Теймураз Тания: «Мой дед не рассказывал мне реальных событий. Как ребенку такое расскажешь?»

21 марта 2017

Капитан команды КВН «Нарты из Абхазии» Теймураз Тания дебютирует в режиссуре фильмом «Спасибо деду за победу».

Съемки завершились в феврале, в связи с чем Синемафия пообщалась с режиссёром и попросила его подробнее рассказать о замысле картины и о её актерском составе.

Теймураз, ваш фильм называется «Спасибо деду за победу». Это для вас практически личная, семейная история. Расскажите, как вы пришли к этой идее? Сейчас фильмов про войну снято уже немало. Что нового хотите внести в эту линейку военно-патриотических картин вы?

Я действительно хочу внести что-то новое. Мы с вами люди поколения, которое еще помнит своих дедов и прадедов, ветеранов ВОВ, были с ними знакомы, могли буквально прикоснуться. Мы материально ощущали те события, которые происходили тогда. Мы воспитывались в советское время, где было много прекрасных картин, которые отражали те события, ту трагедию и ту победу, которая досталась нам огромной ценой. Но для поколения моих детей это чуть-чуть стало дальше. Поэтому тот старый метод, то отображение, мне кажется, отдаляет от этих событий. Поэтому через такую комедию… Я вспоминаю свое детство, как мой дед мне это рассказывал, и для меня все это становилось каким-то волшебным — когда он рассказывал, как справлялся с Гитлером и так далее. Я не пытаюсь отобразить в картине те события — нет, я хочу рассказать именно о ветеране войны, которых с каждым днем у нас, к сожалению, остается все меньше и меньше. Они герои. Мой дед, допустим, не рассказывал мне реальных событий — у него было ранение, он призвался в 1938-м году еще в кавалерию, принимал участие в Финской войне, но он никогда не рассказывал об ужасах войны. А когда я начинал приставать к нему, он придумал особую форму, и в этом ключе рассказывал мне о противостоянии. Это я и пытался передать в этом фильме. Я необъективен по отношению к собственному фильму, но ребята, которые смотрели, говорят, что это ощущение удалось передать. История дедушки, который рассказывает о войне, влияет на внука, помогает ему стать настоящим мужчиной и справиться со теми внутренними проблемами, которые возникают у подростков, у детей — страхи, неудобства… Тот возраст, когда кажется, что ты не то делаешь и не так живешь. А эти истории помогают внуку выйти из сложных ситуаций.

Это ваш режиссерский дебют.

Да, это моя дипломная работа. Я закончил курсы режиссеров в мастерской Хотиненко/Фенченко/Финна.

Ваш комедийный КВНовский опыт пригодился в работе над картиной?

Конечно, пригодился! Благодаря КВНу мы чувствуем комедию хорошо, более тонко.

В чем для вас разница между работой в КВНе, на сцене для телевидения, и большим кино?

Очень большая разница. КВН — это больше эстрада, как и другие, вышедшие из него, шоу разного рода. Кино — совершенно другое. Это, можно сказать, волшебство. Оно не терпит фальши. Если в КВНе мы могли просто обозначить, допустим, что у меня в руках пистолет и сделать «руки вверх», то в кино так не получится.

Какой-то телеканал поддерживает вашу картину?

Пока мы ведем только переговоры. Буду встречаться по этому поводу. Пока не могу ответить на этот вопрос. Министерство культуры поддерживает, оно и профинансировало этот фильм. Основные средства выделены им.

Сложно было этот конкурс проходить?

Как-то всё сложилось — теперь даже не могу сказать, было ли трудно, или нет. Процесс был долгий, несколько месяцев. Утомительным было ожидание — пока пройдет сценарий, пока сценарий примут в конкурсную программу питчинга, потом сам питчинг, защита. Это потребовало определенного времени и определенных нервов. Я верил в свой материал, в то, что написал. Когда мне сообщили, что наш проект утвердили, и что наш сценарий прошел, я находился в Абхазии на похоронах. Буквально: пособолезновал близким родственникам умершего, отошел, у меня зазвонил телефон. Хотел отключить, но увидел, что высветилось имя человека, который мог мне сообщить только новость о результатах конкурса — либо да, либо нет. Естественно, я сразу же поднял, несмотря на то, что находился в таких обстоятельствах. И когда я услышал ответ, что да, наш фильм прошел — я на похоронах самый счастливый человек был. Такая ирония судьбы. Еще у меня в тот день машина сломалась, мотор полностью отказал, а я всё забыл — и про машину, и про похороны, прости меня Господи.

Как вы подбирали актерский состав? У вас замечательный Егор Бероев, Ксения Алферова.

Некоторых актеров я держал у себя в голове уже на этапе написания сценария. Например, это тот, кто играл Гитлера — Хаджимурат Набиев, очень талантливый бывший КВНщик, из «Махачкалинских бродяг». Я видел несколько скетчей с ним как раз в образе Гитлера, и понял, что он очень сильно подходит на роль моего Гитлера. Еще несколько абхазских актеров, тоже писал сразу для них, понимая, что они сыграют нужные характеры. Что касается Егора Бероева с Ксенией Алферовой — мы просто искали неабхазских актеров, российских, которые отобразят именно то, что я закладывал во время работы над сценарием, еще не зная, кто сыграет. Был определенный список актеров, который нам предоставило кастинговое агенство. К Егору Бероеву у меня особое отношение после фильма «Турецкий гамбит». В его исполнении, на мой взгляд, это самый лучший Эраст Фандорин, какой только может быть. С уважением отношусь ко всем другим актерам, к Меньшикову, но я перед выходом того фильма прочитал всего Акунина, мне очень нравилась вся длинная история «статского советника», и когда я увидел фильм, был приятно удивлен. Еще и те спецэффекты, которые тогда впервые появились в нашем кинематографе… Тогда я даже не предполагал, что когда-нибудь начну сам фильмы снимать. В общем, благодаря «Турецкому гамбиту» я открыл для себя Егора Бероева, он мне сильно понравился, и когда я увидел в списке его фамилию — обратил на это внимание. И тогда же я узнал, что они с Ксенией Алферовой супруги, прежде я этого не знал. Мне показалось, что супружеская пара актеров хорошо сыграет супружескую пару неактеров. К тому же, у Егора есть осетинские корни, у него получится отыграть такого кавказца, который уже «обмосквичился», если так можно выразиться. У меня герой, который уезжает пятнадцать лет назад в Москву и больше не возвращается домой из-за конфликта с родителями. За эти пятнадцать лет он становится москвичом, забывает про свои абхазские корни, ведь этот город поглощает людей. И вот мы пригласили их на пробы, просто поговорить и чуть-чуть поиграть. Мы сели, стали разговаривать, и Егор сказал такую вещь, которая сразу же многое определила. Оказалось, что он был близок с покойным Сергеем Васильевичем [Багапш], президентом Абхазии, что очень хорошо знаком с нашей культурой, кто как себя ведет. И всё детство он провел в Абхазии, в поселке Агудзера, где я родился и по сей день живу. Там на берегу моря стоит, сейчас вся разбитая, гостиница — литфондовский санаторий. Его дедушка получал туда путевки, и он там лазил, купался в море, и общался с теми детьми, которых я не знал близко, но знал по именам, где они жили, как жили. Егор рассказывал истории из детства, которые я сам переживал. Все это мне было близко, а ведь в характер главного героя я закладывал и многие свои черты. Что его волнует, что его меняет — все это я делал, глядя на самого себя. Поэтому я сразу же понял, что Егор будет играть эту роль. Пробы мы, конечно, провели. Понятно, что это артист высокого класса, и они с Ксенией всё сделали, с моей точки зрения, идеально.

Интересно узнать ваше мнение о комедийном жанре. В СССР о войне снималось много фильмов, но комедийных среди них были единицы, вроде «Крепкого орешка» с Румянцевой и Соломиным, который-то почти и не показывали. Тема серьезная, к ней всегда относились с большим пиететом. Не боитесь, что сейчас какие-нибудь униженные и оскорбленные могут предъявить претензии, что не тот жанр, не та тема?

Это фильм не совсем о Великой отечественной войне. Название, конечно, у него режущее слух и, возможно, не совсем соответствует жанру фильма, хотя соответствует содержанию. Сегодня оно превратилось в определенный штамп, все мы знаем, что уже на протяжении нескольких лет это просто лозунг на 9-е мая. Фильм — о ветеране, о семье, о семейных ценностях. Это комедия, в которой есть, среди прочего, воспоминания дедушки о войне. Он облекает в сказочную форму все свои воспоминания, чтобы не травмировать ребенка. Не будет же он рассказывать ребенку: «И тут моему товарищу оторвало ногу! Вырвало кишки!» Как ребенку такое расскажешь? Мой дед мне таких вещей не рассказывал. Тему своего ранения пытался обойти. Я был в последней группе детского сада перед первым классом. Наш поселок построен на базе Сухумского физико-технического института. Огромный институт, который был в сороковые годы перевезен из Дрездена. Немецкие ученые разрабатывали советскую атомную бомбу. С детьми этих ученых, и с детьми военных, которые их охраняли, я вырос. Это мои друзья, одноклассники, однокашники. Естественно, постоянно были рассказы, что чей дедушка на войне сделал, а мне нечего было рассказать, и я ехал к своему дедушке, который 8 лет отвоевал — призвался в 1938 и только 1946 вернулся. Просил его рассказать, а он отнекивался, потом говорил «ладно, расскажу, но по-абхазски, чтобы ты выучил язык». Я соглашался, и он рассказывал по-абхазски, а я ничего не понимал. Нормальный здравомыслящий человек никогда не расскажет о жестокости, которую ему пришлось пережить, тем более детям. Ветераны редко говорят о таких вещах. Они пытались дать нам другое. Построить хороший мир.