Кадр из фильма «Лунные волчата»

Фестиваль кино Швеции-2017: короткий метр из Скандинавии

12 июня 2017

Рассказываем об одном из показов прошедшего в Санкт-Петербурге Фестиваля кино Швеции — организованного при участии Синемафии.

5 июня Фестиваль кино Швеции в Санкт-Петербурге завершился киноальманахом «Швеция в коротком метре. Часть 2»: были показаны шесть лучших короткометражных фильмов, снятых в 2015—2016 годах (первая часть лучших короткометражек Швеции была показана на фестивале в прошлом году). В сборник вошли два анимационных фильма и четыре игровых.

«Призрак»

Это анимационный фильм шведская художница Аса Эрсмарк посвятила теме детских кошмаров. Маленькая героиня боится спать по ночам, потому что к ней приходит злая ведьма.

Мультфильм рассчитан на взрослую аудиторию. Каждому в детстве казалось, что под кроватью живёт некое зло, которое под покровом ночи обязательно выйдет и начнёт наводить на тебя ужас. Мультфильм невольно заставляет вспомнить свои детские страхи и то, как ты с ними боролся. Время идёт, зло не кажется уже таким страшным, ты вступаешь с ним в диалог. А потом и вовсе принимаешь его существование, и оно внезапно исчезает. Удивительно точно режиссёру Асе Эрсмарк удалось передать атмосферу надвигающегося ужаса, страха живущего внутри и появившегося потом успокоения.

«Лунные волки»

Анимационный фильм Нима Юзефи снят по мотивам популярной в Швеции детской книги про лунных волчат писательницы Малин Ахлин. Шесть лунных волчат живут в лесу и каждую ночь выходят из дома, чтобы полюбоваться на Луну. Они любят всё, что блестит, и Луна привлекает их своим сиянием. В одну прекрасную ночь они решают во что бы то ни стало попасть на неё.

Этот мультфильм безусловно для меня стал лучшим в подборке. Во-первых, лунные волчата вызывают просто умиление и мгновенную симпатию. Во-вторых, это маленькая история о большом подвиге и стремлении. Не стоит молча сидеть и смотреть (в данном случае — на Луну), а стоит встать и идти напрямую к своей цели. Преграды обязательно будут, но в итоге мечта осуществится.

«Мальчик-бритва»

Фильм Петера Понтикиса рассказывает о мальчике, который вместе с друзьями и родителями отдыхает на пикнике. Рядом есть водяная горка. После одного из катаний друзья обвиняют главного героя в том, что он разрушил «паровозик», и начинают прогонять его. Выяснение отношений заканчивается тем, что с мальчика снимают шорты. Перенеся такую обиду, он решает отомстить и вставляет лезвие бритвы в дно горки.

Автор поднимает морально сложный вопрос в своём фильме. Неважно, ребёнок ты или взрослый, обидеть человека можно легко в любом возрасте, не только физическим воздействием, но и словами. И мгновенно возникает защитная реакция и желание отомстить обидчику. Не каждый может справиться с таким порывом вне зависимости от возраста. Что есть месть? Имеет ли право она на существование и есть ли допустимые её пределы? Одновременно с вопросом о «быть или не быть» мести, режиссёр ставит вопрос — «А сможешь ли ты простить? Способен ли ты сам причинить вред другому?». Как мы смогли увидеть, решение даётся не всегда легко.

«Игра окончена»

Фильм Нанны Хуолман посвящен 18-летней девушке, которая уже имеет трехлетнего сына, но он для неё — помеха. Придя в магазин за покупками, она оставляет его там.

Название фильма полностью отражает его суть и идею. Тяжело быть молодой мамой, когда тебе самой хочется гулять, тусоваться с друзьями и всячески развлекаться. Собственно, так и поступает героиня, бросив своего сына в магазине и отправившись в игровой клуб. Несколько часов из прошлой весёлой жизни, интрижка с незнакомцем, его отказ провести с ней время — и вот она уже в магазине перед сыном. Увидев сына, в ней прямо проснулась любовь и все бытовые проблемы забылись. А если бы парень не отказал ей?! Проблема поставленная автором ясна, но выглядит это всё странновато.

«Человек без направления»

Режиссёры Шерне Нильссон, Пер Ёлунд и Нина Йемет поставили сюрреалистическую чёрную комедию по мотивам Ада из «Божественной комедии» Данте. У мистера Д. сломалась машина посреди неизвестной местности. Вокруг ни души. Кто виноват? Только он сам. Мистер Д. берёт чемодан и идёт в лес. Внезапно он находит отель и решает там переночевать.

Хорошая и всем известная завязка для фильма ужасов. Только в данном случае зрителей ждёт психологический триллер. Хотя и ужас картина навести слегка сможет, показывая психологические испытания главного героя. Главной причиной этого теста является то, что человек себя совершенно не любит и не принимает. Во всех несчастиях, неудачных ситуациях не просто винит себя, но ещё и бичует оскорблениями. Гостиница и её обитатели становится своего рода помощниками, чтобы главный герой осознал происходящее с ним и смог понять себя. Этот фильм из категорий «не для всех» и «на любителя».

«Нони и Элизабет»

Фильм режиссёра Нанны Блонделл повествует о 10-летней девочке Нони, которая живёт с матерью, а выходные проводит в доме отца вместе со своей сводной сестрой Элизабет.

Картина показывает знакомство маленьких героинь с миром взрослых. Каким-то немного сумасшедшим, безразличным к детям миром. Мало того, что в собственной семье отец и его новая жена устраивают вечеринки каждую ночь, тем самым мешая спать девочкам, так ещё и не обращают внимания на своего новорождённого малыша. Плюс к этому девочки становятся свидетелями трагичной истории в семьи своей подруги: не совсем психически здоровая мать забрала её у отца. Только одна отрада у этих девочек — то, что у них есть детство и своё собственное время на забавы и игры. И только одно радует, что они далеки от этого мира, пока их разделяют годы, время и детство. Девочки являются наблюдателями и совершенно не понимают, что происходит во взрослом мире, да и не пытаются понять. Актуальна ли поставленная автором проблема? Безусловно. Но решений никаких нет, с кем ты живёшь — таким ты и становишься, если только не сменишь окружающую тебя обстановку.


Как мы видим, темы затронуты совершенно разные, жанры были представлены на любой вкус, так что зритель точно не заскучал. Лично я получила огромное удовольствие, посмотрев эти фильмы. Что-то понравилось меньше, что-то больше, но тут уж дело личного вкуса. Объективно стоит отметить, что все работы сделаны на достойном уровне, взгляд режиссёров обращен на внутренние переживания, проблемы героев, которые близки каждому человеку.