
Кино и музыка: Любимые саундтреки Синемафии, часть 1
18 июня 2017
Синемафия решила по воскресеньям рассказывать о любимой музыке в кино — вот первая часть нашего обзора.
Музыка в кино важна не только для экранизации опер, балетов, мюзиклов и биографий певцов и композиторов; это такая же важная составляющая фильма, как свет, костюмы, съемки и актерская игра.
Представьте, что было бы, если бы ваши любимые фильмы были сняты с другой музыкой — возможно, весь смысл отдельных сцен поменялся бы на полностью противоположный!
Посмотрите, скажем, сцену из фильма «Ноттинг-Хилл» с разными звуковыми дорожками:
Поэтому без подходящего, адекватного тому, что авторы хотят сказать, саундтрека — фильму не обойтись.
Редакция и авторы Синемафии выбрали пять своих любимых саундтреков — и рассказали, что же в них такого особенного.
Музыка к фильму является одним из составляющих, которые влияют на настроение и восприятие картины. Удачно написанные оригинальные композиции и подобранный саундтрек могут превратить фильм в культовый, а могут испортить восприятие, как хорош он бы ни был. В моём плейлисте всегда была отдельная папка «OST» — фильмы менялись, добавлялись новые композиции, всегда были песни Disney, но это всегда были песни, которые создавали особое настроение. Главный секрет любимого саундтрека — его оригинальность и неповторимость. Мне нравится, с одной стороны, когда у одного композитора есть определённый узнаваемый стиль, но с другой стороны, когда каждый раз получается что-то новое. А уж подборки песен, которые демонстрируют Джеймс Ганн или Гай Ричи — это высший класс.
1. «Властелин колец: Братство кольца» (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, 2001)
Основой саундтрека к первому фильму трилогии Питера Джексона стали композиции канадского композитора Говарда Шора. За них он получил «Оскар», «Грэмми» и специальный приз международной академии саундтрека. Шор до этого работал с Кроненбергом и Финчером, поэтому и в саундтреке к «Властелину колец» можно услышать некоторые нотки триллера. Для первой части, где только завязывается история получилось очень гармонично. Мои любимые композиции именно у Шора — «Concerning Hobbits» и «The Bridge of Khazad-dûm» и «The Prophecy». Но самая известная, конечно, это песня «May It Be» в исполнении Энии. Питер Джексон лично пригласил ирландскую исполнительницу записать трек к фильму. Эния прилетела в Новую Зеландию к началу съёмок, чтобы погрузиться в атмосферу мира Толкина. В тексте песни есть не только английские слова, но и эльфийские: Mornië utúlië и Mornië alantië, тьма пришла и тьма упала, соответственно.
2. «500 дней лета» (500 Days of Summer, 2009)
Саундтрек к этой романтической комедии во многом сформирован музыкальным вкусом его главных героев Тома и Саммер. Их знакомство состоялось из-за песен «The Smiths», а затем во время отношений они часто проводили время в магазине виниловых пластинок. Кроме этих британских классиков альтернативы в фильме звучат композиции «Doves», «Black Lips», «The Temper Trap». Очень нежным треком «Quelqu'un m'a dit» отметилась Карла Бруни. Но моим личным открытием фильма стали две исполнительницы: Регина Спектор и Зои Дешанель. У первой в фильме звучат две песни: «Us» и «Hero», которые, по моему личному ощущению, наиболее близки настроению картины. А Зои вместе со своей группой «She & Him» записала кавер на песню «The Smiths» «Please, Please, Please Let Me Get What I Want». В целом, саундтрек фильма отражает композицию картины: есть и весёлые треки, и романтичные, и грустные.
3. «Стражи Галактики» (The Guardians of the Galaxy, 2014)
Так как я писала большой пост про саундтрек ко второму фильму, в этом топе я решила рассказать про первую часть Awesome Mix Vol. 1. Если вы весной и летом 2014 года не пели «Уга-чака, уга-уга», то вы точно были не на планете Земля (хотя я уверена, её пели во всех уголках Галактики). Ответственный за саундтрек — сам режиссёр фильма Джеймс Ганн, который создавал сборник, «опираясь» на музыкальный вкус матери Питера Квилла Мередит. 12 композиций 1970-х и 80-х годов, которые должны были напоминать Питеру о Земле, даже когда он путешествует по дальним рубежам Галактики. Там и «Blue Swede», и «Redbone», и «Raspberries», и, конечно, Дэвид Боуи. В окончательный саундтрек не вошли, например, «Electric Light Orchestra» (сцену с песней просто вырезали из окончательного монтажа), но Ганн вставил группу во второй фильм.
Awesome Mix Vol.1 можно и нужно любить за многообразие редких композиций, за непередаваемое настроение той эпохи, за то, что его можно и просто слушать, и танцевать. Так, как это делает Питер Квилл.
4. «Сумерки» (Twilight, 2008)
Можно сколь угодно смеяться над самим фильмом, но саундтрек к первой части саги действительно хорош. Составлялся он совместными усилиями режиссёра Кэтрин Хардвик, музыкального продюсера Александры Патсавас, идеи предлагала Стефани Майер и, например, Кристен Стюарт. Музыкальным сопровождением вампирской истории, происходящей в лесах штата Вашингтон, стали роковые баллады от «Muse», «Linkin Park», «Iron & Wine», «Paramore», «Blue Foundation». Две композиции (одну из альбома, и один бонус-трек) исполнил Роберт Паттинсон. Все песни идеально передают бунтарское настроение фильма, отражают его с одной стороны романтическую составляющую, с другой — напряжённую драму.
Саундтрек был очень успешен — он первым со времён «8 мили» покорил первую строчку чарта «Billboard 200» до выхода самого фильма, стал дважды платиновым в США, платиновым в Австрии и Германии, золотым в Мексике и Польше. Наиболее известной стала песня «Decode» от «Paramore» — она номинировалась на Грэмми и получила платиновый статус.
5. «Агенты А.Н.К.Л.» (The Man from U.N.C.L.E., 2015)
Это тот вариант, когда саундтрек идеально дополняется оригинальными композициями Дэниэла Пембертона. Фильм основан на оригинальном сериале 1964 года, поэтому и музыкальное сопровождение было решено сделать в стилистике этой эпохи. Сам композитор отправными точками считал саундтрек к сериалу Джерри Голдсмита, музыку Джона Барри к бондиане и Лало Шифрина к «Миссии Невыполнима». Моей любимой композицией Пембертона стала «Escape from East Berlin» — именно она звучит в трейлере.
И так же, как и «Hooked on the Feeling», «Jimmy, Renda se» от Тома Зе стала притчей во языцех — незатейливую мелодию напевали все. Кроме этого бразильского рок-н-ролла, в саундтреке песни со всего мира — от итальянской поп-музыки 60-х до музыки Гарлема. А как иначе — один герой из свободной Америки, другой из Советского Союза, а встречаются они и в Германии, и в Италии.
Гай Ричи — мастер переносить на экран тонкий британский юмор, даже если дело происходит не в Британии и не с её гражданами. Например, как в этой сцене.
В идеальном фильме все должно быть прекрасно, и его музыкальное сопровождение в том числе. Я всегда обращаю на это внимание, и если саундтрек или скор мне нравится, то очень велика вероятность, что и фильм тоже окажется среди любимых. Исключения есть, но их крайне мало. Несмотря на то, что в обычной жизни я куда чаще слушаю рок-музыку, жанр музыки из фильмов не так принципиален. Главное, чтобы запоминалось, было приятно слушать, и помогало создавать атмосферу. Известность композиций или их авторов тоже большой роли не играет.
1. «Разговор» (The Conversation, 1974)
Классический пример такого идеального применения музыки в кино — скор Дэвида Шайра для «Разговора» Френсиса Форда Копполы. Просто красивое пианино, чуть-чуть расстроенное. А может быть и не расстроенное, но что-то определенно сбивается. А может быть и нет, и это только кажется. Точно так же, как и преступление, которое главный герой фильма то ли слышал в своей записи, то ли нет. Так что иногда для того, чтобы создать ощущение параноидальности, совершенно необязательно давать что-то тяжелое и нагнетающее, пианино тоже хватит.
2. «Дурная ночь» (Mala Noche, 1985)
В «Дурной ночи» Гаса Ван Сента не использованы песни известных исполнителей. Гипнотический женский голос принадлежит чилийской певице Виолете Парре, удивительно талантливой женщине с трагической судьбой, но при этом, как не странно, ее песни были очень жизнеутверждающими. Они, наряду с операторской работой, придают фильму тот внутренний свет, который не позволяет назвать его мрачным и депрессивным. Меланхоличным, может быть, но это все равно светлая меланхолия.
3. «Предложение» (The Proposition, 2005)
Что, черт возьми, сделало из талантливого клипмейкера Джона Хиллкоута режиссера одного великого фильма, с которым не может сравниться ни один из последующих — вопрос во многом риторический, но одно объяснение все же есть. Полноценным автором «Предложения» был не он, а Ник Кейв, написавший как сценарий, так и оригинальный скор. Все базовые идеи — любовь, смерть, вывернутые наизнанку христианские аналогии — свойственны скорее его творчеству, и конкретно альбому «No More Shall We Part». Например, героиня Эмили Уотсон — это высаживающая цветы Скорбящая Жена из одноименной песни. Музыкальное оформление Кейва и его постоянного соавтора Уоррена Эллиса является неотъемлемой частью фильма, и без него визуализированный Хиллкоутом мир не производил бы такое сильное впечатление. В начальных титрах используется классическая «There Is A Happy Land», исполняемая ребенком. После нее уже никакой другой «There Is A Happy Land» слышать не хочется.
4. «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford, 2007)
Пару лет назад Эндрю Доминик признался, что изначально и не думал предлагать Кейву написать музыку для «Убийства Джесси Джеймса». Ему нужен был актер для маленькой роли певца в трактире, и Кейв согласился на нее только при условии, что сам же и напишет музыку. Сложно сказать, правда это или вымысел, но даже если это так, то это было только к лучшему. Несмотря на то, что скор создавался примерно в то же время, что и «Предложение» (и если бы не Warner Brothers, то эти фильмы вышли бы в один год), здесь он намного мягче. Остается только удивляться тому, насколько точное оформление музыкант написал для чужого сценария, отношения к которому практически не имел. Впоследствии Кейв заявил, что с того времени потерял интерес к сценариям и созданию киномузыки (конечно, он продолжает сотрудничать с режиссерами, но скорее по старой дружбе), и это не может не отражаться на итоговом результате, но то, что он сделал в 2005 — это уже в истории и навсегда.
5. «Небраска» (Nebraska, 2013)
Мультиинструменталист из Орегона Марк Ортон, с начала 2000-х пишущий музыку для независимых фильмов, наибольшую известность получил в 2013, благодаря тому, что его скор для «Небраски» Александра Пэйна получил номинацию на «Оскар». Он до сих пор остается примером запоминающейся и атмосферной музыки в современном кино. Если спросить меня, так самой запоминающейся. Ведь действительно, что нужно для хорошего душевного роуд-муви, кроме гитары и еще парочки инструментов?
Саундтреки могут украсить не только фильм — но и вашу жизнь. Вам когда-нибудь доводилось покупать помидоры под «Lux Aeterna» Клинта Мэнселла, тем самым придавая рутине какой-то эпический размах? А, скажем, идти зимой по гололеду под «Let it go» из «Холодного сердца» и убеждать себя, что холод вас никогда особо не беспокоил? А под незабываемую (честно, никак ее не забыть, как ни старайся) Селин Дион из «Титаника», скажем, заниматься мелким ремонтом, подпевая дурным голосом? Музыка из кино хороша в плеере не только потому, что она сама по себе вам нравится; она еще несет тот заряд, который был в фильме. В конце концов, под тематическую музыку из любого фильма о Джеймсе Бонде немедленно хочется если не спасти мир, то хотя бы выпить мартини (смешанный, но не взболтанный).
1. «Гладиатор» (Gladiator, 2000)
Первый купленный мной официальный саундтрек — и любовь навсегда; и дело не только в том, что музыка подходит фильму, но и в том, что и отдельно от фильма он слушается так, что не оторваться. Музыка, написанная Хансом Циммером и Лизой Джеррард, смогла идеально совпасть с происходящим на экране, подчеркнуть его — и при этом не оказаться просто ритмом, подкрепляющим действие. Влияние что Рихарда Вагнера, что Густава Хольста на этот альбом неоспоримо — и отдельное спасибо за это авторам. Саундтрек получил «Золотой глобус» и был номинирован на «оскар» — и, увы, проиграл «Крадущемуся тигру, затаившемуся дракону». Зато именно у «Гладиатора» есть и расширенное издание (с совершенно фанатическим треком «Duduk of the North» в исполнении Дживана Гаспаряна), и специздание к пятилетию выхода фильма.
Забавный момент: в треке «The Battle» — если внимательно послушать (примерно на отметке 5:54) — будет кусочек, который потом прозвучит в «Пиратах Карибского моря».
2. «Падение «Черного ястреба» (Black Hawk Down, 2001)
Да, я люблю фильмы Ридли Скотта — и в том числе за то, как безупречно звучит музыка в его картинах. Опять Ханс Циммер и Лиза Джеррард, а также несколькр присоединившихся к ним исполнителей; тоже музыка эпическая и героическая, но совершенно другой настрой в этот раз — с постоянным как бы сожалением о происходящем. Ну и не без дозы атмосферной этнической музыки, еще более подчеркивающей чуждость героев всему происходящему. Трудно выбрать, что тут лучшее — и «Gortoz a ran», и «Barra Barra», и оркестровые «Still» и «Hunger» пронзительные и под кожу забирающиеся.
На финальных титрах звучит душеразрывающая версия ирландской песни XIX века «The Minstrel Boy» в исполнении Джо Страммера — если вас до этого не накроет, то уж тут пробьет самое черствое сердце.
3. «Звездные войны» (Star Wars, 1977)
Да простят меня все фанаты гениального Джона Уильямса, что его гениальный же саундтрек не на первом месте. Просто он настолько въелся в подкорку, что рассматривать его именно как отдельный саундтрек уже не получается. Это культурный феномен; американский институт киноискусства в 2005 году объявил именно «Звездные войны» лучшим саундтреком в истории кино. Мелодии из «Звездных войн» стали едва ли не самыми узнаваемыми среди киномузыки — в самом деле, кто сравнится с ними? Даже у самых известных тематических «музык» был обычно один узнаваемый трек, а у Уильямса тут гора знаковых мелодий, одна другой знакомее.
А под «Имперский марш», несомненно, мы когда-нибудь будем захватывать галактику.
4. «Телохранитель» (The Bodyguard, 1992)
Есть фильмы, которые хорошо дополняются саундтреком; а есть случаи — их мало, конечно, — когда саундтрек не только лучше, но и куда более популярнее фильма. Да, «Телохранитель» — как раз тот самый пример. 45 миллионов проданных альбомов по всему миру (и это мы еще не учитываем все пиратские версии); самый продаваемый саундтрек всех времен и народов; вы его точно слышали, причем не раз и не два.
Хотя на самом деле в саундтреке только шесть песен Хьюстон, он воспринимается подчас как ее альбом; немного обидно за хороших артистов, также приложивших руку к его созданию. Это и Кенни Джи, и Лиза Стэнсфилд, и даже Джо Кокер — но нет, первой в голову все равно приходит версия песни Долли Партон, записанная Уитни.
5. «Четыре свадьбы и одни похороны» (Four Weddings and a Funeral, 1994)
После двух эпических саундтреков и двух крайне известных мне надо было разбавить пятерку — и выбор пал на «Четыре свадьбы…», которые могут похвастаться очень банальной, с одной стороны, и одновременно с тем очень точно работающей в фильме подборкой песен. Это не так чтобы аналог сборной солянки из «Горько» с попыткой иллюстрировать всю возможную свадебную музыку, свойственную британской культуре, но явственная попытка взять хотя бы некоторые проверенные хиты, характерные для традиционней некуда праздника. Тут и бессмертная «I will Survive», и Стинг с Элтоном Джоном, и, наконец, ставшая внезапным хитом года «Love is all around» в перепевке Wet Wet Wet. Нет, ну как не любить-то такой саундтрек.
В следующее воскресенье ждите вторую часть нашего обзора, а потом — и обзор любимых саундтреков российских фильмов!