«Коммивояжёр» и ещё 11 иранских фильмов

2 февраля 2017

2 февраля в российский прокат выходит «Коммивояжер» Асгара Фархади. Рассказываем, почему стоит сходить на триумфатора Каннского фестиваля (и, потенциально, «Оскара») и какое иранское кино посмотреть вдогонку.

Сегодня в прокат выходит фильм, покоривший жюри Каннского кинофестиваля — «Коммивояжёр». Асгар Фархади к «Оскару» добавил Пальмовую ветвь за лучший сценарий, а Шахаб Хоссейни получил её за лучшую мужскую роль. Тут сплелись и театр, и детектив, и драма, и даже элементы триллера (британский The Upcoming сравнивает сюжет с фильмами Хичкока).

Эмад и Рана — счастливая семейная пара. Эмад — учитель в школе, а, кроме того, вместе с женой играет в местном театре. Но в один день Эмад приходит домой и обнаруживает, что на его жену напали. Ему предстоит не только найти виновного, но и попытаться встать на сторону жены, понять её чувства, и, в конце концов, сделать очень непростой выбор. На протяжении фильма зрителям предлагается миллион вариантов развития событий (в зависимости от вашего жизненного опыта): кто мог это сделать, правду ли говорит жена, как найти виновного и что с ним делать. И в конце фильма Фархади как бы спрашивает нас: «А что делать-то? Вот ты, да, конкретно ты, что ты сделаешь?».


Мы так вдохновились иранским кино, что решили написать про лучшие фильмы из этой страны (по оценке российских зрителей). Тем более, многие из них мы не раз смотрели и успели искренне полюбить. (Чтобы никого не обидеть — в алфавитном порядке).

«Будда рухнул от стыда» (Buda as sharmforurikht, 2007)

Режиссёр: Хана Махмальбаф

В ролях: Аббас Алихоме, Абдолали Хосейнали, Никбахт Норуз

В 2008 году фильм получил в Берлине Хрустального медведя — за лучший художественный фильм для юношества. Фильм-то художественный, но реалии вполне настоящие и ужасные. Бахтай — шестилетняя афганская девочка, которая очень хочет учиться. Она берёт тетрадь, губную помаду мамы вместо карандаша и идёт в школу. Но по пути на неё нападают мальчики — война и насилие их единственный пример для подражания.

«Вкус вишни» (Ta’m e guilass, 1997)

Режиссёр: Аббас Киаростами

В ролях: Хомаюн Эршади, Абдолрахман Багери, Афшин Хоршид Бахтиари

Если ты уже готов умереть, и даже выкопал себе могилу в горах, это не значит, что уйти из жизни будет очень легко. Господин Бадии очень твёрд в своих намерениях, вот только почему-то помогать ему никто не хочет. «Золотая пальмовая ветвь» — в Каннах любят иранское кино. И вроде бы оно про смерть, а после просмотра невыносимо хочется жить.

«Дети небес» (Bacheha-Yeaseman, 1997)

Режиссёр: Маджид Маджиди

В ролях: Мухаммад Амир Наджи, Амир Фаррух Хашемян, Бахаре Седдики, Нафизе Джафар-Мухаммади

На «Оскарах» 1999 года «Дети небес» проиграли итальянской картине «Жизнь прекрасна», что иронично, потому что картину называют прямым продолжателем итальянского неореализма. Тут дело в чём: простая история, как брат потерял туфельки младшей сестры, и они не могут рассказать об этом родителям, а потому выдумывают истории и ходят в ботинках брата по очереди. А после просмотра фильма понимаешь, сколько же вопросов бытия, любви, жизни в нём было. А всё потому что дети — они как-то по-другому смотрят на мир. И ты вместе с ними. Сколько бы лет тебе ни было.

«История Элли» (Darbareye Elly, 2009)

Режиссёр: Асгар Фархади

В ролях: Шахаб Хоссейни, Голшифте Фарахани, Таране Алидости

Фархади — один из самых титулованных иранских режиссёров, вот и за «Историю Элли» он в 2009 году получил Серебряного медведя. Вроде бы это драма, но вырастает она из невинной шутки. Вроде бы перед нами современный Иран, а всё выглядит очень по-европейски. Вроде бы это история Элли, а вроде бы она про всех нас.

«Кандагар» (Safar e Ghandegar, 2001)

Режиссёр: Мохсен Махмальбаф

В ролях: Ике Огут, Нилуфар Пазира, Хассан Тантаи

Название обманывает зрителя — ведь в Кандагар героиня только приезжает, главное — это её дорога туда. Но это не роад-муви. Скорее, просто запечатление того мира, который непонятен не только европейцам, но и многим соотечественникам Мохсена. Но это и не фильм-притча, как может показаться из-за нескольких метафоричных сцен. Просто режиссёр понимает, что камера в определённую сторону меняет реальность, даже если ты хочешь показать её правдиво.

«Крик муравьев» (Faryad moorcheha, 2006)

Режиссёр: Мохсен Махмальбаф

В ролях: Махмуд Чокроллахи, Махнур Шадзи, Карл Маасс

Для иранского правительства картина о вступлении в брак верующей женщины и атеиста показалась неприемлемой, поэтому фильм на родине был запрещён. Но у нас, слава богу, всё разрешено, поэтому вас не составит труда посмотреть свадебное приключение героев в Индии.

«Крупный план» (Nema-ye Nazdik, 1990)

Режиссёр: Аббас Киорастами

В ролях: Хоссейн Сабзиан, Мохсен Махмальбаф, Абольфазал Аханхах

Необычное, правдивое кино, которое в какой-то момент перестаёт быть «карикатурным» в хорошем смысле и в некотором смысле становится документальным. Авантюрист, изображая настоящего Махмальбафа (режиссера фильма), проник в богатый дом для съёмок кино. Картина представляет собой судебный процесс над аферистом. Это кино — признание в любви к иранскому кинематографу и его особому месту в культурной жизни страны.

«Приходит дракон» (Ejdeha Vared Mishavad!, 2016)

Режиссёр: Мани Хагиги

В ролях: Амир Джадиди, Эхсан Гударзи, Гомаюн Жанизадех

О своём любимчике с Берлинского фестиваля прошлого года я уже рассказывала в репортажах. Кино, которое совсем не то, чем кажется поначалу. И это ощущение будет меняться не раз. Оно очень стильное, яркое, красивое. Сказка, в которой непременно хочется оказаться. Загадка, которую необходимо разгадать. Красоты, которыми хочется любоваться вживую.

«Развод Надера и Симин» (Jodaeiye Nader az Simin, 2011)

Режиссёр: Асгар Фархади

В ролях: Пейман Моаади, Лейла Хатами

Собрав главные призы Берлина, фильм триумфально закончил сезон «Оскаром» за лучший фильм на иностранном языке. Единодушное признание по обе стороны Атлантики (и в Азии) говорит нам не просто о каком-то уникальном явлении в истории иранского кино, а о том, что все мы на самом деле одинаковые, и не важно, где мы живём. Мы всегда должны делать выбор, который часто нам не по плечу. Уехать из страны в поисках лучшей жизни или остаться рядом с близкими? Предать себя или другого? Вопросов после фильмов Фархади всегда больше, чем ответов.

«Такси» (Taxi, 2015)

Режиссёр: Джафар Панахи

В главной роли: Джафар Панахи

Панахи запретили снимать фильмы. Тогда он сел в такси и просто поставил камеру. Фильм нельзя назвать документальным, но и к художественным его тоже не причислишь. Это правда жизни в Иране через призму разговоров в такси. Всё гениальное — просто. Фильм, кстати, тоже триумфатор Берлина.

«Цвет рая» (Rang-e khoda, 1999)

Режиссёр: Маджид Маджиди

В ролях: Хосейн Махджуб, Мосен Рамезани, Саламе Фейзи, Фарахназ Сафари

Второй фильм от Маджиди в нашем топе. Кстати, тоже о детях. Но на этот раз история серьёзнее — слепой мальчик возвращается в семью из интерната. Ему рады бабушка и сёстры, а вот овдовевший отец, который намеревается заново жениться, скорее тяготится сыном. И опять мы видим мир глазами ребёнка, точнее чувствуем его, ведь привычное зрение ему отказало. Но видит он гораздо больше других — потому что видит сердцем. Удивительное трогательное и берущее за живое кино.