«Притяжение»: Секретные материалы

22 января 2017

26 января на киноэкраны выходит новый фильм Фёдора Бондарчука — «Притяжение». Наш корреспондент рассказывает о том, чего ждать зрителю. Внимание, некоторое количество спойлеров неизбежно!

Вот и закончился Год российского кино, самое время подвести его итоги. Нельзя не отметить, что нашего кино стало больше, оно стало разнообразней и дороже. Но вот стало ли оно лучше, или всё-таки мы снова и снова ходим по заколдованному кругу псевдоголливудских аттракционов и развалин советской киноиндустрии? Точку в этом вопросе должны были поставить предновогодние отечественные премьеры.

Во время просмотра одной из них мне как-то невзначай вспомнились слова нашего продюсера и режиссёра Алексея Петрухина: «Кино, как и спорт, здоровье нации… и ещё можно поспорить, что из них важнее…». Да, безусловно, кинематограф отражает процессы, происходящие в нашем обществе, показывает, насколько мы все «здоровы» и скоро ли полное излечение. И если в течение года не раз появлялась надежда на верный курс, то вот кинодекабрь заставил впасть в уныние: застрявшие во времени клоны некогда удачных отечественных проектов и исторический блокбастер, заваривший такой крутой раскол в среде зрителей и кинематографистов, какого на моей памяти ещё не было.

Смотреть на это всё довольно-таки грустно. Ещё грустнее ставить такую точку, подводя итоги Года российского кино. Предлагаю считать его неоконченным (он же не должен обязательно равняться календарному году!) и завершить год только после просмотра картины «Рай» Андрея Кончаловского и"Притяжения" Фёдора Бондарчука.

На мой взгляд, именно эти две картины должны стать теми «инъекциями», которые позволят: а) говорить о правильном векторе отечественного кинематографа; б) закончить Год российского кино на мажорной ноте.

Я хотел бы подробней остановиться на самом секретном проекте (как его уже успели окрестить!) нашего кино.

Бондарчук в очередной раз взялся за весьма амбициозный проект, да ещё в формате IMAX. Хотя стоит отметить, что сначала Фёдор Сергеевич выступал только в качестве продюсера фильма, а к мысли стать ещё и режиссёром «Притяжения» его подтолкнул Александр Андрющенко, продюсер кинокомпании «Водород». Как признаётся сам Бондарчук, его в буквальном смысле взяли на «слабо», и ему ничего не оставалось, как принять вызов. Уже очевидно, что фильм ожидает огромный резонанс, большие проекты нашего кино в последнее время без этого не обходятся. Так было с «Дуэлянтом», было с «Викингом», так будет с «Защитниками» и, конечно, с «Притяжением». Кроме того, у Бондарчука в нашей стране достаточно большие армии как сторонников, так и противников.

Проект интересен не только достаточно редким для России жанром, но и тем, что он рассказывает нам о дне сегодняшнем (пусть и с фантастическим элементом), т. е. о нас самих, о наших проблемах в обществе и о проблемах самого общества. Если посмотреть на крупные отечественные релизы последних лет, то мы увидим интересную специфичность нашего кинематографа: у нас много картин о прошлом, есть картины о будущем, но практически нет фильмов о настоящем. Эта удивительная особенность вызывает лично у меня немало вопросов. На это обращает внимание и сам Бондарчук: «Прошлое и будущее — стены, которые тебе помогают. Когда снимаешь фильм про сегодня, то не получится раскрасить декорации по своему усмотрению или использовать зелёный экран, где потом появится „Волга“ 1942 года. Мы не придумывали даже военную технику, которую использовали на съёмочной площадке „Притяжения“. День сегодняшний — это всегда выход в зону дискомфорта».

Но давайте обо всём по порядку. Проект начался с идеи, возникшей у продюсеров кинокомпании «Водород» Александра Андрющенко и Михаила Врубеля. Как ни странно, но толчком к возникновению идеи фильма послужили самые что ни на есть земные события, а именно беспорядки в Западном Бирюлёво в октябре 2013 г., возникшие на межэтнической почве и сопровождающиеся погромами и массовой агрессией против «лиц кавказской национальности». Из одного этого можно сделать вывод, что помимо фантастики и любовной лирики, фильм будет нести в себе и мощный социальный заряд.

Далее концепт будущего фильма был представлен продюсерам «ArtPicturesStudio» Фёдору Бондарчуку и Дмитрию Рудовскому. Бондарчук прочитал первый драфт сценария, который поразил режиссёра своей непредсказуемостью, отменной драматургией и… наглостью. Да, именно хорошей такой спортивной наглостью. И уже в конце 2013 г. была достигнута договорённость между кинокомпанией «Водород» и «ArtPicturesStudio» о начале работы над проектом.

В течении года сценарий подвергался неоднократной переработке и изменениям — над ним совершали магические пассы сценаристы Андрей Золотарёв и Олег Маловичко. Съёмки начались в октябре 2015 г. и продолжались по апрель 2016 г., а затем за работу взялись одни из лучших в нашей стране специалистов по GCI-графике из студии «MainRoadPost» Армана Яхина. Музыку к фильму написал Иван Бурляев, главную песню «Closer» исполнила Паулина Андреева.

Не обошлось и без приглашённых звёзд: саунд-дизайном картины занимался новозеландский специалист Дэйв Уайтхед («Хоббит», «Район № 9», «Робот по имени Чаппи» и многие другие). Бондарчуком была поставлена задача: звуковой мир пришельцев должен быть основан на свойствах воды. Дэйв загорелся этой идеей и стал записывать звуки воды всюду, где мог: в душевой кабине, в океане, куда опускал специальный рекордер. По его просьбе даже записали звук трескающегося льда озера Байкал. Из всего этого многообразия и был рождён звуковой мир пришельцев. Также на этапе подготовки были проведены многочисленные консультации с представителями Министерства обороны, МВД и МЧС, так что можно быть уверенными, что действия властей в фильме развиваются по абсолютно реалистичному сценарию.

А теперь немного о самой истории и артистах, проживших её. В центре сюжета — старшеклассница (Ирина Старшенбаум), которая не так давно потеряла мать и у которой проблемы во взаимоотношениях с отцом — армейским полковником Лебедевым (Олег Меньшиков). Она беззаветно любит свою собаку и «пацана с района» Артёма (Александр Петров). В один из вечеров парочка, как и большинство жителей Москвы, наблюдает за небывалым метеоритным дождём. В это же самое время за землянами с орбиты наблюдают пришельцы. В какой-то момент метеороид сбивает навигатор их корабля (как ещё можно объяснить тот факт, что летит он не к Нью-Йорку или Лос-Анджелесу, а в Чертаново?), и корабль начинает снижаться. Его пеленгуют радары, а затем российские истребители двумя точными попаданиями сбивают инопланетный корабль прямо над Москвой. Неконтролируемое падение межзвёздного агрегата сопровождается сносом стадиона детской футбольной школы «Чертаново» и панельных многоэтажек серии КОПЭ (тем самым пришельцы помогают выполнить план районной управы по сносу ветхого и аварийного жилья).

Министерство обороны России сразу же мобилизует все силы, готовясь к отражению атак чужаков. Операцией руководит тот самый полковник Лебедев, который ездит на реальном армейском внедорожнике «Тигр». Кстати, в фильме много новейшей военной техники: истребители, вертолёты, бронетранспортёры, беспилотники. А кроме того — ракетный авианосец «Адмирал Кузнецов» собственной персоной.

Также пришельцам придётся защищаться от агрессии столичных жителей, которые воспринимают прилёт чужаков как вызов и решают устранить проблему собственными силами, не надеясь на помощь властей. «Это наша Земля!» — говорит новоявленный Торук Макто, которого исполняет Александр Петров. Он стремится защищать родной дом, нападать, уничтожать странных пришельцев, не задумываясь, чего они хотят. Да это и не важно, когда твоё собственное эго диктует, что нападение — лучшая защита. В этом киношные ребята из Чертаново похожи на хейтеров, которые, ещё не зная, о чём будет фильм, поливают его грязью, проклиная создателей отечественного кинематографа.

Но в конце этой истории к нам придёт осознание, что несмотря на нашу внешнюю непохожесть, мы все одинаковые в своём стремлении к миру, любви и взаимопониманию. А может, к тому времени пришельцы скинут свои причудливые скафандры, и мы посмотрим, словно в отражение, на точно таких же людей со своими проблемами, стремлениями и желаниями?

В центре сюжета, помимо прилёта пришельцев, будет и любовная линия героев Александра Петрова и Ирины Старшенбаум. Причём она настолько яркая, что на первых этапах съёмок Бондарчук шутил, что снимает «маленькую картину про любовь».

Помимо названных актёров в фильме приняли участие Сергей Гармаш, Людмила Максакова и целая плеяда артистов «Гоголь-центра».

Следует отметить, что, судя по всему, кинематограф исчерпал сюжеты о злобных пришельцах-завоевателях. Совсем недавно мы наблюдали за симпатичными гептаподами в «Прибытии» Дени Вильнёва, а теперь вот и Бондарчук решил показать совсем не воинственных инопланетян. Не убивающих, а объясняющих.

Касательно темы фильма Бондарчук отмечает следующее: «Если заменить инопланетян словом „другие“, то вы увидите рассказ о сегодняшнем дне и о том, что мы смотрим каждый день по телевизору». Поэтому через весь сюжет «красной нитью» пройдёт тема взаимопонимания, терпимости, или более современным языком — толерантности. Ведь пришельцем можно назвать кого угодно.

Мы так нетерпимы к мнению, отличному от нашего собственного, что зачастую можем противопоставить ему только злобу и агрессию. Это подтвердит всякий, кто хоть раз высказывал своё мнение в социальных сетях. Пришельцы в «Притяжении» — всего лишь катализатор для нашего устоявшегося, едва балансирующего на краю пропасти мира. Они выполняют функцию скальпеля, обнажающего его нарывы. На нашей планете становится всё меньше места и всё больше людей. Если мы не научимся слышать, понимать друг друга, то нас ждёт печальная участь. Мы уничтожим сами себя, если не сможем быть открытыми всему остальному миру, учиться у него, а не учить.

Относиться к работам Бондарчука можно по-разному. Но нельзя не признать, что за любой проект он берётся, предполагая полную отдачу, выжимая максимум из самой истории, из людей, работающих с ним в команде, да и из себя самого тоже.

Я надеюсь, что фильм Фёдора Бондарчука притянет зрителя на российские проекты и станет примером качественного зрительского кино, которое вызовет интерес далеко за пределами нашей большой страны. После декабрьского «отторжения» это особенно актуально.