Кинорулетка: Япония

10 февраля 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

В этот раз мы нашли праздник тематический. 11 февраля — японский День основания государства. Именно в этот день в 660 году до нашей эры император Дзимму взошел на престол, основав тем самым и японское государство, и японскую императорскую династию.

Итак, тема кинорулетки на этой неделе — ЯПОНИЯ!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Исчезновение Харухи Судзумии» (涼宮ハルヒの消失, 2010)

Режиссёры: Исихара Тацуя, Ясухиро Такэмото

Роли озвучивают: Ая Хирано, Минори Тихара, Томокадзу Сукита, Дайсукэ Оно, Юко Гото

О чем: 17 декабря Харухи объявляет Команде SOS о проведении рождественской вечеринки. На следующий день мир вокруг Кёна невообразимым образом меняется: Юки Нагато теперь не инопланетный разум, а обычная школьница, Микуру Асахина — не путешественница во времени, а Харухи Судзумия, перевернувшая всю жизнь Кёна с ног на голову, просто исчезла…

Япония: если с японским кинематографом мало кто знаком, то про аниме слышали уж точно практически все, а поклонников у японской анимации огромное количество не только во всем мире, но и у нас в стране. «Исчезновение Харухи Судзумии» — ярчайший пример настоящего полнометражного аниме с закрученным сюжетом и множеством философских подтекстов, который язык не повернется назвать дурацким японским «порно-мультиком».

Почему: справедливости ради нужно сразу сказать, что «Исчезновение Харухи Судзумии» — это полнометражное продолжение двух сезонов сериала «Меланхолия Харухи Судзумии», и всё это, в свою очередь, экранизация многотомного цикла ранобэ (подростковых романов с картинками) Нагару Танигавы. Читать ранобэ я вас, конечно, не призываю, но вот посмотреть сериал настоятельно рекомендую, иначе вы вряд ли поймёте, что вообще происходит в «Исчезновении». Харухи Судзумия — обычная старшеклассница, которая верит в существование пришельцев, экстрасенсов, путешественников во времени и прочие паранормальные явления, но не замечает, что они на самом деле материализуются вокруг неё.

Многие фанаты и исследователи «харухизма» склонны считать, что Харухи является богом, создающим мир вокруг себя. Кто-то полагает, что богом является её одноклассник Кён, вынужденный терпеть все её выходки и оберегать Харухи от любых угроз извне. Теорий об устройстве мира Харухи Судзумии выстроено множество, что говорит нам о феноменальной культовости этого персонажа. Думаю, что после просмотра сериала и фильма у вас наверняка появится своя собственная теория о том, что же там происходит на самом деле. Всем любителям интересной фантастики, историй о школьниках и качественной анимации, а также всем, кому вдруг стало интересно приобщиться к культуре аниме — настоятельно рекомендую. Тем более, что в России и сериал, и полнометражный фильм выходили официально в блестящем дубляже от компании «Реанимедиа».

«Трое негодяев в скрытой крепости» (隠し砦の三悪人, 1958)

Режиссёр: Акира Куросава

В ролях: Тосиро Мифунэ, Миса Уэхара, Минору Тиаки, Каматари Фудзивара, Сусуму Фудзита, Такаси Симура

О чем: генерал Рокурота Макабэ и юная принцесса Юки под видом обычных крестьян пытаются перебраться с захваченной врагами территории на дружественные земли, а помогают им в этом двое глупых, но алчных до золота бродяг…

Япония: в мире кино Япония ассоциируется прежде всего с именем режиссера Акиры Куросавы, а наиболее известный фильм Куросавы — это «Скрытая крепость», также известная у нас как «Трое негодяев в скрытой крепости».

Почему: во-первых, «Скрытая крепость» — один из главных фильмов Куросавы, регулярно входящий в различные рейтинги лучших фильмов всех времён. Во-вторых, именно «Скрытая крепость» вдохновила Джорджа Лукаса на создание «Звездных войн». Многие сюжетные ходы из фильма Куросавы были использованы не только при создании «Новой надежды» в середине семидесятых, но и прослеживаются в сценарии «Скрытой угрозы», которую Лукас создавал уже в конце девяностых. Между прочим, в какой-то момент Лукас хотел, чтобы всех героев «Звездных войн» играли японцы, а на роль Оби-Вана Кеноби всерьез рассматривал Тосиро Мифунэ, исполнившего главную роль в «Скрытой крепости». Можно долго говорить о влиянии творчества Куросавы и конкретно этой картины на мировой кинематограф, но лучше просто взять и посмотреть фильм. Это та самая неувядающая классика, обязательная к просмотру любому киноману.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Мемуары гейши» (Memoirs of a Geisha, 2005)

Режиссёр: Роб Маршалл

В ролях: Чжан Цзыи, Гун Ли, Мишель Йео, Кен Ватанабе

О чём: Саюри — самая дорогая и желанная гейша Японии. Но путь на эту вершину был долгим и непростым: бедность, дом гейш, в котором она стала изгоем, война, предательство друзей. Единственное, что было с ней все эти годы — любовь к одному человеку.

Япония: и пусть Японию снимали на западном побережье Штатов, а специалисты-историки десятками насчитывали фактические ошибки, для многих зрителей этот фильм стал воплощением Страны Восходящего Солнца.

Почему: жестокая и суровая жизнь гейши в Японии начала XX века в руках постановщика мюзиклов стала просто романтической историей. Упор делается на отношения Саюри и Председателя, тогда как остальные составляющие сюжета уходят на второй план. Недаром на «Оскарах» у фильма победы именно за визуальную составляющую: операторская работа, лучшие костюмы и декорации. Если вам нравятся в кино красивая картинка и мелодрама — смотреть обязательно.

«Ходячий замок» (ハウルの動く城, 2004)

Режиссёр: Хаяо Миядзаки

Роли озвучивали: Тиэко Байсё, Такуя Кимура, Акихиро Мива

О чём: в мире, где есть магия, есть и волшебники. И они так красивы, что не влюбиться в них невозможно. Хаул — один из них. Вот и шляпница Софи становится жертвой его обаяния. Ревнивая Ведьма Пустоши накладывает на молодую девушку чары, и та превращается в старуху. Чтобы снять заклятье, Софи отправляется в долгое путешествие, но оказывается, что заколдована не только она, но и все обитатели ходячего замка, в том числе Хаул.

Япония: творения Миядзаки — это просто вершина японской анимации, пусть и конкретно этот мультфильм переносит нас в Европу.

Почему: не любить Миядзаки, как и его героев — невозможно. Очаровательный мультфильм, события которого разворачиваются на фоне войны. Сам режиссёр считает, что именно эта страшная сила заставляет точно принять какую-либо сторону и понять себя. Поклонникам советуем съездить во французский город Кольмар, который стал источником вдохновения для аниматоров.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Звонок» (Ringu, 1998)

Режиссёр: Хидэо Наката

В ролях: Нанако Мацусима, Мики Накатани, Хироюки Санада, Юко Такэути, Риэ Иноо

О чём: Репортёр Рэйко пытается распутать таинственную историю о загадочной видеокассете, посмотрев которую, человек погибает через семь дней. Первые зацепки появляются после смерти её племянницы. Вскоре Рэйко узнает, что вся эта история как-то связана с одной девочкой…

Япония: «Звонок» — самый известный и кассовый фильм ужасов из Японии, на который впоследствии было снято несколько сиквелов и даже сделан американский ремейк!

Почему: Фильм ужасов — жанр тонкий. Играя порою на самых примитивных чувствах зрителя, очередной «ужастик» может обернуться как дешевой пустышкой, так и внезапным успехом. Слагаемые этого успеха кроются не только в удачных «бу-эффектах», но и в неожиданных поворотах сюжета, создании запоминающихся персонажей и удачных «фишках», которые, при особом везении, могут со временем стать узнаваемыми повсеместно. «Звонок» — настоящая веха жанра, которая может похвастаться всем вышеперечисленным.

Проклятая видеокассета; нежданный звонок телефона, в трубку которого хриплый девичий голос произнесет затем фразу «Семь дней!», и, конечно же, девочка Садако (в американской версии — Самара) со спутанными черными волосами — все эти «мемы» уже давно живут самостоятельной жизнью. А мог ли такой по-хорошему безумный сюжет родиться не в Японии? Сомнительно… Одним словом, «Звонок» — это тот «ужастик», который видели даже те, кто не любит данный жанр. Ведь все равно интересно же!

«Красное солнце» (Soleil rouge, 1971)

Режиссёр: Теренс Янг

В ролях: Чарльз Бронсон, Ален Делон, Тосиро Мифунэ, Урсула Андресс, Накамура Тэцу, Капучине

О чём: Дикий запад. Во время ограбления поезда под горячую руку банды во главе с Линком Стюартом (Бронсон) попадают японский посол со своими слугами-самураями, которые везут в подарок президенту США ценный церемониальный меч. Гош (Делон), подручный Стюарта, убивает одного из самураев, а затем бросает и бывшего главаря, присваивая меч и все награбленное себе. Теперь Линк и второй самурай Курода (Мифунэ) одержимы местью, хотя у каждого из них своя причина…

Япония: Один из первых представителей фильмов-кроссоверов, когда два жанра, самурайское кино и вестерн, слились воедино. В одной из главных ролей известный японский актер Тосиро Мифунэ!

Почему: Возможно, не самый именитый представитель жанра вестерн, несколько теряющийся в тени картин Серджио Леоне и прочей классики, но зато уж точно один из самых запоминающихся. Во-первых — довольно интересно посмотреть на персонажа-японца, путешествующего по Дикому Западу, и на его бесконечные перепалки с героем Чарльза Бронсона (напомню, это было снято задолго до «Шанхайского полудня»). Во-вторых — редкий выход красавца Алена Делона в качестве главного злодея (и ему чертовски идет черный цвет!).

В третьих — прелести Урсулы Андресс (и не только) лишь добавляют фильму перца. «Красное солнце» — настоящий приключенческий фильм из детства — о верности, дружбе, добре и зле. При этом он удивительно смешной! Так что если кто-то в свое время пропустил — милости просим к просмотру. Точно не пожалеете!


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Рай и ад» (天国と地獄, 1963)

Режиссёр: Акира Куросава

В ролях: Тосиро Мифунэ, Тацуя Накадай, Кёко Кагава

О чём: Кинго Гондо (Мифунэ), тридцать лет жизни отдавший фабрике по пошиву обуви, готов наконец заполучить контрольный пакет акций — и вот уже его помощник готов к передаче продавцу чека на 50 миллионов. И в этот самый момент Гондо звонят с требованием выкупа за его малолетнего сына, причем требуют огромную сумму в 30 миллионов йен. Однако вот он, сын, сидит дома — похитители схватили сына шофера, и теперь перед героем дилемма: отдать ли деньги за чужого мальчика или все-таки стать главой бизнеса, на который была потрачена вся жизнь?

Япония: вольная экранизация романа Эда МакБейна «Выкуп Кинга» (выходившей и под названием «Королевский выкуп») поменяла место прописки со Штатов на Японию, приобретя заодно и местный колорит (к примеру, жена Гондо ходит в кимоно). Однако именно эта перемена позволяет понять, что ценности-то одинаковые, вне зависимости от того, японский бизнесмен в центре истории или американский. C другой стороны, стоит только посмотреть трейлер, чтобы понять, что одну и ту же историю люди разных культур рассказывают по-разному, и интересует их абсолютно разное…

Почему: потому что это Куросава, и потому что конкретно этот фильм стабильно входит во всевозможные рейтинги «лучших фильмов всех времен» (к примеру, в список журнала Empire). Потому что это очень хороший психологический триллер. Потому что это та самая точка, в которой можно увидеть, что Запад есть запад, Восток есть Восток, а вот сойтись ли им хотя бы в вашем восприятии — это уже только от вас зависит.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell, 1995)

Режиссёр: Мамору Осии

Роли озвучивали: Ацуко Танака, Акио Оцука, Коити Ямадэра, Ютака Накано, Тамио Оки

О чём: в Японии будущего майор Кусанаги и ее коллеги по девятому отделу ловят некоего Кукловода, который манипулирует разумом людей через Сеть. Сама майор — киборг с человеческим разумом, и в связи с делом постоянно поднимается вопрос — что же такое человек, и что его определяет?

Япония: футуристическая Япония как место действия, манга как основа экранизации, наконец, аниме как выбранная форма — все в этих составляющих просто кричит о японском происхождении.

Почему: потому что представить любую подборку фильмов о Японии без «Призрака» практически невозможно, такое влияние картина оказала на мировой кинематограф. Без «Призрака» мы бы не увидели «Матрицу», скажем. И именно поэтому о фильме не надо рассказывать — его надо срочно посмотреть, если вы этого до сих пор не сделали, или пересмотреть, если вы уже.

Именно поэтому ждать американский ремейк (местами едва ли не покадровый, судя по трейлеру) получается с трудом: все уже было сказано больше двадцати лет назад и неоднократно повторено.


Выбор Анны Неустроевой
Анна Неустроева

«Убить Билла» (Kill Bill: Vol.1, 2003)

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Ума Турман, Люси Лью, Вивика А. Фокс, Джули Дрейфус, Тиаки Курияма, Сони Чиба

О чём: Чёрная Мамба (Ума Турман), бывший член отряда наёмных убийц, пытаясь уйти из криминального бизнеса, оказывается объектом мести своих бывших коллег. Проведя 4 года в коме и потеряв жениха и ребёнка, она возвращается с единственной целью — отомстить.

Япония: так кроваво свою любовь к Стране Восходящего Солнца еще никто до этого не показывал.

Почему: Тарантино не учился в модных киношных школах и университетах, ему это было ни к чему: одной безмерной любви к кинематографу ему вполне хватает для того, чтобы снимать удивительные картины, от которых у таких же киноманов, кхм, дух захватывает. «Убить Билла», бесспорно, одна из лучших его картин, в ней есть всё, за что мы так любим режиссёра: Red Apple, продолжительная сцена одним кадром, вид снизу из багажника машины и постоянные отсылки. Для меня же этот фильм стал ещё одним доказательством в пользу бессмысленности Тарантино. Ничего разительно нового он в киноискусство не приносит, а просто копирует всё, что ему приглянулось и мешает в какой-то невообразимый коктейль, стирая вообще все границы. Для такого определённо нужна смелость!

Япония в «Убить Билла» — самая что ни на есть клюквенная, искусственная и американская. Китаянка — глава якудзы, серьёзно? Бои, которые отсылают не к японским единоборствам, а к китайскому кунг-фу, бывшему в почёте в 80-х. Придираться тут можно много, но от этого фильм хуже не становится и смотреть его не надоедает. Магия.

«За пригоршню долларов» (Per un pugno di dollari, 1964)

Режиссёр: Серджио Леоне

В ролях: Клинт Иствуд, Джан Мария Волонте, Марианна Кох, Вольфганг Лукши, Зигхардт Рупп

О чём: Маленький городок на Диком Западе делят между собой две влиятельные группировки, держа всё поселение в страхе. Такой порядок держится до тех пор, пока в город из ниоткуда прибывает Человек Без Имени.

Япония: «За пригоршню долларов» — ремейк «Телохранителя» Акиры Куросавы. А между самурайскими фильмами и вестернами разницы, как оказалось, практически нет.

Почему: В 1964 году Акира Куросава отсудил у создателей «За пригоршню долларов» 15% от мирового проката фильма, а также права на дистрибуцию в Японии, Тайване и Южной Корее, тем самым заработав на итальянской картине больше, чем на оригинальной японской ленте. Любителям советую посмотреть и оригинал, а меня, как и многих киноманов, это факт заставил задуматься о схожести этих популярных жанров 60-х. В самурайских фильмах и вестернах (особенно в спагетти-вестернах) главный герой — одиночка, стреляющий без промаха или искусно владеющий мечом, действие происходит в середине XIX века (Дикий Запад или самураи-скитальцы без прошлых привилегий), власти бессильны и коррумпированы, и всё это дополняется изобилием природы в кадре. Послевоенная разруха, прямое культурное, экономическое влияние, потребность в бунтарских идеалах сначала оказали влияние на японское кино, а затем пришли и в западное. Так что нужно быть внимательным при просмотре «Долларовой трилогии» Леоне, она не так проста, как кажется!

«Хиросима, любовь моя» (Hiroshima mon Amour, 1959)

Режиссёр: Ален Рене

В ролях: Эмманюэль Рива, Эйдзи Окада, Стелла Дасса, Пьер Барбо, Бернар Фрессон

О чём: французская актриса приезжает на съёмки в послевоенную Хиросиму, где встречает японца, который становится её любовником.

Япония: потому что Япония — это не вечные сакура, суши и саке.

Почему: Французская «новая волна» — явление завораживающее и удивительное, актуальное до сих пор. Такие проникновенные фильмы оставляют после себя незабываемое послевкусие. Картина «Хиросима, любовь моя» как сложный танец, запутанное музыкальное произведение и философский трактат. Ален Рене сравнивает, кажется, абсолютно разные вещи, говоря о боли, что производит неизгладимое впечатление.

Япония здесь представлена как самобытный персонаж и в то же время декорация, поглощающая героев и напоминающая им о жутком прошлом.

— Ты ничего не видела в Хиросиме. Ничего.

— Я всё видела. Всё.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Васаби» (Wasabi, 2001)

Режиссёр: Жерар Кравчик

В ролях: Жан Рено, Рёко Хиросуэ, Мишель Мюллер, Йоши Оида и др.

О чём: Юбер Фиорентини не стесняется с выбором методов, работая во французской полиции, но своё дело знает. Много лет назад он работал в Японии, где встретил любовь всей жизни. Возлюбленная, исчезнувшая много лет назад, вновь напоминает о себе, оставив после смерти ни о чём не подозревающему Юберу их взрослую дочь и миллионы на счетах в банке. Огромные деньги привлекают внимание якудза.

Япония: Юбер отправляется в Японию с намерением почтить память любимой. За время своего пребывания в Японии французский полицейский успеет наделать много шума, открыть для себя заглавное блюдо фильма, встретить старого друга и познакомиться со своей дочерью, а декорациями им послужит неповторимая Страна Восходящего Солнца.

Почему: между частями кино-сериала «Такси» Кравчик и Ко сняли лёгкий комедийный боевик по сценарию вездесущего Люка Бессона. Фильм подарит зрителю колорит Японии, незаметно мелькающей на фоне приключений Юбера.

«Королевская битва» (バトル・ロワイアル, 2000)

Режиссёр: Киндзи Фукасаку

В ролях: Тацуя Фудзивара, Аки Мазда, Таро Ямамото, Такеши Китано, Чиаки Курияма

О чём: увязшая в экономическом кризисе тоталитарная Япония будущего находится в состоянии хаоса, школьники бойкотируют учебные заведения. В ответ строптивой молодёжи государство вводит «Королевскую битву» — игру на выживание, в которой учившиеся бок о бок дети вынуждены убивать друг друга.

Один из классов привозят на остров для такой вот игры. У них есть три дня. Выжить сможет только один.

Япония: Один из культовейших фильмов, снятых в Стране Восходящего Солнца. Фантастически утрированная антиутопия, с избытком насилия, крови и своих «маленьких трагедий» между участниками жестокой игры, картина-предупреждение не только Японии, но и всему миру.

Почему: знакомый сюжет, правда? Сьюзен Коллинз вне всяких сомнений вдохновлялась фильмом Фукасаку при написании «Голодных игр». Хотя плагиатом это назвать нельзя, ведь если перечислять подобные сюжеты, то можно дойти и до древнегреческих мифов.

«Королевская битва» — один из любимых фильмов Квентина Тарантино. Чиаки Курияма он даже пригласил в свой проект «Убить Билла». И да (важный момент), Такеши Китано великолепен в роли учителя-мучителя.


Выбор Анатолия Ющенко
Анатолий Ющенко

«Пульс» (Kairo, 2001)

Режиссёр: Киёси Куросава

В главной роли: Харухико Като, Кумико Асо, Коюки, Куруме Арисака

О чём: что-то странное начинает происходить в Токио. Город захватывает эпидемия иррациональных самоубийств. Причиной тому, кажется, служит Интернет, через который в реальный мир проникают призраки, высасывающие из пользователей компьютерной сети волю к жизни.

Япония: Токио часто изображается в кино сумасшедшим муравейником: мерцающие неоновые вывески, пульсирующие жизнью небоскребы, стремительные потоки людей и машин. В «Пульсе» крупнейшая городская экономика мира и самый густонаселенный мегаполис в Японии выглядит не самым привычным для зрителя образом. Блеклый, обесцвеченный, снятый словно сквозь полиэтиленовую пленку город по сюжету охватывает необъяснимая суицидальная волна. Улицы пустеют, солнце меркнет, время останавливается. Вместо снующих толп агрессивных туристов в город устремляются тени умерших, заторможенные призраки, которые медленно плывут по улицам, превращая встреченных на пути зевак в горстку пепла.

Почему: Печальная элегия Киёси Куросавы на волне успеха «Звонков» и «Проклятий» ошибочно затесалась в киносправочники как еще один J-хоррор. Уэс Крэйвен даже сподобился написать в свое время сценарий для довольно чудовищного американского ремейка, который попытался пересказать историю Куросавы с точки зрения жанровых тропов: угрюмые призраки хищно рычат, красивые голливудские актеры громко визжат и обматывают от безвыходности шею USB-кабелем. На деле «Пульс», конечно же, не о том, как Интернет стал порталом в ад (как показывает опыт, единственный подвид мифологических тварей, которых породила сеть — это интернет-тролли). «Пульс» — тревожная токийская соната, пронзительная история тотального «одиночества в большом городе», куда смерь пришла без приглашения исключительно по той причине, что люди в мегаполисах, кажется, давно уже забыли, что значит жить по-настоящему.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Сад изящных слов» (Koto no ha no niwa, 2013)

Режиссёр: Макото Синкай

Роли озвучивали: Ирино Мию, Кана Ханадзава, Фуми Хирано, Гоу Маэда

О чём: В Токио сезон дождей. Часто молодого юношу Такао дождь застаёт по дороге в старшую школу, и он ждёт его окончания в беседке парка. Страстно и увлечённо юноша следует за своей мечтой и поэтому не теряет время зря — сидя во время дождя в парке, он делает в своём блокноте эскизы и наброски разных туфель и ботинок, которые когда-нибудь воплотит в коже и ткани. Порой он настолько увлекается, что пропускает школьные занятия.

Однажды во время очередного дождя вместе с ним в беседке оказывается молодая женщина — Юкино. Между ней и Такао завязывается лёгкая ни к чему необязывающая беседа. В следующий ненастный день встреча повторяется, в очередной дождливый день — снова, а затем ещё раз и ещё раз… Герои становятся всё ближе друг к другу, и они уже с нетерпением ждут очередного дождя и новой встречи.

Но рано или поздно сезон дождей закончится.

Япония: Когда заходит разговор о стране восходящего солнца, в памяти возникают разные образы, среди которых оказываются и анимационные персонажи. Наверняка многим вспоминаются очаровательный и добродушный Тоторо, забавный ходячий замок, рыбка Поньо и многие другие персонажи знаковых анимационных фильмов.

Почему: Кроме упомянутых творений Хаяо Миядзаки достаточно широкой аудитории известен ещё один японский аниматор — Макото Синкай и его картина «5 сантиметров в секунду». Однако сейчас хочется поделиться ещё одной его романтической драмой — «Сад изящных слов» — душевным, безумно красивым, сюжетно простым, но не глупым фильмом.

«Садом изящных слов» Макото Синкай — приверженец максималистских и сентиментальных сюжетов — делится со зрителем своим безудержным романтизмом, описывая переживания своих персонажей практически без какой-либо дистанции, с надрывом и поэтическим многословием, пропитывая их поразительным фотореализмом. Кажется, что здесь даже дождь способен заговорить.

Посреди пустыни грубо откровенной пошлости, часто окружающей нас, «Сад изящных слов» всем, что увидит зритель, превращается в романтический оазис. Буквально всем: беседкой в парке, зноем и непогодой, поездами, бликами на городских пейзажах и неприлично красивым небом.


Выбор Алексея Куртышева
Алексей Куртышев

«47 ронинов» (47 Ronin, 2013)

Режиссёр: Карл Ринш

В ролях: Киану Ривз, Хироюки Санада, Ко Сибасаки, Таданобу Асано, Ринко Кикути, Кэри-Хироюки Тагава, Мин Танака, Дзин Аканиси, Масаёси Ханеда, Хироси Согабэ

О чём: история, повествующая о преданности и чести, воспевающая отвагу, мужество, самурайскую доблесть и желание добиться справедливости.

Япония: последнее время на слуху «Джон Уик 2», в котором замешан Киану Ривз, и, конечно, как только прозвучало «Япония!» в голове всплыли образы фэнтезийного эпоса.

Почему: фэнтези много не бывает. Приятно окунуться в другой мир, забыв о реальности, и пережить эпическое приключение. Страшные монстры, добрые герои, большое путешествие и море спецэффектов? Да и еще все это приправлено японским колоритом? Дайте два! Но два не будет, только один фильм с Киану о мести ронинов, о любви и о том, что позор хуже смерти.


Выбор Марины Гамбарян
Марина Гамбарян

«Последний самурай» (The Last Samurai, 2003)

Режиссёр: Эдвард Цвик

В ролях: Том Круз, Кен Ватанабе, Хироюки Санада, Коюки

О чём: Япония, вторая половина XIX века. Страна неуклонно движется к прогрессу и прозападной политике, и только воины-самураи стоят на пути Императора.

Япония: Мне нравится та Япония, которая создана в фильме. Возможно, она приукрашена и слегка идеализирована, но, если честно, кто из нас не захотел бы оказаться там, в этих горах, с этими людьми?

Почему: Впервые я посмотрела «Последнего самурая» лет в 13, совершено не представляя, чего ждать и даже не до конца понимая кто такой Том Круз. Я была поражена. Возможно, это наивно и свидетельствует о моем не очень изысканном вкусе, но это было настоящее потрясение для меня. История самураев, их традиции, их служение своей цели и дисциплине — все это было настолько удивительно. Я до сих пор считаю, что это одна из лучших ролей в карьере Тома Круза, но настоящим открытием для меня стал Кен Ватанабе. Яркое воплощение образа бесстрашного и мудрого предводителя самураев, которого одинаково уважали и боялись и враги, и союзники. Операторская работе Джона Тилла, восхитительно переданная атмосфера XIX века на фоне великолепных пейзажей под аккомпанемент величественной музыки, созданной Хансом Циммером, делают фильм незабываемым.

«Трудности перевода» (Lost in Translation, 2003)

Режиссёр: София Коппола

В ролях: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон

О чём: Токио, дорогой отель, в баре встречаются двое. И вроде бы у них мало общего, но эта встреча поможет им открыть что-то новое в себе и, может быть, понять что-то важное о жизни.

Япония: В отличие от первого фильма, выбранного мною, «Трудности перевода» это уже современная Япония.

Почему: Это кино для тех, кто хоть раз тосковал, терялся в отношениях с окружающими, да и с самим собой. Очень лично, искренне и … скучно. Но ведь и героям не весело, и можно ли было придумать что-то лучшее для понимая их, чем сделать фильм соответствующим их настроению? Этот фильм построен на полутонах, полуулыбках, недосказаностях…

Коппола говорит со зрителем шепотом, создавая обволакивающую атмосферу одиночества в огромном мегаполисе. Билл Мюррей и Скарлетт Йоханссон скорее живут на экране, чем играют. Такие естественные и обычные. Просто люди, которым не хочется быть одним. Великолепное кино, которым нужно переболеть и которое нужно пережить.


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Тройной форсаж: Токийский дрифт» (The Fast and the Furious: Tokyo Drift, 2006)

Режиссёр: Джастин Лин

В ролях: Лукас Блэк, Бау Вау, Санг Кенг, Брайан Ти, Натали Келли, Брайан Гудман, Кэйко Китагава, Вин Дизель

О чём: третья часть франшизы (по году выпуска, но не по хронологии событий) знакомит зрителя с новым главным героем — Шоном Босуэллом. Парнишка не отличается хорошим поведением, и отец-военный должен научить сына уму-разуму, увезя того как можно дальше от неприятностей — в Токио. Но Шон и там умудряется найти себе на голову приключений, а заодно и освоить технику дрифта.

Япония: Токийский дрифт — и этим всё сказано!

Почему: вполне качественный фильм о гонках, не претендующий на звание шедевра. Но уникальным его делает то, что акцент делается не на скорости тачек, а именно на технике вождения — точнее, мастерстве дрифта. Ты можешь до упора вжимать педаль газа в пол и гнать со всей мочи, но дрифт — он не про то. Он в какой-то степени искусство, овладеть которым дано далеко не каждому. А вот понаблюдать со стороны, как машина плавно входит в поворот, чтобы затем продолжить путь по прямой, может любой желающий благодаря «Тройному форсажу»! Это достойный представитель именно развлекательных фильмов, так что не стоит искать в нём особой глубины. Смазливый главный герой, красивые тачки, мудрый наставник, шикарный саундтрек, эффектные гонки и миловидные девочки — в кино есть всё, чтобы добавить в обыденную жизнь немного адреналина.

«Хатико: Самый верный друг» (Hachi: A Dog's Tale, 2008)

Режиссёр: Лассе Халльстрем

В ролях: Ричард Гир, Джоан Аллен, Кэри-Хироюки Тагава, Сара Рёмер, Джейсон Александер, Эрик Авари, Давиния МакФэдден

О чём: основанный на реальных событиях фильм, в центре которого дружба человека и пса. Дружба длиною в жизнь и даже дольше…

Япония: в 1932 году пёс породы акита-ину (порода, появившаяся в провинции Акита на японском острове Хонсю) стал знаменит во всей Японии. Хатико каждый день встречал хозяина, когда тот на электричке возвращался с работы. И даже после смерти хозяина пёс продолжал верно ждать того на привычном месте. Самого Хатико уже давно нет в живых, но возведённый в его честь памятник на станции Сибуя стал одной из главных достопримечательностей Японии. Около него влюблённые назначают встречи, на которые не принято опаздывать. А сам Хатико для японцев служит примером беззаветной любви и верности. Собственно, эта реальная история и лежит в основе фильма.

Почему: только бесчувственный сухарь не заплачет при просмотре «Хатико»! Я даже от трейлера слезу пустила, а уж само кино… Оно до того милое, трогательное, житейское и настоящее, что не проникнуться историей героев невозможно. Ричард Гир и Джоан Аллен гармонично смотрятся в роли супругов, об их актёрской игре даже не хочется говорить, ведь они скорее живут на экране, а не играют. И при этом главным героем фильма всё же остаётся верный Хатико — абсолютно очаровательный пёс, такой красивый и забавный, но при этом надёжный и преданный друг. Ещё у фильма сказочный саундтрек — композитор Ян А. П. Качмарек создал лёгкие, и в то же время не пустые и очень трогательные мелодии, слушать которые приятно даже вне контекста фильма. «Хатико» однозначно попадает в категорию «must see»! Да, фильм грустный, а ещё очень добрый и поучительный. Фильм о верности. И о любви.