Фото: «Централ Партнершип»

Роман Каримов: «Желание заработать деньги не перекрывает мои творческие амбиции»

16 февраля 2017

Режиссёр комедии «Гуляй, Вася!» рассказал Синемафии о работе над своей новой картиной.

В Санкт-Петербурге прошла премьера фильма «Гуляй, Вася!». Это новая картина режиссёра Романа Каримова — автора культовой ленты «Неадекватные люди», криминальной комедии «Всё и сразу» и триллера «Чёрная вода». Авторы Синемафии Владислав Пастернак и Пётр Зайцев пообщались с режиссёром в день показа.


Пастернак: Тебе постоянно задают вопросы про «Неадекватных людей» (видимо, до конца дней будет продолжаться, твою карьеру всё ещё рассматривают через призму этого фильма). Продюсер Миша Кукушкин рассказывал мне, что ты написал их на спор — не хотел снимать ромком, а хотел снимать «Вдребезги», и написал «Неадекватных». Тем не менее сейчас новая картина — снова романтическая комедия, причём строго следующая канонам жанра. Как получилось, что ты снова в этом жанре, кто предложил?

Каримов: Идея была придумана на волне впечатлений от предыдущего проекта «Чёрная вода». Это была очень мрачная драма, во время которой я сломал себе ногу, и, чтобы хоть как-то развеселить себя, начал придумывать комедию. Просто когда ты отправляешься делать фильм — это означает, что с таким настроением ты проживешь ближайший год, и, соответственно, писать что-то смешное, а затем снимать и работать с комедийным жанром — это поднимает жизненный тонус и задает хорошее настроение. Ну, и людей рассмешить по пути и заработать деньги тоже неплохо.

Пастернак: Судя по титрам, «Гуляй, Вася!» — это твоя первая продюсерская работа. В чем заключались твои продюсерские функции и полномочия? Как тебе удалось эти полномочия получить, в чем для тебя особенности?

Каримов: На самом деле продюсером я являюсь на проекте в третий раз. Просто я не брал себе продюсерский credit (титр), дабы не размывать заслуги своих коллег-продюсеров. Эксперименты, как правило, не приносят денег, я там чаще как наемный режиссер выступаю. Но если я чувствую потенциал прибыли, то захожу и как продюсер. Так совпало, что пока деньги приносили только те мои проекты, где я знал, что мне стоит зайти с требованием выдать процент по итогу. Например, «Неадекватные люди», «Всё и сразу» и «Гуляй, Вася!» — это мои продюсерские проекты, несмотря на то, что в предыдущих двух формально я не указан. Здесь по объективным причинам было слишком много участвовавших продюсеров, и меня указали за компанию. Основные продюсеры, которые все-таки находят инвестирование, помогают проекту, принимают участие в создании и находят решения каждой насущной проблемы — это генеральные продюсеры. У нас это были Андрей Новиков, Александр Котелевский и Эдуард Илоян.

Пастернак: О генеральном продюсере. Это твой третий опыт сотрудничества с Александром Котелевским. Планируется ли с ним продолжение работы и как тебе с ним работается?

Каримов: Работается мне с ним хорошо, потому что у нас с ним такое негласное соглашение: он понимает, что я сильная творческая личность, и высказывает свои пожелания — творческие, по процессам и прочим делам, отвечает за финансирование, за организацию производства, но при этом финальное творческое слово за мной. И в этом плане мне с ним очень комфортно сотрудничать. На каких бы производственных процессах я с ним ни сталкивался, это всегда проходит в лёгкой атмосфере. Человек, который обладает невероятным чувством юмора, и я с него буквально записываю цитаты, потому что он просто феноменально владеет речью, лексикой, и очень остроумный. Я просто восхищаюсь им и очень уважаю. Относительно будущих проектов — я не думаю, что мы ближайшие пару проектов будем сотрудничать, мы обоюдно взяли паузу, потому что поняли, что надо нам немножко отдохнуть друг от друга — проект был сложный, и мы, решая разные вопросы и приходя всегда к компромиссам, немножко потрепали друг другу нервы (в хорошем смысле). Кино хорошим получилось, нам есть, чем гордиться. Но этот же результат даёт нам свободу — почему бы не попробовать делать что-то иное с другими людьми.

Фото: «Централ Партнершип»

Зайцев: Ты говоришь, что этот проект более коммерческий, но при этом все равно в главной роли у тебя неизвестный актер, а это всегда риск. Да, для баланса у тебя есть Люба Аксёнова, которая сейчас уже мега-звезда, но в главной роли — актёр совершенно неизвестный. Кроме того, ты любишь работать с непрофессионалами. Почему на этот риск ты в данном случае решил пойти?

Каримов: Потому что, наверное, желание заработать деньги не перекрывает мои творческие амбиции. Когда у меня есть вопрос, взять медийное лицо или то лицо, которое больше подходит для фильма, я лучше сделаю хороший фильм, нежели заработаю больше денег. Поэтому здесь телегу перед лошадью я не ставлю, и в рамках тех ограниченных возможностей, которые у нас были, Фима [Петрунин] лучше всех подходил на эту роль. Я видел его желание совершенствоваться, посвятить себя проекту. А я очень люблю вовлеченных людей, тех, кто болеет, вкладывается и хочет сделать что-то классное. Я их всегда ставлю выше тех людей, которые талантливы, но не имеют того энтузиазма, который необходим для реализации такого малобюджетного проекта, каким он изначально нам казался. Потом он стал не таким малобюджетным, но в целом он все-таки в лиге проектов, которые сняты менее, чем за 40 миллионов рублей.

Зайцев: Когда ты жил в Лондоне, ты монтировал трейлеры. Что этот опыт тебе мог дать как режиссеру? Монтируешь ли ты трейлеры к своим фильмам и теперь, или же считаешь, что этим должны заниматься специально обученные люди?

Каримов: Ответы на оба вопроса будут не такими позитивными, как можно надеяться. На самом деле, это имеет к режиссуре мало отношения. Для меня режиссура — по крайней мере, та ее часть, которую я смог постичь и которая мне, наверное, удается — это работа с актёрами и с диалогами. Научившись делать трейлеры, этого особо не постичь, если честно. А вот как много ты смотришь кино и насколько эффективно ты можешь воровать оттуда — этим, наверное, производство роликов может помочь. Монтирую ли я сам? Нет, мне с каждым разом всё сложнее и сложнее отходить от стратегических моментов и возвращаться к оперативным. Чем дальше, чем больше проект, тем больше продюсерских обязанностей. Чем старше ты становишься, тем ты автоматически становишься: а) ленивее и б) тебя занимают общие стратегические моменты, потому что слишком много факапов может происходить на этом более высоком уровне, нежели на более мелком, оперативном. Поэтому на какой-то стадии ты просто начинаешь давать задания по созданию трейлеров и только вносить рекомендации относительно тех частей, которые тебе кажутся наиболее удачными в каждой из версий, и формировать из них так называемые «франкенштейны», чтобы учесть наиболее удачные стороны каждой из версий и выкинуть неудачные.

Зайцев: Насколько ты был вовлечен в промо-кампанию на этой картине? Официально этим занималась команда Руслана Татаринцева, а ты сам принимал участие или всё отдал ему на откуп?

Каримов: Именно поэтому у меня продюсерский credit, потому что я на каждой встрече присутствовал, спорил, бодался. Мало того, мы с Русланом (опять же по-конструктивному) всегда до последнего спорили, выедали друг другу мозг. Но в конечном итоге интерес к картине есть, у нас был прекрасный трейлеринг. Спасибо компании ЦПШ и всем остальным, кто помог с этим.

Роман Курцын, Роман Каримов и Любовь Аксёнова
Фото: «Централ Партнершип»

Пастернак: Недавно ты в Фейсбуке написал, что из-за «Притяжения» вам испортили дату старта. Как ты считаешь, это сильно повлияет на результаты проката, или всё-таки 14-е февраля — хорошая дата для ромкома?

Каримов: Ой, я считаю, что очень сильно повлияет, потому что в рамках приоритета… даже моего приоритета, если бы я был обычным зрителем, который идёт в кино, я бы, наверное, нас поставил на 5-е место — после «Оттенков серого», «Джона Уика», «Великой стены» и «Обители зла». Это если не учитывать то, что «Притяжение» получилось хорошим фильмом, который я бы как зритель, возможно, хотел бы посмотреть второй раз, потому что первый раз мне понравился. Или показать кому-то. Обычно ты приводишь кого-то на свой второй раз, чтобы он испытал те же позитивные эмоции, которые ты испытал ранее. Конечно же, ситуация для нас крайне несправедливая. Наработка у нас выше чем у других фильмов, а сеансов не хватает. В любом случае это недобросовестная конкуренция — когда широким административным жестом могут расчищать пространство под релизы. А затем в прокате толкучка. Нам-то что — мы маленькие, дешевые, мы уже считай заработали. Другое дело — страдают кинотеатры — представим, у тебя стоит фильм. И это только «Притяжение». Люди, зная, какими были предыдущие фильмы Федора Сергеевича — тот же «Дед Мороз», — не увидев иной альтернативы в кино, идут смотреть нормальное кино домой. И это по отношению к кинотеатрам не очень справедливо, мне кажется.

Зайцев: Не зовут ли тебя — или, может быть, ты сам хочешь или не хочешь — попробовать себя на телевидении? Есть примеры молодых режиссеров, которые сделали пару более или менее успешных полных метров и ушли снимать на телик — один сериал за другим. Я говорю не про сериалы канала «Россия» для домохозяек, конечно, а про «киносериалы», как их сейчас принято называть.

Каримов: Понимаю — формат ТНТ или Первого канала. Зовут, очень много зовут. Я с абсолютной гордостью тыкаю пальцем в сериал, который взял ТЭФИ или что-то еще: «О! Мне его первому предлагали!» Такое постоянно присутствует. Сейчас меньше, потому что люди уже привыкли, что я постоянно отказываюсь от всего. Я вовлекался в эти процессы, участвовал в создании этих сериалов. Я понимаю, что это каторжный труд. Огромный объем работы, оплата не соответствует той марже, которую ты получаешь с успешного мейнстримового фильма, который пусть даже средненько прокатался в кинотеатре — сравнивать здесь даже не нужно. И ты понимаешь, что это того не стоит. Ты не участвуешь в премьерах. Зайдя в бар и соблазняя девушку, ты не скажешь «Ах… Я — режиссёр сериала „Счастливы вместе“!» Поэтому я как-то сохраняю высокомерное ощущение того, что до тех пор, пока есть возможность снимать полные метры, мне не нужно снимать сериалы. Хотя приятное ощущение возникает и оттого, что всё-таки мне их предлагают, и если я захочу выйти из этого заточения, сложится так финансовая или какая-то ситуация, когда мне придётся снимать сериалы, я на любой стадии могу начать это делать.