Кинорулетка: День Свечей

3 февраля 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

В этот раз мы нашли праздник Candlemas, он же День Свечей — 2 февраля. Не касаясь его религиозной составляющей (не дай бог обидим чувства верующих!), посмотрим исключительно на красивое название!

Итак, тема кинорулетки на этой неделе — ДЕНЬ СВЕЧЕЙ!!!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Чужой 3» (Alien³, 1992)

Режиссёр: Дэвид Финчер

В ролях: Сигурни Уивер, Чарльз С. Даттон, Чарльз Дэнс, Ланс Хенриксен, Брайан Гловер, Пол МакГанн, Ральф Браун

О чём: история «взаимоотношений» Эллен Рипли и Чужих продолжается: капсула с героями, выжившими в финале второй части, из-за неисправности падает на планету-тюрьму, где до конца своих дней вынуждены находиться жестокие преступники. И все они мужчины, которые к тому же углубились в религию. Понятно, что для них присутствие Рипли, которой одной удалось выжить после крушения, оказывается нежелательным. Но главная проблема заключается в том, что в капсуле на планету прибыл ещё и Ксеноморф, так что Рипли вновь приходится вступать в борьбу с Чужим…

День Свечей: в книге Алана Дина Фостера «Чужой 3», основанной на одноимённом фильме, есть описание быта заключенных, в том числе упоминается, что они занимались изготовлением свечей: «Заключенные не нуждались в дополнительных запчастях. Все необходимое для их выживания оборудование было автономным и прекрасно работало без их участия. Поэтому они делали свечи». Объясняется такое хобби ещё и тем, что на планете не было портативных источников энергии. Так что для исследования многочисленных шахт на предмет наличия там различных запасов, забытых работниками после закрытия сталелитейного завода, заключенным приходилось использовать свечи.

Непосредственно в фильме есть подобная сцена, во время которой трое заключенных в шахтах замечают, что расставленные ими свечи, которые служили ориентиром в поисках обратной дороги, по непонятной причине гаснут. И именно в этот момент Чужой впервые появляется в своей взрослой форме и жестоко расправляется с жертвами.

Почему: мне довелось посмотреть только расширенную версию фильма, так что судить о плюсах картины буду именно по ней. «Чужой 3» показался мне атмосфернее и продуманнее второй части, хотя с оригиналом Ридли Скотта ничто не сравнится. При этом Дэвиду Финчеру, для которого третья часть франшизы стала, по сути, режиссёрским дебютом, удалось показать своё видение вселенной «чужих». Вот только после завершения съемок Финчер отказался от дальнейшей работы над фильмом, аргументируя это вмешательством студии в творческий процесс. Так что итоговая смонтированная версия вышла в свет уже без режиссерского контроля.

Думается мне, сложись всё иначе, «Чужой 3» вполне можно было бы вписать в один ряд с культовыми картинами Финчера. Но художнику помешали творить и воплощать в жизнь свои замыслы, в итоге картина едва окупилась в прокате, снискав при этом недоброжелательность со стороны фанатов. И всё же фильм достоин просмотра: в его мрачности, атмосфере безысходности и отчаяния чувствуется стиль мастера, да и финал отнюдь не банален!

«Лжец, лжец» (Liar Liar, 1997)

Режиссёр: Том Шэдьяк

В ролях: Джим Керри, Мора Тирни, Джастин Купер, Дженнифер Тилли, Энн Хейни, Кэри Элвис, Джейсон Бернард, Свузи Кёрц, Аманда Донохью

О чём: фильм рассказывает о преуспевающем адвокате Флетчере Риде, который искусно умеет лгать. Вот только ложь настолько крепко вошла в его жизнь, что жена ушла к другому, а любящий сын Макс с каждым днём разочаровывается в папе всё сильнее. Последней каплей стало то, что Флетчер не пришёл на день рождения Макса, и тогда малыш загадал, чтобы папочка хоть на один день перестал врать. Как ни странно, желание сбылось, и теперь Рид целые сутки не способен произнести даже мелкой лжи. И это именно в тот день, когда должно состояться слушание по очень важному делу, сулившему Флетчеру повышение!

День Свечей: ну какое может быть загадывание желания в день рождения без свечек на торте?

Почему: Джим Керри — потрясающий и невероятно талантливый комик! Комедии 90-х с его участием можно пересматривать снова и снова, и каждый раз смешно как в первый!

«Лжец, лжец» при всей своей комедийности ещё и очень милое кино о семейных и человеческих ценностях. Фильм не теряет своей актуальности даже спустя 20 лет с момента выхода и действительно заставляет задуматься о важности искренности и честности, особенно в отношениях с родными людьми.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Шестнадцать свечей» (Sixteen Candles, 1984)

Режиссёр: Джон Хьюз

В ролях: Молли Рингуолд, Майкл Шоффлинг, Энтони Майкл Холл, Пол Дули, Гедде Ватанабэ, Хэвиленд Моррис

О чём: Саманте Бейкер исполняется шестнадцать лет! Но, как на грех, именно сегодня у сестры свадьба и всем не до ее дня рождения. Как же быть? Заодно надо разобраться с любовным треугольником: Саманте нравится красавчик Джейк, но за ней самой увязался нескладный новичок Тэд…

День свечей: Ровно шестнадцать свечей должно зажечься на торте Саманты в честь такого знаменательного дня. И, конечно же, ближе к концу фильма их пламя обязательно порадует как героиню, так и всех зрителей!

Почему: «Шестнадцать свечей» — дебютный фильм режиссера Джона Хьюза, на картинах которого выросло не одно поколение! Эта милая и смешная картина о первой любви является чуть ли не эталоном подросткового кино, абсолютно заслуженно входя в список общепризнанной классики 80-х. Свойственное почти всем фильмам Хьюза необъяснимое обаяние проявляется здесь от первого до последнего кадра.

Немалую лепту в это волшебство внесла блестящая игра актеров Молли Рингуолд и Энтони Майкла Холла, которых Хьюз, в итоге, взял и в следующий свой фильм «Клуб «Завтрак». А ведь это кино стало культовым! Затем режиссер снял еще несколько нетленок: «Выходной день Ферриса Бьюллера», «Ох уж эта наука!», «Кудряшка Сью» и т. д. Полагаю, что любой уважающий себя киноман по сто раз пересмотрел эти прекрасные фильмы из детства. Ведь по сути — именно за них мы и любим кинематограф 80-х! Но начиналось все именно с «Шестнадцати свечей».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Доктор Живаго» (Doctor Zhivago, 1965)

Режиссёр: Дэвид Лин

В ролях: Омар Шариф, Джули Кристи, Джеральдин Чаплин, Алек Гиннесс, Род Стайгер, Том Кортни

О чём: экранизация романа Бориса Пастернака для широкой публики — то есть политики и революции как можно меньше, а романтики как можно больше.

День Свечей: «Свеча горела на столе, свеча горела…» — да как же вообще можно в теме про свечи да без Юрия Живаго?

Почему: прежде чем кричать «клюква» (хотя и ее хватает), попытайтесь отвлечься от классики из школьной программы и посмотреть на фильм другими глазами — глазами зрителя из шестидесятых, который о жизни в России накануне и во время революции имел очень отдаленное представление, а ему нужно было продать толстенный роман про эту самую жизнь. Конечно же, пришлось сконцентрироваться на любви и красоте.

Это мог бы быть совершенно другой фильм: продюсер Карло Понти хотел, чтобы роль Лары сыграла его жена София Лорен, а режиссер Дэвид Лин видел в роли Живаго только что сыгравшего у него в «Лоуренсе Аравийском» Питера О'Тула. Но сложилось иначе; по слухам, пробовавшийся на роль Юрия Майкл Кейн посоветовал Лину обратить внимание на Шарифа, который должен был играть Пашу, и пригласить его на роль Живаго.

Получилось то, что получилось: вневременная история любви, в которой от романа осталась именно романтическая составляющая, фантастической красоты съемки, ну и, конечно, незабываемая «Тема Лары» Мориса Жарра.

«Барри Линдон» (Barry Lyndon, 1975)

Режиссёр: Стэнли Кубрик

В ролях: Райан О'Нил, Мариса Беренсон, Матрик Мэги, Харди Крюгер, Леон Витали

О чём: экранизация романа Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона» об ирландском авантюристе Редмонде Барри, который в середине XVIII века готов сделать невозможное, лишь бы попасть в британский высший свет. В отличие от книги Теккерея, являющейся классическим плутовским романом и потому довольно-таки комичной, картина Кубрика своей целью ставит объективный показ происходящего, так что тон у нее несколько серьезнее.

День Свечей: перфекционист Кубрик не хотел, чтобы интервьеры и сцены XVIII века освещали электрическими приборами, и потому для съемок была использовала специальная техника: объективы камеры мало чем отличались от тех, которыми NASA осуществило съемку лунной поверхности. Сверхсветосильные объективы и ряд других ухищрений позволили снять фильм без дополнительного электрического освещения — исключительно при свечах и естественном свете.

Почему: получивший признание фильм Кубрика получил несколько «Оскаров» (в том числе — и за лучшую операторскую работу Джону Олкотту) и попал в несколько списков лучших картин века (к примеру, в список авторитетного киножурнала «Sight & Sound», а также списки «Time» и Би-Би-Си). В конце концов, если и есть режиссер, у которого надо посмотреть все фильмы вообще — это Кубрик.


Выбор Алексея Куртышева
Алексей Куртышев

«Святые из Бундока» (The Boondock Saints, 1999)

Режиссёр: Трой Даффи

В ролях: Уиллем Дефо, Шон Патрик Флэнери, Норман Ридус, Дэвид Делла Рокко, Билли Коннолли, Дэвид Ферри, Брайан Махони, Боб Марли, Ричард Фицпатрик

О чём: Два брата ирландского происхождения, благочестивые католики, из-за череды событий и божественного вмешательства решаются очистить ставший родным город от различного рода криминала и зла. Это радует многих жителей, но не радует ФБР, которое идет по кровавым следам братьев.

"…соседи единогласно утверждают, что они просто… ангелы. Но ангелы не убивают. А у нас в морге два трупа со следами ударов, серийно нанесённых обалденным парнем".

День Свечей: свечи… церковь… свя… святые из Бундока!

Почему: один из лучших фильмов о братьях времен, когда в каждом трейлере был закадровый голос, фильм, который вы, возможно, пропустили и не считаете нужным возвращаться к нему. Не стоит допускать такой ошибки. Тем более часто ли можно увидеть Шона Флэнери и Нормана Ридуса на экране? Даже если не вместе, а по отдельности. Этих харизматичных парней до больного мало. Оригинальная постановка Троя Даффи и сейчас оригинальна, сюжет все так же удивляет, шутки смешат, и весь фильм разлетается на фразы сразу после просмотра. Великолепно подобранная музыка обязана будет поселиться в вашем плейлисте. Да все в этом фильме отлично!

А вишенкой на этом вкусном торте выступает Уиллем Дефо, который занял первую строчку «В ролях» не только из-за того, что был известней, а потому как каждая сцена с ним — шедевр в шедевре.

«Святые из Бундока 2: День всех святых» (The Boondock Saints II: All Saints Day, 2009)

Режиссёр: Трой Даффи

В ролях: Шон Патрик Флэнери, Норман Ридус, Билли Коннолли, Джули Бенц, Боб Марли, Брайан Махони, Дэвид Ферри, Дэвид Делла Рокко, Клифтон Коллинз-младший

О чём: Братья живут в ирландской глуши. И все хорошо, пока до них не доходят слухи о том, что они причастны к смерти священника Бостона. И чтобы вернуть репутацию ребятам придется вернутся туда, где 8 лет назад они наводили порядок.

День Свечей: так, второй раз. Свечи… церковь… свя… Святые из Бундока 2: День всех святых! клянусь, так и было

Почему: и вы не поверите, это тоже один из лучших фильмов о братьях, которые, вернувшись из ирландской глуши, очищают свою репутацию. Шон Патрик Флэнери и Норман Ридус — повзрослевшие, но от того только приобретшие в харизме, братья. Плюс, невероятный в своем безумии Клифтон Коллинз-младший, который тоже решает вступить на путь войны с криминалом. Вообще удивительная история: два фильма с оригинальной задумкой и идеей, где второй фильм не идет просто по принципу «больше — лучше», а старается удивить чем-то новым, где на один кадр приходится столько уникальных, не похожих ни на кого персонажей, что становится непонятно, почему и как это могло пройти мимо кого-то? Поэтому собираем друзей, выбираем озвучку на любителя (для первой части есть правильный перевод Гоблина) и после просмотра дарим фанатскую любовь всем, кто был причастен к этой картине.

Потому как это меньшее из того, что вы можете сделать за то, чем одарит вас фильм.


Выбор Анатолия Ющенко
Анатолий Ющенко

«Другие» (The Others, 2001)

Режиссёр: Алехандро Аменабар

В ролях: Николь Кидман, Финола Флэнаган, Кристофер Экклстон

О чём: в особняке на одном из островов у побережья Англии молодая мать с двумя детьми ждт возвращения мужа с войны. Опустевший город тем временем застилает густым туманом, прислуга куда-то исчезает, а в доме начинают загадочно скрипеть половицы.

День свечей: Дети главной героини по сюжету страдают редким недугом, острой непереносимостью яркого дневного света. По этой причине матерью в доме установлены строгие правила: все комнаты должны быть плотно зашторены; ни одна из дверей не должна открываться до тех пор, пока не закрыта предыдущая; освещать пространство можно лишь тусклыми керосиновыми лампами и свечами. Можно по-разному относиться к этой, надо признать, несколько искусственной сценарной придумке. Нельзя, впрочем, не отметить, как виртуозно справляется с поставленной задачей здешний оператор. При всем своем напускном аскетизме «Другие» — хоррор редкой красоты и грации.

Почему: Николь Кидман позвали на главную роль в биопик про Грейс Келли лишь в 2014 году. Могли бы и раньше. В «Других» Кидман от музы Хичкока не отличишь. Ее героиню в фильме неслучайно тоже зовут Грейс. Холодная, элегантная, небесной красоты блондинка полфильма ходит тут в потемках, вздрагивая вместе со зрителем от каждого шороха и скрипа. Саспенс в «Других» настолько же густой и плотный, как кладбищенский морок, окутавший Нормандские острова, где живут персонажи этого жутковатого готического хоррора. Хичкок, как известно, был не слишком щедр на комплименты в адрес коллег по цеху, так или иначе, есть ощущение, что конкретно от этой ленты он бы пришел в абсолютный восторг.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Красавица и чудовище» (Beauty and the Beast, 1991)

Режиссёр: Гэри Троусдейл, Кирк Уайз

Роли озвучивали: Робби Бенсон, Джесси Корти, Рекс Эверхарт, Анжела Лэнсбери, Пэйдж О’Хара

О чём: первая красавица небольшого городка, Белль счастливо живёт со свои отцом — изобретателем, пока тот не пропадает в волшебном лесу по дороге на ярмарку. Отправившись на поиски отца, Белль находит таинственный замок, владелец которого — заколдованный принц. Лишь поцелуй любящей его девушки способен спасти принца от страшных чар.

День Свечей: быть может, история Красавицы и Чудовища бесподобна, но она точно не была бы так занимательна, не будь в ней второстепенных персонажей. Люмьера, например. Как можно забыть дамского угодника и отличного певца в облике канделябра?!

Почему: уже совсем скоро мы увидим игровой фильм Дисней с Эммой Уотсон в главной роли. Но всё же потрясающий мультик, получивший 3 «Золотых глобуса» и два «Оскара» вряд ли уступит статус лучшей экранизацией сказки Перро.

«Мистер и миссис Смит» (Mr. and Mrs. Smith, 2005)

Режиссёр: Даг Лайман

В ролях: Брэд Питт, Анджелина Джоли, Винс Вон

О чём: благодаря страстному увлечению Джон и Джейн женаты вот уже пять-шесть лет (у каждого своя версия). С первого взгляда они рядовые американцы, но Джон и Джейн забыли упомянуть в свадебной клятве, что основной вид их деятельности — заказные убийства. Что, впрочем, не мешает им держать свою профессию друг от друга в тайне. Всё меняется, когда они сами становятся мишенью.

День Свечей: семейный ужин при свечах, Джейн приготовила еду, Джон припрятал в пиджаке нож, мирный семейный разговор, почти все карты раскрыты и лишь упавшая бутылка вина нарушает спокойствие.

Почему: семейная драма двух наёмных убийц, фильм с которого началась история «Бранджелины», эмоции и фантастичная история, которой веришь от начала и до конца.