Ретроспектива Ларса фон Триера: смотрим кино с экспертами
6 мая 2017
С 10 по 31 мая в Москве в рамках проекта «КАРО.Арт» пройдет мини-ретроспектива картин Ларса фон Триера. После каждого показа состоится обсуждение фильма.
Проект «КАРО.Арт» продолжает серию показов с обсуждениями экспертов: вслед за Эйзенштейном в феврале, Роммом в марте и Тарковским в апреле пришла очередь и совсем современного классика. Ларс фон Триер, которому бойкие журналисты привесили много ярлыков, от enfant terrible до безумного гения, представлен своими картинами последнего десятилетия — «депрессивной» трилогией, в которую вошли «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка».
10 мая — «Антихрист»
Из трех представленных фильмов именно «Антихрист» атакует тему депрессии в лоб — есть Он, Она и большое горе, пережить которое не в силах человеческих. Хаос в жизни и хаос дикой природы рифмуются все отчетливее, что подтверждает даже говорящая лиса; закономерный, но не менее шокирующий финал приводит к километрам заметок киноведов о том, что же и как же всё-таки хотел сказать автор.
Оператор Энтони Дод Мэнтл создал сюрреалистический визуальный ряд, когда природа намного живее человека, а человек — ничто на ее фоне; да и что такое человек — тоже отдельный вопрос. Добро и зло, мужское и женское начала, Эрос и Танатос, да еще и посвящение Тарковскому сверху, как вишенка на торте.
Шарлотта Генсбур за роль в фильме была названа лучшей актрисой на Каннском кинофестивале, а вот фильм уступил Золотую Ветвь «Белой ленте» Ханеке. Зато обсуждали его ничуть не меньше победителя.
17 мая — «Меланхолия»
Планета Меланхолия, уничтожающая всё живое на Земле (да и саму Землю как таковую), появляется в прологе — после чего нам в двух частях расскажут о двух сестрах, Клэр и Жюстин, одна из которых окажется в панике, а вторая — в клинической депрессии.
Представление «Меланхолии» на Каннском кинофестивале запомнилось не столько самим фильмом, сколько пресс-конференцией, на которой фон Триер со свойственной ему непосредственностью на вопрос о нацистской эстетике в фильме сказал, что понимает Гитлера. Шутка обернулась скандалом — падкие на сенсации журналисты раздули инцидент до планетарных масштабов, обвинив режиссера в антисемитизме, дирекция фестиваля сначала заявила, что фон Триер ничего такого в виду не имел, а потом объявила его нежелательной персоной на Круазетт, а сам Ларс успел пощеголять футболкой с изображением Золотой ветви и подписью «non grata».
Так или иначе, следующий фильм фон Триера — «Нимфоманка» — был представлен уже не на Каннском, а на Берлинском кинофестивале.
24 и 31 мая — «Нимфоманка: Часть 1» и «Нимфоманка: Часть 2»
Пожилой холостяк и аскет Зелигман (Стеллан Скарсгард) находит на улице избитую женщину, Джо (Шарлотта Генсбур). Джо расскажет своему спасителю свою жизнь в восьми главах, вдохновляясь различными предметами в его квартире — от рыболовной блесны до иконы в стиле Рублева (куда ж без Тарковского), от Эдгара Аллана По до Баха. Рассказ этот, откровенный донельзя, настолько стерилен, что назвать его порнографическим язык не повернется; выхолощенная нимфомания Джо звучит интересным ответом другой героине Генсбур из трилогии фон Триера.
Показанная на Берлинском кинофестивале единым блоком четырехчасовая картина была позже перемонтирована и разделена на две части, которые выходили в прокат с небольшим интервалом; решение с одной стороны понятное (кто ж пойдет на пятичасовой фильм, кроме фестивальной публики!), а с другой — досадное (вместе эти части производят совсем уж убойное впечатление).
Расписание показов мини-ретроспективы Ларса фон Триера в кинотеатре «КАРО 8 Атриум» (ул. Земляной Вал, д.33):
- 10 мая, 19.30, «Антихрист» (2009), эксперты: кинокритик Антон Долин и киновед Всеволод Коршунов
- 17 мая, 19.30, «Меланхолия» (2011), эксперты: кинокритик Сергей Дёшин и киновед Всеволод Коршунов
- 24 мая, 19.30, «Нимфоманка: Часть 1» (2013), эксперты: кинокритик Владимир Лященко и киновед Всеволод Коршунов
- 31 мая, 19.30, «Нимфоманка: Часть 2» (2013), эксперты: кинокритик Владимир Лященко и киновед Всеволод Коршунов
Билеты можно приобрести по ссылке.