Ольга Володина: «Я не очень верю в кино без зрителя»

8 января 2017

Вот и подходит к концу наш новогодний проект «Интервью с редакцией». Кто, как и почему делает Синемафию тем, что она есть — читайте в наших интервью!

Уверены, что вы узнали о нас много нового и интересного, уже написали нам свои тестовые задания (если в не в курсе что это такое — ищите инструкцию в конце интервью), и готовы в новом году смотреть, читать, писать, спорить. Ведь кино будет ещё больше и интереснее. Кстати, что смотреть в новом 2017 году — читайте скоро в нашем обзоре. А пока — вернёмся к интервью.

Если начинали мы наш проект с главного редактора в роли интервьюера, то сегодня Ольга Володина сама отвечает на вопросы Петра Зайцева.


— Традиционный вопрос: с чего началось твоё увлечение кинематографом?

— Мне было 9 лет: дом отдыха на Валдае, август, постоянный дождь, и кроме ежедневных показов кино в видеосалоне делать было нечего. За этот месяц я посмотрела столько же фильмов, сколько за всю жизнь до этого, и, главное — я посмотрела пятый эпизод «Звездных войн». И вот тут-то я и пропала. Я не смотрела до этого четвертый, я не знала, что есть шестой, но пятый мне очень понравился. После этого я стала более-менее постоянно смотреть кино, и мне очень повезло, что я практически не смотрела фильмы в переводе, все — в оригинале с субтитрами. Это мне очень помогло полюбить кино. Благодаря кино я, кстати, выучила английский язык, потому что в школе у меня был французский. На день рождения в 13 лет мне подарили огромный словарь Larousse о кинематографе. Я его открыла и начала прямо по нему смотреть фильмы. У меня нет профильного образования, хотя я слушала несколько курсов по киноведению. Ну и я много читаю о кино, подписана на какое-то нереальное количество журналов про кино. Дальше я поддерживаю свой любительский статус, как говорила Рэйчел в «Друзьях», чтобы участвовать в олимпиаде. Так что я просто смотрю кино и просто его люблю.

— А как ты начала сама писать про кино?

— Про кино я начала писать, когда у меня появился ЖЖ. Для меня был способ зафиксировать, что и когда я смотрела, и какое у меня было первое впечатление от фильма.

— Раз уж мы вспомнили о Живом Журнале: что означало число 20 в твоем никнейме в ЖЖ (ov-20)?

— Это очень смешно, потому что я регистрировала почту на Яндексе в 2000 году и хотела сделать адрес ov-2000 (ov — это инициалы). Но ov-2000 был занят, и я попробовала откинуть две цифры — получилось ov-20. Я регистрировала ник в 2000 году, мне было 20 — так что получилось очень символично.

— Кино для тебя — это больше искусство или энтертеймент?

— Кино для меня — это прежде всего развлекательное искусство. Я не очень верю в кино без зрителя. Снять кино и никому его не показывать — это для меня немного странная идея. Так что, как и большинство современных видов искусства, это искусство не сакральное, не религиозное и настроенное на небольшую группу людей, а нацеленное на то, чтобы развлекать в первую очередь.

— Если бы тебе довелось участвовать в создании фильма, кем бы ты себя видела?

— Я точно не технический специалист, потому что у меня нет соответствующего образования, и я боюсь, что это слишком для меня сложно. Наверное, я и не сценарист, потому что у меня нет сейчас истории, которую я хотела бы всем рассказать. Возможно, разве что адаптация. Я не продюсер, потому что продюсирование фильма мне кажется очень жестокой профессией, когда есть высказывание и его нужно как-то резать, чтобы донести до публики. Хочется, конечно, сказать, что режиссер — но куда мне в режиссеры? Так что, наверное, какая-то работа на студии, продвижение фильмов. Или же разработка адаптированных сценариев — у меня нет своих историй, но чужих я знаю много.

— И что бы ты адаптировала?

— Я очень люблю историю. Я бы адаптировала какие-нибудь исторические события. Я до сих пор переживаю, что у нас нет каких-то интересных кинофильмов о нашей средневековой истории. Да простят меня авторы еще не виденного «Викинга» и фильма «Ярослав. Тысячу лет назад», но этого мало. Мне было бы безумно интересно показать историю декабристов с другой точки зрения. Не с точки зрения декабристов, как «Звезда пленительного счастья», а с точки зрения именно Николая I или, возможно, Константина. Продажа Аляски — настоящий триллер. С новыми технологиями можно сделать очень многое, допустим, про экспедицию Беринга.

— То есть ты бы адаптировала не художественные произведения, а именно исторические события?

— Мне кажется, что исторические события могут быть интереснее на данный момент. Я бы адаптировала и книги, но с книгами очень сложно. Когда ты читаешь художественную книгу, у тебя есть очень четкое представление в голове, как всё происходит. И я по себе знаю, что это очень часто не совпадает с тем, что происходит в голове у другого читателя. Поэтому адаптация художественной литературы — это всегда урезание того потенциала, который был у книги. А адаптация истории — это твоя точка зрения. Историю это не меняет. А книгу, возможно, кто-то из-за меня не прочтёт. И это будет грустно.

— Получается, что твой любимый жанр — это историческое кино?

— Я люблю историческое кино. Я очень люблю фантастику. Я люблю фэнтези, детективы, триллеры… Я очень много всего люблю. Но я не люблю так называемые kitchen sink dramas. Такое сандэнсовское кино — всё плохо, давайте запремся на наших маленьких кухоньках и будем плакать над нашей печальной судьбой. Всё остальное люблю, я всеядна. И я очень благодарный зритель.

— Дурацкий вопрос, но я его всё-таки задам. Какой твой самый любимый фильм и есть ли он вообще?

— Фильм, который я смотрела больше всего раз, это как раз пятый эпизод «Звездных войн». На втором месте, наверное, «Бегущий по лезвию», его я смотрела в разных версиях. Фильмы, который я пересматриваю всегда, когда мне не очень хорошо — это две комедии: «Убийство в Гросс-Пойнте» с Джоном Кьюсаком 1997 года и «200 сигарет», новогодний фильм с Кейси Аффлеком. Совсем любимый, который я возьму с собой на необитаемый остров — это, наверное, пятый эпизод.

— Дружишь ли ты с сериалами, и если да, то какие твои любимые?

— С сериалами я очень дружу и я их очень люблю, потому что сейчас сериалы позволяют рассказать гораздо более продолжительные истории, причем сделать это теми же методами, как и в кино. То есть не ограничиваться небольшим бюджетом и какой-нибудь социальной историей, а работать в любом жанре. Я смотрю много всего, но самый любимый — это, пожалуй, «Светлячок» Джосса Уидона. И я очень люблю «Баффи — истребительницу вампиров» опять же Джосса Уидона. Ну и «Друзья», которых я наизусть знаю.

— И кто же входит в число твоих любимых режиссеров, кроме Джосса Уидона?

— Удивительно, но не Джосс Уидон. Джосса я люблю за сериалы и как сценариста, но не очень люблю как режиссера. На первом месте всегда Ридли Скотт и все его фильмы. На втором месте, наверное, Стэнли Кубрик. Я лет в 14 посмотрела «Заводной апельсин», и потом посмотрела у него просто всё. Что я могла понять в 14 лет — не знаю, но с тех пор я его очень люблю. Кроме, наверное, «Широко закрытых глаз» — не сложилось у меня с ними. Из новых режиссеров мне очень нравятся постановки Джо Райта. Мне нравится, как он выбирает истории и как он их рассказывает. Я не всегда согласна с его решениями, но мне всегда интересно его смотреть.

— Ты пока почти ничего не сказала про российское кино и ты про него очень мало пишешь. Что у тебя с ним не так?

— Проблема в том, что когда я создавала эту свою базу просмотров, я смотрела очень мало советского и российского кино. У меня есть несколько любимых советских лент из детства, но как у меня начало не складываться с пост-перестроечным российским кино, так и не сложилось. Я верю, что там есть что-то прекрасное, но для того, чтобы в этом ориентироваться серьезно, нужно очень много его посмотреть. А я пока на это не готова. Я отношусь к российскому кино с должным уважением, но без каких-либо глубоких знаний. В этом году я посмотрела три российских фильма — это, мне кажется, всё обо мне говорит.

— Если немного отвлечься от кино, поскольку понятно, что для тебя это, скорее, хобби, нежели основная сфера деятельности, чем ты вообще занимаешься по жизни?

— Вообще я старший преподаватель кафедры организационного развития Российского государственного гуманитарного университета, я преподаю управление персоналом и связанные с этим дисциплины. Работаю я там последние много лет, с тех пор, как закончила аспирантуру. Мне это очень нравится, а кино — это хобби. И история — это хобби.

— Как при этом увлечение кино тебе помогает в жизни, или наоборот мешает?

— Поскольку я преподаю управление персоналом, я с большим удовольствием использую кино-наработки в работе со студентами. Например, студенты радостно смотрели фильм «Мне бы в небо», который рассказывает об аутсорсинге по увольнению персонала.

— Чем для тебя является Синемафия?

— Это хобби. Это занимающее много времени хобби. Для меня это, во-первых, возможность саморазвития, во-вторых, возможность узнать о кино больше, и в-третьих, возможность узнать о кино что-то новое с тех точек зрения, которые не являются для меня очевидными. Благодаря Синемафии и вашим материалам я прочла очень много для себя интересного, я узнала что-то, чего я не знала раньше. И для меня это также очень интересный опыт проектной работы, когда работа над проектом нескольких людей может повернуть в ту или иную сторону.

— Что для тебя изменилось в этой истории с того момента, как ты стала главным редактором?

— Я еще не успела это прочувствовать, ведь я главный редактор всего два месяца. Мне не очень нравится кричать всем: «сдайте материалы!». Но вот это стала делать я, и это достаточно тяжелая штука эмоционально. В остальном у меня изменилась только надпись на визитке, все остальное я делала и раньше.

— Какие, на твой взгляд, самые главные и серьёзные достижения Синемафии за всё время её существования?

— Я ужасно горжусь, что мы три года подряд делали текстовую трансляцию «Оскара» в прямом эфире. И я считаю, что все три раза мы сделали это очень круто, я благодарна своим коллегам по трансляции Оле Белик и Ксюше Рудич, и Юле Бойцовой, с который мы делали это первые два года. И тебе, конечно, Петя, который нам помогал с технической точки зрения. И я очень надеюсь, что в этом году Первый канал продолжит добрую традицию не показывать «Оскар» ночью, и мы опять получим очень большие цифры на нашем комментировании. Я очень горжусь нашими проектами интервью со звёздами. В этом году было потрясающее интервью с Александром Галибиным, было отличное интервью с Сергеем Кемпо. В прошлом году было отличное интервью со сценаристом «Лондонграда». Ещё у нас появились свои рубрики, и это тоже очень круто. Я горжусь тем, что мы ежедневно пишем новости на наших страницах в соцсетях. И вообще я нами крайне довольна. Кроме определенных моментов, когда нужно кричать «срочно сдайте материал!», всё остальное меня очень радует.

— Каким ты видишь будущее Синемафии?

— Как в старом анекдоте, который я рассказываю студентам, на вопрос «кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет», если вы уверены, что не пройдете в эту компанию, нужно говорить «я вижу себя на месте генерального директора». Либо вас возьмут за наглость, либо вы уже не очень расстроитесь, что вас не возьмут. Ну конечно, я нас вижу главным ресурсом всей вселенной…

А если серьёзно — мне кажется, что у нас есть своя ниша. Мы не КиноПоиск или IMDb, и никогда ими не будем — мы не ставим перед собой такой задачи. Поэтому я надеюсь, что у нас будет постепенно развиваться проект, постепенно развиваться база постоянных читателей, которым я очень благодарна за то, что они нас читают.

— Кого бы ты советовала читать про кино, разумеется, кроме Синемафии?

— Могу включить высоколобость и посоветовать читать журнал «Сеанс», но не буду. Я считаю, что лучший блог про кино у нас закрылся в 2010 году, когда его делали на «Афише» два прекрасных автора — Роман Волобуев со Станиславом Зельвенским. Этот блог я не просто читала, я его до сих пор перечитываю. Мне очень нравится, как пишет Зельвенский — с годами оказалось, что очень во многом у нас стали совпадать взгляды. Лет семь-восемь назад я кричала «как так можно, почему он пишет так плохо о таком хорошем фильме?», а оказалось, что с годами я становлюсь таким же брюзгой, как Зельвенский. Мне очень нравится, как пишет о кино Мария Кувшинова. Из блогов — я «Перемотку» люблю давно и преданно, они очень, очень крутые. Читайте сайт «Голливудского репортера», там пишет наша основательница Оля Белик. Если взять зарубежные, это журнал Empire, который у нас, к сожалению, был очень крутым первые несколько выпусков, затем ухудшился, а потом и вовсе закрылся. Из сайтов это The Playlist и Indiewire, которые, по-моему, очень интересно открывают новые грани кино, в основном, независимого.

— Теперь коротко пробежимся… Бэтмен или Супермен?

— Бэтмен, при условии, что это Кристиан Бейл.

— Железный человек или Капитан Америка?

— Капитан Америка. Всегда Капитан Америка.

— Marvel или DC?

— Marvel.

— «Стартрек» или «Звездные войны»?

— Очень жестоко. Потому что несмотря на то, что мой любимый фильм — пятый эпизод «Звездных войн», и мне очень понравился «Изгой-один», я бы хотела жить в мире, который, скорее, «Стартрек». Если выбирать, где работать — на «Звезде Смерти» или в Звездном флоте — я, наверное, лучше бы в Звездный флот. У них форма красивая.

— Если «Стартрек», то оригинальный сериал, «Новое поколение» или ребут Абрамса?

— Это, скорее, «Новое поколение» с Патриком Стюартом и, наверное, ребут, если брать первый и третий фильмы, без второго.

— В каком порядке нужно смотреть «Звездные войны»?

— В порядке выхода: 4, 5, 6, 1, 2, 3, 7, «Изгой-один».

— Хан стрелял первым?

— Да, конечно!

— Кирк или Спок?

— Кирк. Только Кирк.

— И про русское кино: Данелия или Гайдай?

— Гайдай.

— ДиКаприо наконец-то получил свой «Оскар». Кто еще должен обязательно его получить из тех, кому до сих пор не досталось?

— Роджер Дикинс. 13 номинаций на «Оскар», это гениальный оператор, и он не будет номинирован в этом году, потому что, по-хорошему, не за что. Но Академии должно быть стыдно. Из актёров — я очень надеюсь, что рано или поздно «Оскар» будет у Джоэла Эдгертона, который офигенно работает в кино, но, в основном, на ролях второго плана. У Бена Мендельсона, которого благодаря «Звездным войнам» хотя бы стали узнавать по фамилии. У Тома Харди, у Майкла Фассбендера. Слушайте, у Майкла Фассбендера нет «Оскара» — что за безобразие? Из тех, кто давно номинируется и ничего не получил, это, конечно, Эми Адамс. Пять номинаций, и в этом году опять прокатят — жалко девушку. Дайте уже ей «Оскар», она старается.

— Идеальный кастинг идеального фильма?

— Идеальное кино — это какой-то из фильмов Ридли Скотта, поэтому там бы, скорее всего, играли Рассел Кроу и Майкл Фассбендер. А из девочек — Конни Нильсен, я её очень сильно люблю, Имоджен Путс, которая фантастическая совершенно и растет с каждым годом. И, возможно, из актрис с большим именем пусть там будет Шарлотта Генсбур.

— Какие пять фильмов ты посоветуешь посмотреть всем?

— Я всем советую пересмотреть «Советника», потому что «Советник» офигенный, и то, что его не поняли — очень жаль. Я очень советую посмотреть из этого года расширенную версию «Бэтмена против Супермена», которая все ставит на свои места и показывает, что Зак Снайдер все еще торт. Если мы возвращаемся к Заку Снайдеру, то фильм «Хранители» — если вы не читали графический роман Алана Мура, то посмотрите фильм, это очень сильно. Если вы хотите что-то веселое, то вот еще один фильм, который я смотрю каждый год — «Таможня даёт добро», французская комедия Дэни Буна о терпимости, о национальных и расовых разногласиях — она очень милая. И пятый фильм — пятый эпизод «Звездных войн». Всегда смотрите пятый эпизод.

— Ну и твои пожелания читателям Синемафии в новом году.

— С Новым годом, дорогие читатели! Растите большие, кушайте хорошо, не расстраивайте маму, а главное — читайте наш сайт!


Вас последний шанс — мы объявляем набор новых авторов. Если вы любите не просто смотреть кино, а интересно (и познавательно) о нём писать — мы рады будем видеть вас в наших рядах. Пишите на editor@cinemafia.ru с пометкой «Хочу стать автором Синемафии», проходите наши тестовые задания, а потом закидывайте друзей ссылками на свои статьи. И да — вам не обязательно жить в Москве или Петербурге!