Кинорулетка: Планетарий

10 марта 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

12 марта отмечается международный день планетариев. А где планетарии — там же обсерватории, астрономы, звездочеты, планеты, звезды, галактики… в общем, много у нас ассоциаций с темой этой недели — словом ПЛАНЕТАРИЙ.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Через Вселенную» (Across the Universe, 2007)

Режиссёр: Джули Тэймор

В ролях: Эван Рэйчел Вуд, Джим Стёрджесс, Джо Андерсон, Дана Фукс, Мартин Лютер, Т. В. Карпио, Боно, Джо Кокер, Кэрол Вудс, Сальма Хайек

О чём: фильм-мюзикл рассказывает история любви Джуда и Люси, которые встретились и полюбили друг друга в Америке образца 1968 года. Во многом именно поэтому героев затрагивают и эксперименты над сознанием, и политика, и война во Вьетнаме. Бурное время затягивает их жизни в настоящий водоворот общественных событий, которые, в свою очередь, как на стержень нанизываются на 34 песни «Битлз». Паре предстоит многое пережить, чтобы в итоге убедиться в одном — «All you need is love»!

День планетариев: куда смотрят астрономы и посетители планетариев? Они смотрят куда-то далеко через Вселенную.

Почему: сюжет фильма и история Битлов не имеют ничего общего. От слова «совсем». Но при этом музыкальное наследие «The Beatles» настолько органично дополняет картину, что становится примером того, что сумма 1+1 равняется больше, чем 2. Пройдя вместе с героями через их Вселенную, зритель вместе с ними чувствует, что все несчастия и трудности задуманы ради одного — торжества «вселенной любви». Звучит, вероятно, слишком слащаво, но это действительно приятный, добрый, сладкий и красивый мюзикл в первую очередь о любви и дружбе, и совсем немного — о политике. Его можно и пересматривать, и пересушивать многократно, особенно, если вы большой любитель творчества ливерпульской четвёрки, а если это и не так, то велика вероятность, что после полёта «Через Вселенную» вы им станете.


Выбор Анны Неустроевой
Анна Неустроева

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964)

Режиссёр: Элем Климов

В ролях: Виктор Косых, Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Илья Рутберг, Алексей Смирнов

О чём: будни советского летнего лагеря омрачаются ужасными событиями — пионер Костя Иночкин искупался в реке без разрешения и теперь вынужден уехать домой. Но вместо этого юный бунтарь прячется под сценой и всеми силами старается не выдать себя, в чём ему помогают преданные друзья.

Планетарий: потому что «заправлены в планшеты космические карты».

Почему: фразы «А что это вы здесь делаете?», «"Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» — веселее" уже стали нарицательными, и иногда даже бывает сложно вспомнить, откуда ты их вообще знаешь, настолько глубоко они въелись в сознание даже тех, чьё детство не пришлось на времена поднятия целины. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» можно бесконечно пересматривать и удивляться тому, насколько картина многопланова. Она как квинтэссенция анекдотов про Вовочку, где высмеиваются и советские реалии, и детская непосредственная наивность. Фильм этот очень родной, очень забавный и остаётся актуальным хотя бы потому, что по большому счёту ничего не меняется. Всегда есть глупые, странные правила, которые нарушают подростки, всегда есть мир фантазий, в котором только у тебя редкая тридцать третья группа крови, и всегда находится время, чтобы посмотреть на свои действия со стороны и посмеяться над ними.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Чужой» (Alien, 1979)

Режиссёр: Ридли Скотт

В ролях: Сигурни Уивер, Том Скерритт, Иэн Холм, Джон Хёрт

О чём: сигнал с неизвестной планеты вынуждает экипаж грузового космического корабля, направляющегося на Землю, совершить незапланированную остановку. Экипаж из семи человек находится в смертельной опасности, ведь исходящий сигнал — предупреждение.

Планетарий: если задача планетария — научно-познавательная и просветительская, то один из (очень многих) смыслов фильма Ридли Скотта — вопрос «что может ждать человека в космосе?», на пути к новым горизонтам познания.

Почему: остались ли люди, которые не смотрели хоть один фильм о злоключениях Рипли (Сигурни Уивер)? Если да, то нужно срочно это исправить. Думаю, что при особом желании, ленту Ридли Скотта можно приурочить и к международному женскому дню. Поклонники и поклонницы сильных женских персонажей точно не будут в обиде, так что пересмотреть ленту о ксеноморфе не помешает.

«Люди в чёрном» (Men in Black, 1997)

Режиссёр: Барри Зонненфельд

В ролях: Томми Ли Джонс, Уилл Смит, Винсент Д’Онофрио, Линда Фиорентино

О чём: Кей, сотрудник засекреченного отдела по работе с пришельцами, ищет себе нового напарника. И очень кстати обычный полицейский Джеймс Эдвардс втянут в заварушку инопланетного масштаба. Разумеется, новичку и старожилу таинственной организации предстоит спасти Нью-Йорк…

Планетарий: задача шестого отдела ФБР — регулировать пребывание пришельцев на земле и защищать от них Землю. Согласитесь, задача немного сложнее, чем у сотрудников планетариев, хотя в некотором смысле они коллеги.

Почему: городская легенда о «Людях в чёрном», воплощённая в фантастическом боевике Барри Зонненфельда, порвала прокат 1997 года, уступив по сборам лишь «Титанику». Несмотря на попытки эффектных возвращений Кея (Томми Ли Джонс) и Джея (Уилл Смит) на экраны кинотеатров, первый фильм всё равно переплюнуть не удалось.

Уилл Смит продолжил образ, по сути, начатый ещё в «Дне независимости», попутно записав несколько песен к фильму, включая заглавную «Men in Black». Во многом благодаря совместной работе с Томми Ли Джонсом Уилл утвердил свой статус суперзвезды Голливуда, а благодаря неповторимой атмосфере, созданной этим тандемом, фильм можно пересматривать бесконечно.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Меланхолия» (Melancholia, 2011)

Режиссёр: Ларс фон Триер

В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Александр Скарсгард, Стеллан Скарсгард

О чём: молодая красивая женщина срывает собственную свадьбу, впадает в депрессию, приезжает к сестре, и тут-то до нее и доходит, что Земля — это зло и всех нас скоро накроет большой серебристый кирдык. Так нам и надо, если что.

Планетарий: Ларс фон Триер, конечно, тот еще тролль, но свое дело знает очень хорошо, и благодаря ему слово «Планета» ассоциируется в первую очередь с «Меланхолией», а потом уже с Луной, Марсом и всеми остальными. Даже если фильм был отсмотрен единственный раз в кино в год своего выхода.

Почему: если отключиться от сопровождавшего премьеру фильма скандала, превратившего Ларса в persona non grata и заслуженной (да, все-таки заслуженной) «Ветки» Кирстен Данст, а также несколько отмести личное отношение к творчеству режиссера, этот фильм все же стоит увидеть, в отличие от последующей «Нимфоманки». Хотя бы ради пролога с горящей картиной Брейгеля, того самого кадра с молниями, того самого кадра с платьем и всего, за что ответственен Мануэль Альберто Кларо. И ради Кирстен и Шарлотты, конечно.

«Аэлита» (1924)

Режиссёр: Яков Протазанов

В ролях: Николай Церетелли, Николай Баталов, Юлия Солнцева, Игорь Ильинский, Юрий Завадский

О чём: ученый, потерявший жену, решает покинуть эту планету, прихватив с собой молодого и рьяного рабочего, искренне желающего нести за ее пределы заветы Ильича.

Планетарий: связь также очевидна — планеты есть, космические путешествия есть, космический корабль, конечно, тоже есть.

Почему: этот фильм — не только первая советская научная фантастика, но и один из самых классических примеров среза своего времени. Протазанов во многом переиначил роман Толстого, добавив туда характерной для немого кино салонной мелодрамы, включил документальные съемки Москвы 1920-х, пригласил ведущего актера Камерного театра Церетелли, игравшего у Мейерхольда Ильинского, и только планировавшего создать собственную театральную студию Завадского. За костюмы и декорации Марса отвечали Александра Экстер и ее ученик Исаак Рабинович, оба навсегда вошедшие в историю авангарда.

Если вы хотите увидеть, чем тогда жила Москва — все это здесь, от комсомольцев, крестьян, беспризорников и детских домов до резкого взлета театрального искусства. И измененный финал в каком-то плане тоже характерен для своего времени, только вперед забежал лет на пять.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Пекло» (Sunshine, 2007)

Режиссёр: Дэнни Бойл

В ролях: Киллиан Мёрфи, Роуз Бирн, Крис Эванс, Мишель Йео, Бенедикт Вонг, Марк Стронг

О чём: 2057-й год. Космический корабль «Икар-II» летит к угасающему Солнцу, неся на своем борту специальный груз — гигантскую бомбу. Необходимо запустить ее в светило и вернуть его к жизни, иначе все живое на Земле вскоре погибнет…

Планетарий: «Икар-II» летит от планеты Земля к звезде по имени Солнце. Можно было бы назвать это неплохим путешествием, если бы не важнейшая миссия.

Почему: фантастических фильмов об общении членов экипажа между собой в замкнутом пространстве космического корабля много. А вот таких, чтобы они, при этом, на Солнце летели — практически нет. Это по-настоящему наглая идея. И, одновременно с тем, прекрасная! Кто еще должен был снять такой фильм, если не Дэнни Бойл? Автор таких же великолепных и наглых «Неглубокой могилы», «На игле» и «28 дней спустя»? Не забудьте, что уже через год он создаст «Миллионера из трущоб» и по-настоящему сорвет банк. И «Пекло» в этом ряду отличных фильмов совершенно не теряется! На самом деле, у него есть еще одно очень важное свойство. Для фильма, снятого на стыке жанров научной фантастики и триллера, он получился удивительно душевным. Нежные (но не банальные любовные) отношения героев Киллиана Мёрфи и Роуз Бирн, кинопроекции с видами природы на стенах отсеков корабля, трогательные послания Мёрфи на Землю своей сестре и его неоспоримая вера в важность своей миссии (также здорово смотрится и противопоставление ей — вера в совершенно иное от сумасшедшего героя Марка Стронга) — все это заставляет зрителя не просто сопереживать, а прямо таки лететь на этом самом корабле вместе с остальными. И очухиваться только в конце, одновременно с мощным выдохом. Что это было? Магия кино!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Зодиак» (Zodiac, 2007)

Режиссёр: Дэвид Финчер

В ролях: Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Роберт Дауни младший, Энтони Эдвардс, Хлоя Севиньи, Дермот Малруни, Брайан Кокс

О чём: основанная на реальных событиях история убийцы, которого весь мир знает под именем Зодиак. Более двадцати лет он совершал ужасные преступления, порой хвастаясь ими в письмах, которые присылал в редакции газет. По сюжету полицейские и журналисты ведут расследование, но установить личность Зодиака оказывается совсем не просто.

Планетарий: журналист Роберт Грейсмит все материалы своего расследования по делу Зодиака опубликовал в одноимённой книге. В одной из глав он высказывает предположение, что все убийства были так или иначе связаны с астрономическими явлениями. Дни преступлений приходились на новолуние, полнолуние, затмение, день летнего или зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия, да и сам псевдоним «Зодиак» связан с астрономией (всё-таки знаки зодиака, в первую очередь, — это созвездия, а изучает их именно астрономия). В фильме этот аспект расследования также упоминается, правда, лишь вскользь — явной помощи в расследовании эта идея не принесла.

Почему: причина, по которой я в своё время посмотрела «Зодиак» впервые — актёрский состав в лице Роберта Дауни младшего, Марка Руффало и Джейка Джилленхола. Имя Дэвида Финчера в графе «режиссёр» тоже сыграло немаловажную роль.

В прошлом году я прочитала книгу Грейсмита, которая лежит в основе фильма, и пересмотрела «Зодиак» уже другими глазами. Это страшная история. И страшна она тем, что все события произошли на самом деле, а убийца так и не был пойман. Финчер виртуозно снял фильм, в основе которого лежат полицейские отчёты и материалы журналистских расследований. Сами по себе эти бумаги вряд ли способны вызвать живой интерес, но вот фильм держит зрителя в напряжении более двух часов. В итоге мы не получим всех ответов, лишь намёки на личность убийцы, но в этом есть смысл — жутко осознавать, что страшные преступления остались безнаказанными, что в обществе существуют такие вот типы, для которых убийство становится развлечением. Возможно, это не самый удачный фильм для Финчера, но талант мастера всё равно видно. Мурашки от этой истории точно обеспечены.

«Стартрек: Возмездие» (Star Trek Into Darkness, 2013)

Режиссёр: Джей Джей Абрамс

В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Бенедикт Камбербатч, Саймон Пегг, Карл Урбан, Зои Салдана, Элис Ив, Джон Чо, Антон Ельчин, Брюс Гринвуд, Леонард Нимой

О чём: очередные приключения команды корабля «Энтерпрайз». Появляется новый злой гений со своими мотивами, и человечество снова под угрозой. Но это не мешает Кирку и Споку как всегда выяснять отношения. В итоге станет ясно, что не всегда так очевидно, кто твой друг, а кто — враг.

Планетарий: уж если вспоминать фильмы о планетах, то без вселенной Стартрека никак нельзя обойтись! Непосредственно эта часть открывается с миссии героев на планете Нибиру, также «Энтерпрайз» вынужден будет отправиться к планете Кронос, ну, и про Новый Вулкан тоже вспомнят.

Почему: в вечном противостоянии Star Wars/Star Trek я, безусловно, выбираю «Звёздный путь». Потому что эти фильмы для меня более душевные, более человечные и какие-то родные, что ли… Пусть герои бороздят бескрайние просторы космоса, главными здесь всегда остаются темы человеческих отношений, формирования характера, становления личности. Дружба/вражда Спока и Джима умиляет, восхищает сам Кирк с его бунтарским характером, милый Скотти радует своей непосредственностью, да и остальные члены экипажа «Энтерпрайза» вызывают тёплые чувства.

Они — одна большая семья, и лично я при просмотре всегда чувствую себя причастной к этой семье. Вторая часть перезапуска франшизы ко всему прочему подарила нам ещё и прекрасный персонаж в исполнении Бенедикта Камбербатча — такими неоднозначными и должны быть злодеи. Ну, и, конечно, «Стартрек» — это всегда зрелищность, всегда яркая атмосфера, всегда эффектные сцены и увлекательный сюжет.