
Синемафия посмотрела: «Чужой: Завет»
22 мая 2017; автор: Коллективный разум
Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Чужой: Завет».
Некоторые авторы Синемафии довольно прохладно приняли новый фильм Ридли Скотта, а вот кто-то остался в полном восторге. Попробуем поспорить друг с другом и понять, почему же мы так разошлись во мнениях.
Начать хочется с возражений предыдущему оратору: конечно, «Прометей» не является продолжением даже первого «Чужого» (потому как трудно быть продолжением, если действие происходит за много лет до путешествия «Ностромо»), но называть его «ответвлением» — значит, немного не понять замысел. Это чистой воды приквел, идеи которого Скотт развивает в фильме этого года. В конце концов, если Чужой еще не совсем Чужой, а пока только на пути ко всему своему безглазому и зубастому величию — это не значит, что мы смотрим в сторону. Только в будущее. И, боже мой, будущее у нас рисуется всё более и более мрачным.
История колонистов, которые волей случайности и оригинального метода принятия решений капитана (здесь — очередная критика религии как противостоящей рациональному мышлению, такая частая у Скотта) оказались на пути, кхм, прогресса и эволюции — достаточно мрачная, и наполненная слишком большим количеством аллюзий, чобы ее можно было воспринимать исключительно как попкорновое развлечение. «Чужой» никогда не был только попкорновым развлечением — ну разве что к настоящим «вбоквелам» про «Чужого против Хищника» это можно отнести — но тут ни слова в простоте, и все под густым библейским соусом, от прото-ксеноморфа в образе Юдифи до поцелуя Иуды. И Вагнер. Когда вы захватываете мир, обязательно нужен Вагнер.
За что огромное спасибо Ридли Скотту — так это за то, что он позволяет зрителю соединять точечки в рисунке самому, а не ведет его, как излишне словоохотливый экскурсовод, по своему фильму с тонной лишних комментариев. Правда, это же выходит Скотту боком — зритель, скажем, не очень понимает, что при полете из точки A в точку Б на космическом корабле герои снабжаются тем, что понадобится в точке Б (пригодной для жизни планете, то есть), а не где угодно во вселенной; и интересуются эти зрители, скажем, где скафандры для прогулок по чужим планетам. Примерно с той же долей вовлеченности можно возмущаться всеми людьми, идущими по Москве без строительных касок — а вдруг кирпич на голову упадет, как можно было дома-то не задуматься!
Нет, Скотт большая умница — у него есть главная идея, и он ведет зрителя ровно к ней. Кто важнее — создатель или создание; тварь ли я дрожащая или право имею; что важнее — чистая наука или человечность, и вообще — нужны ли мы нам, и не лучше ли Вселенной без людей?
На последний-то вопрос у сэра Ридли ответ очевидный, и весь фильм его подтверждает совершенно блистательно.
Ридли Скотт любит Чужих больше, чем людей. Люди у него — сплошное недоразумение: верующие или нет — они все поголовно глупы и действуют как в дурных фильмах ужасов: летят не на ту планету, суют носы в чужеродные организмы, уходят одни в лабиринты и слепо верят красавцам-блондинам. Сэр Ридли словно специально издевается над нами, убедительно доказывая: человечеству не место в истории. В «Прометее» он показал, что мы — ошибка Создателей, в «Завете» наглядно проиллюстрировал этот факап природы. С этой точки зрения фильм, наверное, прекрасен. Но мне невыносимо два часа наблюдать за дураками, если это не комедия. И новое высказывание сэра Ридли — not my cup of tea. Мрачно, зловеще, атмосферно — и скучно. Нельзя же абсолютно все поступки героев делать идиотскими.
Фассбендер и Чужие прекрасны во всех вариациях. Следующий фильм надо снять только про них. Будет торжество разума и красоты под музыку Вагнера. И раз уж сэр Ридли собрался мучить нас сиквелами приквелов, никому не отдавая франшизу — пожалуйста, пусть он сделает встречу Рипли и Дэвида (Курта Рассела омолодили — и Сигурни смогут!). Эти двое — и котик! — стоят друг друга.
Ах, да, про скафандры: если вы летите из точки A в точку Б, где скафандры не пригодятся — не сворачивайте на неизвестные планеты, для которых скафандров у вас нет.
Расчётливый и холодный мир «Прометея», начинённый отсылками к взглядам сэра Ридли на жизнь, религию и людей в целом, получил своё логичное продолжение в «Завете». Многим пожертвовавшие люди, словно наследники американских переселенцев отправляются в новый мир. Теперь это уже не первая вылазка в неизведанное, а колонизаторская миссия, которая, увы, не требует на борту умнейших мира сего, а потому превращается в экспедицию в никуда. Правда, на борту космического корабля нашлось место религиозным неадекватам с нездоровыми амбициями, от которых, прости господи, зависит судьба всей экспедиции и двух тысяч спящих колонистов. Согласитесь, с учётом уровня развития людской цивилизации в «Завете» — это странно. Боюсь представить себе будущую технологию подбора персонала, ответственного за дорогостоящую колонизаторскую миссию огромной важности. К любому персонажу фильма можно предъявлять претензии, но что мы хотели? В конце концов, экипаж состоит из людей почти полностью, Ридли Скотт просто лишний раз подчеркнул, что они и в космосе будут людьми, и никакой синтетик не поможет, если в голову взбредёт «что-нибудь этакое».
Несомненно, уже весьма пожилой джентльмен Ридли Скотт озаботился поисками истины, и пытается подтянуть и образумить человечество, показывая ему зеркало. С человечеством всё понятно, а потому акцент на синтетиках и искусственном интеллекте гораздо острее. За что режиссёру спасибо — мир Чужих становится многограннее, сложнее, интереснее. Вместо «мочилова», очередного фильма ужасов, «Чужой» всегда предлагал зрителю подумать о человеческом страхе и любопытстве, а сейчас добавились религия и стремление создавать и обрести своего создателя. Даже само название «Чужой» теперь не так однозначно.
Поругать же «Завет» можно за некоторые недосказанности в сюжете (может, мы опять не знаем чего-то, и в следующей части расскажут?) и нарочито неидеальный образ людей, ну вот прям совсем. Нельзя делать из Кэтрин Уотерсон мишку Гамми с причёской «под горшок» и выдавать Дэнни МакБрайду ковбойскую шляпу, отсылая к укуренным комедиям с Джеймсом Франко (который тут тоже есть) — перебор.
Фассбендер же здесь великолепен во всех своих проявлениях, очень уж идёт ему это экранное раздвоение личности.
Наш вердикт: