Хэппи-энд? — Нет, спасибо!

14 февраля 2017

Если сегодня от обилия розовых сердечек и всеобщего счастья вам вдруг захочется переключится на что-то еще — то мы приготовили для вам подборку фильмов без хэппи-энда и рассказали, почему они крутые!

ВНИМАНИЕ, СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ!

Наверняка каждому из нас доводилось смотреть американский боевик, герой которого, упав с небоскреба, невозмутимо отряхивается и, с улыбкой объявив: «Всё о’кей», — отправляется дальше, совершать свои бесчисленные подвиги. Еще много лет назад голливудские режиссёры заметили, что фильмы со счастливой развязкой являются более кассовыми, и стали стремиться любой ценой завершить свои творения хэппи-эндом, сколь бы нелогично или даже абсурдно это ни выглядело. Так, например, в голливудской экранизации знаменитого романа Агаты Кристи «Десять негритят» (режиссёр Рене Клер, 1945) Вера Клейтон оказалась жертвой клеветы (её несправедливо обвинили в убийстве, которого она не совершала), а Филипп Ломбард под влиянием любви к порядочной девушке полностью перевоспитался.

Трумен Капоте был очень недоволен тем, что, перенесённая на экран, его повесть «Завтрак у Тиффани» получила счастливую развязку. Главная героиня одноименного фильма (режиссёр Блэйк Эдвардс, 1961) находит своего потерявшегося кота и благополучно воссоединяется с Полом, тогда как в книге они расстаются навсегда. В результате получилась романтическая комедия, безусловно, очень неплохая, однако нарушился весь пафос произведения, который сам автор определял следующим образом: «Ни одна любовь не сбывается, ни одна надежда не сбывается, человеку не к кому прислониться в этом мире, но он жив, покуда у него не исчезла потребность жить…».

Постепенно тенденция завершать фильм так, чтобы зрители понапрасну не расстраивались, распространилась по всему миру. Известны даже экранизации русских классиков, в которых трагический финал был изменен на хэппи-энд. Так было сделано, например, в голливудском фильме «Братья Карамазовы» (режиссёр Ричард Брукс, 1957) илив японском сериале по мотивам великого романа Ф. М. Достоевского (режиссёры Мураками Сёсукэ, Цудзуки Дзюнити, Сато Гэнта, 2013), где действие перенесено в наше время.

К сожалению, не остались в стороне и российские режиссёры. Так, создатели фильма «Зимняя вишня» (режиссёр Игорь Масленников, 1985) пошли на поводу у зрителей (вернее, у зрительниц), которые заваливали их письмами и просили, чтобы героиня непременно была счастлива. Они сняли целых два продолжения, и в результате шедевр превратился в грошовую мыльную оперу, очень напоминающую убогие мексиканские сериалы. Возможно, в этом нашел отражение кризис отечественного кино, имевший место в первые постсоветские десятилетия.

В современном кинематографе хэппи-энд стал неотъемлемой частью большинства фильмов. Сегодня он присутствует абсолютно во всех жанрах, от комедии до мелодрамы. Большинство картин заканчиваются счастливо: главная героиня все-таки находит свою любовь, сестра встречается с пропавшим братом, которого подменили в роддоме 20 лет тому назад, а злодеи обязательно получают по заслугам.

Безусловно, в фильмах, которые дарят зрителям хорошее настроение и ощущение счастья, ничего плохого нет. Однако хэппи-энды не только снижают художественную ценность картин, почти автоматически переводя их в категорию массового искусства (недаром ведь большинство фильмов, получивших различные престижные награды, включая и «Оскар», заканчиваются отнюдь не радужно), но и дают людям ложную надежду на счастливое будущее. Задача искусства — понимать и отражать правду, а вовсе не утешать. И плохие концовки у фильмов — это просто дань правде жизни. В трагических финалах, безусловно, есть свое неповторимое величие, они надолго западают в душу, будоража воспоминания и заставляя нас плакать. Однако противоположностью хэппи-энда вовсе не обязательно является трагическая развязка (где все умерли); зачастую это просто очень жизненный конец, когда зрителям есть над чем призадуматься…

Предлагаем вам 11 хороших фильмов с «плохими» концами.


1. «Мотыльки» (Украина, 2013)

Режиссёр: Виталий Воробьёв

В ролях: Мария Поезжаева, Юрий Борисов

«Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…» В основе фильма история любви, которая разворачивается на фоне аварии на Чернобыльской АЭС. Молодые люди вопреки всему отдаются своему чувству, бродят, держась за руки, по безлюдным улицам Припяти и пытаются наслаждаться жизнью. Счастливого финала тут просто по определению быть не может, однако картина всё равно оставляет светлое чувство. Любовь — всегда чудо, и нужно ценить каждую минуту, ведь никто не знает, сколько еще времени ему отведено.

2. «По млечному пути» (Сербия, Великобритания 2016)

Режиссёр: Эмир Кустурица

В ролях: Эмир Кустурица, Моника Беллуччи

Проникновенная история обаятельного странного мужчины и женщины невероятной красоты. Герои этого фильма живут в хаосе бессмысленной гражданской войны, в мире абсурда, где, казалось бы, ничто не имеет особого значения и никого ничем не удивишь. Однако внезапно всё кардинальным образом меняется. Случайная встреча может изменить всю твою жизнь и дальнейшую судьбу, и ты с удивлением понимаешь, что даже смерть любимого человека — это еще не конец. Весь фильм, включая сцену гибели главной героини, выполнен с невероятной художественностью, которая так присуща мэтру сербского кинематографа.

3. «Достучаться до небес» (Германия, 1997)

Режиссёр: Томас Ян

В ролях: Тиль Швайгер, Ян Йозеф Лиферс

«На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…». Оба героя этого фильма смертельно больны, и у роковой черты происходит переоценка ценностей. Даже если надежды нет и счет уже пошел буквально на дни, не стоит страдать в одиночестве, жалея себя. Лучше попытаться осуществить свою заветную мечту, увидеть море, на котором никогда не бывал. Нужно прожить оставшееся время на зависть всем, потому что бояться — глупо.

4. «Мулен Руж» (США, 2001)

Режиссёр: Баз Лурман

В ролях: Николь Кидман, Юэн Макгрегор

Она вихрем ворвалась в его жизнь и наполнила её яркими красками. Словно колоритные костюмы на танцовщицах, менялось его представление не только о мире, но и о любви. Однако так же стремительно она и покинула его, оставив в одиночестве. Не все мюзиклы должны кончаться хорошо, ведь мы поём и танцуем не только тогда, когда нам хорошо, что и подтвердил небезызвестный «Ла-Ла Ленд».

5. «Безымянная звезда» (СССР, 1978)

Режиссёр: Михаил Козаков

В ролях: Анастасия Вертинская, Игорь Костолевский

«Ни одна звезда не отклоняется от своего пути». Провинциальный учитель астрономии давно постиг эту непреложную истину, но в один прекрасный день ему суждено узнать, что чудеса случаются и параллельные вселенные иногда все-таки пересекаются. Однако ни к чему хорошему это, разумеется, привести не может, поскольку законы природы рано или поздно неизбежно вступают в действие, и против них человек бессилен.

6. «Завтра была война» (СССР, 1987)

Режиссёр: Юрий Кара

В ролях: Ирина Чериченко, Наталья Негода, Нина Русланова

«Всё не так. Какой тяжелый год!» — «А вы знаете почему? Да потому что 1940 год — високосный. Зато следующий, 1941-й, обязательно будет счастливым, вот увидите…» Невозможно без слез слушать этот финальный диалог, зная, что надеждам героев не суждено осуществиться. Трагический, но при этом необыкновенно светлый и чистый фильм о поколении, которому пришлось пережить и ад сталинских репрессий, и Великую Отечественную войну. Открытые лица, искренние чувства, оригинальное музыкальное сопровождение, сочетающее музыку 1930-х годов и произведения Антонио Вивальди.

7. «Три тополя на Плющихе» (СССР, 1967)

Режиссёр: Татьяна Лиознова

В ролях: Татьяна Доронина, Олег Ефремов

Нежность — чувство не менее светлое и чистое, чем любовь. Абсолютно незнакомый человек, с которым вы случайно встретились и разошлись, как в море корабли, может оказаться намного ближе и роднее того, бок о бок с которым ты прожил много лет. И пусть ничего изменить невозможно, однако это мимолетное светлое воспоминание у тебя уже никогда не отнять.

8. «Калина красная» (СССР, 1974)

Режиссёр: Василий Шукшин

В ролях: Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Шукшин

История рецидивиста, который задумался о смысле жизни и твердо решил завязать с преступным прошлым. Но, увы, не все ошибки можно исправить, не всегда можно начать жизнь заново, порой прошлое оказывается сильнее и не желает отпускать тебя. Правда, духовное перерождение все-таки происходит, однако герою приходится заплатить за это слишком высокую цену.

9. «Это всего лишь конец света» (Франция, 2016)

Режиссёр: Ксавье Долан

В ролях: Гаспар Ульель, Леа Сейду, Марион Котийар, Венсан Кассель, Натали Бай

«Мой дом — моя крепость» — к сожалению, этот расхожий афоризм вряд ли применим к судьбе главного героя. Что может быть ужаснее неизлечимой болезни и осознания того, что тебе в скором времени предстоит умереть? Отсутствие семейного очага и полное равнодушие близких — брата, сестры и даже родной матери. Все мы прекрасно знаем, что семью не выбирают. Выходит, герою просто не повезло? Или отчасти виноват он сам? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Блистательный Ксавье Долан твердо придерживается правила: в искусстве вопросительный знак всегда предпочтительнее восклицательного.

10. «Летят журавли» (СССР, 1957)

Режиссёр: Михаил Калатозов

В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов

Не каждая любовь превращается в сказку, не все становятся героями на великой войне, далеко не каждый способен нести свой крест. Однако жизнь продолжается, журавли летят высоко в синем небе, и, стало быть, счастье когда-нибудь ещё возможно…

11. «Коллектор» (Россия, 2016)

Режиссёр: Алексей Красовский

В главной (и единственной) роли: Константин Хабенский

Очень многое зависит от угла зрения. Когда преследователь внезапно оказывается в роли жертвы, всё меняется, как в калейдоскопе. Обидно, наверное, слишком поздно осознать, что ты много лет жил неправильно, что главное в этом мире все-таки не деньги, а человеческие отношения. Однако, как говорится, лучше поздно, чем никогда…