Каннский фестиваль: Роковое искушение для кроткой в тесноте
26 мая 2017
В этом обзоре целых два российских фильма, провал Софии Копполы и интервью. Канны заканчиваются, а мы только входим во вкус.
Недосып уже кажется хроническим. Фильмы сливаются воедино. Видишь звезд вечерами в кафе — и просто проходишь мимо. Очередь на фильм в два часа уже кажется привычным делом. Это все признаки того, что фестиваль близится, увы, к завершению. В сегодняшнем обзоре собрались самые противоречивые фильмы фестиваля: одним они крайне нравятся, другие испытывают такие же сильные, но противоположные чувства.
А в конце небольшой сюрприз — разговор с российско-чешской актрисой Марией Даркиной.
«Роковое искушение» Софии Копполы
После открытия программы «Особый взгляд» с фильмом «Элитное общество» в 2013 году София Коппола вновь приехала в Канны. В этот раз — сразу в основной конкурс и с поддержкой главных звёзд фестиваля: Николь Кидман, Колина Фаррелла и Элль Фаннинг. Но даже такой сонм актёров (а ещё есть прекрасная Кирстен Данст) не спас фильм от провала. София, которая всегда выступает с оригинальными идеями, в этот раз решила сделать ремейк фильма «Обманутый» с Клинтом Иствудом. При этом во время создания фильма режиссер заявляла, что снимать будет не ремейк, а свой вариант экранизации романа Томаса Куллинана.
Главный недостаток фильма — отсутствие историй героев. Актёрам просто нечего играть — все персонажи появляются на экране как данность, их мотивация, мысли, поступки остаются совершенно непонятными на протяжении всего повествования. Вместо этого Коппола позволила себе низкий юмор (Do you want my apple pie?) и не до конца понятную гендерную тактику. Режиссер на пресс-конференции сказала, что не снимала феминистический фильм, но то, что она вытворяет со своими героями, вообще не поддается законам логики. Кидман вместо загадочной директрисы пансиона становится озабоченной женщиной, Данст — безвольным существом, которое способно простить измену, Фаннинг — юной обольстительницей. Борьбы между девушками, кроме того, что они выбирают платья откровеннее и откровеннее, мы не видим. За что любить и ненавидеть Фаррелла — тоже неясно.
Как будто Коппола снимала фильм с мыслью, что с сюжетом все и так знакомы, на актеров все и так будут любоваться, а остальное прокатит. Недаром на конференции все актеры шутили в отношении Софии, что готовы сниматься у нее, даже если она принесет телефонный справочник. Ну не он, но школьная анкета 12-летней девочки точно получилась.
«Теснота» Кантемира Балагова
Ученик Александра Сокурова, 26-летний уроженец Кабардино-Балкарии, самый молодой режиссер программы «Особый взгляд», дебютант — к Кантемиру применимо множество описаний. И, несомненно, о фильме будут говорить. И пусть на показе многие сбегали, мнения критиков разделились: кто-то называет это действо невыносимым, кто-то, наоборот, хвалит за тему, картинку, поднятые вопросы.
Эта история о девушке Иле — она еврейка из умеренно-религиозной семьи, живет вместе с родителями и братом в Нальчике, работает у отца в автомастерской, встречается с местным парнем. «Теснота» — это про нее: ей тесно в кругу традиций собственной семье, в доме, где ее не принимают такой, какая она есть. Ей тесно даже в кадре фильма: оператор-дебютант Артем Емельянов постоянно держит героиню в рамках дома, стен, багажника машины. Ей тесно в самой истории: завязка начинается с помолвки ее брата, затем происходит похищение — его и невесты, далее история концентрируется на родителях. Но мы все равно смотрим на все происходящее глазами Илы. Она — бунтарка, она не хочет подставлять вторую щеку, она не соглашается на брак с нелюбимым, она смеется над словами матери о «не нашем племени».
На фоне разворачиваются нелестные моменты из российской социальной истории: убийства на фоне расовой ненависти, подпольная продажа сникерсов, паленый адидас. Балагов умело жонглирует персонажами, их настроениями и поступками, при этом забывая о самом главном: компактности истории. Растянутый на несколько частей финал, последние из которых кажутся совсем необязательными, увы, портят уже сложившееся впечатление о меткости и остроте фильма.
«Кроткая» Сергея Лозницы
Я честно не смогла досмотреть этот фильм продолжительностью в два с половиной часа: ушла после первого часа. Жестокости на экране я натерпелась за этот фестиваль вдоволь, а вот такого публичного выставления всех пороков страны режиссером, которым в ней даже не живет — нет. Я не обвиняю Лозницу: многое, показанное им, является правдой, но не в рамках одной истории. Кажется, он действительно решил провести героиню через все круги ада, но ведь Мефистофель делает это с определенной целью, а Лознице, наверное, просто нравится глумиться над ее страданиями. Россия в трех фильмах фестиваля, которые я увидела, совсем разная.
Да, в «Нелюбви» есть бессердечность и отрешенность, но там есть волонтерские отряды и хоть какая-то поддержка близких. У Кантемира это уже прошедшая Россия, на которую мы смотрим с ужасом и понимаем, что откреститься не получится, но уходить надо гораздо дальше. Россия у Лозницы — это тьма, страдания, пьянство, причем безнадежные и беспробудные. Я не хочу жить в такой России, я не хочу, чтобы такой ее видели за рубежом. Нет, я не говорю, что это неправда, но это гротеск, уродливая карикатура, которая не показывает всей картины. «Кроткая» получилась очень плоской и однобокой, а это то, что я больше всего не люблю в фильмах. Когда они не могут показать даже проблемный и острый вопрос с разных сторон. Поэтому и ушла с фильма, совершенно не жалея о своем решении.
Разговоры в Каннах — Мария Даркина
На Каннском фестивале встречаешь очень интересных людей. Например, нам посчастливилось поговорить с российско-чешской актрисой Марией Даркиной, которая снялась у Эмира Кустурицы в «Млечном пути» у Хенри Ричардсона в сериале «Где мы сейчас?», а вскоре выходит фильм Фейнштайна «Женись или умри».
— Мария, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, что вы делаете в этом году на фестивале? С чем приехали?
— Я не представляю какой-то фильм, просто приехал поддерживать связи, давать интервью, знакомиться с новыми людьми. Кроме того меня позвали вести несколько вечеров и церемоний, например, Global Short Film Award.
— А в прошлом году вы были выбраны в Young Talent Corner. Расскажите об этом подробнее?
— Выбирают несколько молодых актеров и представляют их профили на Каннском рынке. Нам сделали digital-фотографию, нажав на которую, можно было узнать всю необходимую информацию. Это честь попасть в эксклюзивный список молодых актеров, которых заметили за их заслуги, выбор фильмов и так далее.
— Что для вас значит стать частью Каннского фестиваля?
— Это был праздник для меня, я не понимала, почему и как это произошло. Потому что когда ты делаешь что-то, ты не понимаешь масштаб твоей работы, думаешь: «Я всего лишь сыграла маленькую роль». А они замечают, что ты сыграла у Кустурицы, еще где-то, и для них это важно. Н главное — это помогло мне осознать, что я не просто занимаюсь любимым делом, а создаю что-то, что вдохновляет других людей.
— Вы не только снялись у Кустурицы, но и принимали участие вместе с ним в концерте.
— Да, это был уникальный опыт. Организаторы Балканского фестиваля в Париже решили соединить Эмира и Горана Бреговича на одной сцене. Это было незабываемо — в Париже на концерт пришли 6000 людей, которые танцевали до упаду. Я первый раз выступала на такой большой сцене, сначала было страшно, но потом я впитала энергию людей и просто наслаждалась.
— А что для вас самое главное в актерской профессии?
— Для меня: познание людей, себя, то, что я могу эти знания дать миру, показать, что значит быть человеком, дарить эмоции. Кино соединяет людей, и для меня быть частью большой культуры — это очень важно.
— А в какой момент вы выбрали кино? Ведь начинали вы с театра?
— Я помню первый раз, когда оказалась на съемках «Хроник Нарнии»: я зашла на площадку, и у меня сердце забилось, я поняла, что это — мое. Любовь с первого взгляда. Я очень люблю театр, но кино стало для меня настоящим потрясением. Мне нравится находиться на площадке, среди людей, которые делают совместное дело.
— У вас в карьере и полный метр, и сериалы, что ближе?
— Я вообще люблю кино, но сейчас получается, что сериалы достигают того же уровня: глубокие, масштабные истории. Но все равно кино мне ближе, потому что хочется рассказать одну историю и двигаться дальше. Хочется искать себя и пробовать разные возможности.
— А какой образ хочется попробовать?
— Я хочу в экшне себя попробовать, потому что я в детстве занималась боевыми искусствами, и хотелось бы эти навыки применить. Сейчас есть много экшн-фильмов, которые рассказывают отличные истории — вот это пока моя мечта.
В следующий раз расскажем о последних конкурсных фильмах: поразивших нас Сэфди и Озоне, и о долгожданной Рэмси. И смотрите наши включения в социальных сетях из Канн ежедневно в 13.00, 16.30 и 21.00