Кинорулетка: Санкт-Петербург

19 мая 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

19 мая 1712 года Петр I официально перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, и ближайшие триста с хвостиком лет (за исключением краткого царствования Петра II) город на Неве так и будет оставаться главным городом Российской империи. Мы сознательно выбрали не самую громкую дату в истории любимого Питера — в конце концов, в день города-то все бы могли такое написать!

Часть фильмов о Петербурге уже встречались в других выпусках нашей кинорулетки (скажем, «Питер FM» был в «радийном» топе) — но мы нашли не менее достойные кандидатуры!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Брат» (1997)

Режиссёр: Алексей Балабанов

В ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Юрий Кузнецов

О чём: Данила Багров возвращается домой после первой чеченской войны и едет в Санкт-Петербург, чтобы найти родного брата Виктора. Выясняется, что Виктор известен в Питере как киллер Татарин, и у него большие проблемы. Брат просит Данилу убить вместо него авторитета по кличке Чечен…

Санкт-Петербург: практически всё действие фильма разворачивается в Санкт-Петербурге.

Почему: «Брат» — один из немногих российских фильмов, где Петербург по праву может считаться одним из персонажей. Неповторимое сочетание питерской атмосферы и музыки рок-группы «Наутилус Помпилиус» помогло «Брату» стать абсолютно культовой картиной и одним из главных фильмов девяностых. Самый зрительский фильм Балабанова, главная роль Бодрова младшего и настоящий памятник целой эпохе. Петербург уже давно перестали называть криминальной столицей, трамвайных путей на Васильевском острове почти не осталось, но некоторые петербургские места навсегда останутся прочно связанными в памяти с «Братом», да и магазин Rock Island на Кирочной до сих пор работает на прежнем месте. К сожалению, после Балабанова никто так и не смог показать в кино Петербург настолько же искренне и душевно.

«Достояние Республики» (1971)

Режиссёр: Владимир Бычков

В ролях: Олег Табаков, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Юрий Толубеев, Виктор Галкин, Евгений Евстигнеев

О чём: спустя несколько лет после Октябрьской революции советская власть реквизирует культурные ценности, принадлежавшие дворянам. Из имения князя Тихвинского исчезает уникальная коллекция живописи и скульптур. Молодой сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников выходит на след кочующих с цирковой труппой преступников, в числе которых бывший управляющий имением Тараканов, учитель фехтования Маркиз и беспризорник Кешка

Санкт-Петербург: частично действие фильма разворачивается в постреволюционном Петрограде.

Почему: потому что «Достояние Республики» — блестящее приключенческое кино, которое иногда называют одним из лучших советских боевиков. С последним утверждением можно не соглашаться, но сложно спорить с тем, что это очень романтическая и драматичная история. А еще «Достояние Республики» знаменито песнями Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина и Беллы Ахмадулиной, исполненными Андреем Мироновым. Более популярна, конечно, песня о шпаге («Кто на новенького?»), но гораздо важнее, что именно в этом фильме звучит одна из лучших песен о Петербурге, когда-либо написанных — романс Маркиза («Что будет, то и будет»). Эта песня в исполнении Миронова — навсегда в моем сердце.

«Петербургские тайны» (1994−1998)

Режиссёры: Вадим Зобин, Леонид Пчелкин

В ролях: Елена Яковлева, Наталья Гундарева, Виктор Раков, Николай Караченцов, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгения Крюкова, Валерий Баринов, Дмитрий Брусникин, Сергей Чонишвили, Виктор Авилов, Фёдор Стуков, Ирина Розанова, Владимир Стеклов, Игорь Ясулович, Надежда Маркина, Ирина Климова, Дарья Волга

О чём: Санкт-Петербург, начало XIX века. Юная княжна Анна Чечевинская влюбляется в молодого князя Владимира Шадурского, и запретный роман навсегда изменяет судьбу двух знаменитых петербургских семей…

Санкт-Петербург: название сериала говорит само за себя.

Почему: потому что «Петербургские тайны» — это фактически первая и до сих пор не превзойденная российская «мыльная опера». В основе сериала — роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», но сценаристы практически полностью переписали все сюжетные линии, взяв у Крестовского лишь самую завязку и превратив остросоциальную драму в авантюрную мелодраму. Здесь и потрясающий актерский состав, и гениальная музыка Андрея Петрова, и уникальная картинка, ведь тогда ещё сериал снимали на плёнку. По сегодняшним меркам «Петербургские тайны» выглядят не очень ярко, но история цепляет по прежнему, а актерские работы завораживают, не позволяя оторваться от экрана. «Петербургские тайны» — уникальное явление на российском телевидении, и если вы вдруг по каким-то причинам их никогда не видели, то обязательно посмотрите.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Собачье сердце» (1988)

Режиссёр: Владимир Бортко

В ролях: Владимир Толоконников, Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Роман Карцев

О чём: Скальпель профессора Преображенского призывает к жизни новую человеческую единицу.

Санкт-Петербург: При чём же тут Санкт-Петербург, когда действие одноимённой повести Михаила Булгакова происходит в Москве? С одной стороны всё очень просто — фильм попросту снимали в Ленинграде. С другой же Санкт-Петербург — город трёх революций, культурная столица, колыбель отечественной науки. Если переместить Преображенского, Борменталя и Шарикова в город на Неве, то вряд ли что-то бы изменилось в их истории. Разруха бы точно осталась по месту «московской» прописки.

Почему: Очень по-разному можно относиться к Владимиру Бортко и его экранной версии повести Булгакова. Но нельзя не признать, что за тридцать лет фильм стал культовым и разобран на цитаты по секундам, что свидетельствует о высоком признании. Повесть нам подарила бесчисленное количество трактовок и аллюзий, а фильм — сценки, которые можно пересматривать даже отдельно, на Ютюбе. Увы, но актуальности они и по сей день не утратили, равно как и повесть Булгакова. Одна из блистательнейших ролей Евстигнеева, карикатурный Швондер, изображённый Карцевым, ну, а уж Шариков — отдельная песня. Он ещё танцует? Танцует.

«Господин оформитель» (1988)

Режиссёр: Олег Тепцов

В ролях: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Козаков, Иван Краско

О чём: Некогда известный художник-оформитель Платон Андреевич встречает девушку, как две капли воды похожую на смертельно больную натурщицу, которая позировала ему несколько лет назад.

Санкт-Петербург: На сей раз Петербург — место действия и съёмки для дебютного фильма Олега Тепцова.

Почему: Необычная советская мистика, местами претендующая на триллер, снята на основе произведения Александра Грина. Пугать у ленты получается плохо, а вот порассуждать на тему отношений создания и творца, человека и бога, — пожалуйста. «Господин оформитель» вспоминается при просмотре «Из машины» с Алисией Викандер. Манекен начала прошлого века сменил искусственный интеллект.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Прогулка» (2003)

Режиссёр: Алексей Учитель

В ролях: Ирина Пегова, Евгений Цыганов, Павел Баршак, Евгений Гришковец,

О чём: красивая девушка и два ее случайных спутника гуляют по городу без остановки — девушка объясняет это тем, что ей из-за травмы нельзя сидеть, только стоять и ходить, а молодые люди в неё просто влюбляются сходу и бесповоротно. Полтора часа разговоров, переходящих от невинного флирта к вполне драматической развязке.

Санкт-Петербург: гуляет троица, конечно, по Петербургу.

Почему: когда «Прогулка» вышла на экраны, не полюбить её было решительно невозможно. Это был наш ответ Линклейтеру с его «Перед рассветом», с несколько большим цинизмом сделанный — Джесси и Селин куда невиннее Оли, Пети и Жени, да и складывающаяся фигура у сценариста Авдотьи Смирновой вышла с заделом на более сложные последствия. Удивительным образом казавшаяся некоей приметой времени картина за 14 лет актуальности не утратит — и сейчас она смотрится так же свежо, как и осенью 2003 года в кинотеатре.

«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1997)

Режиссёр: Бернард Роуз

В ролях: Софи Марсо, Шон Бин, Альфред Молина, Миа Киршнер, Джеймс Фокс, Дэнни Хьюстон

О чём: очередная экранизация романа Толстого, выполненная британским любителем русской литературы Роузом.

Санкт-Петербург: съемки фильма полностью проходили в России — Москве и, конечно, Санкт-Петербурге. Это единственная иностранная экранизация, снятая полностью на родине романа.

Почему: богатая, костюмная версия предлагает классический взгляд на историю — никаких экспериментов с формой и содержанием. Классическому роману — классическая же музыка; для фильма были использованы записанные Санкт-Петербургским филармоническим оркестром произведения Чайковского, Рахманинова и Прокофьева. Любители новаторских подходов могут упрекнуть фильм в том, что он — красивая иллюстрация к роману; но, боже мой, какая же красивая.

И какой Вронский, де-воч-ки.

«Золотой Глаз» (Goldeneye, 1995)

Режиссёр: Мартин Кэмпбелл

В ролях: Пирс Броснан, Шон Бин, Джуди Денч, Изабелла Скорупко, Фамке Янссен

О чём: Джеймс Бонд с помощью русской красавицы и программиста Натальи Симоновой должен остановить таинственного Януса, захватившего еще советский спутник «Золотой глаз» и планирующего использовать его в своих злодейских и коварных делах.

Санкт-Петербург: самая незабываемая сцена фильма — Джеймс Бонд на танке рассекает по Санкт-Петербургу.

Почему: после не самых удачных выступлений Тимоти Далтона в роли Бонда (зритель еще не был готов к darker & more realistic агенту 007) франшизе потребовалась настоящая перезагрузка — шестилетний перерыв, новый исполнитель главной роли, новый тон — и новый подход к миру, который внезапно перестал быть биполярным. И Мартин Кэмпбелл с блеском выдал новому миру новую версию Бонда. Он спасет франшизу еще раз, перепридумав Бонда в еще не пьющего мартини бультерьера-Крейга в «Казино «Рояль» в 2006 году; и за одно это ему стоит поставить памятник.

«Золотой глаз» невозможно забыть не только из-за Бонда на танке; также вспомним злодея-006 с внезапно неплохо проработанным историческим бэкграундом, одну из лучших представительниц типа «плохого русского» Ксению Онатопп и фантастическую заглавную песню, написанную Боно и Эджем для Тины Тёрнер (режиссёр клипа, кстати — Джейк Скотт, сын сэра Ридли).