Илья Куликов: «Ты просто создаёшь историю, которая соответствует твоему моральному кодексу»

17 марта 2017

20 марта на ТНТ выходит новый сезон «Закона каменных джунглей». Синемафия поговорила со сценаристом сериала Ильёй Куликовым о том, как делать успешный и качественный продукт.

Илья — известная личность в сериальных кругах, он работал на нескольких каналах, его сериалы всегда имеют бешеные рейтинги. Синемафия узнала секрет успеха сценариста, а также о том, как лучше всего писать на остросоциальные темы, как рождаются герои и почему развлечение зрителя — это тоже хорошо.


— Насмотренный зритель может сразу увидеть в «Законе каменных джунглей» отсылки к таким подростковым британским сериалам, как «Молокососы» или «Плохие», а для вас они являлись источником вдохновения?

— Насчёт отсылки к этим сериалам не знаю, потому что я их не смотрел. Скорее, можно говорить о британском кино, и скорее с визуальной точки зрения: фильмы Гая Ричи, например. А за картинку в первом сезоне отвечали оператор с режиссёром, со своей стороны я даже не ориентировался на это во время написания сценария.

— Как у вас получился переход от «взрослых» детективов к теме подростков?

— Почему только взрослый детектив? Я делал и молодёжные вещи до этого, для того же ТНТ: «Моими глазами», «Чернобыль». Поэтому истории разные, герои разные. Человек не может писать всегда одно и то же.

— Медиа-контент сейчас очень сильно меняется. В интернете сидит молодёжь, а в большом кино набирает популярность рейтинг R (18+). Как думаете, куда в итоге уйдет молодая аудитория?

— Я не думаю даже, что YouTube омолодился. Наоборот, интернетом сейчас пользуются гораздо больше людей, и не только молодёжь. У меня мама смотрит YouTube. Аудитория немного по-другому распределяется. В итоге, мне кажется, даже если будет распределение между площадками, оно будет зависить не от места размещения, а от контента, который эти площадки предоставляют. В кино есть проблемы с рейтингами, в интернете их легко можно обойти — даже если ставить рейтинги и дисклеймеры. Так что молодёжь будет в районе интернета, по крайней мере её контент, более грубый, более откровенный, он будет доступен только в сети.

— В «Законе каменных джунглей» огромное разнообразие музыки: от современных хитов до русского рока 90-х и даже композиций советского периода (группа «Ария», «Чайф» и т. д.). Что вы слушаете во время написания сценария и влияете ли вы на ту музыку, которая окажется в сериале?

— Я на это не очень влияю, особенно в тех сериалах, где производством занимаюсь не я. Конечно, если что-то катастрофически не будет подходить, я об этом скажу, и ко мне прислушаются, но такого пока не было. А во время работы я стараюсь слушать что-то без слов, потому что слова песни пересекаются с мыслями у тебя в голове и сбивают тебя. Или что-то на совсем непонятном мне языке. Главное — не классика, скорее, какая-то инструментальная, даже, может быть, версии известных песен без вокала. Чаще всего рок, потому что я люблю его, но всё же без слов, иначе это очень мешает во время работы.

— Как происходит написание истории: линии героев строятся сразу, или вы никогда не знаете, что с ними случится дальше?

— Зависит от того, откуда начинается сериал, какая идея лежит в основе. Он может начаться с какого-то сеттинга, маленькой истории, как было с «Моими глазами». Или может начаться с героев — «Закон каменных джунглей» я писал именно так: сначала придумал характеры, а потом придумал, что с этими героями могло бы случиться. И, конечно, ты сразу строишь примерную конечную цель героев, куда они идут, и как. Так же происходит и в рамках одной серии.

— Некоторые актёры похожи на своих героев, например, Аристарх Венес. Когда начинали писать сценарий ориентировались ли в своей голове на каких-то актёров, и потом меняли ли что-то, работая уже с ними?

— Я никогда не ориентируюсь на актёров. К тому же я писал сразу 2 сезона, все 16 серий, поэтому на тот момент было неизвестно, кто в итоге исполнит главные роли. Но то, что они похожи на себя в жизни — это то, что я называю «идеальным кастингом»: актёры, чья внутренняя энергия, чей психотип соответствуют персонажу на 100%. Мне кажется, угадали нереально круто с каждым героем.

— А смена образа у Юлии Хлыниной — это ваша идея?

— Такие детали решаются на площадке, каждая деталька, необходимая, чтобы собрать образ, подчеркнуть свойство персонажа. Её героиня не может найти себя, пытается подражать кому-то: я думаю, это сделано специально.

— А вы на площадке присутствуете и вообще следите за процессом?

— На площадке — нет, я заранее обсудил всё с продюсерами, они мне присылали пилоты. Смотрел черновые монтажи, без озвучки.

— Есть ли такое ощущение: «я напишу сериал на остросоциальную тему и смогу всё изменить»?

— Естественно, об этом целенаправленно не думаешь, ты просто создаёшь историю, которая соответствует твоему моральному кодексу. Если ты нормальный человек, то закладываешь какие-то хорошие, правильные мысли. Это не прямая мораль, просто в рамках истории герои делают выводы, и они совпадают с теми, которые ты делаешь в жизни сам. И, конечно, если это увидел и считал думающий человек, пусть даже один из тысячи — это уже сделано не зря. Поэтому это круто, даже пусть для одного, но, я думаю, их гораздо больше. Хорошо даже, если сериал смог просто развлечь человека, когда он уставший пришёл с работы, он час отдохнул, перешёл в другой мир.

— Темы в сериале достаточно острые, стоящие «на грани», но не переходящие её. Как удаётся балансировать в этом моменте?

— В формате телевидения никто нам не даст перейти определённую грань. Но я считаю, что проблемы современной молодежи надо показывать и обращать на них внимание. Иногда непросто обойти острые моменты, например, в рамках раскрытия темы приема подростками запрещенных медицинских препаратов. Никто же не скажет, что «17 мгновений весны» — это пропаганда фашизма, хотя там люди свастику носят.

— А когда вы писали сериал, это было специально под формат ТНТ?

— Я писал «Закон каменных джунглей» ещё до выхода «Интернов», поэтому так называемого современного «формата ТНТ» ещё не существовало. Первыми киносериалами были «Моими глазами» и «Чернобыль». Поэтому я и писал сразу 16 серий, хотя мы не знали тогда, какая разбивка будет в итоге.

— Как вы видите будущее ТНТ и себя в нём? Просто сейчас в плане контента он идёт впереди многих традиционных каналов.

— В плане рейтингов самой дорогой аудитории — от 14 до 44 лет — ТНТ уже на первом месте, у него самая дорогая реклама, самые высокие рейтинги. И в плане контента более интересное, смелое, конечно, выходит на ТНТ. Но поскольку это становится популярным, приносит цифры, то остальные каналы стараются выходить на этот же уровень. Появляется конкуренция, и я считаю, что это очень круто.

— А увидим ли мы продолжение «Закона каменных джунглей»?

— Есть уже идеи продолжения, если будет всё хорошо, то мы с удовольствием продолжим.

— Сейчас очень многие режиссёры, сценаристы открывают свои мастерские, курсы. Были ли у вас такие идеи?

— Нет, это точно не моё. У меня много времени уходит на работу, а у них, видимо, нет. Чтобы открывать курсы недостаточно быть хорошим режиссёром или сценаристом, ты же должен быть педагогом, уметь преподавать. Чаще всего их открывают те, у кого есть образование, но нет профессиональной практики.

— Просто мои друзья, которые начинают в этой сфере, говорят, что поучились бы у сценариста, который первый смог заработать себе на Ferrari.

— Это да. Но я считаю, что это мой личный опыт. И делиться им не то чтобы бесполезно, но я лично ни у кого не учился. Я всё делал сам: читал книги, пробовал. Да, это заняло дольше времени, но не факт, что я могу научить. Человек должен сам пройти этот путь.

— А что больше всего вам помогло или помогает в профессиональном плане?

— Мне всегда казалось, что мне помогают две способности. Одна — всё анализировать, не принимать скоропалительных решений. Особенно, когда смотришь разное кино. А вторая — посмотреть на написанное непредвзято, со стороны зрителя и продюсера.


Продолжение сериала «Закон каменных джунглей» смотрите с 20 марта на ТНТ.