Сезон грядущий, что ты нам готовишь?

24 июня 2017

Синемафия посетила фестиваль анимационных фильмов в Анси и рассказывает о продолжениях анимационных сериалов, которые нас ждут.

Продолжение… Это то, за что мы ценим сериалы — история длится, мир дарит нам все новые приключения любимых героев, авторы спасают нас от необходимости перекапывать интернет в поисках фанатских текстов и рисунков… И все же, сериалы неизбежно заканчиваются.

Иногда это происходит до их естественной смерти — мир и персонажи не надоели публике, есть потенциал — но нет возможности. Появится возможность — будет продолжение. Иногда в дело вступает некромантия — успешный, но давным-давно завершенный проект вдруг решают перезапустить: идея опробована, персонажи проработаны, бери и делай, только с умом.

На конференции «Телесериал: четыре сезона (или больше)», прошедшей в рамках МИФА-2017, продюсеры трех успешных проектов поделились опытом работы над созданием «новенького к старенькому» — продолжений сериалов с разных этапов их жизненного цикла. В свете информации о том, что довольно скоро нас ждет новое «Простоквашино», их опыт особенно интересен.

Danger Mouse: ну просто супер-агент!

Пародийный сериал про мышь-суперагента был хитом среди британцев и продержался на телевидении 10 сезонов (с 1981 по 1992 год). Герой, вдохновленный «Опасным человеком» и Джеймсом Бондом, еженедельно спасал мир в компании славного, но совершенно бесполезного в бою друга-хомяка. Дети торопились домой с уроков, чтобы посмотреть на их приключения. Сегодня ностальгирующие взрослые заново открывают для себя сериал: чтобы оценить пародию, все-таки требуется культурный опыт, а большая часть шуток оказалась не совсем рассчитана на детей. Где на злобу дня пошутили, а где игру слов разной степени замысловатости задействовали.

Вот так выгляди классические Пенфилд и Danger Mouse:

Пенфолд: Вот ведь блин!

ДМ: Позже позавтракаем!

В 2015 году было принято решение продолжить сериал, и оно оказалось удачным: в 2017 году его уже продлили на третий сезон. Тим Сирл, исполнительный продюсер сериала, уверен, что секрет успеха — в способности сериала и его персонажей вызывать отклик в сердцах аудитории. С восьмидесятых аудитория несколько изменилась. Что пришлось учитывать и менять создателям сериала, чтобы не утратить этот важный резонанс?

  • Наследие. Danger Mouse — классика, поклонники которой многочисленны и вполне здравствуют. Несомненно, новый сериал будут ревностно рассматривать с лупой. Отступление от канона — большой риск (вспомните реакцию социальных сетей на трейлер новых «Утиных историй»). Поэтому создатели новой версии Danger Mouse старались не будить лихо и не вносить радикальных изменений во внешность персонажей, хотя дизайн и стал более современным.

Вот как выглядят современные Пенфолд и ДМ:

  • Динамика. Современный зритель, с пеленок приученный к насыщенному экшену, не простит создателям низкий темп в шпионском сериале. Это понимали все и учли сразу, что прекрасно видно в трейлере.

Вот трейлер классического сериала:

А вот — современный трейлер

  • Гендерные роли. Ни одно хорошее шоу нынче не обходится без достойной ролевой модели для девочек. С «Danger Mouse» в этом смысле произошла любопытная метаморфоза. В классическом сериале присутствовал слегка сумасшедший ученый, профессор Генрих фон Сквакенклак, и был он кротом. В новых сезонах он не участвует, на смену пришла его племянница, куда более деятельная курица-изобретатель.

Классический профессор:

Современный профессор:

«Леди Баг и Супер-кот»: все дело в отношениях

Сериал про девочку-божью коровку вполне себе современный, на экранах с 2015 года. Идея не нова — супергерои борются с суперзлодеем. И да, учатся в школе. Концепция серии довольно незамысловата — злодей использует негативные эмоции, чтобы завладеть персонажем, задача героев — найти корень зла и выкорчевать его. И все же, создателям сериала, Томасу Аструку и Себастьяну Тибаду, очень даже есть чем поделиться.

Решение о продолжении сериала было принято вскоре после премьеры первого сезона. Оно не стало неожиданностью: создатели сразу планировали масштабироваться, поэтому воспользовались некоторыми хитростями заранее:

— отказались от идеи горизонтального, сквозного сюжета (что, в общем-то, предсказуемо);

— продумали пресловутую концепцию серии: негативных эмоций можно испытывать великое множество, по самым разным поводам — вот вам и бездонный кладезь идей, почти как в «Покемоне».

— а главное, снабдили ключевых персонажей забавным любовным четырехугольником, который эволюционирует со временем. Маринетт нравится Эдриан, который не очень-то замечает свою обыкновенную одноклассницу. Эдриан (он же Супер-кот) восхищается Леди Баг. Ей же, в свою очередь, выскочка Супер-кот не так уж и симпатичен. Судя по комментариям и обзорам на YouTube, этот хитрый ход — чуть ли не основная причина, по которой поток поклонников сериала не иссякает.

Проект проработан, зрительский интерес почти гарантирован, заказчик есть — дело за малым: собственно, сделать новый сезон. Точнее, сразу два. А это довольно много сценариев, которые нужно написать за достаточно короткий срок. Что оказалось важным и полезным в работе над хорошо знакомым проектом?

  • Руководитель сценарной группы. В своем выступлении Себастьян неоднократно упоминал, что над проектом работали множество сценаристов. Судя по IMDB, не меньше десяти. Чтобы обеспечить единство стиля и мира сериала, Томас лично читал все сценарии и всегда был готов отвечать на вопросы.
  • График. Каждую неделю нужно было писать по серии. К среде нужен был готовый синопсис, после утверждения которого внутри сценарной группы создавался сценарий. Так как прямым заказчиком выступил TF1, у создателей была возможность получать обратную связь от представителей телеканала и учитывать ее в работе.
  • Загрузка. Было принято решение уменьшить количество сценаристов, чтобы обеспечить равномерную загрузку каждого участника проекта. Недостаточно загруженные сценаристы вынуждены «ходить налево»: параллельно работать над другими проектами. От этого они «выпадают» из мира сериала.

Таинственные города Эстебана

«Эстебан, сын солнца» — приключенческий аниме-сериал начала восьмидесятых. Шестнадцатый век, разношерстная команда исследует Новый Свет в поисках золотых городов. В 2012 году было запущено продолжение, также на французском канале TF1. В отличие от оригинала, который был французско-японской копродукцией, новые сезоны рисовала уже только французская команда, персонажи стали 3D-моделями (и претерпели некоторый редизайн), а продолжительность серии ужалась с 27 до 24 минут.

Персонажи до:

Персонажи после:

Сериал остался «горизонтальным» — у всех сезонов есть общая сюжетная арка, и сюжет линейно движется к закономерному завершению. Предсказуемо и скучно? Продюсеры Жан-Люк Франсуа и Армель Глоренек успокаивают: главная задача героев — выяснить причины того, что уже случилось, а не повлиять на то, что еще может случиться. Поэтому наблюдать за ними по-прежнему интересно. Тем более, что их жизнь на пути к цели насыщенна и разнообразна. Высокие рейтинги сериала это подтверждают, и оправдывают решение канала сделать исключение из правил и запустить «горизонтальное» шоу. Какие нюансы были у работы над этим продолжением?

  • Фундамент. Прежде, чем работать над новыми приключениями, создатели проанализировали первый сезон и скрупулезно воссоздали синопсисы каждой серии. Также они создали библию персонажей — описали их характеры, мотивацию, цели.
  • Детали. Новые серии короче, но современность требует большей динамики. Поэтому в новых сезонах стало больше локаций (добавилось 9 во втором сезоне и 18 — в третьем), городов-целей (в первом сезоне был найден один золотой город, в продолжениях нужно найти еще 6) и персонажей (пока добавилось трое).
  • Цивилизация. События происходят в довольно жесткое время, и в первом сезоне это находило отражение. В новых сериях стараются снизить градус жестокости и обойтись малой кровью (даже если кого-нибудь и приходится заколоть). Вдобавок, исторический сеттинг поставил перед создателями уже знакомую нам проблему: куда можно органично вписать крепкого женского персонажа, если в то время жизнь женщин разнообразием не отличалась и приключений не предполагала? Придумали загадочную французскую фехтовальщицу.

Мадемуазель Лагерра:

Новое «Простоквашино»

«Союзмультфильм» и «Данон» договорились о создании 30 новых серий о приключениях самого юного дяди на свете и его разношерстной компании (одни рисуют, вторые участвуют в финансировании). С чем предстоит столкнуться создателям продолжения культовой трилогии?

  • Современность. Практически каждый текст, посвященный этой новости, цитирует слова представителя «Союзмультфильма»: «Задача нового проекта — показать, как изменилось Простоквашино вместе со страной, все-таки прошло 20 лет». Каким образом смогут создатели сериала показать ход истории? Станет ли Дядя Федор вечно молодым (а Матроскин с Шариком — вечно живущими), как персонажи «Симпсонов»? Отрастит бороду и обзаведется Шариком-3 и робо-Матроскиным? Или сделает вид, что никогда не жил в Советском Союзе — никто не обещал, что сюжет будет линейным? В свете относительно недавнего (2011 год) мультфильма «Весна в Простоквашино», где зрителям усиленно демонстрируют чудеса интернета, кредитных карт и Mail.ru (а также синего Матроскина), это особенно интересно. С «Зимы в Простоквашино» до «Весны», очевидно, прошло много лет, но персонажи ничуть не изменились (а клад из первой серии до сих пор не потратили!). Даже Гаврюша — все тот же теленок, разве что подвергнувшийся решительному редизайну, как и все остальные.

«Весна в Простоквашино»:

  • Рисовка. Кстати, о дизайне. Даже оригинальные мультфильмы не могут похвастаться последовательностью в изображении персонажей.

Что творится с Дядей Федором:

Что творится с мамой Дяди Федора:

Матроскин, Шарик, Печкин и папа тоже изменились, но не так заметно.

Какие метаморфозы ожидают персонажей сейчас, когда речь зашла о 3D? Примет ли их публика? От чего будут отталкиваться аниматоры? Волнительно. Хоть и не так важно. Ведь герои, в общем-то, могли остаться и такими:

Предварительный эскиз к мультфильму «Трое из Простоквашино». Собрание Музея кино

  • Сюжеты. Несколько уже существующих историй о жителях известной деревни еще не были экранизированы. Станут ли создатели вводить историю Тр-Тр Мити, задействовать Тетю Тамару (а влезет ли она в шесть с половиной минут?), вписывать любовную линию для Дяди Федора? А может, сосредоточатся на специфических современных трендах и расскажут про восстановление связи с природой на фоне всеобщей компьютеризации? Может, Печкин станет хипстером и стартапером, откроет в Простоквашино офис DHL?

Печкин-2017:

Может, Дядя Федор все тридцать серий будет искать общий язык с родителями, которые не понимают, как можно зарабатывать в интернете?

  • Голоса. Изрядная доля шарма оригинальных персонажей — в таланте актеров, которые их озвучивали. Будет ли Олег Табаков новым Матроскиным? Кто заменит Льва Дурова?
  • Талант. «Простоквашино» — это Успенский. Его юмор, актуальный, жизненный, свежий и иногда двусмысленный, превратил сериал в видеоцитатник.

— Ничего, и от кота будет польза. Он мышей ловить может.

— А у нас нет мышей!

— А мы заведем!

Станут ли создатели продолжения пытаться соответствовать высокому стандарту? Удержат ли планку? Будет ли в работе участвовать сам Успенский? А может, концепция юмора изменится полностью — но как?

Нам остается только ждать, скрестив пальцы на всех конечностях.