«Яркие огни» Кэрри Фишер и Дебби Рейнольдс, или фильм как способ проститься
15 января 2017
Синемафия вспоминает мать и дочь, покинувших нас в прошлом году, и рассказывает о документальном фильме про них.
Когда речь заходит о самом сильном ударе в 2016, выбор, к сожалению, очень большой. Лично для меня самым неожиданным и самым грустным стал уход Кэрри Фишер. После информации о том, что у нее случился сердечный приступ в самолете, я нервничала в ожидании новостей из реанимации. Когда семья сообщила, что ее состояние стабильно, появилась надежда, что все будет хорошо. Увы… 27 декабря она все равно ушла из этого мира. А на следующий день за ней ушла ее мама, легенда старого Голливуда, Дебби Рейнольдс. По словам сына Тодда Фишера, она сказала ему, что хочет быть с Кэрри, и буквально через полчаса, находясь в больнице, умерла. Усмешка судьбы? Скорее всего, оптимальный вариант развития событий, как бы парадоксально это не звучало.
В прошлом году на Каннском кинофестивале был представлен документальный фильм «Яркие огни» о жизни и взаимоотношениях этой звездной семьи. ТВ премьера должна была состояться на канале HBO в марте, но в свете недавних трагических событий канал перенес показ на январь, а организация, ответственная за проведение кинофестиваля в Торонто, устроила прямую трансляцию фильма в кинотеатре, куда мне посчастливилось попасть.
Кэрри? Конечно же, это для меня, как и для нескольких поколений людей, выросших на «Звездных войнах», в первую очередь принцесса Лея. Очень независимая, решительная и смелая, а также искренняя и трогательная. У нее всегда есть план и она обязательно проследит, чтобы он был выполнен. Прекрасный пример для подражания.
В 2009 году в аэропорту Нью-Йорка, чтобы скоротать время до своего рейса, я решила потратить оставшиеся двадцать долларов на книжку, оторой оказалась «Wishful Drinking» авторства Кэрри Фишер. Конечно, изображение принцессы Леи на обложке (в сильном похмелье) оказалось решающим фактором. С этого момента Кэрри перестала для меня быть только Леей, и чем больше я о ней узнавала, тем больше она меня поражала: дочь самой любимой некогда общественностью голливудской пары, актрисы Дебби Рейнольдс и певца Эдди Фишера (последний вскоре оставил жену с двумя детьми ради ее подруги Элизабет Тейлор, что было одним из самых громких светских скандалов в голливудской истории). Кэрри рано начала экспериментировать с наркотиками, имела большие проблемы с алкоголем и у нее было диагностировано биполярное расстройство. Она лежала в больницах, попадала с этими новостями в таблоиды, и самое поразительное — то, что она совсем не боялась об этом говорить и делала это с потрясающим чувством юмора. Кэрри также не раз рассказывала о своих непростых, но очень близких отношениях с матерью, и каково это — жить в тени легенды. Она даже написала книгу, частично основанную на реальных событиях, по которой снят фильм с Мэрил Стрип и Ширли МакЛейн «Открытки с края бездны».
Дебби? Для меня в первую очередь мама Кэрри и, конечно же, легендарная актриса золотой эпохи Голливуда. В прошлом году из другого документального фильма я узнала о страсти Дебби Рейнольдс к костюмам и декорациям из фильмов, она их собирала, сохраняла, реставрировала и планировала открыть музей. К сожалению, мечте о музее не суждено было сбыться, и вещи были проданы на аукционе. Она хотела сохранить эпоху, частью которой была сама.
Фильм «Яркие огни» был в производстве несколько лет. Он включает в себя реальные съемки, кадры из фильмов и семейные архивы. Готовый продукт обескураживает своей честностью, потрясающим сочетанием несочетаемого и искренностью человеческих отношений.
Фильм открывается с титров в стиле ситкомов, с монтажом из различных фильмов с участием Дебби и Кэрри. Продолжением следует архивная съемка, а за кадром мать и дочь дискутируют о том, было ли у Кэрри счастливое детство: у них у каждой свой взгляд на этот вопрос, а, учитывая факты из последующий жизни Кэрри, становится понятно, что однозначного ответа быть не может.
В этом фильме мать и дочь живут в соседних домах и постоянно ходят друг к другу в гости, точнее, как говорит Кэрри, ходит в гости она и часто приносит обед.
Кэрри смеется над тем, что для ее мамы она уже перестала быть дочерью, а стала лучшей подругой. И она сама переживает за Дебби больше, чем надо. То есть, по идее, так говорят о детях, а она — о своей маме. Но переживания не безосновательны, потому что Дебби, которая уже не в самой лучшей физической форме в силу возраста, все еще хочет выступать на шоу. Для нее это жизнь, это дает ей энергию и драйв. Кэрри говорит, что ее мама отказывается верить, что ей уже не 30 лет и так же, как раньше, она танцевать и выступать на сцене не может, потому что ее организм уже отказывается с ней сотрудничать. Однако Дебби еще выступает, и мы видим, что на сцене она сияет и кажется полной сил; но, как только она уходит за кулисы, ей нужна помощь, чтобы дойти до гримерной, и несколько ступенек со сцены оказываются большим испытанием. Она из того старого поколения актеров, воспитанных студией MGM, которых учили всегда быть на виду только в лучшем виде. Именно поэтому в кадре Дебби неизменно с прической и макияжем, очень милая, приветливая и грациозная. В те дни, когда она себя не очень хорошо чувствует — съемок для документального фильма нет, зато есть записи автоответчика, где она вежливо извиняется за свое отсутствие.
В заглавных титрах указаны только трое: Дебби, Кэрри и Тодд. На самом же деле фильм приоткрывает завесы отношений со многими другими людьми. Например, дочь Кэрри, Билли, не дает здесь интервью и ничего не говорит напрямую на камеру, но именно она аккуратно и заботливо помогает бабушке сойти со сцены после очередного шоу. Ее же мы видим на фотографиях в доме Кэрри, она же сопровождает Кэрри и Дебби на награждение последней на церемонии Гильдии киноактеров.
Конечно же, не обходится без любимца не только Кэрри, но и ее фанатов — бульдога Гарри. Про него отдельно не говорят, но он всегда рядом с хозяйкой, разделяет ее трапезу и сопровождает в поездках. Если внимательно смотреть, то на нем можно увидеть ошейник со «Звездными войнами».
Из архивных съемок мы видим счастливую семью с двумя детьми, каковой они все были до ухода Эдди Фишера. Тодд рассказывает, что никогда не был близок с отцом и первый раз Эдди связался с ним только после того, как Тодд попал в больницу, случайно прострелив себе ногу. В то же время подруга Кэрри и, по совместительству, ее няня вспоминает, что на Кэрри развод родителей произвел большое впечатление и что она всегда была очень привязана к отцу: он ее столько раз подводил, но она все равно искала поводы его простить. В фильме присутствуют кадры, сделанные незадолго до смерти Эдди, где в разговоре с ним Кэрри говорит, что всегда хотела быть очень смешной, ее цель была быть смешнее Элизабет Тейлор, чтобы отец ее любил.
Что же касается отношений с матерью, Кэрри смеется, что на очередное «последнее» шоу в Вегасе (судя по всему, их было несколько) Дебби попросила детей ей помогать, и для Кэрри выбрала самую подходящую песню «Я не могу сказать тебе «нет».
Кстати, о пении. Мало кто знает, что у Кэрри был прекрасный голос. В фильме присутствует запись одного из шоу Дебби, где она просит на сцене спеть свою пятнадцатилетнюю дочь, и девочка поражает всех своими вокальными данными. Дебби с досадной улыбкой делится тем, что это, видимо, был подростковый протест ее дочери, потому что Дебби очень хотела, чтобы Кэрри пела, но та решила иначе.
Атмосферу в фильме создают, конечно же, детали. Камера ловит дорожные знаки с саркастическим смыслом, висящие на воротах дома Кэрри, или другие удивительные вещи в ее доме, включая куклу в виде Леи в полный рост (по уточнению Кэрри, в названии было «секс-кукла Лея»).
На стене в доме Тодда висят оригинальные постеры фильмов его матери, за которыми следуют фильмы Элизабет Тейлор, которые спродюсировал его отец. На другой стене -постеры «Звездных войн». Тодд вспоминает, как пошел с Кэрри на премьеру, и они прятались на последнем ряду, потому что она думала, что это будет фильм из серии би-муви, и его освистают.
В кадре появляется жена Тодда с курицей на руках, это ее домашний питомец по кличке Наггетс. На фоне всех остальных событий фильма и вообще жизни этой звездной семьи данный факт уже не кажется таким странным.
Еси говорить про «Звездные войны», то стоит отметить, что большая часть съемок «Ярких огней» пришлась на 2014, как раз в момент подготовки Кэрри к Эпизоду VII. Камера путешествует за ней в Лондон, где она готовится к съемкам и работает над обозначенной в контракте потерей веса. Забавно наблюдать, как она борется со своим ассистентом за возможность пить кока-колу, которая, судя по всему, у нее в фаворе.
Фильм перескакивает в хаотичном порядке с одних событий на другие, не задерживаясь ни на чем подолгу, но дает представление об историях жизни обеих героинь и мира вокруг них. Реальные съемки сменяются кадрами из фильмов и клипами из семейных архивов. Фильм наполнен жизнью, эмоциями, воспоминаниями и стремлениями. Сложно объяснить как именно, но начинаешь чувствовать эту особую связь, которая была у Кэрри и Дебби, нерушимые узы любви, которые прошли через очень разные стадии, но в итоге пришли к состоянию, когда один человек уже немыслим без другого и трепетно хранит это невидимое единство.
В последнем кадре фильма мы видим пустую комнату, в которой еще пару минут назад вся семья отмечала получение Дебби награды Гильдии киноактеров. Свет гаснет, остаются только огни дожившей до конца января рождественской елки. Шум стих, и закадровый голос Дебби говорит: «Ты же знаешь, что я люблю тебя».
На этой ноте мы прощаемся с героями фильма… Увы, навсегда.
При всей горькости и даже нелепости ситуации, после просмотра грусть становится светлой и, слушая людей вокруг, понимаешь, что это чувство появилось у большинства зрителей, покидающих зал. Стало легче проститься, вне зависимости от того, прощаешься ли ты с легендами эпохи или с какой-то частичкой собственного детства.