Кинорулетка: Отец

16 июня 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

День отца — праздник, впервые появившийся в США в 1910 году, и в 1968 году объявленный там национальным праздником, — отмечается во многих странах, причем выбор даты абсолютно произволен. В Италии, Португалии и Испании это 19 марта, праздник святого Иосифа; в Бельгии — второе воскресенье июня, в США, Франции, Ирландии, Аргентине — третье воскресенье июня, в Бразилии — второе воскресенье августа, ну и так далее. Мы посмотрели на список отмечающих стран и решили, что вслед за Чили и Грецией будем считать днем отца в этом году 19 июня.

И по этому поводу ключевое слово кинорулетки на этой неделе — ОТЕЦ.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Папа» (2004)

Режиссёр: Владимир Машков

В ролях: Владимир Машков, Егор Бероев, Ольга Красько

О чём: у Абрама Шварца был единственный сын — Давид, в воспитание которого он вложил все силы. Сын уезжает покорять Москву, где становится известным виолончелистом и встречает любовь. Абрам решает навестить сына, но последний стесняется провинциального отца. Затем в их отношения вмешивается война — Давида забирают на фронт, а Абрам не может вернуться в родной город на Украине, который уже заняли фашисты.

Отец: пьеса Александра Галича, по мотивам которой поставлен фильм, называется «Матросская тишина», но Владимир Машков решил вынести в заглавие именно отношения отцов и детей.

Почему: изначально постановка театра Табакова, в которой сам Машков играл главную роль почти полсотни раз; пьеса при перенесении на экран не теряет своей «сценичности». В 2004 году для многих критиков это выглядело странно, но после появления той же «Анны Карениной» Джо Райта, где театр выступает отдельным героем, уже не кажется недостатком. Фильм был представлен на Московском кинофестивале, где удостоился «Приза зрительских симпатий», и можно понять, почему: безупречная игра Владимира Машкова и Егора Бероева трогала зрителей до глубины души.

Машков сделал то, что, кажется, необходимо было материалу: вытащил на первый план отношения отца и ребёнка, оставив исторические события на фоне, и избавил пьесу, написанную в советское время, от политического контекста.

«Место под соснами» (The Place Beyond The Pines, 2012)

Режиссёр: Дерек Сиенфрэнс

В ролях: Райан Гослинг, Брэдли Купер, Дейн ДеХаан, Ева Мендес, Бен Мендельсон, Эмори Коэн

О чём: трёхчастная история о двух отцах и двух сыновьях. Первая часть — о мотокаскадёре Люке Глэнтоне (Гослинг), который, приехав в город, где живёт его бывшая подружка, узнаёт о наличии сына. Пытаясь доказать, что он может обеспечить семью, Люк начинает грабить банки, и, в конце концов, попадается и погибает в перестрелке с полицейским. Вторая — о том самом полицейском, Эйвери Кроссе (Купер), карьеристе, который использует ситуацию, чтобы стать помощником прокурора. Третья история — об их сыновьях, Джейсоне (ДеХаан) и Эй-Джее (Коэн).

Отец: эта история, прежде всего, о том, как много дают нам наши отцы. Идея фильма и возникла у режиссёра, когда он собирался стать папой во второй раз: «Я много думал о своем повторном отцовстве и о той ответственности, которая ложится на меня вместе с этим. Я размышлял о том, каким отцом я стану для этого малыша, что хочу передать ему».

Почему: премьера фильма состоялась на фестивале Торонто в 2012 году, где он был признан одним из лучших (в том же году были представлены «Мой парень — псих», «Операция «Арго», «Семь психопатов», «Облачный атлас», «Охота»). На Rotten Tomatoes его рейтинг более 80%. Триллер-драма, которая затрагивает не только проблему отцов и детей, но мести, судьбы, фатализма, заслужила свои награды и признание. «Место под соснами» открыл нам нового Гослинга, свёл его же с Евой Мендес, утвердил в том, что ДеХаан — прекрасный актёр, а Купер давно заслуживает «Оскар».

«Детки в порядке» (The Kids Are All Right, 2010)

Режиссёр: Лиза Холоденко

В ролях: Джулианна Мур, Аннетт Бенинг, Марк Руффало, Миа Васиковска, Джош Хатчерсон

О чём: пара лесбиянок (Мур и Бенинг) воспитывает двух подростков (Васиковска и Хатчерсон). Мальчик во что бы то ни стало хочет найти своего отца и в итоге добивается цели. Мужчина в доме наводит настоящий переполох: заводит роман с одной из мам. Семья на грани разрушения, и им впятером необходимо стать взрослыми и решить свои проблемы.

Отец: Пол — всего лишь биологический отец Джони и Лазера, он не был в их жизни, не воспитывал их, но именно его появление в семье заставит всех пересмотреть свои отношения.

Почему: вы, возможно, даже не помните этот фильм, но он был принят критиками лучше многих нашумевших картин. Роджер Эберт дал 3,5 звезды из 4, на Rotten Tomatoes — 93%. У фильма два «Золотых Глобуса» — за лучшую комедию и лучшую женскую роль, и четыре номинации на «Оскар». Блестящий актёрский состав, где молодые актёры играют наравне со взрослыми, важная тема, близкая самой Лизе Холоденко (она — открытая лесбиянка и воспитывает ребёнка от донора спермы). Но самое главное — у фильма есть некое очарование, которое даже в самые грустные моменты позволяет надеяться, что всё закончится хорошо. И последние кадры фильма подтверждают это.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Я — Сэм» (I Am Sam, 2001)

Режиссёр: Джесси Нельсон

В ролях: Шон Пенн, Дакота Фаннинг, Мишель Пфайффер, Дайан Уист, Лора Дёрн, Дуг Хатчисон

О чём: умственно отсталый Сэм Доусон столкнулся с большими трудностями, когда отдел по делам семьи и ребёнка собрался лишить его родительских прав на любимую дочь Люси…

Отец: Несмотря на задержку в развитии, Сэм — очень хороший и любящий отец.

Почему: Часто ли вы задумываетесь над тем, с какими проблемами сталкиваются умственно отсталые люди? В России, пожалуй, дела у них похуже, чем в Америке, но и там негатива хватает. Иначе такое кино, как «Я — Сэм», просто не появилось бы на свет. Безусловно, его главная заслуга — это освещение вопросов неравенства в отношении таких особых людей, как главный герой, но что не менее важно — отбросив все юридические нюансы положения, в которое попал Сэм, этот фильм прежде всего о любви! И не только между отцом и дочерью, но и о любви к жизни, когда стремление жить полноценно, рядом с родными тебе людьми, может (и должно) быть главным мотиватором на каждый день.

«Я — Сэм» — один из лучших фильмов на тему взаимоотношений отца и дочери. Причем в очень необычном ракурсе, когда еще непонятно — кто за кем больше ухаживает. Прибавьте к этому блистательную игру Шона Пенна и совсем еще юной Дакоты Фаннинг и получите на выходе фильм из разряда «must see». Если вы еще по каким-то причинам это не сделали — срочно наверстывайте!

«Жизнь прекрасна» (La vita è bella, 1997)

Режиссёр: Роберто Бениньи

В ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джорджо Кантарини, Джустино Дурано, Хорст Буххольц, Мариса Паредес

О чём: фильм повествует о героическом подвиге итальянского еврея Гвидо, который, находясь в концлагере во время второй мировой войны, спасает своего маленького сына от происходящих вокруг ужасов, убеждая его, что это всего лишь игра.

Отец: возможно, лучший из когда-либо снятых фильмов о том, что может сделать отец для своего сына во имя любви и жизни.

Почему: И снова фильм из золотого фонда кинематографа, который видели практически все. Он начинается как типичная романтическая комедия, затем постепенно смещая акценты и проводя зрителя через весь спектр эмоций — от веселого смеха до искреннего ужаса. Это кино невозможно смотреть без слез на глазах, через которые, тем не менее, то и дело проглядывает улыбка. Как сама история, так и набор отдельных сцен или реплик — практически все в этой картине можно считать эталоном профессионализма. Это лучший итальянский фильм со времен «Нового кинотеатра «Парадизо», пик карьеры Роберто Бениньи, который совершенно заслуженно получил ворох призов за свою великолепную работу как режиссера, так и актера. Не забудем и Джорджо Кантарини, который в своем совсем юном возрасте показал весьма убедительную игру и заставил весь мир переживать за своего маленького героя.

Можно и дальше продолжать источать эпитеты этому фильму, но зачем — ведь если вы посмотрели его хотя бы один раз, он уже останется в ваших сердцах навсегда!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Всё путём» (Everybody's Fine, 2009)

Режиссёр: Кирк Джонс

В ролях: Роберт Де Ниро, Кейт Бекинсейл, Сэм Рокуэлл, Дрю Бэрримор, Остин Лайзи, Мелисса Лео, Кэтрин Менниг

О чём: после смерти жены Фрэнку нелегко поддерживать отношения с детьми, у каждого из них своя взрослая жизнь, да и общаться с отцом они с детства не привыкли, ведь он постоянно работал. И вот, когда дети по разным причинам отказываются приехать к Фрэнку в гости, он решает навестить их сам. Его ждёт долгое путешествие по разным городам США, которое станет для Фрэнка неожиданным откровением…

Отец: Роберт Де Ниро просто блестяще исполняет роль главы большого семейства, любящего своих детей и чувствующего за них ответственность. Фрэнк прекрасно понимает, что не был идеальным отцом, но он мечтал о лучшем будущем для своих детей и воспитывал их так, как ему казалось правильным. И главный вопрос, который волнует его при встрече с детьми — счастливы ли они теперь?

Почему: невероятно глубокая семейная драма. Сюжет простой, но с таким смыслом и важным посылом, что многим лауреатам «Оскара» до него ого-го как далеко! Картина западает в душу при первом просмотре, но и при повторном трогает не меньше.

Пусть на первом плане тут отношения отцов и детей, но подняты и другие актуальные темы: одиночество старости, проблема воспитания, безумный темп жизни, однополые отношения, нереализованные мечты, травма от потери близкого человека, наркомания и другие. Остро поставлены очень многие социальные вопросы, но при этом фильм не поучает напрямую, не указывает зрителю, что делать нужно, а что нет. Единственно верного ответа на то, как же правильно жить мы не получим — потому что «правильно» для всех разное. При просмотре к героям проникаешься симпатией, несмотря на их несовершенства, им сочувствуешь и их понимаешь. Мне этот фильм тяжело смотреть, всегда выступают слёзы, но я искренне люблю «Всё путём» за честный взгляд на жизнь и за то, что финальный эпизод пропитан надеждой.

Приятный бонус: отличные актёрские работы и невероятной красоты музыка от гениального Дарио Марианелли!

«Папаша с афиши» (Billboard Dad, 1998)

Режиссёр: Алан Меттер

В ролях: Эшли Олсен, Мэри-Кейт Олсен, Том Амандес, Джессика Так, Карл Бэнкс

О чём: девочкам-близняшкам невыносимо видеть, что их отец совсем перестал радоваться жизни. Тэсс и Эмили решают найти ему подружку и выбирают для этого весьма оригинальный способ: размещают объявление на рекламном щите посреди самой оживлённой трассы!

Отец: сюжет строится вокруг тяжело справляющегося со своим горем вдовца, чьи очаровательные дочурки способны внести ярких красок в его серые будни. Стоит ли говорить, что отец любит своих озорных дочерей больше всего на свете и ради них готов пойти на всё — даже на свидания с кучей незнакомок по объявлению!

Почему: девочки, чьё детство пришлось на 90-е, наверняка пересмотрели все фильмы с близняшками Олсен — я вот точно!

«Папаша с афиши» стал одним из этих фильмов: у меня была кассета с ним, которую я смотрела бесчисленное количество раз (до сих пор помню наизусть целые куски диалогов). Это очень добрый комедийный фильм, незамысловатый, зато милый и в чём-то даже поучительный. Эшли и Мэри-Кейт в детстве были настоящими очаровашками, и пусть от фильма к фильму они играли практически одних и тех же героинь (которые просто становились чуть старше), всё равно приключающиеся с ними истории казались чем-то сказочным. Взрослая я видит в фильмах с сёстрами Олсен множество нестыковок и бредовых моментов, но вот я-ребёнок любит эти фильмы всем сердцем. И «Папаша с афиши» для меня всегда будет своего рода ностальгией, ведь он — часть моего счастливого детства.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Чиполлино» (1961)

Режиссёр: Борис Дежкин

Роли озвучивали: Нина Гуляева, Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Григорий Шпигель, Ирина Потоцкая, Георгий Вицин

О чём: сказочный мальчик-луковка и его друзья вступают в неравную схватку с тоталитарным режимом принца Лимона.

Отец: Чиполлоне, отец Чиполлино, берёт на себя вину сына, случайно наступившего принцу Лимону на ногу, и попадает в тюрьму. Разумеется, сын решает освободить отца из неволи. Вместе с друзьями он помогает не только узникам режима принца Лимона, но и другим сказочным «фруктам» и «овощам».

Почему: мультипликационная экранизация повести Джанни Родари вот уже более полувека не теряет своей актуальности.

«Как быть мужиком» (How to Be a Man, 2013)

Режиссёр: Чадд Харболд

В ролях: Гэвин МакИннес, Лиам Эйкен

О чём: Марк умирает от рака груди. Переживая за то, что у его будущего сына не будет отца, Марк решает снять серию роликов, призванных ввести его чадо в мир взрослых и объяснить ему всё то, что должен знать и уметь настоящий мужик. Снять эти ролики ему помогает щуплый парнишка-безотцовщина.

Отец: Марк пытается передать знания нерождённому сыну, параллельно уча науке жизни своего оператора. Делает он это своеобразно и нелепо, но всё равно Марк становится парнишке другом и духовным наставником-отцом.

Почему: если вы собрались весёлой мужской компанией посмотреть фильм, то лучше не найдёте. Треш, шутки и полтора часа хорошего настроения у вас в кармане. Процесс обучения будущего ребёнка включает себя наркотики, драки, секс, стенд-ап шоу, пьяные выходки и многое другое — скучно не будет.

«Дорога» (The Road, 2009)

Режиссёр: Джон Хиллкоут

В ролях: Вигго Мортенсен, Шарлиз Терон, Коди Смит-Макфи, Гай Пирс, Роберт Дювалл

О чём: отец и сын бредут по опустощённой земле, пережившей то ли апокалипсис, то ли ядерную катострофу. Они пытаются добраться до тепла, солнца, спасения, претерпевая все трудности пути, гонимые каннибалами.

Отец: Вигго Мортенсен играет тут замечательного отца, пытающегося провести своего ребёнка сквозь ад постапокалипсиса.

Почему: Одна из, если не лучшая роль Вигго Мортенсена, тёмная атмосфера постапокалипсиса, а кроме того — это ещё и экранизация Кормака МакКарти, по роману которого, например, был поставлен оскароносный фильм «Старикам тут не место».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Заложница» (Taken, 2008)

Режиссёр: Пьер Морель

В ролях: Лиам Нисон, Мэгги Грэйс, Фамке Янссен, Оливье Рабурден, Лиленд Орсер, Ксандер Беркли, Холли Вэлэнс

О чём: пенсионер Брайан Миллс вынужден вспомнить все свои необычные навыки, когда его дочь похащиют во время каникул в Париже. Навыки, пугающе легко возвращающиеся к Брайану, эффективны и смертоносны — так что похитителей можно было бы пожалеть (не будь они похитителями).

Отец: простой пенсионер Миллс сначала кажется очень неловким отцом, но потом внезапно оказывается, что он за дочку любого убьет. В прямом смысле, не переносном.

Почему: снятая кинофабрикой Люка Бессона картина в жанре «посмотрим, на что еще способны пенсионеры» неожиданно для всех принесла в прокате в 10 раз больше, чем стоила, породила два продолжения и сериал о молодых годах Миллса (кстати, славно вышло, посмотрите), а перешагнувшего на тот момент полувековой порог Лиама Нисона сделала последним героем боевиков. Нисон, кстати, совсем этого не ждал — снялся в фильме он с полной уверенностью, что он и до проката-то не дойдет. А вон как оно вышло!

«Somewhere» (Где-то, 2010)

Режиссёр: София Коппола

В ролях: Стивен Дорфф, Элль Фаннинг, Мишель Монахэн

О чём: голливудский актер Джонни Марко коротает дни в культовом отеле «Шато Мормонт». Между интервью и фотосессиями он не может найти себе занятия — ничего не радует, ни женщины, ни поездки на любимом Ferrari, ни стриптиз в исполнении близняшек (на нем он просто засыпает). Жизнь Джонни всколыхнет приезд дочери, 11-летней Клео.

Отец: история отца и дочери отчасти вдохновлена личным опытом режиссёра, которая вместе со своим папой Фрэнсисом Фордом Копполой достаточно попутешествовала в детстве. Однако Марко у нее — не столько отец, занимающийся повседневной жизнью дочки, сколько «папа-праздник», папа — товарищ по играм.

Почему: один из отзывов на фильм гласит, что «картина состоит из двух частей, в первой не происходит ничего, во второй у актера появляется дочь и опять не происходит ничего». По сути это совершенно правдивые слова — в картине правда нет глобальных потрясений, крутых сюжетных поворотов, трагических коллизий или хотя бы финального твиста. Нет, это просто сноподобная фиксация чужой жизни, сделанная настолько завлекательно, что оторваться от созерцания жизни Джонни Марко невозможно.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Женщина не в себе/Женщина под влиянием» (A Woman Under the Influence, 1974)

Режиссёр: Джон Кассаветис

В ролях: Джина Роулендс, Питер Фальк, Фред Дрэйпер, Леди Роулендс, Кэтерин Кассаветис

О чём: Ник Лонгетти очень любит свою жену Мейбл и троих детей. А Мейбл очень любит бегать по саду, напевая «Лебединое озеро».

Отец: Когда Мейбл попадает в больницу, Ник на шесть месяцев остается один с детьми. Отец он не идеальный, но какой уж есть.

Почему: «Женщина не в себе» — один из главных, и, на мой взгляд, лучший фильм Джона Кассаветиса, всегда отличавшегося точнейшими психологическими зарисовками, и здесь эта точность достигла пика. Самое интересное, что она даже не в гениальной игре Роулендс, чья Мейбл не сумасшедшая, а самая обычная женщина глазами мужчины, который ее никогда не поймет. Эта точность — в табличке на двери, за которую она периодически прячется. И это самое честное, что мужчина может сказать о женской психологии. Просто потому, что он — мужчина, а она — женщина.

«Париж, Техас» (Paris Texas, 1984)

Режиссёр: Вим Вендерс

В ролях: Гарри Дин Стэнтон, Дин Стокуэлл, Настасья Кински

О чём: Трэвис очень любил свою молодую жену и ребенка. Жена ушла, ребенок живет у его брата, а сам Трэвис шатается по пустыне. Когда брат, наконец, возвращает его в семью, Трэвис забирает сына и отправляется на поиски жены.

Отец: Жену он ищет не для того, чтобы снова жить с ней, а для того, чтобы ребенка растила мать. И, как отец, он в этом совершенно прав.

Почему: За последние несколько лет словосочетание «англоязычный фильм известного европейского режиссера» начало вызывать легкую оторопь, но здесь совершенно другой случай. Если жанр семейной драмы кажется вам скучным, пустынные пейзажи утомляют, а гитарные запилы вгоняют в сон, то этот фильм все равно стоит досмотреть до конца, хотя бы ради последних двадцати минут и появления Настасьи Кински. Сказать, что ее совместные сцены с Гарри Дином Стэнтоном душераздирающие — это не сказать ничего. Показать более сильно диалог двух людей, которые и хотели бы быть вместе, но никогда не будут, мало кому удавалось. Только Лонергану, может быть.

«Небраска» (Nebraska, 2013)

Режиссёр: Александр Пэйн

В ролях: Брюс Дерн, Джун Скуиб, Уилл Форте, Боб Оденкирк

О чём: Вуди Грант уже стар, болен, и много пьет. А еще он упрямый и очень доверчивый. А еще он постоянно теряет зубы.

Отец: Его младшему непутевому сыну Дэвиду приходится ходить вместе с Вуди по железнодорожным путям в поисках зубов, возить его за деньгами, которые он никогда не получит, и следить, чтобы тот ненароком не ушел никуда. Ведь это отец, как-никак, других не имеется.

Почему: Из всех душевных роуд-муви, которые так любит снимать Александр Пэйн, «Небраска», определенно, самый душевный. Здесь режиссеру удалось достичь очень редкого ощущения, когда в каждом персонаже узнаешь себя, родных или знакомых, и, благодаря этому, привыкаешь к ним и переживаешь, как за родных. И чувствуется, что эта история была для него очень личной. Так что настоящее послание любви и добра — это такие фильмы, как «Небраска», а не какой-то там «Аватар». Прости, Кэм.