Каннский фестиваль: Нелюбовь, чудеса и летающие иммигранты, или итоги первых дней фестиваля

19 мая 2017

Посмотрели первые три фильма конкурсной программы и делимся впечатлениями.

Каннский фестиваль, как мы уже рассказывали, в этом году очень интересный и насыщенный. За 12 дней фестиваля в одной только основной конкурсной программе фестиваля — 19 фильмов!

Расскажем пока о первых трех показанных фильмах основного конкурса.

«Нелюбовь» и любовь Андрея Звягинцева

Уже чертвертый фильм Звягинцева, представленный в Каннах, для многих стал как бы продолжением его остальных картин: после просмотра и перед пресс-конференцией многие рассуждали именно об этом, и, конечно, сравнивали «Нелюбовь» с предыдущей работой — «Левиафаном». Сравнения были в пользу и того, и другого фильма. Звягинцев, отвечая на вопросы журналистов, практически подтвердил эту теорию. «Как кто-то однажды сказал: режиссер всегда снимает один и тот же фильм. Заканчивает, а потом снова приступает к работе над ним же». Так о чем долгий фильм Андрея Петровича Звягинцева?

Чтобы ответить на вопрос, достаточно взглянуть на самого режиссера: он просто излучает невероятную харизму, которая сочетается с невероятным же профессионализмом и любовью к своему делу. В его фильмах нет лишних деталей, случайных кадров, небрежно брошенных фраз. Вместе с Олегом Негиным они раз за разом создают самое главное, что может сказать нам кино — правду; хотя сами создатели признаются, что многое в их фильмах рождается уже на монтаже, из случайно снятых кадров, а герои часто меняют пол и свою роль в истории в процессе написания сценария. Но мы же с вами смотрим конечный продукт, а у Звягинцева это — невероятный многослойный реузльтат, который можно разбирать пласт за пластом, оставляя долгое и меняющееся послевкусие.

Перед небольшим разбором остановимся на сюжете фильма. В центре повествования — молодая семья в стадии развода. Она — администратор в салоне красоты, и у неё немолодой, но состоятельный любовник. Он — служащий в одной из «православных» фирм, где работники сплошь люди семейные, и развод считается недопустимым. У него новая семья — беременная девушка и её мама. Бывшим супругам надо только разделить квартиру и сына, и ни то, ни другое им, кажется, не нужно.

Андрей Звягинцев в Каннах. Фото Надежды Вознесенской

И, как ни парадоксально было бы проводить такое сравнение, но «Нелюбовь» Звягинцева очень похожа на вторую часть «Стражей Галактики»: та же тема отцов и брошенных детей, страха любви, выбора ненависти. В одной из самых сильных сцен фильма, когда главная героиня приезжает в дом своей матери, и та выдает продолжительную тираду, как она всех ненавидит, перед ней так и хочется поставить Йонду, который, как и Ракете, объяснит ей всю правду.

Исполнительница главной роли Марьяна Спивак. Фото Надежды Вознесенской

Фильм невероятно тяжелый, потому что разум отказывается верить в ту пустоту, которая живет в сердцах людей. А, точнее, не хочется задумываться о ее причинах — а надо. И вот про это «надо» и говорит Звягинцев, который показывает причины, и отвечает на вопрос: «А что с этим делать?» Просто любить.

«Мир, полный чудес» Тодда Хейнса

Хейнс — один из самых волшебных режиссеров последнего времени. Во всяком случае, только ему удается так органично переносить зрителя в другое время. В «Кэрол» это были 50-ые, сейчас это одновременно 1927 и 1977 годы. В 1927 году это глухая девочка, которая отчаянно следит за одной актрисой (Джулианна Мур), а спустя 50 лет — мальчик, у которого недавно умерла мама, а затем в результате несчастного случая он потерял слух. Но он узнает о своем возможном отце, на поиски которого и отправляется в Нью-Йорк. Кому-то это напомнит «Жутко громко и запредельно близко», кому-то «Август Раш», но при этом фильм очень самобытный и трогательный. Вокруг меня все сидели и плакали, и, если бы сеанс был не в 8.30 утра (а когда ты встаешь в 6, чтобы на него попасть, то очень хочется спать), я бы проронила предательскую слезу.

Мишель Уильямс сыграла в картине одну из ролей. Фото Надежды Вознесенской

Из интересного — глухую девочку играет действительно глухая актриса, а у Джулианны Мур в фильме сразу две роли. Тодд потрясающе работает с актерами — они у него живут в кадре! И, конечно, два времени представлены в разной гамме — черно-белый 1927 и желтая сепия в 1977. Это смотрится на большом экране действительно впечатляюще, причем оператор и монтажер играют с переходами: то это резкая смена кадра, то плавный выезд, то смешение. Ты с самого начала знаешь, что это одна история, но собирать кусочки паззла вместе с героями невероятно интересно — 2 часа пролетают мгновенно. Очередное «браво» Хейнсу!

«Луна Юпитера» Корнеля Мундруцо

Очень и очень странный фильм, говорим сразу! И даже единственное знакомое лицо — Мераб Нинидзе (грузинский актер, известный ролями в «Любовь с акцентом» и «Под электрическими облаками») — не помогает воспринимать эту картину как участника основного конкурса Каннского фестиваля. Да, затронута важная для Европы и Венгрии в частности тема иммигрантов, но настолько странно и метафорично с одной стороны, и настолько топорно с другой, что она совсем не воспринимается.

Фильм, собственно, и начинается с попытки пересечения границы Евросоюза беженцами из Сирии. Естественно, она проваливается, и одного молодого человека застреливает офицер венгерской полиции. Неожиданно этот молодой человек взлетает в воздух, а потом и вовсе оживает. Его находит врач, который недавно из-за врачебной ошибки лишился успешной карьеры. И теперь врач хочет использовать дар молодого человека в своих целях. Естественно, в конце к нему приходит раскаяние, но, как всегда, поздно.

В фильме есть сцена с терактом в метро (которая очень похожа на недавние события в Петербурге), и опять же параллель — власти мгновенно обвиняют иммигрантов, которые не имеют к нему никакого отношения.

После фильма были слышны и забукивания, и апплодисменты, я же склонюсь к первому варианту — и пока у меня есть претендент на самый странный фильм фестиваля.


Наш редактор Ксения Рудич ежедневно в 13:00, 16:30 и 21:00 публикует впечатления из фестивальных Канн в наших социальных сетях, а раз в два дня более подробно рассказывает об этом на сайте. Следующий материал Ксении на сайте ждите 21 мая!