11 вопросов к фильму «Чужой: Завет»
23 мая 2017
Синемафия попыталась сформулировать ответы на возникшие в редакции вопросы к новому фильму Ридли Скотта.
«Просто тебе понравилось и ты ищешь оправданий сэру Ридли!», — сообщили мне добрые коллеги в процессе подготовки материала. Признаюсь сразу в двух вещах: да, мне понравилось; нет, сэру Ридли точно не надо оправдываться, а мне — искать ему оправдания (делать нам с сэром Ридли больше нечего, пффт).
Но если в ходе обсуждения фильма родились вопросы — то что же их-то не обсудить?
Очевидным образом в этой статье содержатся спойлеры, тысячи их!
1. Почему у Создателей/Жокеев только один город на планете и почему они все разом сдохли?
Патогенность разработанного Создателями вируса настолько высока, что смерть наступает мгновенно (как мы видели); вирулентность — стопроцентная (как мы видели); распространяется он по воздуху (как мы видели). Объект поражения — все живые организмы.
При такой картине распространение вируса по поверхности планеты до полного вымирания видов за 10 лет неудивительно; неудивительно и то, что убивающий мгновенно вирус за 10 лет несколько ослабил свое воздействие (и экипаж «Ковчега» не умирает мгновенно).
То же, что показали только один город, не означает, что городов на планете ровно один. В конце концов, в фильме лишь один персонаж говорит о необходимости помочиться — и это не означает, что у других героев мочеполовая система отсутствует, верно? Показали один город с самым ярким и жестоким воздействием вируса.
C другой стороны, даже полностью загубленная планета… доказательств чему у нас, кстати, нет — возможно, речь идет об одном пораженном континенте, скажем, а через океан за Дэвидом с интересом наблюдают тоже склонные к экспериментам Жокеи…
Так вот, даже полностью уничтоженная планета точно не означает смерти расы, которая с легкостью перемещается по галактике. Так что Жокеи вполне себе могут еще появиться, кто их знает.
В интернете ходит еще одна интересная версия: а кто нам сказал, что все жители — это Создатели? То, что они выглядят похожими на Создателей, еще ничего не значит; вон, Эш, Бишоп, Уолтер и Дэвид выглядят как люди, но не делает же это их людьми? Что, если погибшие на планете от «чёрной жидкости» — один из экспериментов Создателей?
2. Сцена, когда Дэвид заманил капитана в подвал к лицехватам. Прошло буквально несколько минут и появился грудолом. Как, если во всех прошлых частях проходило немало времени, между лицехватом и грудоломом? Здесь же нам явно дали понять, что это даже не час. То же касается и бомбардировки жокеев — из них чужие полезли моментально. Это как?
Собственно, при прямом попадании в организм «разработки» воздействие на организм происходит быстрее, чем 10 лет спустя — но и незадачливые колонисты наблюдают результат заражения всё равно гораздо быстрее, чем в случае, скажем, с экипажем «Ностромо». Соответственно, влияют на скорость процесса «свежесть» тех самых веществ в бутылочках и их концентрация; возможно, несколько тысячелетий спустя на поверхности планеты Создателей даже можно будет находиться, не рискуя умереть.
3. А зачем Дэвид вообще создавал ксеноморфов? Ему что, делать было нечего?
Собственно говоря, ему действительно было нечего делать, это правда. Дьявол, как говорится, всегда найдет занятие для незанятых рук, а уж когда ты андроид, который не умрет — то почему бы и не поэкспериментировать. Хотя бы и на людях.
С другой стороны — Дэвид все еще продолжает незаконченный диалог с Вейландом, показанный в прологе: если Вейланд смог создать превосходящего его Дэвида, то Дэвид, в свою очередь, хочет создать еще более крутой вид — заодно насолив тому виду, который он не очень-то любит (и прямо скажем — не за что именно Дэвиду этот вид любить).
С третьей стороны — вспомните диалог Дэвида и Холлоуэя в «Прометее». Дэвид спрашивает, зачем его создали — и получает ответ «потому что могли». Он создает ксеноморфов, потому что может.
4. Если Дэвид экспериментировал и выводил чужих в таких масштабах около 10 лет, если он сбросил на планету Жокеев всю эту «чёрную жидкость» — где все Чужие? Их после такого должно быть не меньше сотни. Дэвиду же они не страшны. Мы же видим только тех, которые «вывелись» из колонистов.
К сожалению, если Чужому нечем питаться — то Чужой умирает. На планете Создателей (или на той территории, которая подверглась заражению) питаться нечем — Дэвид да сосенки; так что пока не появляются колонисты — и жизнь на этом мире тиха и невинна.
5. Почему экипаж «Завета» такие дебилы? Почему у них нет скафандров для прогулок по неизвестным планетам?
Ответ на второй вопрос очевиден: их полет не предусматривал остановок в пути и прогулок на других планетах. Из точки, А в точку Б; экипаж в идеальном случае проспал бы весь полет, потому как Мать и Уолтер со всем справлялись. Экипаж на таком корабле вообще — для того, чтобы организовывать посадку и высадку пассажиров, все остальное — дело техники. Ну и очень занятого синтетика.
Видимо, это же объясняет, почему в непредусмотренном инструкцией случае они себя ведут не как тренированные профи, а как напуганные гражданские, чем по сути в большинстве своем и являются. Экипаж корабля — такие же колонисты, как 2000 упакованных особей.
6. Зачем вообще капитан Орам придумал садиться на эту дурацкую планету, летели бы дальше! Нет, ну зачем?
Опять же, все проговорено в фильме. Орам оказался в ситуации, где его прямые приказы не выполняются (похороны), обратно в криосон команду загнать после гибели капитана страшно (а уж самому-то как страшно), и вдруг ему — верующему, это важно! — явлен такой знак: новая планета. Пригодная для жизни. Вот она, тут, специально для него. Знамение, знаете ли. Со знамениями хорошие верующие мальчики не спорят, даже если они капитаны.
7. Как так вышло, что с Земли планету Создателей не нашли, а нашли куда более далекий Оригай-6?
Заметим, что доктор Шоу в предыдущем фильме находит планету Создателей только благодаря их же кораблю; логично предположить, что эта планета каким-то образом не поддается сканированию из дальнего космоса, так сказать. Защищена от сканирования, угу. Более того, единственным способом привлечь внимание и «пробить» эту защиту оказывается настроенный сигнал с передачей напевающей доктора Шоу — опять же, без Дэвида не обошлось. Ох уж этот Дэвид.
Есть и другая версия — экспедицию, судя по наличию Уолтера и нашивкам на форме, спонсирует корпорация «Вейланд-Ютани», и, возможно, конкретно эту планету «находить» в планы корпорации не входит. Это очень коварная корпорация, знаете ли.
8. А почему белый ксеноморф не убивает Дэвида? В прошлых фильмах ксеноморфы убивали синтетиков — вспомните хоть Бишопа?
Если выведенная Дэвидом белая тварь (не ксеноморф еще) ведет себя как абсолютный хищник (убить, чтобы съесть), то синтетик ей ни к чему — он несъедобен. И да, Дэвид пытается (с определенным успехом) ими управлять — полное ощущение, что тварь пришла домой, к хозяину. Разве что тапочки ему не принесла.
9. Кстати, а почему итоговый ксеноморф не выглядит, как ксеноморф? Рисунки Гигера что ли не нашли?
Потому что это еще не ксеноморф, это — протоморф. Он выглядит немного иначе (у него, скажем, пока еще больше похожие на человеческие зубы).
Впереди еще много экспериментов.
10. Как до Дэниэлс и Теннесси не дошло, что поднявшийся с ними на борт Уолтер — вовсе не Уолтер, а Дэвид?
Дэвид хорошо подготовился — одежда, даже руку не пожалел (вот тут-то наверняка кислота фейсхаггера-лицехвата помогла — избавиться от конечности за несколько секунд). Более того, к Теннесси вообще никаких вопросов — он не видел Дэвида и не знал о нем.
Что же касается Дэниэлс — то дадим скидку на то, что она, не успев прийти в себя после криосна, пережила смерть мужа, адский спуск на чужую планету, несколько покушений на свою жизнь от различных форм одной и той же живности, смерть друзей. Можно, конечно, винить Дэниэлс в том, что она не сверхчеловек — но мы не такие, мы не будем.
Хотя мы бы все, конечно, точно бы знали, как себя вести!
11. Откуда на планете Создателей пшеница?
Создатели были на Земле — так что, возможно, это не они привезли пшеницу домой с Земли как сувенир, а, наоборот, привезли ее в подарок на Землю? Сентиментальности ради, скажем.
Есть еще красивое объяснение — отсылка к «Гладиатору», где пшеница символизирует путь в Элизий. Вот и тут — чуваки, это намек, что вы идете на тот свет. Вы что, «Гладиатора» не смотрели?
Ну и еще несколько вопросов — пока без ответов! — к следующему фильму:
— Куда летит Дэвид? Понятно, что он может позволить себе потратить 7 лет в полете на Оригай-6 — в конце концов, у него достаточно материала для экспериментов. Но зачем ему Оригай-6? Через 20 лет ксеноморфожизнь, как мы знаем, должна быть на LV-426 из «Чужого» — может, он как-то окажется там? Ну или можно сразу лететь к Земле для орбитальной бомбардировки, конечно.
— Что означает, что Дэвид начинает путаться? Он перепутал Байрона и Шелли, — для человека это мелочь, а для синтетика — нет. Либо при починке доктор Шоу какие-то проводки соединила не так, либо 10 лет без гарантийной мастерской любого андроида доведут до ручки — но какие последствия нас ждут?
— На каком этапе эволюции Чужого появится Королева? Её придумали для фильма «Чужие» (в первом фильме даже упоминания о такой твари не было) — так что интересно, учтет ли Скотт придумку Джеймса Кэмерона или мило её проигнорирует.
— Протоморф в конце фильма еще не выглядит как настоящий Чужой: настоящий Чужой всегда выглядел как такой… союз живого и механического организма. Логично ли предположить, что финальным аккордом «создания» — так сказать, входа богов в Вальхаллу — Дэвид, подобно Создателям, пожертвует собой для зарождения принципиально новой формы — ксеноморфа?
Как много надо думать!
Автор выражает глубокую признательность коллегам Петру Зайцеву, Максиму Девяткину и Алексею Куртышеву за помощь с подготовкой статьи.