Фото: Life.ru

Новая стратегия поддержки отечественного кинематографа

1 апреля 2017

Синемафия рассказывает о новых инициативах Министерства культуры по государственной поддержке российского кино и о том, чем они были вызваны.

Рекордный провал «Защитников» Сарика Андреасяна заставил Министерство культуры вновь задуматься о том, как поддержать российское кино на пути к зрителю. Кассовые сборы этого фильма впервые в истории новейшего российского кинопроката начали падать уже на второй день релиза (примерно на 60% в день), а еженедельное падение составило больше 90%. Министерство принялось искать виноватых — и нашло, обвинив практически всю индустрию в сговоре.

«Я склоняюсь к тому, что без протекционизма мы не можем на равных конкурировать с Голливудом. А квотирование — действенная мера. Против него, к сожалению, синхронно выступают кинотеатры, дистрибьюторы и кинопроизводители, — говорил министр культуры Владимир Мединский в интервью газете „Известия“. — В ситуации с квотированием может быть только волевое решение. Ждать, что рынок сам этого захочет и обратится к нам с мольбой, бесполезно. Еще вариант — мы должны „заливать“ деньгами: тратить на отрасль не 5 млрд, а 50. Но это невозможно».

Крупные кинематографические державы защищают свой рынок разными способами. Некоторое время назад Министерство культуры стало по примеру китайских товарищей распределять даты выхода фильмов в прокат. Случилось это после того, как компания Universal Pictures Russia изменила дату российского релиза фильма «Стив Джобс». В США картина вышла в ограниченный прокат в октябре 2015 года, в России её запустили в Новый год. Это решение привело в ярость крупнейшего отечественного кинопроизводителя — Сергея Сельянова. На «Киноэкспо 2015» он заявил, что Новый год — это дата, издавна зарезервированная под релизы крупнейших отечественных фильмов, и внезапная конкуренция со стороны «Стива Джобса» недопустима. Он требовал выпускать голливудские картины синхронно с мировыми датами и обещал, что отечественная индустрия может пролоббировать государственное регулирование премьерных дат, если Universal не одумается. Это происходило до выхода «Стива Джобса» на экран, и никто еще не знал, что фильм провалится как в США, так и в российском прокате. Однако конфликт случился, и вскоре Министерство культуры начало договариваться с дистрибьюторами о том, чтобы те не выпускали ожидаемые голливудские блокбастеры одновременно с теми отечественными фильмами, которые имели для министра Мединского особую ценность. Так Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing перенесли «Мстители: Эра Альтрона» на неделю раньше, чтобы избавить от конкуренции «А зори здесь тихие». Через какое-то время от договоренностей перешли к прямому регулированию, и в прокатном удостоверении (по сути — разрешении на прокат фильма) появилось не только возрастное ограничение, но и дата премьеры.

Только что Министерство попыталось в приказном порядке сдвинуть дату выхода «Форсажа 8», чтобы освободить от конкуренции не только первый уик-энд проката российского «Времени первых», но и второй, хотя опыт «Защитников» показал, что вопрос не в количестве свободных уик-эндов, а в качестве самих фильмов — слабая картина сегодня способна потерять интерес аудитории уже на второй день проката, и ни две, ни три недели без конкуренции очевидно не помогут ей собрать кассу.

Ни расчистка дат, ни сколь угодно интенсивная рекламная поддержка, ни собственно участие самих голливудских прокатчиков в выпуске фильмов не помогли. Даже поиск надуманных поводов для завышения возрастных рейтингов голливудской продукции не смог отвадить публику от просмотра высокобюджетных американских лент на большом экране, тогда как отечественное кино продолжало проваливаться. Не собрал ожидаемых денег выпущенный WDSSPR «Дуэлянт», не смог окупить затраты «Викинг», хотя Первый канал рекламировал его шире, чем какой бы то ни было из предыдущих проектов Константина Эрнста и Анатолия Максимова. Портал Life.ru открыто заявил о провале «Года кино» и скептически отнесся к планам Минкульта поднять долю наших фильмов в прокате: «Мединский лично пообещал президенту Владимиру Путину рекордные темпы роста интереса к отечественному кино в прокате к 2018 году. Обещается, что всего через два года российские фильмы будут забирать четверть всех денег от кинотеатров. Хотя уже в 2016 году можно заметить, что к лучшему ситуация вряд ли поменяется» (Егор Беликов).

Скандально известный независимый режиссёр Арсений Гончуков на свой странице в Facebook был ещё более резок в оценках и предложениях: «Уважаемый продюсер Сельянов сидит у себя в кабинете, в олдовом буклированном пиджаке из 90-х и просит Минкульт ввести закон… Запретить бы лучше на х** вот эту старую гвардию продюсеров… Их и их алчность всю жизнь сосать дармовые невозвратные деньги из Фонда кино. Тьфу на вас, б**дь. Съе**те на пенсию».

Однако «старая гвардия», в последний день марта собравшаяся на вручение премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения, ни на какую пенсию не собирается, а министр Мединский вынужден искать способ сдержать данное президенту Путину обещание.

Попытка кинотеатров собственными силами поднять посещаемость отечественной продукции также провалилась. Российские кинотеатральные сети подписали соглашение о добровольном выделении 20% сеансов под показ российского кино, но это не возымело эффекта. Владимир Мединский по-прежнему объяснял спрос кинотеатров на продукцию Голливуда «острым желанием кинобизнеса заработать денег побыстрее на очередном голливудском шедевре, который к понятию киноискусства имеет отдаленное отношение».

В результате на свет появилась новая стратегия поддержки отечественного кинематографа, получившая кодовое название «Семь пунктов».


1. Выход в прокат всех зарубежных картин будет перенесён с четверга на субботу, а российских — на среду. Тем самым российские фильмы получат на стартовом уик-энде три дня форы. Известно, что обсуждается инициатива ограничить зарубежное кино четырьмя днями проката в неделю, обязав кинотеатры в среду, четверг и пятницу демонстрировать исключительно российские фильмы, но пока окончательное решение по этому вопросу не принято.

2. Вся прибыль от продажи попкорна будет обложена налогом. Российские картины, впрочем, от него освободят — они и сегодня не платят НДС, а вот с попкорна, проданного для просмотра иностранного кино, придется заплатить до 42%. Налог на «газированные напитки, содержащие сахарный колер» (т.е. продукцию компаний Coca Cola и Pepsi, себестоимость которых крайне низкая, а наценка на которые очень высока) составит 64%. Средства будут поступать в бюджет Фонда кино. При этом продажа кваса налогом облагаться не будет. Кинобары по-прежнему смогут торговать прохладительными напитками — но только отечественного производства и патриотического характера.

3. Полный запрет на дубляж. Зарубежное кино отныне можно будет посмотреть только в оригинале — с русскими субтитрами. Обязанность снабжать фильмы субтитрами ранее уже была вменена производителям отечественного кино, теперь она распространится на всех. По слухам, рассматривался вариант двухгодичного моратория на какой-либо перевод иностранных фильмов в принципе, но прокатчики фестивального кино отстояли право субтитрировать свои ленты. «Мы, безусловно, должны, если вдруг эта инициатива будет принята, сделать так, чтобы фестивального кино это не коснулось», — поддержал независимых дистрибьюторов глава Фонда кино Антон Малышев.

4. Зарубежной кинопродукции автоматически будет присваиваться возрастной рейтинг «18+». Это значит, что за допуск в залы несовершеннолетних на зарубежные фильмы кинотеатры будут подвергаться административным взысканиям вплоть до лишения лицензии. Данная мера ослабит конкуренцию в области анимации и позволит выпускать больше российских мультфильмов. Детей оградят от ложных ценностей, которые несут проекты Disney и DreamWorks Animation — во всяком случае, мнение депутата Милонова было услышано и принято во внимание.

5. Наконец, на территории Российской Федерации будут полностью запрещены торренты. Сейчас пиратство является одной из ключевых проблем для отечественных производителей. Ясно, что с запретом торрентов экономику сферы развлечений ждёт оздоровление. Сейчас зрители могут свободно скачивать всё, что им заблагорассудится, но после введения запрета на пользование торрент-трекерами аудитория начнёт активнее платить за кинопросмотр. Это, в свою очередь, позволит кинотеатрам поднять цены на билеты и отчислять больше средств продюсерам и Фонду кино.

6. В кинотеатрах будет организован прокат отечественных короткометражных фильмов. Сейчас в России производится немногим более 100 полнометражных картин в год, а короткометражек — более 1000. Примерно 300 из них попадают на фестиваль «Святая Анна». Несмотря на скромный хронометраж, количество их таково, что обеспечит численный перевес российской продукции в кинотеатрах. К тому же, малая продолжительность позволит организовать гораздо большее число сеансов, чем это возможно с полнометражными фильмами, а значит, и сборы будут выше. Кинопоказ начинался с фильмов длиной не более 10 минут, затем появились 20-минутные, а потом — и совсем длинные ленты. Возвращение к истокам станет одной из мер по спасению российского кино в прокате.

7. Система кинообразования будет полностью пересмотрена. Уже получил запрет на приём абитуриентов Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. К 2018 году он будет полностью расформирован, а здание, где до революции находился мужской монастырь, вернут Русской православной церкви. Судьба ВГИКа пока под вопросом, но уже известно, что новая учебная база будет создаваться в Крыму, где климатические условия больше подходят для кинопроизводства, нежели Петербург с его коротким световым днём зимой. Туда же, вероятно, перенесут и учебные мощности ВГИКа. Глава компании «Невафильм» Олег Березин отреагировал на новость о проблемах Института кино и телевидения на своей странице в Facebook: «Увы, закономерный финал моей Альма-матер — Ленинградского института киноинженеров, а ныне СПбГИКиТ. Как же надо не любить свою страну, свой институт, свою профессию и должность нынешнему ректору СПбГИКиТ, что бы развалить ведущий институт инженеров кино и телевидения!»


Эксперты неоднократно высказывались против регулирования кинопроката подобными способами, однако на этот раз государству удалось продавить комплекс мер, который резко изменит соотношение сил. Олигарх Александр Мамут приобрел сеть кинотеатров «Синема Парк» и намерен объединить её с «Формулой кино». Две крупнейшие кинотеатральные сети вместе займут существенную долю на рынке и радикально повлияют на статистику. «Как и все представители крупного бизнеса, Мамут абсолютно лоялен власти и не пойдет на открытый конфликт, подобный тому, что случился по поводу возможного переноса даты релиза „Форсажа 8“. Наличие других источников дохода даст Мамуту возможность компенсировать убытки от протекционистских мер, чего не смогли бы себе позволить предыдущие владельцы, для которых кинопоказ является профильным бизнесом,» — комментирует сделку Геннадий Шалыгин. Мамут уже сообщил, что ведет переговоры с Министерством культуры о том, чтобы «сохранить показ дублированных фильмов для одного кинотеатра в городах-миллионниках, где традиции просмотра кино в дубляже по-прежнему сильны». Непонятно, впрочем, насколько рентабелен будет дубляж кинофильмов ради всего нескольких экранов, однако можно предположить, что такие копии будут изготавливаться больше в имиджевых целях.

Ранее представители киноиндустрии уже возражали против квотирования, обложения кинотеатров налогами и прочих мер, предлагавшихся Министерством культуры и другими так или иначе связанными с кино ведомствами. В данном случае ни одна из мер не похожа на обсуждавшиеся ранее. Даты премьер будут отличаться от мировых всего на пару дней, налогами будет облагаться не кино, а попкорн и кола. Ценители оригинального звука наконец получат то, чего просили — в кинотеатрах снова появятся субтитры; это также привлечет в залы слабослышащих, тем самым расширит аудиторию. Запрет торрентов снизит потребление пиратской продукции. Будут осуществлены давно назревшие изменения в подготовке кадров для киноиндустрии. На фоне подобных мер отсечение небольшой части зрителей от кинопоказа выглядит очень незначительной жертвой — подростки в любом случае не являются наиболее платежеспособной аудиторией, поэтому и делать на них ставку, как раньше, кинотеатрам более нет смысла.

До сентября, когда проект запустят в тестовом режиме в Москве, Екатеринбурге и Владивостоке, у киноиндустрии есть возможность подготовиться. На всей территории страны новая система заработает в полную силу с 2018 года.


Друзья, эта статья — не более, чем первоапрельская шутка нашей редакции. Разумеется, никакой новой стратегии поддержки российского кинематографа из семи пунктов не существует в реальности, хотя все ссылки на другие материалы и цитаты реальных людей вполне настоящие. Надеемся, что Министерство культуры не воспримет наш розыгрыш как рекомендацию к действию.