Ретроспектива фильмов Кшиштофа Кесьлёвского

23 мая 2017

С 5 по 11 июня в Москве в киноцентре «Октябрь» пройдут показы фильмов выдающегося польского режиссёра Кшиштофа Кесьлёвского.

Каро Арт продолжает серию ретроспектив классиков кино — вслед за Тарковским и фон Триером нас ждет встреча с творчеством польского мастера Кшиштофа Кесьлёвского.

5 июня — «Три цвета: Синий»

Самое объемное и самое известное, пожалуй, высказывание мастера, если говорить о большом экране — трилогия, названная по цветам французского флага и представляющая три основные ценности Французской республики: свободу, равенство и братство.

Синий цвет символизирует свободу, причем не столько политическую или экономическую, сколько эмоциональную. Главная героиня, Жюли, а автомобильной аварии теряет мужа и дочь — и пытается жить дальше одна, перерезав все связи с прошлым. Она продает дом, сжигает недописанные произведения мужа-композитора, не общается с друзьями, уезжает в столицу, даже родная мать её не узнает.

Блистательная работа Жюльет Бинош, удостоенная Кубка Вольпи и «Сезара»; тончайшая работа со звуком и светом, не говоря уж об образах; тот фильм, который не отпускает зрителя еще долго — если вообще отпускает.

6 июня — «Шрам»

Первый художественный полнометражный фильм Кесьлёвского на большом экране: на дворе 1976 год, а молодой польский автор (35 лет для режиссёра — практически детство) выбирает полудокументальный стиль работы. Кажется, что документальный фильм и смотришь — проблемы маленького городка (там собрались строить завод, а никакого толку городу от завода нет, скорее — наоборот), нарочито документальная стилистика, незнакомые лица (кроме внезапно появляющихся Франтишека Печки и Мариуша Дмоховского). Конфликт честного человека и системы, с совершенно очевидным финалом — но от того не менее болезненно воспринимаемый.

7 июня — «Случай»

Вечная история поиска себя — в оригинальном формате, когда одно и то же событие мы вслед за героем переживаем раз за разом, с разными последствиями. Витек опаздывает на поезд — от того, догонит ли он его или нет, и как он преодолеет препятствия на пути к этому поезду, изменится его жизнь.

«Случай» — фильм, из которого выросли и мелодрама «Осторожно, двери закрываются» (успеет ли героиня на метро или нет?), и культовый фильм Тома Тыквера «Беги, Лола, Беги» (добежит ли?). Посмотреть фильм сейчас, зная, как абсурдистская притча Кесьлёвского добавила новую нотку в мировой кинематограф, должно быть отдельным удовольствием.

8 июня — «Короткий фильм об убийстве»

Заповедь «не убий» воплощена на экране в истории настолько же бытовой, насколько и пронзительной: казалось бы, из бытового сюжета, вынесенного в заголовок фильма, не сделаешь политического высказывания — но обычно аполитичному Кесьлёвскому удается блестяще и исчерпывающе, в менее чем полутора часах экранного времени уместить свой протест против смертной казни.

Приз жюри Каннского фестиваля и приз ФИПРЕССИ там же в 1988 году; лучший европейский фильм года; и все это — об истории, которая выросла из пятого телефильма из цикла «Декалог». Запомните, дорогие режиссеры, снимающие одновременно телесериалы и киноверсии этих сериалов — вот как нужно делать.

9 июня — «Двойная жизнь Вероники»

Две героини — из Польши и из Франции — делят одно лицо, одни устремления, одно имя, наконец. Кажется, что жизнь одной дополняет жизнь другой; «Всю жизнь я чувствую себя так, будто я здесь и одновременно в другом месте», — говорит одна из Вероник (и, в принципе, абсолютно неважно — какая из). Это не история о потерянных в детстве близнецах, конечно — но атмосфера фильма навевает совершенно сказочное настроение; будто дымкой окутана и жизнь каждой из девушек, и наше восприятие их.

Ошеломительная Ирэн Жакоб не зря получила в Каннах приз за лучшую женскую роль (хотя надо бы — лучшие женские роли),

10 июня — Документальные фильмы

«Из города Лодзь» (1969): впечатления от города, в котором доминирует текстильная промышленность. Оптимистичный комментарий, а в образе — рассыпающиеся здания.

«Я был солдатом» (1970): фильм показывает солдат, потерявших зрение во время войны. Героизм переплетается здесь с силой, разрушающей надежды, мечты.

«Рефрен» (1972): документальная запись о работе похоронного бюро. Параноидальная бюрократия достигает человека даже после смерти.

«Каменщик» (1973): в праздник 1 мая каменщик Иосиф Малеса вспоминает свое прошлое.

«Хлопушка» (1976): впечатления, возникшие во время съемок фильма «Шрам», главным героем которой стала деревянная табличка, называемая на съемочной площадке «хлопушкой».

«С точки зрения ночного сторожа» (1977): портрет заводского охранника, фанатика дисциплины, человека, почти фашистских взглядов, который хочет тотального контроля.

«Говорящие головы» (1980): Кесьлёвский проводит своего рода социологический опрос. Выбирает 44 человека и устанавливает их в хронологическом порядке: от младенца, который еще не умеет говорить, до столетней старушки…

«Вокзал» (1980): центральный железнодорожный вокзал в Варшаве. Кто-то заснул, кто-то ждет кого-то или чего-то… Камеры следят за всеми.

11 июня — «Три цвета: Белый»

Второй фильм трилогии о свободе, равенстве и братстве рассказывает о равенстве — но опять вместо прямой политической трактовки выбирает равенство в отношениях и старую добрую месть, уравнивающую стороны — око за око, зуб за зуб.

После развода со своей французской женой поляк Кароль (по фамилии, конечно, тоже Кароль) оказывается бездомным безработным без гроша в кармане (вернее, с одной монеткой в 2 франка). Казалось бы, самое время для социальной драмы о жизни униженных и оскорбленных — однако главный герой постепенно научится манипулировать и обстоятельствами, и людьми. Он еще станет им равным — а еще лучше, не только поднимется наверх сам, но сведет счеты.

Самая «польская» часть французской трилогии получила «Серебряного медведя» в Берлине за лучшую режиссуру; она — по сравнению с «Синим» кусочком паззла — куда более легкая… казалось бы. Ан нет — как белый цвет обманчиво прост, так и «Три цвета: Белое» — такой же обманчивая комедия абсурда, оборачивающаяся не меньшим потрясением.


Полное расписание ретроспективы:

  • 5 июня, 19:00 — сбор гостей, 19:30 — «Три цвета: Синий», творческая встреча с оператором Славомиром Идзяком
  • 6 июня, 19:30 — «Шрам», творческая встреча с оператором Славомиром Идзяком
  • 7 июня, 19:30 — «Случай»
  • 8 июня, 19:30 — «Короткий фильм об убийстве«
  • 9 июня, 19:30 — «Двойная жизнь Вероники«
  • 10 июня, 19:30 — Блок документальных фильмов: «Из города Лодзь», «Я был солдатом», «Рефрен», «Каменщик», «Хлопушка», «С точки зрения ночного сторожа», «Говорящие головы», «Вокзал»
  • 11 июня. 19:30 — «Три цвета: Белый«

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Билеты можно приобрести по ссылке.