Кинорулетка: Венеция

24 марта 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

25 марта отмечается день Венеции; именно в этот день в 421 году (по преданию — ровно в полдень) была заложена церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто в, соответственно, квартале Риальто. Так что никак не можем не отметить 1596 день рождения одного из красивейших — и кинематографичнейших! — городов и назначаем темой недели слово ВЕНЕЦИЯ.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Летнее время» (Summertime, 1955)

Режиссёр: Дэвид Лин

В ролях: Кэтрин Хепберн, Россано Брацци, Иза Миранда

О чём: незамужняя американка впервые в жизни приезжает в Венецию. Восхищенная городом, она, тем не менее, остро чувствует свое одиночество в нем, но все меняется, когда она встречает продавца антиквариата.

Венеция: во время съемок этого фильма Дэвид Лин влюбился в Венецию, неоднократно туда возвращался, и до конца жизни называл ее своим вторым домом. Его, конечно, можно понять.

Почему: можно немного пожурить за то, что Венеция в фильме слишком уж открыточна и выглядит как полуторачасовой проспект для туристов, но именно этим он примечателен. Любовь режиссера чувствуется в каждом кадре и в полной мере передается зрителю. Венеция здесь — тот самый залитый солнцем старинный город, где на протяжении веков мало что меняется, и куда постоянно хочется возвращаться, каждый раз глядя на каналы, дома и соборы восторженными глазами Кэтрин Хепберн. Если брать контекст творчества Лина, то этот фильм очень интересно воспринимается в сравнении с «Короткой встречей», где схожая сюжетная коллизия разрешалась куда более консервативно.

«А теперь не смотри» (Don’t Look Now, 1973)

Режиссёр: Николас Роуг

В ролях: Дональд Сазерленд, Джули Кристи, Хилари Мейсон

О чём: у английского реставратора погибает маленькая дочь. Чтобы прийти в себя, он вместе с женой приезжает в Венецию, но именно в одном из самых красивых городов мира начинается их самый страшный кошмар.

Венеция: Венеция Роуга — это уже не тот идеальный летний город, кишащий туристами. В здешних переулках очень легко заблудиться (особенно вечером), из каналов постоянно вылавливают трупы, по утрам частенько туман, в котором ничего не видно и где-то обязательно бегает кто-то в красном плаще с капюшоном. И да, зимняя Венеция действительно именно такая.

Почему: фильм снят по поздней новелле Дафны Дю Морье, автора «Птиц» и «Ребекки», и по уровню саспенса совершенно не проигрывает фильмам Хичкока. Что туман, что девочка, что гондолы, что еще несколько визуальных образов, ставших классическими, запоминаются навсегда и с первого раза. Как и стертая грань между реальным и потусторонним миром, когда совершенно не понятно, где заканчивается одно и начинается другое. Как и работы Дональда Сазерленда и Джули Кристи. А еще после просмотра этого фильма больше никогда в жизни не захочется залезать на реставрационные леса. Это я гарантирую.


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Лига выдающихся джентльменов» (The League of Extraordinary Gentlemen, 2003)

Режиссёр: Стивен Норрингтон

В ролях: Шон Коннери, Шейн Уэст, Стюарт Таунсенд, Пета Уилсон, Джейсон Флеминг, Ричард Роксбург, Тони Кёрран, Насируддин Шах

О чём: снятый на основе одноимённого графического романа Алана Мура фильм рассказывает историю нескольких неординарных личностей, хорошо знакомых всем по классическим литературным произведениям. Аллан Квотермейн, Том Сойер, Дориан Грей, капитан Немо, человек-невидимка, вампирша Мина Харкер, доктор Джекилл и мистер Хайд собираются вместе, чтобы научиться работать в команде, ведь только объединив усилия они смогут спасти мир от коварного злодея.

Венеция: съёмки не проходили на территории Италии, но по сюжету фильма персонажи прибывают в Венецию, чтобы предотвратить череду способных разрушить город до основания взрывов.

Почему: после этого фильма Шон Коннери ушёл на пенсию, так что роль Аллана Квотермейна стала последней в его карьере. И вовсе не плохой — мудрый наставник, опытный стрелок, отважный добряк и верный друг. Конечно, сэр Коннери здесь уже не Бонд, но исполнение подобной роли в семидесятилетнем возрасте определённо требует смелости и заслуживает уважения.

Что касается самого фильма, то он вполне подойдёт для просмотра одиноким пасмурным вечером. Неплохие актёрские работы, вполне увлекательный сюжет и оригинальная задумка не дадут заскучать. И, как знать, может после него захочется ознакомиться с литературными шедеврами, подарившими миру главных героев — это стало бы приятным бонусом.

«Только ты» (Only You, 1994)

Режиссёр: Норман Джуисон

В ролях: Мариса Томей, Роберт Дауни мл., Бонни Хант, Билли Зейн, Фишер Стивенс, Жоаким ди Алмейда

О чём: в юности Фэйт нагадали, что любовью всей её жизни станет некий Дэймон Брэдли. Девушка продолжает верить в это предсказание, даже повзрослев и обручившись с другим. И вот один телефонный звонок заставляет Фэйт совершить безумную поездку в Италию — ведь именно там её ожидает встреча с судьбой.

Венеция: загадочный Дэймон Брэдли сообщает Фэйт по телефону, что улетает в Венецию, и девушка, не раздумывая, берёт билет на самолёт. В сказочном городе на воде героиня пробудет совсем недолго, но красоту Венеции зритель успеет оценить.

Почему: прекрасная романтическая комедия образца 90-х. Очень тёплый, красивый и искренний фильм. Главная героиня, так отчаянно верящая в судьбу, поначалу кажется глупенькой и наивной, но её желание во что бы то ни стало добиться своего вызывает уважение. Ведь история Фэйт (чьё имя не просто так означает «вера») не столько о судьбе и предначертании, сколько о вере в мечту и о стремлении эту мечту исполнить. Недаром лучшая подруга героини изображена как рациональная и вполне приземлённая — у неё работа, дети, муж, ни минуты отдыха, нет времени на себя. Девушки кажутся явными противоположностями, но желания у них всё-таки похожие: обе мечтают о настоящей счастливой любви. И благодаря сумасбродности Фэйт лучшие подруги в итоге обе обретают заслуженное счастье. Так что романтичным натурам кино точно придётся по душе.

Отдельно хочется сказать о великолепной Италии, которая в какой-то степени тоже важный персонаж фильма. Восхитительная архитектура Венеции и Рима, солнечное побережье Позитано, зелёные холмы и виноградники — атмосфера этой сказочной страны передана, как мне кажется, чудесно. А какими эмоциональными и полными жизни изображены итальянцы! В фильме есть две схожие сцены, отлично передающие разницу характеров американцев и итальянцев. В начале фильма Фэйт пытается попасть на самолёт, вылетающий из США, на борту которого должен быть Дэймона Брэдли. Но на слёзные мольбы и слова о том, что в самолёте любовь всей её жизни, сотрудник аэропорта отвечает девушке отказом и вызывает охрану. Уже в финале ситуация повторяется, но только в итальянском аэропорту, где все сотрудники бурно и эмоционально добиваются задержки самолёта, чтобы прекрасная леди смогла воссоединиться со своим возлюбленным. Немного утрировано, но зато точно отражает отношение итальянцев к жизни, к любви и к безрассудным поступкам. А итальянская речь — просто услада для слуха. Кстати, как и саундтрек фильма, особенно финальная песня «Once in a lifetime».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Отелло» (Othello, 1995)

Режиссёр: Оливер Паркер

В ролях: Лоуренс Фишбёрн, Ирен Жакоб, Кеннет Брана

О чём: темнокожий полководец, его верная жена, оклеветанная завистником, платок, «молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Пересказ излишен.

Венеция: сам Отелло — «венецианский мавр», сюжет разворачивается в Венеции, да и съемки фильма происходили там же.

Почему: это первая экранизация пьесы Шекспира большой киностудией, в которой Отелло играет темнокожий актер (в независимом кино такое уже было к тому времени).

Если же говорить о самом фильме, то это, в первую очередь, очень красивая — да, с некоторыми излишествами, но всё же, — постановка, при этом старательно пытающаяся найти какой-то новый взгляд на пьесу почти пятисотлетней давности. Несколько добавленных сцен (от танца Дездемоны после победы над турками до первой брачной ночи героев) и немного смещенная точка зрения (в самом ли деле Яго — главный злодей произведения, или в этом прочтении можно поспорить о роли самого Отелло в трагедии?).

Да, Бондарчук в своем фильме 1955 года играет лучше Фишбёрна; зато Яго в версии Паркера — самый крутой, потому что никто больше с такой радостью не играл Шекспира на киноэкране в 90-х, как Кеннет Брана.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Ограбление по-итальянски» (The Italian Job, 2003)

Режиссёр: Ф. Гэри Грей

В ролях: Марк Уолберг, Шарлиз Терон, Эдвард Нортон, Джейсон Стэйтем, Сет Грин, Мос Деф, Дональд Сазерленд

О чём: Джон Бриджер (Дональд Сазерленд) планирует своё последнее дело. Он решил выкрасть золотые слитки из богатого дома в Венеции. Ему помогает его матёрая команда, в которой принимают участие инсайдер Стив (Эдвард Нортон), профессиональный водитель Красавчик Роб (Джейсон Стэйтем), взрыватель Левое ухо (Мос Деф), компьютерный спец Лайл (Сет Грин) и Чарли (Марк Уолберг) — верный друг Бриджера и второй «планировщик» в их команде. Ограбление получилось изящным, стремительным, всё было разыграно как по нотам, но после его завершения веселье преступников было омрачено предательством Стива.

Преданные Стивом друзья собираются снова, включают в команду дочь убитого Джона — Стеллу (Шарлиз Терон) и планируют возмездие для предателя — устраивают ему ограбление по-итальянски.

Венеция: причём тут Венеция? Всё элементарно — завязка сюжета фильма развивается в каналах этого чудесного города, медленно уходящего под воду.

Почему: стоит сказать, что фильм 2003 года является ремейком одноимённого британского фильма 1969 года. При этом его создатели больший упор сделали не на хитроумную комедию, а на лихом авантюрно-криминальном жанре со стремительными погонями на катерах в Венеции или на машинах в знойном Лос-Анджелесе с лёгким юмором и долей сарказма. «Ограбление по-итальянски» не назвать сильным и эмоциональным фильмом, его сюжет прост как три копейки, и, возможно, зрителям, знакомым с оригиналом, может немного не хватить тонкого комедийного шарма, более присущего англичанам, но любителям развлекательного, эффектного, захватывающего и зрелищного кино, оно должно понравиться.


Выбор Анны Неустроевой
Анна Неустроева

«Талантливый мистер Рипли» (The Talented Mr. Ripley, 1999)

Режиссёр: Энтони Мингелла

В ролях: Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт, Филип Сеймур Хоффман

О чём: по поручению пожилого миллионера неприметный молодой Том Рипли отправляется в Италию. Его миссия состоит в том, чтобы убедить прожигателя состояния вернуться домой, в США. Постепенно под впечатлением размеренной жизни золотой молодёжи в голове Рипли созревает план, как остаться здесь навечно.

Венеция: очарование жизнью в яркой Венеции показать проще некуда.

Почему: если ты забываешь, почему Мэтта Дэймона вообще считают актёром, стоит посмотреть этот фильм, и всё встанет на свои места. «Талантливый мистер Рипли» — это вторая экранизация книги Патриции Хайсмит, в 1960 году главную роль уже исполнял красавец Ален Делон. Но мне нравится именно этот вариант. Может быть, потому что он более кровожадный и жуткий, а, может быть, просто потому, что безмерно люблю Кейт Бланшетт и Филипа Сеймура Хоффмана. В любом случае, Италия здесь как воплощение чего-то идеального, скрывающего под маской неприятные тайны, прекрасна как никогда.

«Смерть в Венеции» (Morte a Venezia, 1971)

Режиссёр: Лукино Висконти

В ролях: Дирк Богард, Бьорн Андерсен, Ромоло Валли

О чём: композитор Густав фон Ашенбах в поисках вдохновения на закате своей карьеры приезжает на курорт Лидо в Венеции. Здесь он встречает воплощение красоты — мальчика Томмазо, польского аристократа. Он пытается сбежать от чувств к этому молодому человеку, но Венеция не отпускает композитора.

Венеция: город Святого Марка как золотая клетка, олицетворение красоты, которая открывается только перед неизбежностью смерти.

Почему: снятая по произведению Томаса Манна, эта работа Лукино Висконти принесла дурную славу Дирку Богарду, которому после выхода фильма неверно трактовавшие смысл картины кинопроизводители неоднократно предлагали сыграть безнравственных персонажей, увлеченных связью с молодыми людьми. Лента об истинной красоте, её неотразимости, которая рука об руку идёт со смертью, по сей день является воплощением импрессионизма в кинематографе. Виды Венеции, как будто свысока наблюдающей за происходящим, балансирующей между красотой и уродством, органично дополняют картину, не растушевывая внимания от основного действия.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (Indiana Jones and the Last Crusade, 1989)

Режиссёр: Стивен Спилберг

В ролях: Харрисон Форд, Шон Коннери, Денхолм Эллиот, Элисон Дуди

О чём: третий фильм о приключениях харизматичного археолога Индианы Джонса. На этот раз Индиане предстоит разыскать самый вожделенный артефакт всех времён — Святой Грааль. Лихой археолог вновь пройдёт огонь, воду и медные трубы, в чём ему помогут друзья и его отец, посвятивший жизнь поискам Святого Грааля, которого ещё предстоит спасти из нацистского плена…

Венеция: именно из этого замечательного города Индиане приходит по почте дневник пропавшего отца — первый ключ к разгадке. Джонс-младший отправляется на поиски отца, а зрителей ждут погони, поиски древних артефактов и множество других приключений в самом центре Венеции.

Почему: после мрачноватого второго фильма сценарий третьего изменялся несчётное количество раз. Огромное количество достойнейших людей приняли участие в проекте и создании сюжета. Впервые была показана предыстория главного героя и его непростые отношения с отцом, в роли которого сейчас и представить никого, кроме Шона Коннери, нельзя. Живая классика приключенческого кино и для меня — лучшая часть о похождениях Индианы Джонса. Третья и, можно считать, что последняя. Продолжение 2008 года лучше не вспоминать, зачем расстраиваться?

«Турист» (Tourist, 2010)

Режиссёр: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

В ролях: Джонни Депп, Анджелина Джоли, Пол Беттани, Тимоти Далтон

О чём: Фрэнк всего лишь турист, но случайный разговор с прекрасной дамой в вагоне поезда втягивает его в круговорот событий, разворачивающихся вокруг денег, которые украл известный вор Александр Пирс. Всё бы ничего, но новая знакомая делает всё, чтобы Фрэнка принимали за Пирса.

Венеция: герои фильма встречаются в поезде, но основное действо происходит в декорациях Венеции.

Почему: Депп и Джоли — одни из главных и высокооплачиваемых суперзвёзд Голливуда на момент съёмок фильма. Что получилось из их экранного дуэта? Покажет «Турист». Даже если сюжет фильма покажется вам простым, то он точно скрасит вечер и позволит понаблюдать за магическими пейзажами Венеции.