Мини-ретроспектива «Эстетика 3D»: смотрим кино вместе с экспертами

8 июня 2017

В июне проект «КАРОАрт» порадует москвичей оригинальной ретроспективой — показом фильмов, по-разному использующих технологию 3D, c последующим обсуждением вместе с экспертами.

Сеть кинотеатров «КАРО» и Московская школа кино продолжают цикл мини-ретроспектив, посвященных развитию мирового кинематографа.

В этом месяце связующим звеном для фильмов станет не имя режиссёра или актера, а использование формата 3D в современном кино. Технология, которая, казалось бы, может быть лишь аттракционом, используется далеко не только в фильмах, претендующих на статус блокбастера; она используется куда более широко, и

Не так давно мы рассказывали о том, каким видит будущее у фильмов 3D Вим Вендерс; но, говоря о будущем — не стоит забывать уже снятые фильмы, чтобы не изобретать велосипед заново. 3 В может быть разным — оно может быть использовано исключительно как спецэффект, «аттракцион» в эйзенштейновском понимании этого слова, а может влиять на драматургию, на восприятие героев, на вовлечение в историю — или же наоборот, на создание ощущения нереальности происходящего.

В ретроспективу вошли три фильма, каждый из которых использует 3D по-своему. Именно этим особенностям и будет посвящено обсуждение с экспертами каждого из фильмов — сразу после показа.


14 июня — «Аватар»

Режиссёр: Джеймс Кэмерон

В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Джованни Рибизи

История парализованного морпеха, который на другой планете обретает не только способность передвигаться на своих двоих и новое тело, но и новую родину, при анализе может показаться обманчиво простой. Недаром тут чуть ли не в лоб даны сравнения с диснеевской версией легенды о Покахонтас, а иногда даже местный макгаффин (добываемый на планете минерал unobtanium — «недостижимит», условно говоря) намекает на условность сюжета). Но фильм собрал два с лишним миллиарда в прокате и стал безусловным лидером проката не только — и не столько — благодаря истории.

Мы говорим «3D» — подразумеваем «Аватар». Не первый фильм, снятый в 3D — но первый, ради которого в кино именно на 3D-версию шли толпами. Первый, который заставил даже скептиков восторженно крутить головами и признавать, что да, ради такого стоит просидеть три часа в кресле в нелепых очках на носу.

Иной мир и иное соответственно восприятие всего происходящего вокруг — вот для чего тут используется 3D.

Фильм внес новое слово в технологию создания видеоряда, став своеобразным «хрестоматийным 3D-аттракционом». Однако третье измерение в этом фильме играет и сюжетную роль. О специфике 3D-драматургии пойдет речь в ходе дискуссии после просмотра.

21 июня — «Любовь»

Режиссёр: Гаспар Ноэ

В ролях: Аоми Муйок, Карл Глусман, Клара Кристин, Уго Фокс, Хуан Сааведра, Гаспар Ноэ

Представленная на Каннском кинофестивале в 2015 году картина, с одной стороны, вполне традиционна для французского кино — это история об отношениях, поисках себя и своего места, изучении того, как вообще работает коммуникация между людьми. Есть Он — американский студент, Она — его девушка и еще одна Она; построить из этого количества известных переменных можно как треугольник, так и другие геометрические фигуры. Ноэ хотел показать реальность подобных отношений — и в результате главные женские роли исполняют не профессиональные актрисы, а просто девушки, которых Ноэ заметил на вечеринке. Он поощрял импровизацию на съемочной площадке, желая тем самым добиться максимально реалистичного результата, без какого бы то ни было наигрыша.

Названная едва ли не порнографической картина, — незаслуженно, кстати, — была показана на Московском кинофестивале в том же году (на полуночном показе, в большом зале, билетов было не достать).

Казалось бы, зачем в такой картине использовать 3D — ведь явно не будет сложных трюков и масштабных спецэффектов?

Откровенные сцены здесь — не только визуальный аттракцион, но и ловушка. За шоковым эффектом скрывается психологическая глубина, ведь Ноэ использует 3D как способ проникнуть в душевное состояние главного героя.

28 июня — «Прощай, речь 3D»

Режиссёр: Жан-Люк Годар

В ролях: Элоиз Годе, Камель Абдели, Ришар Шевалье, Зое Брюно, Кристиан Григорий, Джессика Эриксон, Мари Руша

Экспериментальный подход к нарративной составляющей кино — одна и та же история, рассказанная дважды, в двух вариантах (названных «История» и «Метафора»). Конечно, кому еще экспериментировать со французским кино, как не Жан-Люку Годару, человеку, который в шестидесятых вместе с другими участниками «новой волны» перепридумал французский кинематограф как таковой.

И Годар экспериментирует: не только новый нарратив, но и оммаж бессчетному количеству фильмов. Причем оммаж в самой честной его форме — прямая вклейка кусочков из фильмов других режиссеров, от Бориса Барнета до Фрица Ланга. Досталось не только фильмам, но литературе, и даже документальной хронике.

Годар использует третье измерение по-хулигански, пренебрегая конвенциями и разрушая ожидания. Один из величайших киноавторов создает своеобразное анти-3D, которое работает не на погружение зрителя в историю, а наоборот, в брехтианскую игру с ним.

Показы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами.


Расписание показов в кинотеатре «КАРО 8 Атриум» (ул. Земляной Вал, д. 33):

14 июня, 19:30 — «Аватар» Джеймса Кэмерона (расширенная (режиссерская) версия). Эксперты: сценарист, кандидат филологических наук, исследователь кино Юлия Идлис, киновед Всеволод Коршунов
21 июня, 19:30
 — «Любовь 3D» Гаспара Ноэ. Эксперты: кинокритик Владимир Лященко, киновед Всеволод Коршунов
28 июня, 19:30
— «Прощай, речь 3D» Жан-Люка Годара. Эксперты: режиссер, куратор режиссерского факультета Московской школы кино Алексей Попогребский, киновед Всеволод Коршунов

Билеты можно приобрести по ссылке.