Концепт. Дизайн. Кино: Наука «Прибытия»

21 января 2017

В новом году мы продолжаем нашу рубрику о визуальных эффектах. Сегодня расскажем о создании визуальных эффектов в картине «Прибытие» Дени Вильнева.

У фильма «Прибытие» один из наиболее проработанных и сбалансированных видеорядов среди всех голливудских картин, вышедших на экраны в прошлом году. Канадский режиссер Дени Вильнев взял на борт своего проекта художника-постановщика Патриса Верметта, с которым делал три предыдущих свои картины — «Убийца», «Враг» и «Пленницы». Все три эти фильма настоятельно рекомендую к просмотру. Вы поймете, почему Вильнева считают одним из самых крутых режиссеров современности.

У Вильнева есть свой стиль, который я бы охарактеризовал одним словом: СДЕРЖАННОСТЬ. Он выбирает темы и художественно-изобразительные средства, подчеркивающие суть сцены или действия. У него нет перекоса в сторону формы, несмотря на визуальную силу его работ. Он академичен, но эта академичность идет от большого кинематографического ума и четкого понимания, чего он хочет сказать своим фильмом.

«Прибытие» как и предыдущие фильмы Вильнева был тщательным образом раскадрован, плюс художники нарисовали массу концептов как самих пришельцев, так и их кораблей. «Пленниц» и «Убийцу» снимал патриарх операторского цеха Роджер Дикинс, один из лучших, если не лучший художник по работе со светом и тенью. «Прибытие» снято Брэдфордом Янгом, молодым оператором-постановщиком, который не скрывает, что Дикинс оказал большое влияние на его творчество.

Поскольку Вильнев и Янг не собирались снимать привычный голливудский фильм о вторжении инопланетян, то они отказались от неестественных цветов, порождаемых цветокоррекцией. Нет в их картине и стремительных движений камеры, в том числе виртуальной, как и тонны кричащих визуальных эффектов. Все очень сдержанно и с нажимом на атмосферу повседневности. Режиссер и оператор намеренно поэтизируют привычный нам мир, чтобы зритель поверил, что подобный контакт возможен в любой дождливый день за окном. Вильнев даже охарактеризовал свою картину как dirty sci-fi, то есть грязный сай-фай в противовес вылизанному Голливуду.

Действие фильма разворачивается в двух временных плоскостях. Начинается же кино и вовсе с флэшфорварда. Нелинейная структура повествования была предложена режиссером монтажа Джо Уокером, которого уже номинируют на профессиональную премию Eddie за работу над этой картиной. В сценарии же повествование развивалось линейно. Так что «Прибытие» — один из тех фильмов, который сильно изменился на монтажном столе.

Сцены с дочерью сняты в более теплых тонах нежели эпизоды с пришельцами и с военными. Несмотря на невосполнимую утрату общение со своим ребенком всегда наполняет жизнь матери светом. Этот момент очень важен для раскрытия темы фильма и понимания причин разрыва отношений героини с ее мужем. Янг снимал на камеру Arri Alexa, модели XT M и XT plus. Облегченную Эмку он использовал для съемки с рук, a plus ставил на штатив и тележку. Практически все сцены с дочерью сняты с рук для сокращения дистанции, придания большей интимности и стилизации под домашнее видео, но без тряски, зерна и артефактов. Как и положено профи, Брэдфорд тщательнейшим образом подходит к выбору объективов, которые по его признанию играют более важную роль чем тушка камеры. Он использовал два типа линз — широкоугольники Ultra Prime от CamTech и 35 mm объективы Super Speed компании Zeiss.

Продолжение в видеообзоре

Смотрите полную версию рассказа в видеосюжете: