Сергей Эйзенштейн возвращается на большой экран

28 мая 2017

2 и 3 июня «ИНОЕКИНО» проводит мини-ретроспективу фильмов гениального режиссера.

Вот уже тихо подкралось лето, но тем не менее поводов провести пару часов в тёмном помещении с креслами и волшебным экраном не становится меньше. Вот и «ИНОЕКИНО» радует зрителей в очередной раз. На большой экран вернутся работы советского режиссёра, творца и чудака, чьё влияние на кинематограф с трудом поддаётся описанию. 2 и 3 июня состоятся показы картин Сергея Эйзенштейна:

  • Санкт-Петербург — «Аврора»
  • Москва — «Формула Кино. Горизонт»
  • Екатеринбург — «Колизей»

2 июня — «Александр Невский» (1938)

В ролях: Николай Черкасов, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Николай Охлопков

Картина основана на событиях, произошедших уже после Невской битвы, во время наступления немецких рыцарей на земли Руси. Героем тех лет стал Александр Ярославич, наречённый Невским.

К съёмкам фильма Эйзенштейн приступил, уже имея за плечами колоссальный опыт. Революция, Красная армия, заграничные командировки, чтение лекций в западных университетах, работа с американскими киностудиями и даже личная встреча с Чарли Чаплином. Дома же дела шли не так хорошо: после успеха картин «Броненосец «Потёмкин» и «Октябрь», режиссёр был подвергнут критике за ещё не до конца снятую ленту «Бежин луг». В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий «Александра Невского» и приступил к съёмкам.

К работе над фильмом был привлечён оператор Эдуард Тиссэ, с которым Эйзенштейн был знаком по западным командировкам. Именно благодаря операторскому таланту Тиссэ картины Эйзенштейна обладают столь впечатляющими панорамными видами и радуют глаз визуально не устаревшими батальными сценами. Одни из самых впечатляющих батальных сцен современного кино сняты по примеру «Александра Невского» — взять хоть трилогию «Властелин Колец».

С «Александра Невского» началось сотрудничество Эёзенштейна и Сергея Прокофьева, музыка которого звучит в фильме. Режиссёр и композитор работали в тесном сотрудничестве, создавая неповторимую музыкальную атмосферу, музыку, образующую идеальный синтез с визуальным рядом кинокартины. Сильны в фильме и патриотические мотивы (музыкальные, визуальные, исторические), очень кстати затем звучавшие в СССР сороковых годов. По понятным причинам, разумеется.

3 июня — «Иван Грозный» (1944, 1958)

В ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Амвросий Бучма, Михаил Кузнецов

Вольное жизнеописание Ивана Грозного Эйзенштейн начал снимать в 1941 году. На главную роль Эйзенштейн взял Николая Черкасова, с которым работал над «Александром Невским». Съёмки не прекращались, несмотря на Великую Отечественную войну. Первая серия, за которую режиссёр и вся съёмочная группа получили Сталинскую премию, вышла в начале 1945 года.

Ко второй же серии возникли вопросы идейного характера. Высшее руководство было не согласно с образом царя и опричнины, потому Эйзенштейну настоятельно рекомендовали учесть критику в работе над кинофильмом.

Сталин лично одобрил сценарий фильма, и съёмки проходили под его жёстким контролем. И не без причин. Эпопея о становлении русского царя Ивана, прозванного «Грозным», отсылает советского зрителя к образу куда более деспотичного правителя того периода.

Работа над третьей серией была начата, однако не была доведена до логического завершения из-за запрета второй части, и по причине смерти Сергея Эйзенштейна в начале 1948 года.