Белый дом, который построила Джеки

23 февраля 2017

Синемафия делится впечатлениями о «Джеки», картине-участнице оскаровской гонки 2017.

На Венецианском фестивале картина получила Золотые Озеллы за лучший сценарий — постараемся кратко разобрать его структуру и суть. Спойлеры есть, но все факты в фильме — исторические и широко известны.

Жаклин Кеннеди, она же Джеки, дает интервью. Она рассказывает журналисту (Билли Крудап — доктор Манхэттен из «Хранителей») о том, что чувствовала в тот момент, когда убили Джона, ее мужа, президента США, и о том, как занималась организацией похорон.

Фильм состоит из серии переплетенных между собой флэшбеков и объединяющего их интервью в настоящем времени:

— телевизионное интервью Джеки — экскурсия по Белому дому,

— утро 22 ноября — прибытие в Даллас, момент убийства и мгновения сразу после,

— подготовка к похоронам (это основная линия),

— сама церемония похорон,

— беседы со священником 5 декабря — в день, когда в могилу Кеннеди подхоронили Арабеллу и Патрика, их с Джеки мертворожденную дочь и прожившего 39 часов сына. Священника, кстати, играет Джон Хёрт. Он недавно умер, и «Джеки» — один из последних фильмов, в которых он успел сняться.

Кеннеди, конечно, всегда была иконой — самая молодая первая леди США, безупречный стиль (естественно, Меланию Трамп на инаугурации немедленно сопоставили именно с Жаклин). В фильме сконцентрированы практически все ключевые детали образа Жаклин Кеннеди: какие-то — в исторических эпизодах, какие-то — аккуратно вплетенные в моменты, сочиненные специально для сюжета. Действие картины охватывает считанные часы жизни Жаклин — и при этом всю жизнь.

Байопики часто обвиняют именно в том, что они сводят всю огромную жизнь яркой исторической фигуры к какой-нибудь одной арке характера, и иногда с этим можно согласиться. Например, «Рэй» демонстрирует огромный сюжет, при этом сводит все к борьбе с наркозависимостью. Наверное, и «Джеки» можно попенять, что биография Жаклин Кеннеди сведена к организации похорон JFK, но в то же время и сами эти похороны, и то, как Джеки приходит к осознанию своей исторической миссии по увековечению наследия Кеннеди, — идеальный материал для биографической картины.

Осознание исторической миссии — пожалуй, это и есть главная арка в истории «Джеки». Вот Джеки проводит экскурсию по Белому дому для телевизионщиков. В этой сцене она отвратительна. Чопорная, высокомерная, неестественная, здесь она просто наслаждается вниманием, причастностью — и не более того — никакой исторической миссии. Сцена убийства — шок, паника. И, наконец, главное — лихорадочный поиск нового смысла в жизни. «Я не гналась за славой», — говорит Джеки. Она была просто любящей женой человека, ставшего президентом. И вот его нет — что делать? Даже амбициозный брат Джона, Роберт (Питер Сарсгаард), то ли не совсем понимает, что нужно делать, то ли даже ощущает шанс выйти из тени. И вот Джеки приходит к тому, что именно теперь, когда Джон ничего не может совершить, она должна сделать что-то за него. Чтобы Джона запомнили по-настоящему.

И вот Джеки, икона, превращает Джона в икону, организовав ему такое прощание, что именно так становится ясно величие 35-го президента Соединенных Штатов. Из домохозяйки № 1 (вот тут мы в Белом доме работаем, тут едим, тут спим…) она превращается в гениального политтехнолога. При жизни Джона Кеннеди она не делала ничего по-настоящему важного и занималась самореализацией на строго отведенном ей участке, а после его смерти Джеки недолго, но надолго задает тон всей мировой истории.

Потрясающая игра Натали Портман. Режиссура Пабло Ларраина и операторская работа Стефана Фонтена создают завораживающую атмосферу, но будь в этой роли другая актриса, возможно, все бы развалилось. Портман пропускает через себя сценарий, не просто играя, не просто проживая, а физически становясь Джеки — убитой горем, ищущей, берущей себя в руки, держащей в руках целую страну. Это третья великая роль в карьере Натали (в одном ряду с «Леоном» и «Черным лебедем»), по уровню мастерства, кажется, вообще первая.

Три номинации на Оскар — лучшая женская роль, лучшие костюмы и лучший саундтрек. Не возьмусь судить о том, насколько высоки шансы получить статуэтки за костюмы и музыку, но актерская работа Портман, конечно, кладет на лопатки фильмы всех конкуренток, включая «Ла-Ла Лэнд». Оскаровский рейтинг Эммы Стоун очень высок, а у Портман одна награда Киноакадемии уже есть — и тем не менее, буду болеть именно за неё.

Впрочем, раскрытие той же идеи — осознание женщиной исторической миссии — российские зрители могли ранее видеть в сериале «Корона». Правда, для достижения катарсиса «Джеки» потребовалось менее двух часов, а «Короне» — десять. К тому же, в отличие от сериала, «Джеки» выходит на большом экране.