Назад в будущее и вперед в прошлое
19 мая 2014
Новый фильм самой долгоиграющей кинофраншизы по марвеловским комиксам, «Люди-Икс: дни минувшего будущего» вовсю заигрывает с идеей возможности влияния на события в прошлом с целью изменения настоящего. Мы нашли еще 15 фильмов про прошлое, будущее и вот это всё.
Главная оговорка: поскольку фильмов тьмы, и тьмы, и тьмы, мы резали по живому и ограничились XXI веком.
Главный вывод: все фильмы о путешествиях во времени так или иначе затрагивают два вопроса. Первый: возможно ли изменить прошлое, чтобы в будущем все стало очень хорошо? Второй: сопряжено ли путешествие с перемещением сознания в «прежнее» тело или с телепортацией? Забавно, что вопросы этики путешественников обычно не волнуют (они не знают, кому из незнакомых людей поломали жизнь с целью изменения своей); впрочем, зрителям тоже обычно всё равно.
Герои используют самые разнообразные технологии. В некоторых случаях они пытаются объяснить механизм перемещения, а в некоторых просто делают значительное лицо и уверяют, что оно магия. Но, поскольку пока в науке никто до путешествий во времени в обратном направлении не догадался, трудно представить резонное и работающее объяснение технологии, так что...
Что ж, вперед. То есть назад.
1. «Донни Дарко» / Donnie Darko
Путешественник(и): авиационный двигатель, свалившийся в спальню подростка Донни (Джейк Джилленхол).
Способ перемещения во времени: а вот так случилось. Но предвестники апокалипсиса не раскрывают своих секретов.
Временной промежуток: Из 30-го октября — во 2-е октября.
Цель перемещения во времени: подтверждение слов кролика Фрэнка о конце света.
Результат: в начале явившийся предупреждением Донни двигатель в конце его все-таки убивает, тем самым замыкая петлю. Но конца света не будет.
2. «Гарри Поттер и узник Азкабана» / Harry Potter and the Prisoner of Azkaban
Путешественник(и): сначала одна Гермиона, затем — Гермиона и Гарри.
Способ перемещения во времени: маховик времени Гермионы Грэйнджер.
Временной промежуток: на несколько часов назад.
Цель перемещения во времени: сначала — учеба Гермионы, затем — спасение Сириуса Блэка, приговоренного к поцелую дементора.
Результат: Сириуса, конечно, спасли. Но самое странное последствие — тема путешествий во времени после третьего фильма (и книги) так и не нашла своего достойного продолжения.
3. «Стрела времени» / Timeline
Путешественники: группа из студентов-археологов в сопровождении морпехов.
Способ перемещения во времени: технология, сочетающая телепортацию и использование временных «червоточин».
Временной промежуток: из 2003 года в 1357.
Цель перемещения во времени: спасение профессора, застрявшего в прошлом.
Результат: положительный. И историю особо не покорежили, и не-местного злодея уконтропупили, и многие нашли свою любовь, так сказать.
4. «Эффект бабочки» / The Butterfly Effect
Путешественник(и): студент-психолог Эван (Эштон Кутчер).
Способ перемещения во времени: чтение собственных дневниковых записей и перемещение своего взрослого сознания в тело себя семилетного и тринадцатилетнего.
Временной промежуток: из 2004 года — в 1980-е.
Цель перемещения во времени: изменение своего прошлого — у героя было крайне несчастное детство.
Результат: разнообразный. Как и следует из названия, любое изменение прошлого мгновенно находит отражение в будущем; одно из «путешествий» Эвана приводит к тому, что в настоящем он оказывается безруким инвалидом. Дети, при путешествии во времени держитесь за поручни и не меняйте ничего.
5. «И грянул гром» / A Sound of Thunder
Путешественник(и): сотрудники компании Time Safari и их клиент.
Способ перемещения во времени: специальная аппаратура.
Временной промежуток: из 2005 года — в меловой период.
Цель перемещения во времени: туризм.
Результат: из-за того, что один из туристов сошел с тропы и наступил на бабочку (и вернулся в настоящее на 1,3 грамма тяжелее), мир накрывают «временные волны» скачкообразной эволюции. Конечно, в последний момент всех удастся спасти — но не раньше, чем люди доэволюционируют до рыбовидных гуманоидов.
6. «Пиджак» / The Jacket
Путешественник(и): ветеран операции в Персидском заливе Джек (Эдриан Броуди), ныне — пациент психушки.
Способ перемещения во времени: смирительная рубашка Джека (собственно, тот самый jacket из названия), экспериментальные лекарства и помещение в холодильник в морге.
Временной промежуток: из 1992 года в 2007.
Цель перемещения во времени: улучшение жизни сироты Джеки (Кира Найтли).
Результат: несчастный в своем времени Джек в будущем вполне себе счастлив. Если это эскапизм и предсмертные видения, то ура ему и им.
7. «Машина времени в джакузи» / Hot Tub Time Machine
Путешественник(и): четверо школьных друзей, поехавших на заброшенный лыжный курорт, дабы оторваться и вспомнить молодость.
Способ перемещения во времени: электричество, джакузи и энергетический напиток «Чернобыль».
Временной промежуток: из 2010 года — в 1985.
Цель перемещения во времени: никакой цели, всё произошло совершенно случайно.
Результат: крайне позитивный для всех, кроме группы Black Eyed Peas — они лишились одного из хитов. Да и Сергею Брину по-крупному не повезло — один из героев изобрел Lougle.
8. «Жена путешественника во времени» / Time Traveler's Wife
Путешественник(и): Генри, человек с крайне неудобным генетическим дефектом.
Способ перемещения во времени: мутация.
Временной промежуток: на протяжении всей жизни Генри.
Цель перемещения во времени: путешествия во времени — эффект от мутации, приступы, а не целенаправленная жеятельность героя.
Результат: романтическая история и несчастная, собственно, жена.
9. «Полночь в Париже» / Midnight in Paris
Путешественник(и): Гил (Оуэн Уилсон), американский сценарист, а ныне писатель.
Способ перемещения во времени: прогуляться по вечерней улице и сесть в проезжающий ретро-автомобиль.
Временной промежуток: из 2011 в 1920-е, из 1920-х — в 1880-е.
Цель перемещения во времени: случайность поначалу, а затем — уверенность в том, что раньше было лучше.
Результат: Гил многое переосмыслил и, кажется, будет счастлив. Дети, помните: в каком времени родился — в том и пригодился.
10. «Исходный код» / Source Code
Путешественник(и): Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол).
Способ перемещения во времени: перемещение сознания в другое тело — сам Колтер никуда из лаборатории не перемещается.
Временной промежуток: только на восемь минут назад — чтобы успеть изменить будущее.
Цель перемещения во времени: предотвращение катастрофы.
Результат: спасение человеческих жизней и прекращение безжалостных экспериментов над искалеченным ветераном, хэппи-энд, как ни крути.
11. «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» / Frequently Asked Questions About Time Travel
Путешественник(и): Кейси (Анна Фэрис), сотрудница агентства по устранению утечек во времени, а также завсегдатаи паба и лентяи Рэй (Крис О'Дауд), Пэт и Крис.
Способ перемещения во времени: временная утечка в туалете.
Временной промежуток: один вечер в пабе в одном времени — и миллиарды вариантов в других.
Цель перемещения во времени: для Кейси это работа
Результат: главное — помнить, что на листке, на который ты опрокинул пиво, может быть Очень Важная Информация.
12. «Звездный путь» / Star Trek
Путешественник(и): Спок и ромуланец Нерон со своим кораблем.
Способ перемещения во времени: последствия попадания кораблей Спока и Нерона в черную дыру.
Временной промежуток: из 2382 — в 2253 год.
Цель перемещения во времени: первоначально — никакой, но Нерон воспользовался ситуацией, чтобы заставить Спока смотреть на уничтожение Вулкана, раз уж доктор не смог спасти в будущем его родной мир.
Результат: перезапуск всей вселенной СтарТрека — теперь все, что присходило в изначальном сериале и всех продолжениях, осталось в иной временно линии. Я как девочка отчаянно протестую, что так, может, и Уильям Райкер на Старфлит не придет — и зачем так жить?
13. «Петля времени» / Looper
Путешественник(и): будущие жертвы убийств, с целью невозможности раскрытия преступлений и сокрытия всех улик.
Способ перемещения во времени: загадочная запрещенная технология.
Временной промежуток: на тридцать лет назад.
Цель перемещения во времени: убийство.
Результат: конечно, история с убийством убийц рано или поздно должна была привести к тому, что у кого-то рука дрогнет — ну, у героя она и дрогнула. Правда, так и неясно, привела ли смерть героя к изменению чьего-то еще будущего, но давайте верить в лучшее.
14. «Рубиновая книга» / Rubinrot
Путешественник(и): Гвен Шепард, шестнадцатилетняя школьница и по совместительству носительница особого гена. Ну и другие носители, объединенные в Тайный Орден.
Способ перемещения во времени: неконролируемый — генетическая мутация, контролируемый — хронограф, машина времени, работающая на крови носителей гена.
Временной промежуток: разнообразный — двадцатый век, восемнадцатый, возможно — всегда и везде.
Цель перемещения во времени: как и у всякого Тайного Ордена — загадочные и коварные.
Результат: поскольку это первая часть и экранизация книжки для подростков — то пока Гвен не Сорвала Покровы с всяких Тайн, но хотя бы нашла свою Любовь.
15. «Бойфренд из будущего» / About Time
Путешественник(и): Тим Лейк, милый британский недотепа, и его предки по мужской линии.
Способ перемещения во времени: при наличии у вас генетической мутации: зайти в шкаф и сосредоточиться.
Временной промежуток: на протяжении своей жизни.
Цель перемещения во времени: в зависимости от желания путешественника: разбогатеть, прочитать все книги в библиотеке или познакомиться с девушкой.
Результат: осознание ценности жизни — причем во всей ее неповторимости.
Выводы: чтобы снять хороший фильм о путешествии во времени, нужна как минимум Рэйчел МакАдамс, а как максимум — спасение планеты. Ну или хотя бы паб. И ву-а-ля.