В ожидании Чудо-женщины

27 февраля 2014

8 марта не отмечается в Голливуде. То есть, некоторые в курсе про Клару Цеткин, про международный женский день, но будьте покойны, девчонки, девушки и женщины 8 марта будут вкалывать на съемочных площадках точно так же, как и мужчины. Хотя, постойте, так ли это?

Когда-то я читала интервью Мишель Родригес, в котором ее спросили, чем бы она хотела заняться, не будь актрисой. «Писала бы сценарии, чувак», — ответила она, к вящему удивлению журналиста («как же так, вы же такая красивая девушка!»). Мишель пояснила: «Слушай, в Голливуде беда с женскими персонажами. Для нас не пишут интересных ролей. Или пишут, но мне их не получить (конечно, Мишель, их забирает Мэрил Стрип)».

Уже не важно, точно ли я привожу цитату, смысл один: пришельцу с Альфа Центавры проще получить главную роль в крупном голливудском проекте, нежели женщине. Очень свежа история с «Гравитацией», ведь Альфонсо Куарону едва не зарубили проект, когда выяснилось, что на экране полтора часа солирует Сандра Буллок. «Отправьте ее умирать в открытый космос, а в кадре оставьте Клуни!» — такие слова Куарон вполне мог услышать от боссов Warner. Но в итоге режиссер сумел убедить студию потратить сто миллионов на картину с женщиной в главной роли — и не прогадал.

Каждый год, когда объявляют номинантов на «Оскар», мне интересны «женские» категории. Кто у нас в этом году может стать лучшей актрисой? Кейт Бланшетт, филигранно сыгравшая истеричку в «Жасмин» у Вуди Аллена. Мэрил Стрип, перетягивающая на себя одеяло в телепьесе «Август». Эми Адамс — декольтированная и ранимая мошенница в «Афере по-американски». Дама Джуди Денч, трогательно и тонко сыгравшая мать, разыскивающую своего сына в «Филомене». И пресловутая Сандра Буллок в «Гравитации». Будь моя воля, я бы отдала «Оскар» именно ей, заодно поощрив продюсеров на будущее: девочкам можно и нужно доверять большие роли.

Интересно, что в другой дорогостоящей фантастике, но годом ранее, женщина так и не смогла вытянуть на себе фильм — я говорю о «Прометее» Ридли Скотта. Режиссер поставил на шведку Нуми Рапас, но сценарий так и не предложил ей ничего интереснее экзистенциальных метаний и пробега в окровавленных бинтах. На ее фоне выделялась роскошная злодейка Викерс (Шарлиз Терон), но ее задвинули на второй план и заставили выполнять волю сильно загримированного Гая Пирса.

У блондинки со стальным взглядом был шанс стать звездой боевиков. Терон снималась в фантастике «Эон Флакс» и, о Ктулху, какой же эпичный фэйл это был! Карин Кусама, режиссер очень жесткого «Женского боя» (это там дебютировала в большом кино Мишель Родригес!) не сумела побороть идиотию сценаристов и продюсеров. Кто сочинял «Эон Флакс»? Представим эти имена на постере: «От авторов „Карапузов“, „Смокинга“, „Битвы Титанов“ и „Призрачного патруля“!» И пусть «Титаны» и «Патруль» были позже — вы понимаете, эти парни не способны выдать внятный сюжет. Как итог — всего 52 миллиона долларов в мировом прокате.

Комиксы тоже никак не могут породить супергероинь — «Электра», «Женщина-кошка» — студии как будто нарочно закапывали идею выдать фильм о супергероине, предпочитая максимально идиотские сценарии («Представляете, конфликт в косметическом холдинге!») и нелепые костюмы («У нас Женщина-кошка будет похожа на сбежавшую из дешевого БДСМ магазина, вот же круто!»). В итоге, когда Джосс Уидон пытался протолкнуть на Warner фильм про амазонку Диану Принс, то бишь Чудо-Женщину, проект заглох, не успев по-хорошему родиться. Целевой аудитории кинотеатров, то есть мальчикам, по утверждениям голливудских аналитиков, неинтересны девочки в кино.

И тут у меня возникает когнитивный диссонанс. Вы знаете, как выглядят девочки в комиксах? Супергероини обычно одеты в облегающие и ооочень откровенные костюмы. Но это не значит, что они при этом не в состоянии постоять за себя или раскрыть очередные злодейские козни — например, Пауэр Гёрл (с отт-такенным вырезом!) ничто не мешает издеваться над размером своего бюста, оставаясь очень ловкой и сильной девушкой.

Отличная серия о Чудо-Женщине запущена сейчас в DC — просто бери и переноси на экран историю о существовании древнегреческих божеств в нашем времени. А Бэтвумен — красавица-лесбиянка, рыжая бестия, прошедшая армию, сейчас появляется на страницах одного из самых красивых комиксов.

Авторы хотели поженить ее с любимой женщиной, но издательство устроило настоящий скандал, в итоге авторы отказались писать комикс дальше. А мотив был такой: супергерои не имеют право на счастье.

Имеют ли право на хорошие роли женщины в Голливуде? Мне очень нравится недавнее выступлении Оливии Уайлд. Во время дискуссии «Состояние справедливого отношения к женщинам: Лос-Анджелес», актриса привела отличный пример того, насколько разнится отношение сценаристов к мужским и женским ролям.

Частично переведу, что она говорит.

«Очень тяжело запустить в производство фильм о женщинах, чтобы они при этом не гонялись за мужчинами и не играли вторую скрипку при мужчине. Также сложно сделать так, чтоб мужчины стали частью фильма о женщинах. Учитывая, что все делается, основываясь на данных соцопросов. Фильмы снимаются для определенной зрительской аудитории, журналы продаются с содержимым, которое, как маркетологам кажется, интересно читателям. По сути, если мы будем чего-то требовать, наши голоса учтут».

Что называется, говорите громче, девушки, и маркетологи (может быть) вас услышат. Но вернемся к Оливии.

«Знаете, в LACMA (Музей искусств округа Лос-Анджелес) бывают такие чтения, когда собирается группа актеров и со сцены просто читает какой-нибудь классический сценарий. Мы недавно читали „Американский пирог“, но при этом поменялись гендерными ролями. Женщины „играли“ мужчин, а все мужчины — женщин. И знаете, было потрясающе, поскольку женщины оказались в главных ролях. У них были все хорошие реплики, у них были отличные сцены, они весело проводили время. Мужчины, которые сидели на сцене, ёрзали от дискомфорта и скуки — они не привыкли быть на подпевках. Было очень интересно наблюдать их дискомфорт и поговорить потом об этом. Один актер сказал: „Играть девушку так скучно!“ И я ответила: „Да. Точно. Добро пожаловать в наш мир!“»

Приятно, что о правах женщин в Голливуде говорит именно Оливия Уайлд — молодая актриса, сделавшая карьеру на телевидении и востребованная в большом кино. Недавно она написала колонку для журнала Glamour, где рассказала о том, как не стоит бояться наступления тридцатилетия (многие девушки ужасно боятся это цифры, да-да-да), но это совсем другая тема.

Согласно исследованию компании Celluloid Ceiling, количество женщин, работавших над 250 самыми кассовыми фильмами в 2013 году, сократилось по отношению к 2012-му. Всего 16% против 18% — остальные мужчины. Голливуд продолжает делать вид, что снимает фильмы про женщин и для женщин, вытаскивая на свет божий Мелиссу МакКарти, но на деле ставить многобюджетные фильмы с женщинами в главных ролях пока никто не хочет. Хотя знаете, есть шанс. Marvel собирается запустить stand alone кино про Черную Вдову со Скарлетт Йоханссон. Уж она-то надерет всем задницы — как на экране, так и в прокате.

А про Чудо-женщину нам может Зак Снайдер снять. С Галь Гадот в роли амазонки. И мы пойдем, правда, девочки?

Ну, с наступающим!