Книги о кино: часть 1

27 мая 2017

Синемафия советует интересные книги о кинопроцессе, киноиндустрии или же просто об истории кинематографа.

Кинематограф породил волну литературы — от рассказов о том, как добиться успеха в той или иной сфере киноиндустрии, до воспоминаний о том, как все оно было. Экономический подход, социологический, психологический, культурологический — наверняка нет такого научного подхода, который бы не пытались приложить к кино.

Авторы Синемафии советуют, что интересного можно прочитать о кино. В первый выпуск попала книга, рассказывающая о том, как все было в 60-ые и 70-ые; рассказ об экономической подоплеке Голливуда; ну и, конечно же, целых три книжки о сценариях — ведь с чего начинается хороший фильм, как не с хорошей истории?


Питер Бискинд. «Беспечные ездоки, бешеные быки. Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд»

Юлия Данилина ​Журналист Питер Бискинд, в разное время сотрудничавший с Los Angeles Times, Washington Post, Rolling Stone и другими известными изданиями, в Голливуде считается крайне одиозной фигурой. Он опубликовал несколько книг по истории кино, и самая известная из них — «Беспечные ездоки, бешеные быки. Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд». Она посвящена одному из самых сильных периодов американского кинематографа — 1970-м, и состоит из интервью и воспоминаний, с добавлением отзывов Бискинда на наиболее известные фильмы. Среди них — «Злые улицы», «Таксист» и «Бешеный бык» Мартина Скорсезе, «Люди дождя», «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «МакКейб и миссис Миллер» и «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш» Роберта Олтмена, «Челюсти» и «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга, «Китайский квартал» Романа Полански, «Последний киносеанс» Питера Богдановича и многие другие, включая, естественно, вынесенный в заголовок «Беспечный ездок».

Упомянутые в книге режиссеры не одобряют методы Бискинда и то, что он опубликовал. Например, Роберт Олтмен называл его самым неприятным журналистом из всех, с кем ему доводилось встречаться, а Стивен Спилберг до сих пор уверяет, что абсолютно все, написанное о нем в книге, выдумано. Достоинств книги это совершенно не умаляет. В ней изложены очень интересные факты о культовых в то время режиссерах и актерах, причем зачастую факты из личной жизни, о которой мало кто знал (например, Бискинд утверждает, что у Уоррена Битти был роман с русской балериной Плисецкой, а Деннис Хоппер, как и Фрэнсис Форд Коппола, имел привычку напиваться и бегать за женой с ножом). Когда дело начинает касаться непосредственно фильмов, то выясняется, что автор книги еще пишет неплохие рецензии. К сожалению, картина, представленная Бискиндом, не совсем полная (практически не освещено творчество Джона Кассаветиса и еще нескольких режиссеров, снимавших на свои собственные деньги), к тому же, его отношение к последующему десятилетию слишком предвзято, но в целом «Беспечных ездоков» можно посоветовать как тем, кто интересуется историей кино и только начинает смотреть фильмы данного периода, так и тем, кто хочет попробовать себя в кинокритике.

Один из классических моментов, описываемых Бискиндом — происхождение знаменитой желтоватой картинки «МакКейба и миссис Миллер».

«Режиссер рассказывает: «Большая проблема заключалась в том, что объективы давали настолько четкое изображение, а кинопленка была столь хорошего качества, что фильм неминуемо стал бы напоминать рождественскую открытку, если бы я постоянно не придумывал, как добиться соотношения цветового решения кадра и идеи картины. Я подумал, что нужно работать над состоянием неэкспонированной пленки» <…> Олтмен часто ходил вокруг съемочной площадки в поношенной плотной велюровой рубашке желтого цвета и огромным фотоаппаратом «Полароид». Однажды он направил объектив на себя на уровне живота и сделал снимок, потом еще один, добиваясь двойного экспонирования на желтоватом фоне. После этого режиссер направился к оператору Вилмошу Жигмонду и сказал: «Вот так должен выглядеть фильм, а добиться этого можно слегка засветив неэкспонированную пленку».Вспоминает Битти: «Шаг был смелый. Ведь засвечивали негатив и, если что, исправить ничего было уже нельзя».

Эдвард Эпштейн. «Экономика Голливуда: На чём на самом деле зарабатывает киноиндустрия»

Антон Назаров Несколько лет назад, когда интернетом правили форумы, на киносайтах была очень популярна игра «Угадай бокс-офис». Люди изучали графики выхода фильмов и на основании различной сложности расчётов делали прогнозы, какой фильм сколько соберёт на грядущей неделе проката. Примерно в это же время, а точнее в 2010 году, выходит книга Эдварда Эпштейна «Экономика Голливуда: На чём на самом деле зарабатывает киноиндустрия».

Если сейчас по инстаграмам актёров и прочих кинодеятелей можно легко отследить циклы производства кинофильмов, то в те времена книга была открытием, шоком и трепетом. Все стадии планирования, съёмок, рекламы, и собственно выхода фильма на экраны, как оказалось, занимают очень много времени и на каждом этапе каждый норовит получить свою долю различными честными и не очень способами. Страховки, организация съёмок, количество залов и т. д. Отдельная часть книги посвящена контрактам звёзд и уловки агентов крайне впечатляют. Особенно преуспел известный всем Арнольд Шварценеггер, который смог заключить настолько выгодный контракт на съёмки в фильме, что этот самый контракт стал легендарным, хрестоматийным и изучается в высших учебных заведениях.

Также из книги можно узнать, что кинотеатральные сборы — не самая большая часть пирога, получаемого от фильма, и все споры и битвы и переживания за бокс-офис были совершено бесполезны. С примерами расписаны схемы проката (кино, ещё живой в то время DVD и прочие каналы распространения), так что читателя ждёт немало сюрпризов.

В 2012 году вышла переизданная книга, исправленная и дополненная более современными примерами и трендами по экономии денег в кинобизнесе. Также заинтересовавшиеся темой могут прочитать книгу того же автора под названием The Big Picture: Money and Power in Hollywood, вышедшую в 2006 году. К сожалению, как и переиздание, её не переводили на русский язык.

Дэвид Говард, Эдвард Мабли. «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»

Максим Поспелков «Странная вещь получается, — вздыхал Тургенев. — Композитор, прежде, чем начать сочинять, изучает гармонию и теорию музыкальных форм, художник не напишет картины без знаний о цвете и рисунке, профессии архитектора нужно долго учиться. Лишь тот, кто решает стать писателем, почему-то полагает, что ничего учить не нужно и что писателем может стать всякий, кто умеет писать». Чтобы стать писателем, нужно тоже много знать и постоянно совершенствоваться, и основы этих знаний едва ли уместятся в одной книге. А драматургу требуется знать ещё больше. Пожалуй, именно поэтому книга «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии» представляет собой учебник, по которому преподают курс кинодраматургии в Школе кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии. Автор книги — Дэвид Говард является руководителем программы курса. За основу программы курса и этой книги взял работы сценариста и режиссёра Эдварда Мабли, которые тот вёл в 60-х годах ХХ века и издал в виде книги «Построение драмы» в 1972.

Такие знаковые деятели кино как Роберт Земекис, Джордж Лукас и Стивен Спилберг принимают непосредственное участие в работе этой киношколы. И по её сведениям большую часть кассовых сборов в США приносят фильмы, режиссёрами или авторами сценария были выпускники этой школы. При этом стоит отметить, что это самый короткий учебник, в котором основные термины и принципы кинодраматургии, которые используются в индустрии, изложены на первой сотне страниц. Остальные же две с половиной сотни посвящены анализу девятнадцати широко известных фильмов, на примере которых раскрываются и поясняются сценарные приёмы, речь о которых идёт в первой части книги.

Книга в первую очередь, безусловно, будет полезна начинающим сценаристам.

Но в то же время она окажется интересной ценителям и любителям кино, отчасти потому, что сам автор рекомендует предварительно и подробно познакомиться с каждым фильмом, прежде чем приступать к его анализу. Даже если в списке есть фильм, который вам знаком почти наизусть от первой до последней минуты, сначала стоит его пересмотреть, прежде чем читать посвящённую ему главу. Благодаря такому подходу я смог взглянуть совсем под другим углом на такие любимые и до боли знакомые фильмы как «В джазе только девушки», «Энни Холл», «Секс, ложь и видео», «Пролетая над гнездом кукушки». Кроме того, открыл для себя такие интересные картины как «Свидетель», «К северу через северо-запад», «Четыреста ударов» и «Тельма и Луиза», которые я к своему стыду не смотрел до того, как книга Дэвида Говарда попала мне в руки.

Важно сказать, что помимо выбранных для анализа фильмов, есть ещё десятки и сотни других кинофильмов, заслуживающих подробного разбора и анализа, и автор сам говорит читателю, что с удовольствием добавил бы многие из них в список, будь у него больше места, времени и сил. Тем не менее, специально для российского издания Дэвид Говард проанализировал три популярных русских фильма, над которыми работали Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Владимир Меньшов.

И в качестве заключения стоит отметить, что книга в первую очередь посвящена кинофильмам, но всё, что в ней написано, достаточно легко может быть применено и к телефильмам, к сериалам, документальным фильмам и другим произведениям творчества, которым для основы требуется сценарий.

Линда Сегер. «Как хороший сценарий сделать великим»

Максим Девяткин Пособие «Как хороший сценарий сделать великим» было написано в восьмидесятых, а потому автор приводит множество примеров, основываясь на ставших классикой фильмах того периода, что делает чтение весьма занимательным и заставляет по-новому взглянуть на хорошо знакомые картины. Линда Сегер разбирает на винтики сценарии таких картин, как «Свидетель» с Харрисоном Фордом, «Роман с камнем», «Тутси», «Назад в будущее», четвёртый эпизод «Звёздных войн» и многих других.

Несмотря на претенциозное название, если вы вот-вот решили стать сценаристом или вам просто интересна кухня сценарного мастерства, то книга Сегер поможет получить простые ответы на простые вопросы. Что такое «лог лайн», например (25 слов, в которые автору необходимо вложить основную суть истории. Наверняка вы находили в соцсетях сообщества с пересказами фильмов в одно предложение — суть та же).

В качестве сценариста госпожа Сегер выступила лишь однажды, однако это не помешало ей сделать успешную карьеру «сценарного доктора», т. е. специалиста, призванного дорабатывать, исправлять и рецензировать киносценарии. Сама Сегер говорит об этом так: «Многие консультанты хотят быть сценаристами. Но не я. Я начала заниматься консультированием как бизнесом. Я люблю анализировать сценарии и консультировать».

В такую необычную профессию она пришла, имея опыт преподавания литературы и постановки театральных спектаклей, пройдя множество кинематографических курсов и по сей день Сегер отмечает, что продолжать учиться — главное.

Пособие ставит своей задачей научить писать и переписывать киносценарий, смотреть на повествование системно, создавая чёткий текст с добротной структурой. Сегер доходчиво объясняет трёхчастную структуру, у которой немало противников, однако знать что это такое — необходимо.

Хотите смотреть фильмы чуть осознаннее, понимать структуру истории на киноэкране? Читайте смело, благо пособие небольшое и даже в формате электронной книжки вряд ли займёт более ста страниц.

Сид Филд. «Киносценарий»

Максим Девяткин Следующий автор, на которого стоит обратить внимание при наличии интереса к сценарному мастерству — Сид Филд. Один из наиболее известных преподавателей, чьи работы распространены по всему миру. Именно ему принадлежит идея использования трёхактной парадигмы, при написании сценария, а писал он, равно как и Линда Сегер, — в восьмидесятые. С тех пор его пособия выдержали несколько переизданий и обновлений. Освежались примеры, ведь читателю гораздо проще понимать материал, когда в пример приводят актуальные киноленты. В качестве примера в книге очень часто появляется «Китайский квартал», так что перед прочтением посмотрите/пересмотрите картину Полански. Как и Линда Сегер, Сид Филд считает идеальным сценарий фильма «Свидетель» — просмотр ленты Уира обязателен.

Филд весьма настырно и доходчиво объясняет, почему первые десять страниц сценария — самые важные, подробно объясняет свою парадигму построения сценария. Порой автор увлекается, отвлекаясь от сути и устраивая экскурс в мир кино, Голливуда, рассказывая о порядках и нравах киностудий, иногда делится с читателями историями из своей биографии. И всё это не во вред книге, а даже наоборот — её действительно интересно читать просто для общей эрудированности. Быть может благодаря отступлениям объём «Киносценария» гораздо больше, чем-то же пособие Сегер, но до сухих учебников по сценарному мастерству, которых также немало, Филду далеко.

Критика парадигмы, подмеченной Филдом, встречается часто и не без оснований, но сам автор отмечает, что позитивно относится к критике, ибо она способствует повышению качества киносценариев, а именно такую цель ставил перед собой Сид Филд.

Сценарных консультантов развелось великое множество, быть может, читателям «Синемафии» будет полезно прочитать работы людей, стоявших у истоков профессии сценарного консультанта. В любом случае, многие пособия основаны, а некоторые дословно вторят работам Сегер и Филда. Завершить хочу словами Сегер:

«Люди должны учиться у разных мастеров. Каждый учитель добавляет что-то свое, и никто не знает ответов на все без исключения вопросы… Мы все призваны делать сценарии лучше».