Ретроспектива Андрея Тарковского
31 марта 2017
Первые дни апреля ознаменуются показом на большом экране отреставрированных версий четырёх фильмов Андрея Тарковского в Екатеринбурге, Москве (организатор — компания «ИНОЕКИНО»), а также Санкт-Петербурге (организатор показа — кинотеатр «Аврора»).
Считанные часы остались до события, приуроченного к 85-летию со дня рождения великого классика отечественного кинематографа — Андрея Тарковского.
В программу ретроспективы вошли: «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер», то есть фильмы, снятые Тарковским до переезда в Италию.
Можно очень по-разному смотреть на личность режиссёра или на созданные им картины, однако глупо не признать, что Тарковский — один из самых важных режиссёров для отечественной культуры, а также один из наиболее влиятельных авторов XX века. Недаром по сей день известнейшие режиссёры «цитируют» картины Тарковского, а зрители продолжают их смотреть полвека спустя.
1 апреля — «Андрей Рублёв» (1966)
Фильм описывает события начала XV века, увиденные глазами иконописца-монаха Андрея Рублёва. Для молодого режиссёра Тарковского это была лишь вторая картина — после дебютного полнометражного фильма «Иваново детство». Несмотря на отступления от детальной исторической точности, режиссёр ухватил атмосферу русского средневековья, искренне поведав историю художника Андрея Рублёва.
Операторская работа была доверена Вадиму Юсову, вместе с которым Тарковский снял ещё несколько картин, а главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын, один из любимых актеров Тарковского: зритель встретит его в каждом из фильмов ретроспективы.
Картина была удостоена приза ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а также получила ряд критических замечаний от Александра Солженицына и спустя годы была втянута в скандал о жестоком обращении с животными.
Прокатная судьба «Андрея Рублёва», как и для многих других лент Тарковского, оказалась не радужной. В широкий прокат фильм выбрался лишь спустя многие годы после завершения съёмок.
2 апреля — «Солярис» (1972)
На Земле научное сообщество активно ведёт споры о закрытии орбитальной станции, изучающей планету Солярис. На планете есть океан, якобы обладающий когнитивными свойствами, разумом. «Соляристика» в тупике и не продвигается уже много лет, а на станции осталось всего три человека. Ревизор-психолог Крис Кельвин летит на станцию, чтобы проверить всё на месте и составить отчёт, по которому будет решён вопрос о закрытии станции. На станции он узнаёт, что местным обитателям являются «гости», фантомы умерших людей, порождённые связью разума человека с океаном Соляриса.
Картина снята Тарковским по мотивам романа писателя-фантаста Станислава Лема. Автор книги и режиссёр будущего фильма обсуждали постановку «Соляриса» лицом к лицу, однако во многом их мнения не сошлись, что сказалось на самой ленте. Тарковский видел «Солярис» скорее драмой о нравственности, тогда как смыслы, заложенные в роман, были убраны на задний план, а порой просто вырезаны из контекста. Лем заявил, что фильм снят в духе «Преступления и наказания» Достоевского и имеет мало общего с его книгой.
Картина полна философских рассуждений, отсылок на различные произведения искусства, впрочем, как и все фильмы Андрея Тарковского. «Солярис» награжден Гран-при Каннского кинофестиваля в 1972 году.
3 апреля — «Зеркало» (1974)
Сны и воспоминания Алексея, в которых он возвращается к моментам своего послевоенного детства, разводу родителей, чередующихся военной кинохроникой, помогают ему лучше понять свои переживания настоящего, складываясь в поток -казалось бы — хаотичных, несвязных сцен.
Фильм имеет бесчисленное множество интерпретаций. Один из самых сложных для восприятия фильмов Андрея Тарковского, картина по своей задумке автобиографична и отражает реалии своего времени. Идея создания фильма «Зеркало» возникла почти сразу после съёмок «Андрея Рублёва», однако реализации помешали «медные трубы» аппарата Госкино, и Тарковский занялся экранизацией «Соляриса». Прошло несколько лет, и Тарковскому дали добро на съёмки.
Голосом от автора стал Иннокентий Смоктуновский, главные роли исполнили Маргарита Терехова и Олег Янковский.
4 апреля — «Сталкер» (1979)
В ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в таинственной «зоне», куда некоторое количество лет назад упал метеорит. Сталкер, недавно вышедший из тюрьмы, берётся сопровождать Писателя и Профессора и показать им путь в мифическую комнату, где исполняются самые заветные желания.
Самый выстраданный фильм во всей фильмографии Андрея Арсеньевича Тарковского. Сценарий, подвергавшийся внушительным правкам даже в процессе съёмок, пережил бесчисленные доработки и лишь благодаря терпению братьев Стругацких всё же устроил режиссёра. Саму ленту переснимали три раза, плёнка с первой версией фильма сгорела, менялась съёмочная группа, а бюджет был перерасходован в несколько раз. В период создания картины Тарковский перенёс инфаркт, однако закончил работу и съёмки были завершены в конце 1978 года. Фильм был отмечен призом Каннского кинофестиваля.
В 1982 году Андрей Тарковский переехал на Запад, где снял фильмы «Ностальгия» и «Жертвоприношение». В 1986 году он умер от рака в Париже.
Хотя билетов в кассах кинотеатров уже почти не осталось, может быть именно вам повезет?
- Москва — кинотеатр «Формула кино Горизонт»
- Екатеринбург — кинотеатр «Салют»
- Санкт-Петербург — кинотеатр «Аврора»