Кинорулетка: Шекспир

21 апреля 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь. Весь мир — театр, а мы отмечаем очередную годовщину со дня рождения (и дня смерти — так совпало) Уильяма Шекспира!

Идея кинорулетки проста: каждую неделю мы выбираем какой-то праздничный день — и именно к нему подбираем все наши рекомендуемые фильмы.

23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне родился величайший поэт и драматург нашей эры Уильям Шекспир, 23 апреля 1616 года он умер — и именно к этим двум датам мы приурочим нашу шекспировскую рулетку!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Аноним» (Anonymous, 2011)

Режиссёр: Роланд Эммерих

В ролях: Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Рейф Сполл, Завьер Сэмюэл, Дэвид Тьюлис, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Джоэли Ричардсон

О чём: с одной стороны, фильм рассказывает нам о Шекспире — писателе-неудачнике времён правления Елизаветы I, чьи пьесы вдруг начинают пользоваться популярностью. Писал ли он их сам? Это — вторая сторона фильма. По мнению создателей, за «Короля Лира», «Макбета», «Гамлета» и так далее ответственен граф Оксфорд — любовник и (вот это поворот) внебрачный сын Елизаветы. Если вы сможете разобраться во всех отношениях королевы и её приближённых, пока сюжет будет вас переносить туда-сюда на пятьдесят лет, то вы — просто гений.

Шекспир: собственно главный герой фильма, под какой бы личиной он ни находился. Почему Шекспир вознёсся на Олимп мировой литературы? Потому что его пьесы, рассказывая о прошлом, на самом деле описывали настоящее, в прямом смысле творя историю. Так что кем бы ни был этот загадочный автор — он точно оставил след в сердцах и современников, и потомков. И фильм, наверное, именно об этом.

Почему: главное (и, скорее всего, единственное) — это та плеяда актёров (особенно мужчин), которая играет всё это безумие. Судите сами: Рис Иванс, Завьер Самюэл, Джейми Кэмпбелл Бауэр. На месте Елизаветы мы бы точно не устояли. Ещё не могу не отметить потрясающий постер к фильму (ведь у нас в редакции я за них ответственная). Так вот, даже при своей банальности — главный герой спиной к зрителю — постер раскрывает нам истинную сущность фильма: рукописи не горят, чернила не пропадают.

И какие же там потрясающие наряды и театральные постановки: оформителям, гримёрам и художникам по костюмам мой поклон.

«Король лев» (The Lion King, 1994)

Режиссёры: Роджер Аллерс, Роб Минкофф

Роли озвучивали: Мэттью Бродерик, Джереми Айронс, Нэйтан Лейн, Джеймс Эрл Джонс, Вупи Голдберг, Роуэн Эткинсон

О чём: в далёких африканских саваннах на Одинокой скале живёт прайд львов, которым управляет Муфаса. У него только что родился сын Симба, и вся Африка пришла, чтобы поприветствовать сына короля. Но у Муфасы есть злобный брат Шрам, который хочет захватить власть. Обманывая Симбу, он убивает Муфасу и изгоняет маленького львёнка в пустыню. Тот, виня себя в смерти отца, долгое время не решается вернуться к родным. Но он — истинный король, а потому должен принять свою судьбу.

Шекспир: если я вам сейчас скажу, что сюжет «Короля Льва» отдалённо напоминает «Гамлета», вы же не удивитесь? Мультфильму уже больше 20 лет, и сказано и написано об этом было немало.

Почему: да, сюжет я на всякий случай описала, но объяснять, почему стоит смотреть «Короля Льва» — один из лучших мультфильмов студии «Дисней»! — это как-то слишком. На нём выросло уже не одно поколение, и мы все убегали в другую комнату, чтобы не смотреть на трагичный момент. Мы все взрослели вместе с Симбой, верили в философию Хакуна Матата и смеялись в лицо опасности. Поэтому — ну срочно же смотреть!

«10 причин моей ненависти» (10 Things I Hate About You, 1999)

Режиссёр: Джил Джангер

В ролях: Хит Леджер, Джулия Стайлз, Джозеф Гордон-Левитт

О чём: попытка устроить личную жизнь своей сестры Кэт для Бьянки становится проблемой. Бьянка — популярная девушка, а вот её сестра — этакий синий чулок. И вот парень Бьянки (а это, между прочим, молодой Гордон-Левитт) решает заплатить школьному хулигану Патрику, чтобы тот приударил за Кэт. А он, конечно, влюбляется в неё.

Шекспир: Даже в молодёжной комедии не обошлось без Шекспира. Например, имя героя Хита Леджера — Патрик Верона — напоминает нам о Петруччо из Вероны, главном герое «Укрощения строптивой». Именно на основе этой пьесы и снят фильм. А вот сёстры Стрэтфорд получили свою фамилию в честь родного города классика. Немало в фильме и прямых цитат из произведений Шекспира.

Почему: 1) Хит Леджер 2) Хит Леджер поёт песню «Can't Take My Eyes Off You». И это очень весомые причины, стоит сказать!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Король Лир» (King Lear, 1971)

Режиссёр: Питер Брук

В ролях: Пол Скофилд, Патрик Мэги, Сирил Кьюсак

О чём: О Короле, его дочерях и бесконечной зиме.

Шекспир: В 1971 году вышла не только замечательная экранизация Григория Козинцева с Олегом Далем и Юри Ярветом. В этом же году британец с русскими корнями Питер Брук перенес на большой экран свой спектакль, нашумевший не только в Лондоне, но и на гастролях в Москве.

Почему: Если говорить об атмосфере и аутентичности, то эта экранизация «Короля Лира», возможно, лучшая из существующих. Даже то, что незначительно изменено, кажется необходимым и органичным. И, естественно, необходимо видеть здешнего Пола Скофилда, великого актера классической школы, в одной из своих программных и лучших ролей. Об этой роли, этих типажах, этих крупных планах и этой тишине можно говорить бесконечно, но сказать хочется только одно — смотрите.

«Тит — правитель Рима» (Titus, 1999)

Режиссёр: Джули Тэймор

В ролях: Энтони Хопкинс, Джессика Лэнг, Алан Камминг

О чём: Об Отце, который решил, что смерть — это слишком маленькая цена за поруганную честь его дочери.

Шекспир: Театральный режиссер Джули Тэймор выбрала для своего дебюта самую раннюю и самую жестокую трагедию Шекспира, решив ее в становившемся тогда модным постмодернистском ключе.

Почему: Эту работу нельзя назвать идеальной, многие интересные идеи не доведены до конца, но визуальный ряд и работы Энтони Хопкинса и Джессики Лэнг определенно стоят внимания. Тэймор не боится жестокости, наоборот, иногда даже слишком упивается ею, и фильм превращается в гиньоль, но, с другой стороны, такова и пьеса.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Укрощение строптивого» (Il bisbetico domato, 1980)

Режиссёры: Франко Кастеллано, Джузеппе Моччиа

В ролях: Адриано Челентано, Орнелла Мути, Эдит Питерс

О чём: Грубый и строптивый фермер гнушается женского общества, стремясь сохранить свою независимость от женских чар и не попасть «под каблук». В дождливый вечер на его пороге появляется женщина, которая попытается захватить сердце фермера, будто неприступный замок.

Шекспир: Уильям Шекспир написал пьесу «Укрощение строптивой», в которой предприимчивый Петруччо намерен покорить упрямую Катарину. В фильме происходит почти то же самое, но герои меняются местами.

Почему: Отличная комедия, расхватанная на цитаты, великолепный человек-оркестр Челентано и потрясающая Орнелла Мути.


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Она — мужчина» (She's the Man, 2006)

Режиссёр: Энди Фикмен

В ролях: Аманда Байнс, Ченнинг Татум, Лаура Рэмси, Винни Джонс, Роберт Хоффман, Джессика Лукас, Аманда Крю

О чём: больше всего на свете семнадцатилетняя Виола любит играть в футбол. Вот только женскую команду распускают, тогда девушка решает выдать себя за своего брата Себастьяна, чтобы попасть в мужскую команду. План срабатывает, но всё осложняют внезапно вспыхнувшие чувства Виолы к соседу по комнате Дюку, который влюблён в красотку Оливию, а та в свою очередь очарована Себастьяном/Виолой. Чем закончится эта запутанная любовная история, станет ясно именно в день решающего футбольного матча.

Шекспир: сюжет является вольной интерпретацией пьесы «Двенадцатая ночь», события которой перенесены в современность. Фильм содержит некоторые отсылки к произведению: название школы «Иллирия» совпадает с названием страны, где происходит действие пьесы; у Шекспира Виола изображает мужчину по имени Цезарио, в фильме же «Цезарио» — это ресторан, где происходит несколько ключевых сцен; название школьной постановки «What you Will» в фильме является отсылкой к полному названию пьесы.

Почему: приятная молодёжная комедия, которую можно пересматривать неоднократно. Лёгкая история, забавные ситуации, симпатичные актёры — за это многим, в том числе и мне, полюбился фильм.

Ещё совсем юный Ченнинг Татум лишь начинает завоёвывать толпы поклонниц своим очарованием, в то время как Аманда Байнс демонстрирует свой комедийный талант в полной мере. Благодаря актрисе фильм ярко выделяется на фоне схожих по сюжету картин, ведь Аманда не боится казаться смешной на экране. Фильм не надоедает со временем, так что данная интерпретация Шекспира оказалась вполне удачным экспериментом.

«Гамлет XXI век» (2010)

Режиссёр: Юрий Кара

В ролях: Гела Месхи, Данила Козловский, Дмитрий Дюжев, Юлия Кара, Евгения Крюкова, Александр Бердников, Андрей Фомин, Виктор Сухоруков

О чём: история о предательстве, о любви, о поединках и трагических смертях в Датском королевстве.

Шекспир: экранизация трагедии «Гамлет» с перенесением сюжета в современные реалии.

Почему: мне фильм понравился своей готической атмосферой и талантливыми актёрскими работами. Гела Месхи воплотил на экране бунтарский нрав Гамлета, отыграл все нужные эмоции и передал характер персонажа. По поводу Данилы Козловского мнения у многих расходятся, но лично я считаю, что он в любой роли выкладывается на сто процентов и даже в не самом удачном проекте становится украшением.

В целом же экранизация у Юрия Кара получилась запоминающейся, но создатели явно надеялись на больший успех. Возможно, внешняя сторона картины здесь затмевает собой глубину идейного содержания, поэтому полностью проникнуться трагедией персонажей не удаётся. И всё же подобные экранизации, осовременивающие классику, могут заставить зрителя ознакомиться с первоисточником, а это уже не малый плюс.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Кориолан» (Coriolanus, 2013)

Режиссёр: Рэйф Файнс

В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн

О чём: возвращающийся в Рим с победой полководец Кай Марций Кориолан вместо ожидаемой блестящей политической карьеры получает от неблагодарной толпы и соотечественников изгнание, и находит единственный выход — пойти на родной город войной.

Шекспир: одноименная шекспировская трагедия из пятого века до нашей эры перекочевала в наше время — сохранив текст, но поменяв декорации.

Почему: «Кориолан» стал полнометражным режиссерским дебютом Рэйфа Файнса. Наверное, вполне себе очевидный ход для актёра с классическим британским театральным образованием; но Файнс вполне успешно смог избавиться от излишней театральности в постановке, заставив текст Шекспира звучать отчаянно современно (дубляж этого, увы, не передает), и показав, что неважно, какой век на дворе — сильная личность против толпы все так же может оказаться бессильной, и что политиком быть — задача куда более грязная, чем воевать с оружием в руках.

Оказалось, что при переносе того же сюжета в современность ни сотовые телефоны, ни репортеры с видеокамерами не изменят ни обстоятельства, ни человеческую природу.

«Сейчас: Добро пожаловать за кулисы» (NOW: In the wings on a world stage, 2014)

Режиссёр: Джереми Уэлехан

О чём: документальный фильм о постановке пьесы «Ричард III» Сэмом Мендесом, с Кевином Спейси в главной роли, и о гастролях труппы пьесы по всему миру — от США до Японии.

Шекспир: первая историческая хроника Шекспира — «Ричард III» — стала одной из самых известных его пьес.

Почему: рассказ о том, как рождется тот или иной образ в театре обычно сам по себе крайне увлекателен, а тут еще стоит отметить, что выбранная для постановки пьеса столько раз и в таком количестве спектаклей представала перед публикой, что найти новые оттенки для неё — поистине титанический труд. И Мендесу со Спейси это удается: они рассказывают не об абсолютном зле, желая шокировать публику по максимуму, а о зле крайне обаятельном — от которого оторваться нельзя. Главное сожаление при просмотре фильма — то, что после полутора часов рассказа о спектакле тебе не покажут сам спектакль.

В конце концов, сам Спейси признается, что его Фрэнк Андервуд многим — если не всем — обязан его же Ричарду III; так посмотрим же, как английские короли вдохновляют американских президентов.

«Сон в летнюю ночь» (A Midsummer Night's Dream, 1999)

Режиссёр: Майкл Хоффман

В ролях: Мишель Пфайффер, Руперт Эверетт, Доминик Уэст, Кристиан Бейл, Калиста Флокхарт, Анна Фрил, Стэнли Туччи, Кевин Клайн, Сэм Рокуэлл

О чём: о том, как в одну прекрасную ночь при помощи магической пыльцы две пары вюблённых потерялись в лесу и перепутали объекты воздыхания, королева фей влюбилась в обращенного в осла актера, и, наконец, как это счастливо закончилось. Несмотря на то, что Шеспир местом действия называет Афины (а среди действующих лиц появлятся персонажи вполне себе британского фольклора), сюжет фильма разворачивается в Италии XIX века, противопоставляя поистине античную тягу к обнаженности волшебного народца строгим фасонам, модным у людей.

Шекспир: комедия ошибок под соусом романтики — в виде экранизации одноименной пьесы Уильяма нашего Шекспира.

Почему: в пьесе всё и вся перепутывается намертво довольно быстро, и основной источник шуток — то, насколько неправильно и неподходяще всё выглядит и происходит. Фильм Хоффмана добавляет к тексту еще и визуальные противопоставления, стараясь зрителя в первую очередь развлечь — и это ему отлично удается. Это именно что развлечение — яркое, блестящее, немного балаганное.

И, конечно, фантастически красивое.