Кинорулетка: Королева

9 июня 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

10 июня отмечается «официальный день рождения королевы Великобритании». Почему «официальный»? Потому что аж с середины XVIII века, чтобы для праздника была максимально хорошая погода, день рождения британского монарха отмечается в конце мая или начале июня, а вовсе не в тот день когда он (или она) родились. Так что у королевы Елизаветы II день рождения 21 апреля, а вот официальный — 10 июня.

В связи с этим слово недели — КОРОЛЕВА. И мы, конечно, не остановимся только на дамах на британском престоле!

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Приключения Присциллы, Королевы пустыни» (The Adventures of Priscilla, Queen of the Desert, 1994)

Режиссёр: Стефан Эллиотт

В ролях: Теренс Стэмп, Гай Пирс, Хьюго Уивинг

О чём: Тайный трансвестит, открытый гей и транссексуал едут на отдельно взятом грузовичке через австралийскую пустыню, чтобы успеть на отдельно взятое шоу. На него они, конечно, успевают, но до этого им приходится иметь дело с отдельно взятыми обычными австралийцами, которые не так чтобы очень любят трансвеститов, транссексуалов и открытых геев.

Королева: Присцилла — это автобус. Королевой пустыни его называют трансвеститы, они же drag queens.

Почему: В начале 1990-х появилась мода на фильмы, исследующие проблемы гомофобии, педофилии и сексуальной ориентации в целом. В основном это были серьезные драмы, и в их ряду очень выделяется этот яркий и легкий фильм, в котором можно увидеть в очень неожиданных образах актеров, которые впоследствии станут известными. На тот момент определенной популярностью мог похвастаться только Терренс Стемп, работа которого получила наибольшую похвалу, но это совсем не означает, что Уивинг и Пирс на его фоне теряются. Что до Пирса, то эта роль так и осталась одной из лучших в его карьере. Через год появится своеобразный голливудский ответ, «Вонг Фу, с благодарностью за все! Джули Ньюмар», тоже очень приятный, но после «Приключений Присциллы» выглядящий уже не так свежо.

«Мария-Антуанетта» (Marie Antoinette, 2005)

Режиссёр: София Коппола

В ролях: Кирстен Данст, Джейсон Шварцман, Джуди Дэвис

О чём: О самой известной дочери императрицы Марии-Терезии. К сожалению, печально известной.

Королева: Мария-Антуанетта вошла в историю как последняя королева Франции. В Версале она прожила около двадцати лет, и прожила их ярко, пышно и красиво.

Почему: В год каннской премьеры многие обвиняли фильм в том, что платьям, собачкам, тортам и мелким интрижкам уделено куда больше времени, чем исторической составляющей, но София, как мне кажется, снимала не об этом. Она скорее смотрела на эту историю глазами Марии-Антуанетты, молодой девушки, любившей все красивое, менявшей любовников (а что делать, если муж несколько импотент), и во многом оказавшейся не в то время и не в том месте. А уж то, что впоследствии придумывала про нее чернь, и вовсе неважно. Да, красота здесь — самоцель, но иногда это не так уж и плохо, особенно когда эпоха воссоздана так старательно. Не воспринимайте этот фильм как исторический. Воспринимайте его как красивый постмодерн с красивыми людьми, и удовольствие от просмотра, несомненно, будет получено.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Фонтан» (The Fountain, 2006)

Режиссёр: Даррен Аронофски

В ролях: Рэйчел Вайс, Хью Джекман, Эллен Бёрстин, Марк Марголис, Стивен МакХэтти, Фернандо Эрнандез, Клифф Кёртис

О чём: героями этого многослойного фильма Аронофски стали умирающая от опухоли мозга Иззи и ее муж Том; она умоляет его провести оставшиеся ей дни вместе, а он поглощен попытками её спасти от смерти. Их история любви отражается как в той книге, что пишет Иззи (о конкистадоре и его поисках Древа Жизни), так и в видениях, преследующих Тома (о будущем, в котором путешественник летит сквозь космос в биосфере с Древом Жизни).

Королева: в истории о конкистадоре Вайс появляется в образе королевы Изабеллы Кастильской. «Вы освободите Испанию от рабства?», — спрашивает она влюбленного в неё Томаса Верде, отправляя его в далекие странствия.

Почему: Аронофски наслаивает историю на историю — вот у него поиски лекарства от рака, вот — мифология майя, вот единение с природой, вот совершенно нолановская идея о том, что главное — это любовь, все остальное — так, финтифлюшки.

И главное во всех этих наслоениях, спецэффектах, прорастающих деревьях, космосе и глазах Рэйчел Вайс сверхкрупным планом не потеряться, потому что стоит немного отступить и посмотреть на всю картину в целом — как небесной красоты картина получится. Можно долго рассматривать каждый элемент по отдельности — а можно все сразу; и не скажу, что какой-то из подходов лучше или интереснее. Оба — прекрасны.

И даже тот факт, что название локализовано отвратительнее некуда (в оригинале речь идет, конечно, об источнике), не помешает утонуть с головой в этой безумной красоте.

«Безумие любви» (Juana La Loca, 2001)

Режиссёр: Висенте Аранда

В ролях: Пилар Лопес де Айяла, Даниэле Лиотти, Росана Пастор, Джулиано Джемма, Роберто Альварес, Элой Асорин, Гильермо Толедо

О чём: Хуана (в отечественной литературе и исследованиях ее чаще называют Иоанной), дочь Изабеллы (да-да, той самой, которую играла Рэйчел Вайс в «Фонтане») и Фердинанда, католических королей, отправляется во Фландрию, где её предстоит выйти замуж за герцога Бургундии Филиппа. Ей всего 17, он хорош собой и обаятелен — в общем, случается удивительное, и для героини династический брак становится браком по любви. Но любовь Хуаны — тяжкая гиря, а не радость, и очень быстро Филиппу это надоедает.

Королева: даже когда Хуана наследует за матерью корону Кастилии и сама становится королевой, мужа делая королем — и тогда она не становится счастливой, ибо Филипп продолжает искать развлечений на стороне.

Почему: историческая мелодрама — с бОльшим упором на слово «мелодрама», куда как меньшим на «историческую», — рассказывает весьма популярный в Испании сюжет о королеве, сошедшей с ума о любви. Ну или любившей настолько сильно, что со стороны это казалось безумием — эту версию усиленно поддерживают режиссер и сценарист. И главная находка фильма — Пилар Лопес де Айяла, исполнительница главной роли; она играет на разрыв аорты, умирая и воскресая сцена за сценой, когда даже театральность кажется не наигрышем, а полной естественностью. Пилар получила за эту роль приз «Гойя» — испанский аналог «Оскара» — как лучшая актриса года. Даже если вас не очень увлекает мелодрама — посмотрите на Пилар.

Если же мелодрама — ваш жанр, то совершенно неясно, как вы до сих пор могли эту картину не посмотреть!

«Белоснежка: Месть гномов» (Mirror, Mirror, 2012)

Режиссёр: Тарсем Сингх

В ролях: Джулия Робертс, Лили Коллинз, Арми Хаммер, Нэйтан Лейн

О чём: жила-была принцесса, а потом злая мачеха решила, что хватит. Но на принцессино счастье, у нее было доброе сердце, а в лесу жили гномы.

Королева: мачеха в исполнении Джулии Робертс, она же злая королева — то ли вершина кэмпа, то ли тонко выстроенная роль стареющей женщины, не желающей ни пяди отдавать времени. Ну и явление новой красы, приходящей на смену зиме весны в лице принцессы, которая (спойлер!) обязательно станет королевой.

Почему: по целому ряду причин. От визуального решения Тарсема Сингха (всегда можно положиться в этом смысле на Тарсема) — снег, золотые купола, алое как кровь яблоко, — до оригинальных сюжетных ходов; ну и, конечно, редкой обаятельности исполнителей главных ролей. Тут и Лейн в роли долготерпящего мажордома, и Арми Хаммер в роли прекрасного принца — ах, никогда еще не были принцы так прекрасны, — и очаровательная Лили Коллинз, и, конечно же, блестящая Джулия Робертс, которой есть где разойтись, и даже королевство для этого не маловато.

Ну и, наконец, это очень яркая и очень детская сказка.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Ещё одна из рода Болейн» (The Other Boleyn Girl, 2008)

Режиссёр: Джастин Чадвик

В ролях: Эрик Бана, Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, Джим Стёрджесс, Кристин Скотт Томас, Эдди Редмейн, Бенедикт Камбербатч

О чём: если вы знаете британскую историю, то и имя Генриха VIII и его многочисленных жён должны помнить. Как и детскую считалку про них: «развёлся, казнил, умерла, развёлся, казнил, пережила». История как раз про вторую жену — Анну Болейн, ту, из-за которой в стране произошел церковный раскол (потому что Генрих во что бы то ни стало решил развестись с Екатериной Арагонской), и ту, что первой пошла на плаху.

Королева: королевой Анна Болейн пробыла недолго, три с небольшим года, за которые родила королю дочь — Елизавету (будущую Елизавету I), но так и не смогла подарить сына.

Почему: мы же с вами так соскучились по хорошим костюмированным драмам. А тут, пусть и есть исторические неточности (а покажите мне, где их нет), есть атмосфера той эпохи, когда любили быстро, а ненавидели ещё быстрее. Прекрасный актёрский треугольник Эрика, Скарлетт и Натали, где каждый тянет одеяло на себя, но в итоге выигрывают все.

Одни из первых ролей нынешних любимцев Британии — Редмейна и Камбербатча. А какие там наряды! Интересно, что британцы относятся ко своей истории пусть и с должным пиететом, но все недостатки правителей признавать умеют, и даже делают из них детские считалки. Нашим бы поучиться следовало. Так что в очередной раз с удовольствием пересмотрю фильм, и вам советую.

«Елизавета» (Elizabeth, 1998)

Режиссёр: Шекхар Капур

В ролях: Кейт Бланшетт, Джеффри Раш, Кристофер Экклстон, Джозеф Файнс

О чём: история жизни королевы-девственницы, моей любимой рыжей бестии, Елизаветы I. В первом фильме — самое начало её царствования. Молодой королеве необходимо будет восстановить мир в стране после кровавого правления Марии, пережить многочисленные попытки убийства и наконец-то навсегда распрощаться с мыслями о замужестве.

«Золотой век» (Elizabeth: The Golden Age, 2007)

Режиссёр: Шекхар Капур

В ролях: Кейт Бланшетт, Джеффри Раш, Клайв Оуэн, Рис Иванс

О чём: в этом фильме мы видим настоящую королеву Елизавету — сильную и готовую противостоять любым невзгодам. Она почти пожалеет о своем решении не выходить замуж после встречи с пиратом Уолтером Рэли (кто бы из нас не пожалел, увидев Клайва Оуэна), но выдержит и это испытание. Чтобы затем лично выйти на войну против Испании.

Королева: О Елизавете I снято фильмов не меньше чем о Шерлоке Холмсе или том же Шекспире (современнике королевы), а её образ давно стал нарицательным. Судить, какое из экранных воплощений лучше, мы не будем, потому что сегодня поём дифирамбы Кейт Бланшетт.

Почему: фильмы Капура можно было бы показывать на школьных уроках истории — настолько точно он уловил образ Елизаветы. Мы знаем, что вокруг неё безумное количество легенд, мифов и тайн, но вот в «Елизавете» они смотрятся очень органично. В том числе и историю с Робертом Дадли (я лично её очень люблю). Елизавета в исполнении Кейт Бланшетт точно знает, как править, никому не отдаст свою власть, и понимает, что и зачем ей нужно. А какие в фильмах батальные сцены! В общем, Пэтти Дженкинс есть ещё чему учиться!