11 фактов о фильме «Молчание»

25 января 2017

26 января на российские киноэкраны выходит фильм Мартина Скорсезе «Молчание». Синемафия рассказывает о его создании.

История священников-иезуитов, отправляющихся в Японию в начале XVII века, стала символическим завершением «религиозной» трилогии Мартина Скорсезе: «Последнее искушение Христа» — «Кундун» — «Молчание». Долгое, изматывающее физически и морально путешествие в Японию — и, что еще важнее, по японским замлям, где христианство запрещено, — становится для главного героя, отца Родригеса, настоящим испытанием веры.

Экранизация романа японского писателя Сюсаку Эндо была очень ожидаемым проектом и тем удивительнее, что на «Оскарах» этого года она получила лишь одну номинацию — за операторскую работу (у, скажем, фильма «Пассажиры» номинаций вдвое больше).

Теперь нам с вами — зрителям — решать, ошиблись ли академики.

Синемафия традиционно предлагает 11 фактов о фильме и работе над ним.


1.

Фильм — экранизация одноименного романа Сюсаке Эндо; книга — как и фильм, соответственно, — основана на реальных событиях.

Тема христианства была очень важной в творчестве Эндо; гонениям на христиан в Японии XVII века посвящен и еще один его роман, «Самурай». «Молчание» стало его самым известным произведением: в 1966 году за него Эндо получил премию имени Дзюнъитиро Танидзаки, одну из главный литературных премий Японии.

2.

«Молчание» уже экранизировали: в 1971 году это сделал японский режиссер Масахиро Синода (фильм «Молчание»). В 1996 — португалец Жуан Мариу Грилу (фильм «Глаза Азии») вдохновлялся именно романом Эндо.

3.

Мартину Скорсезе потребовалось более 30 лет, чтобы снять фильм.

Впервые Скорсезе столкнулся с романом, когда окончил работу над «Последним искушением Христа».

«Мы показывали черновую версию „Последнего искушения Христа“ религиозным группам, которые возмащлись фильмом, еще его не увидев, — вспоминает режиссёр. — У нас был ужин в Нью-Йорке с Полом Муром-младшим, архиепископом Епископальной церкви, и его женой. Уже уходя, он сказал мне, что хочет послать мне одну книгу».

Узнав о его интересе к экранизации, итальянская кинокомпания «Cecchi Gori Pictures» приобрела права на экранизацию, для того, чтобы Скорсезе поставил фильм. Он обратился к своему давнему соратнику Джею Коксу («Эпоха невинности», «Странные Дни», «Банды Нью-Йорка»), чтобы тот написал сценарий. Первый вариант Скорсезе не устроил.

Далее последовало долгая история с итальянской студией — шли разборки, что же должен Скорсезе студии (или студия Скорсезе), дошло до суда — и, наконец, в 2014 году Мартин Скорсезе смог приступить к работе над фильмом.

4.

Когда Скорсезе думал над фильмом в 2009 году (тогда же он съездил в Нагасаки, чтобы посмотреть на место действия фильма), в «Молчании» должны были играть Дэниэл-Дэй Льюис, Гаэль Гарсия Берналь, Бенисио дель Торо и Кен Ватанабе.

Однако из-за неразрешенной ситуации с итальянцами Скорсезе вместо «Молчания» занялся работой над «Островом проклятых», «Хранителем времени» и «Волком с Уолл-Стрит»; к моменту возвращения к «Молчанию» мы получили нынешний актерский состав.

5.

Подготовка к фильму была физически изматывающей.

Адам Драйвер потерял 51 фунт (23 килограмма) веса для фильма; под конец съемок, по его словам, у него были галлюцинации от голода.

Эндрю Гарфилд признается, что они с Драйвером на съемках постоянно шутили — «Ну, когда уже отрекаться от веры, скоро? А потом покормят?».

6.

Лиам Нисон, который уже играл иезуита в фильме 1986 года «Миссия», признается, что та давешняя подготовка помогла ему и сейчас: «Фильм снимали, кажется, в 1985 году. Нашим консультантом на съемках был отец Дэниэл Бэрриган (он умер в прошлом году). Я дружил с отцом Дэном; он в свое время был известным представителем ордена иезуитов. Мы с Джереми Айронсом и Бобом де Ниро говорили с отцом Дэном о Писании, о том, как оно связано с сегодняшним днем — то есть тогда с восьмидесятыми. Это очень нам помогло. Мы и духовным практикам иезуитов следовали во время подготовки к „Миссии“ — и сейчас это очень пригодилось».

Лиам Нисон в фильме
Лиам Нисон в фильме «Миссия» (1986)

На съемках «Молчания» тоже работал консультантом священник-иезуит — отец Джеймс Мартин. Мартин пришел в священники в сознательном возрасте; до того он успел окончить бизнес-школу и поработать шесть лет в финансовом депаратаменте General Electric.

7.

Что касается Драйвера и Гарфилда, то они для погружения в образы провели некоторое время в монастыре святого Беуно в Уэльсе. Они провели неделю, принеся обет молчания, изучая религиозные тексты.

Отец Джеймс Мартин рассказывает: «Дошло до того, что Эндрю мог бы переиезуитить иезуита. Он произносил какую-то реплику, потом говорил, что иезуит бы так не сформулировал, и мы реплику переписывали».

8.

Первоначальный бюджет картины составлял 100 миллионов долларов, и это была неподъемная сумма. Одним из способов сэкономить стал перенос съемок: вместо Японии выбрали Тайвань.

9.

Оператор Родриго Прието называет много источников вдохновения для работы над фильмом — это и картины барокко (съемки в кафедральном соборе в Макао), и японский кинематограф (сцена в тумане — оммаж «Сказкам туманной долины после дождя» Кэндзи Мидзогути).

Одной из сложных задач в работе над фильмом стало то, что значительная часть действия происходит на закате или ночью. Для некоторых сцен использовали дополнительные источники освещения — как факелы или лунный свет, — в то время как несколько сцен, происходящих по сюжету ночью, были вынуждены снимать днем.

10.

Руины церкви святого Павла в Макао, отнесенные к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО, также стали одним из мест съемок. Храм был построен иезуитами — так что трудно найти было место более похдходящее.

11.

Премьера фильма прошла в Ватикане, фильм посмотрели 400 священников-иезуитов. На следующий день папа Франциск — тоже иезуит — принял Скорсезе и его семью.


Источники:

Buisiness Insider [1], [2], [3]; ComingSoon.Net [1], [2], [3]; Cinept — Cinema Português [1]; The Hollywood Reporter [1]; New York Times [1]; The Guardian [1]; Commonwealth Magazine [1], [2], [3]