Сможет ли Росомаха изменить прошлое?

Назад в будущее и вперед в прошлое

19 мая 2014

Новый фильм самой долгоиграющей кинофраншизы по марвеловским комиксам, «Люди-Икс: дни минувшего будущего» вовсю заигрывает с идеей возможности влияния на события в прошлом с целью изменения настоящего. Мы нашли еще 15 фильмов про прошлое, будущее и вот это всё.

Главная оговорка: поскольку фильмов тьмы, и тьмы, и тьмы, мы резали по живому и ограничились XXI веком.

Главный вывод: все фильмы о путешествиях во времени так или иначе затрагивают два вопроса. Первый: возможно ли изменить прошлое, чтобы в будущем все стало очень хорошо? Второй: сопряжено ли путешествие с перемещением сознания в «прежнее» тело или с телепортацией? Забавно, что вопросы этики путешественников обычно не волнуют (они не знают, кому из незнакомых людей поломали жизнь с целью изменения своей); впрочем, зрителям тоже обычно всё равно.

Герои используют самые разнообразные технологии. В некоторых случаях они пытаются объяснить механизм перемещения, а в некоторых просто делают значительное лицо и уверяют, что оно магия. Но, поскольку пока в науке никто до путешествий во времени в обратном направлении не догадался, трудно представить резонное и работающее объяснение технологии, так что...

Что ж, вперед. То есть назад.

1. «Донни Дарко» / Donnie Darko

Путешественник(и): авиационный двигатель, свалившийся в спальню подростка Донни (Джейк Джилленхол).

Способ перемещения во времени: а вот так случилось. Но предвестники апокалипсиса не раскрывают своих секретов.

Временной промежуток: Из 30-го октября — во 2-е октября.

Цель перемещения во времени: подтверждение слов кролика Фрэнка о конце света.

Результат: в начале явившийся предупреждением Донни двигатель в конце его все-таки убивает, тем самым замыкая петлю. Но конца света не будет.

2. «Гарри Поттер и узник Азкабана» / Harry Potter and the Prisoner of Azkaban

Путешественник(и): сначала одна Гермиона, затем — Гермиона и Гарри.

Способ перемещения во времени: маховик времени Гермионы Грэйнджер.

Временной промежуток: на несколько часов назад.

Цель перемещения во времени: сначала — учеба Гермионы, затем — спасение Сириуса Блэка, приговоренного к поцелую дементора.

Результат: Сириуса, конечно, спасли. Но самое странное последствие — тема путешествий во времени после третьего фильма (и книги) так и не нашла своего достойного продолжения.

3. «Стрела времени» / Timeline

Путешественники: группа из студентов-археологов в сопровождении морпехов.

Способ перемещения во времени: технология, сочетающая телепортацию и использование временных «червоточин».

Временной промежуток: из 2003 года в 1357.

Цель перемещения во времени: спасение профессора, застрявшего в прошлом.

Результат: положительный. И историю особо не покорежили, и не-местного злодея уконтропупили, и многие нашли свою любовь, так сказать.

4. «Эффект бабочки» / The Butterfly Effect

Путешественник(и): студент-психолог Эван (Эштон Кутчер).

Способ перемещения во времени: чтение собственных дневниковых записей и перемещение своего взрослого сознания в тело себя семилетного и тринадцатилетнего.

Временной промежуток: из 2004 года — в 1980-е.

Цель перемещения во времени: изменение своего прошлого — у героя было крайне несчастное детство.

Результат: разнообразный. Как и следует из названия, любое изменение прошлого мгновенно находит отражение в будущем; одно из «путешествий» Эвана приводит к тому, что в настоящем он оказывается безруким инвалидом. Дети, при путешествии во времени держитесь за поручни и не меняйте ничего.

5. «И грянул гром» / A Sound of Thunder

Путешественник(и): сотрудники компании Time Safari и их клиент.

Способ перемещения во времени: специальная аппаратура.

Временной промежуток: из 2005 года — в меловой период.

Цель перемещения во времени: туризм.

Результат: из-за того, что один из туристов сошел с тропы и наступил на бабочку (и вернулся в настоящее на 1,3 грамма тяжелее), мир накрывают «временные волны» скачкообразной эволюции. Конечно, в последний момент всех удастся спасти — но не раньше, чем люди доэволюционируют до рыбовидных гуманоидов.

6. «Пиджак» / The Jacket

Путешественник(и): ветеран операции в Персидском заливе Джек (Эдриан Броуди), ныне — пациент психушки.

Способ перемещения во времени: смирительная рубашка Джека (собственно, тот самый jacket из названия), экспериментальные лекарства и помещение в холодильник в морге.

Временной промежуток: из 1992 года в 2007.

Цель перемещения во времени: улучшение жизни сироты Джеки (Кира Найтли).

Результат: несчастный в своем времени Джек в будущем вполне себе счастлив. Если это эскапизм и предсмертные видения, то ура ему и им.

7. «Машина времени в джакузи» / Hot Tub Time Machine

Путешественник(и): четверо школьных друзей, поехавших на заброшенный лыжный курорт, дабы оторваться и вспомнить молодость.

Способ перемещения во времени: электричество, джакузи и энергетический напиток «Чернобыль».

Временной промежуток: из 2010 года — в 1985.

Цель перемещения во времени: никакой цели, всё произошло совершенно случайно.

Результат: крайне позитивный для всех, кроме группы Black Eyed Peas — они лишились одного из хитов. Да и Сергею Брину по-крупному не повезло — один из героев изобрел Lougle.

8. «Жена путешественника во времени» / Time Traveler's Wife

Путешественник(и): Генри, человек с крайне неудобным генетическим дефектом.

Способ перемещения во времени: мутация.

Временной промежуток: на протяжении всей жизни Генри.

Цель перемещения во времени: путешествия во времени — эффект от мутации, приступы, а не целенаправленная жеятельность героя.

Результат: романтическая история и несчастная, собственно, жена.

9. «Полночь в Париже» / Midnight in Paris

Путешественник(и): Гил (Оуэн Уилсон), американский сценарист, а ныне писатель.

Способ перемещения во времени: прогуляться по вечерней улице и сесть в проезжающий ретро-автомобиль.

Временной промежуток: из 2011 в 1920-е, из 1920-х — в 1880-е.

Цель перемещения во времени: случайность поначалу, а затем — уверенность в том, что раньше было лучше.

Результат: Гил многое переосмыслил и, кажется, будет счастлив. Дети, помните: в каком времени родился — в том и пригодился.

10. «Исходный код» / Source Code

Путешественник(и): Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол).

Способ перемещения во времени: перемещение сознания в другое тело — сам Колтер никуда из лаборатории не перемещается.

Временной промежуток: только на восемь минут назад — чтобы успеть изменить будущее.

Цель перемещения во времени: предотвращение катастрофы.

Результат: спасение человеческих жизней и прекращение безжалостных экспериментов над искалеченным ветераном, хэппи-энд, как ни крути.

11. «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» / Frequently Asked Questions About Time Travel

Путешественник(и): Кейси (Анна Фэрис), сотрудница агентства по устранению утечек во времени, а также завсегдатаи паба и лентяи Рэй (Крис О'Дауд), Пэт и Крис.

Способ перемещения во времени: временная утечка в туалете.

Временной промежуток: один вечер в пабе в одном времени — и миллиарды вариантов в других.

Цель перемещения во времени: для Кейси это работа

Результат: главное — помнить, что на листке, на который ты опрокинул пиво, может быть Очень Важная Информация.

12. «Звездный путь» / Star Trek

Путешественник(и): Спок и ромуланец Нерон со своим кораблем.

Способ перемещения во времени: последствия попадания кораблей Спока и Нерона в черную дыру.

Временной промежуток: из 2382 — в 2253 год.

Цель перемещения во времени: первоначально — никакой, но Нерон воспользовался ситуацией, чтобы заставить Спока смотреть на уничтожение Вулкана, раз уж доктор не смог спасти в будущем его родной мир.

Результат: перезапуск всей вселенной СтарТрека — теперь все, что присходило в изначальном сериале и всех продолжениях, осталось в иной временно линии. Я как девочка отчаянно протестую, что так, может, и Уильям Райкер на Старфлит не придет — и зачем так жить?

13. «Петля времени» / Looper

Путешественник(и): будущие жертвы убийств, с целью невозможности раскрытия преступлений и сокрытия всех улик.

Способ перемещения во времени: загадочная запрещенная технология.

Временной промежуток: на тридцать лет назад.

Цель перемещения во времени: убийство.

Результат: конечно, история с убийством убийц рано или поздно должна была привести к тому, что у кого-то рука дрогнет — ну, у героя она и дрогнула. Правда, так и неясно, привела ли смерть героя к изменению чьего-то еще будущего, но давайте верить в лучшее.

14. «Рубиновая книга» / Rubinrot

Путешественник(и): Гвен Шепард, шестнадцатилетняя школьница и по совместительству носительница особого гена. Ну и другие носители, объединенные в Тайный Орден.

Способ перемещения во времени: неконролируемый — генетическая мутация, контролируемый — хронограф, машина времени, работающая на крови носителей гена.

Временной промежуток: разнообразный — двадцатый век, восемнадцатый, возможно — всегда и везде.

Цель перемещения во времени: как и у всякого Тайного Ордена — загадочные и коварные.

Результат: поскольку это первая часть и экранизация книжки для подростков — то пока Гвен не Сорвала Покровы с всяких Тайн, но хотя бы нашла свою Любовь.

15. «Бойфренд из будущего» / About Time

Путешественник(и): Тим Лейк, милый британский недотепа, и его предки по мужской линии.

Способ перемещения во времени: при наличии у вас генетической мутации: зайти в шкаф и сосредоточиться.

Временной промежуток: на протяжении своей жизни.

Цель перемещения во времени: в зависимости от желания путешественника: разбогатеть, прочитать все книги в библиотеке или познакомиться с девушкой.

Результат: осознание ценности жизни — причем во всей ее неповторимости.

Выводы: чтобы снять хороший фильм о путешествии во времени, нужна как минимум Рэйчел МакАдамс, а как максимум — спасение планеты. Ну или хотя бы паб. И ву-а-ля.