почему: потому что это очередной шедевр анимации, истории, героев, красоты мира и необычных мифов от Хаяо Миядзаки. Для меня именно этот мультфильм стал первым в знакомстве с великим аниматором, а потому он всегда будет особенным. Но что говорить — оценила его не только я — на Берлинском фестивале в 2002 году главную награду дали! Наверное, этот фильм надо просто смотреть и чувствовать.
«Хоббит» (The Hobbit, 2012-2014)
Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Энди Серкис, Бенедикт Камбербатч, Орландо Блум, Эванджелин Лилли, Люк Эванс, Ли Пейс, Кристофер Ли, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг
О чём: волшебник Гэндальф Серый подталкивает простого хоббита Бильбо Бэггинса отправиться в нежданное путешествие с компанией гномов, стремящихся вернуть свой дом и своё золото. Бильбо даже не догадывается, что закончится эта история кровопролитной Битвой пяти воинств…
Милосердие: жалость и милосердие остановили Бильбо от убийства Голлума, и этот поступок сыграл решающую роль в истории Кольца Власти.
Почему: тема милосердия — безусловно, одна из ключевых в «Хоббите» и «Властелине Колец» Толкина, и Питер Джексон бережно сохранил её в экранизациях. По-хорошему, мне стоило бы говорить здесь сразу об обеих трилогиях, но про «Властелина Колец» мы уже писали в нашей Рулетке, поэтому формально сегодня речь идёт о «Хоббите». Именно в «Хоббите» Бильбо встречается с Голлумом, получает Кольцо Власти и сохраняет Голлуму жизнь.
Спустя годы Фродо скажет Гэндальфу, как жалеет о том, что Бильбо не убил Голлума. На что Гэндальф ответит: «Жаль, говоришь? Верно! Именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие. У него не было нужды убивать, и он сжалился. И был вознагражден сторицей, Фродо. Будь уверен: Бильбо отделался так легко и сумел в конце концов освободиться только потому, что его история с Кольцом началась именно таким образом» («Властелин Колец», перевод Марии Каменкович и Валерия Каррика). Милосердие Бильбо оказывается судьбоносным — если бы он не оставил Голлума в живых, события на Горе Судьбы обернулись бы катастрофой и Кольцо не было бы уничтожено. Таким образом, спасение всего мира происходит благодаря милосердию и прощению.
Вот что сам Толкин писал об этом в одном из своих писем в 1956 году:
В данном случае миссия увенчалась победой, потому что благодаря жалости, милосердию и прощению обид возникла ситуация, в которой все было исправлено, а несчастье — предотвращено. Гэндальф явно это предвидел. <…> Разумеется, он вовсе не имел в виду, что надо быть милосердными, потому что оно может пригодиться впоследствии — тогда это уже не будет милосердие или жалость, ведь они на самом деле присутствуют только там, где противоречат здравому смыслу. Планировать — не нам! Но нас убеждают, что нам самим должно проявлять непомерное великодушие, если сами мы уповаем на непомерное великодушие, выраженное в том, что нам самую малость облегчат последствия наших собственных сумасбродств и заблуждений — или вообще от них избавят. А такое милосердие в этой жизни порою случается.
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Режиссёр: Станислав Говорухин
В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Наталья Фатеева, Леонид Куравлёв, Светлана Светличная, Александр Белявский, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян
О чём: закончилась Великая отечественная война, но нет покоя жителям столицы — опытный оперативник Глеб Жеглов и бывший фронтовик Володя Шарапов выслеживают опасную и загадочную банду «Чёрная кошка»…
Милосердие: мини-сериал снят по книге Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Экранизация должна была называться так же, как и книга, но по требованию чиновников, заведующих советской кинематографией, которым не нравилось «несоветское» слово «милосердие», название сериала было изменено.
Почему: потому что «Место встречи…» — один из лучших советских киносериалов, потому что Жеглов — это совершенно легендарная роль Владимира Высоцкого, потому что сериал разошелся на цитаты и укоренился в народном творчестве. А ещё потому, что он до сих пор не потерял своей актуальности. Эра милосердия, о надежде на которую говорили авторы, так и не наступила. Да и правоохранительные органы нынче мало похожи на те, которые были описаны в книге и сериале. И, честно говоря, если тогда казалось, что человечество стоит на пороге Эры милосердия, то сейчас уже кажется, что она не наступит никогда. Но чтобы окончательно не потерять веру в победу милосердия, доброты и мудрости, нужно обязательно периодически пересматривать «Место встречи…».
— Я и не предлагаю ждать, — пожимал круглыми плечами Михал Михалыч. — Я хотел только сказать, что, по моему глубокому убеждению, в нашей стране окончательная победа над преступностью будет одержана не карательными органами, а естественным ходом нашей жизни, ее экономическим развитием. А главное — моралью нашего общества, милосердием и гуманизмом наших людей. <…> У одного африканского племени отличная от нашей система летосчисления. По их календарю сейчас на земле — Эра Милосердия. И кто знает, может быть, именно они правы и сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями…
(«Эра милосердия», братья Вайнеры)
«Квант милосердия» (Quantum of Solace, 2008)
Режиссёр: Марк Форстер
В ролях: Дэниэл Крейг, Ольга Куриленко, Джуди Денч, Матье Амальрик
О чём: агент 007, международные террористы, красивые девушки, смертельные погони, машины, пистолеты, мартини, «смешать, но не взбалтывать» — сюжет любого из фильмов о Бонде пересказать можно почти одинаково.
Милосердие: локализация сыграла немного злую шутку с героями. Там, где собственно Бонд надеется на «solace» — утешение (у него всё плохо, у него больше нет Веспер), ему не до милосердия — ну разве что милосердно оставит медленно умирать кого.
Почему: самый, наверное, раскритикованный из новых бондовских фильмов. Марку Форстеру очень не повезло снимать фильм сразу за крышесносным «Казино «Рояль», так что и блестящий монтаж, и очень изобретательные трюковые сцены остались недохваленными — а жаль. Если смотрели тогда — то пересмотрите сейчас; совершенно иное впечатление может быть, если сравнивать с тем же «Спектром».
Да, и Джемма Артертон — лучшая из девушек нового Бонда (после, конечно, Евы Грин). Строберри Филдз, вы подумайте только.
«Ноэль» (Noel, 2004)
Режиссёр: Чазз Палминтери
В ролях: Сьюзен Сарандон, Пенелопа Круз, Пол Уокер, Робин Уильямс, Алан Аркин
О чём: рождественская история о не связанных между собой людях, которые, конечно же, встретятся и помогут друг другу. Роуз (Сарандон) ухаживает за больной матерью, Нина (Круз) и Майк (Уокер) ссорятся из-за его ревности, пожилой официант (Аркин) ищет на улице свою покойную жену (в метафизическом, слава богу, смысле).
Милосердие: надо быть милосерднее друг к другу, но при этом не забывать о том, что у тебя всего лишь одна жизнь — учит героиню Сарандон незнакомец, которого сыграл Робин Уильямс.
Почему: режиссёрский дебют (и единственный фильм) актера Палминтери — этакая рождественская безделица, призванная сначала немножко встревожить, а потом так же успокоить. Главный плюс — отличный актерский состав; в главной пятерке — четыре обладателя «Оскара» (Сарандон, Круз, Аркин и Уильмс), потому на них можно положиться.
В любом случае — это милая история на каникулы, рассказывающая, что всё у нас будет хорошо. У всех. С Новым Годом!