Оскар: Что-то не так с академиками

4 февраля 2017

Вспоминаем номинантов и лауреатов «Оскара» разных лет, которые либо недополучили, либо незаслуженно обрели золотых болванчиков; иными словами, говорим о «неправильных оскарах»!

Совсем скоро объявят имена тех, кто удостоился в этом году главной премии в области киноискусств. Разумеется, среди читателей всегда найдутся те, кто в этот момент будет раздосадовано бить себя по лбу, устраивая традиционный плач Ярославны по любимчикам, которых в очередной раз «несправедливо обошли стороной». Я и сам из таких.

Поэтому сегодня вспоминаем номинантов и лауреатов «Оскара», награждение которых, на мой субъективный взгляд, должно было проходить по совсем иному сценарию.

Джулия Робертс

Резкая смена амплуа — любимый аргумент академиков в пользу награждения того или иного номинанта. «Оскар» частенько уходит номинанту не за конкретную роль, а за амбиции, с которыми актер воздерживается от щедрого гонорара, оказываясь по своей воле не в многомилионном блокбастере, а в маленькой драме независимого автора. Примерно так, например, получила статуэтку за главную женскую роль Джулия Робертс, вечная «сбежавшая невеста» из романтических комедий, угодившая в серьезную производственную драму Стивена Содерберга «Эрин Брокович». Мы искренне любим актрису Робертс в этом фильме. Но это, увы, не отменяет того факта, что позолоченный болванчик в 2001 году не должен был достаться никому, кроме Эллен Берстин, за грандиозный перфоманс в «Реквиеме по мечте», где она на грани актерских, да и вообще человеческих возможностей играла теряющую рассудок пенсионерку, подсевшую на амфетамин.

«Король говорит»

«Оскар» не гнушается конъюнктурой. Не имеет никакого смысла восхищаться шортлистом или номинацией, куда каким-то образом затесалась будущая классика — всегда найдется скромное форматное кино, которое в последний момент самым неожиданным образом обеспечит себе победу. Из всех заштатных оскаровских любимчиков британский режиссер Хупер — по-моему, самый невыносимый. Человек из года в год снимает аккуратные ремесленнические поделки в стилистике журнала «Караван историй». Обладая при этом каким-то невероятным киношным чутьем, автор всегда попадает в общий тренд: пышные мюзиклы, слезоточивые мелодрамы о трансгендерах или костюмированное ЖЗЛ — не важно, Хупер всегда знает конъюнктуру наперед, и иногда попадает в самое сердце членов Академии. Так в 2010 году «Оскара» удостоилась невыдающихся талантов картина «Король говорит», умильная трагикомедии об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания, загадочно обошедшая как знаковую для нулевых «Социальную сеть», так и любимое киноманами «Начало» Кристофера Нолана.

Мартин Скорсезе

Одна из самых унизительных практик, присутствующих на «Оскаре» — это такая извинительная статуэтка за выслугу лет. Без преувеличения великий режиссер Скорсезе номинировался на «Оскар» девять раз. В 1981 году, например, члены Киноакадемии предпочли гениальному «Бешеному быку» семейную драму Роберта Редфорда «Обыкновенные люди» (кто-нибудь вообще помнит об этом фильме?). Скорсезе можно было наградить еще много раз: за «Таксиста», «Славных парней», за «Авиатора», даже за «Банды Нью-Йорка». К сожалению, академики опомнились лишь в 2007 году, когда живой классик получил свой утешительный приз, пожалуй, за свою самую сомнительную ленту, криминальную драму «Отступники», которая, как и все ремейки (в основу фильма лег сценарий блестящей гонгонкской картины «Двойная рокировка»), оказалась в разы менее тонкой, чем оригинал.

Роджер Дикинс

Продолжая тему с вечно обделенными гениями, нельзя не упомянуть тринадцатикратного номинанта на «Оскар», оператора Роджера Дикинса. Киноман со стажем без труда воспроизведет по памяти любой фильм, к которому была причастна камера Дикинса: как изумительно был поставлен свет в ночной сцене, когда герой Тима Роббинса сбегает из шоушенкской тюрьмы; как выразительно Дикинс играл с цветом, раскрашивая заснеженные пейзажи города Фарго багрово-красными пятнами крови; как вводила в оторопь одна лишь тень Антона Чигура в «Старикам тут не место». В 2008-м, кстати, Дикинс вошел в историю «Оскаров» как оператор, номинированный в одном и том же году дважды (за вышеупомянутых «Стариков» и дьявольски красивый неовестерн «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»). Чуда, увы, не произошло. Лауреатом тогда стал Роберт Элсвит за «Нефть».

«Столкновение»

Политика, разумеется, касается всех, даже небожителей с голливудского Олимпа. Прошлогодний скандал с «OscarSoWhite», вероятно, даст повод вручить в этом году статуэтку за лучшую роль второго плана актеру Махершале Али за более чем скромное пятиминутное появление в «Лунном свете» (за женскую, как пишут букмекеры, «Оскар» уйдет Виоле Дэвис — ей, впрочем, давно пора). Наверное, выйди бы «Горбатая гора» сегодня, без главной премии создатели не остались. Что бы там ни говорили, это был отличный фильм. Далекий от политики Энг Ли снял тогда очень прозрачную, лишенную плакатных речевок историю про любовь, которая каждому, невзирая на пол, возраст и сексуальные предпочтения, сумела разбить сердце. Тренд в 2004 году, впрочем, был немножко о другом, в результате чего «Оскар» ушел невзрачному «Столкновению», спекулятивной и прямолинейной многофигурной драме про расовую нетерпимость, которая в худших традициях «остросоциального кино» полтора часа проговаривает замшелые банальности о том, как нужно быть по отношению друг к другу немножечко добрее.

Рон Ховард и «Игры разума»

С Роном Ховардом — тоже, в общем, странная история. В 2001 году режиссер выступил с весьма традиционной для «Оскара» тематикой — гений и его недуг. Фильм про Джона Нэша, нобелевского лауреата с шизофренией в анамнезе, у критиков не вызвал каких-то невероятных восторгов (на сегодняшний день у картины 75% на агрегаторе Rotten Tomatoes, что для оскаровского лауреата — довольно низко). Да, это был крепкий ремесленнический oscar bait, надо признать, весьма кондовый и беспредельно сентиментальный, как это принято в Голливуде. То, что «Игры разума» тогда обскакали «Властелина колец», логически объяснить еще можно: академикам подчас нужен не один год, чтобы осознать масштабность того или иного творения. Найти при этом причину, по которой Дэвид Линч уступил Ховарду свой более чем заслуженный «Оскар» за филигранную режиссуру «Малхолланд Драйва», до сих пор решительно невозможно.

Мауро Фиоре

На следующий день после того, как Мауро Фиоре получил «Оскар» за операторскую работу в «Аватаре», журналисты разразились гневными заметками: мол, следуя логике членов киноакадемии, вскоре в списке номинированных операторов стоит ожидать людей, трудящихся на студии Пиксар. Критиков этого выбора легко понять: за тонной постпродакшена, тысячей цветофильтров и ворохом спецэффектов разглядеть, что там такого особенного сделал человек, стоявший за камерой, довольно сложно. «Оскар» тогда, вероятно, достался за то, что Фиоре с Кэмероном прорубили для киноиндустрии окно в будущее, в котором изумленному зрителю для полного погружения в кино нужны специальные очки. Сегодня, когда 3D всем уже порядком осточертело, сильно хочется отмотать время назад, чтобы увидеть, как «Оскар» получает кто-то более заслуженный — например, гениальный оператор Кристиан Бергер, снявший для Михаэля Ханеке «Белую ленту».

«Влюбленный Шекспир»

О том, как Харви Вайнштейн бомбардирует своими подопечными красную ковровую дорожку, выстеленную к кинотеатру «Кодак», слагают легенды. Режиссеры давно прозвали продюсера Харви Руки-Ножницы (с помощью беспощадного перемонтажа, из-за которого в корзину улетают до получаса отснятого материала, Вайнштейн каждый раз добивается того, чтобы фильмы обрели выхолощенный «оскаровский» формат). Голливудские инженю днями и ночами грезят о том, чтобы попасть в список так называемых «Harvey’s Girls» (фаворитки продюсера — Лоуренс, Пэлтроу, Сорвино — «Оскар», как известно, уже получили). Одним из главных достижений карьеры Харви, вероятно, можно назвать триумф заслуженно забытого всеми «Влюбленного Шекспира», беззубой романтической мелодрамы, в 1999 году вырвавшей, как говорят, благодаря беспрецедентно дорогостоящей «оскаровской» кампании очевидную победу у действительно грандиозного «Спасения рядового Райана» Стивена Спилберга.