Кинорулетка: Почта

7 июля 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Второе воскресенье июля в России — день российской почты. Мы любим всякую почту (не только российскую!), и потому нашли фильмы о письмах, почтальонах и почтовых отделениях.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Курьер» (1986)

Режиссёр: Карен Шахназаров

В ролях: Фёдор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова

О чём: Не поступив в университет после школы, Иван на время стал курьером в редакции журнала «Вопросы познания», ожидая воинского призыва. Эксцентричный молодой человек обладает талантом — любую ситуацию он может обратить в фарс, шутя по поводу и без, чем располагает к себе окружающих. Благодаря одному из рабочих поручений, Иван попадает в дом профессора, где знакомится с профессорской дочкой.

Почта: Главный герой подрабатывает курьером, хотя аллюзии к почте тут не играют большой роли. Иван стал курьером не сразу, но выбирать то было не из чего. Сама должность здесь символ, в полной мере отражающий возможности людей, находящихся на ступеньке «начало карьеры», а вернее их отсутствие. Иван это понимает, шутя о том, что «всегда мечтал быть шестёркой». А ещё Иван ждёт повестку, которую раньше доставлял «особый» почтальон, с погонами.

Почему: Несмотря на то, что история грустная, Иван скучать зрителю не позволит. «Курьер» полон остроумных гэгов и забавных приключений. Фильм, снятый Кареном Шахназаровым на основе собственной повести, хоть и происходит в давно ушедших декорациях СССР времён перестройки, затрагивает ещё и тему конфликта поколений (вечную), быть может поэтому он так актуален и смотрибелен по сей день («В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?»). Героев фильма Шахназарова можно встретить и по сей день на улице, в институте, в отделе кадров, пусть и с незначительными метаморфозами.

«Вам письмо» (You've Got Mail, 1998)

Режиссёр: Нора Эфрон

В ролях: Том Хэнкс, Мег Райан, Грег Киннир

О чём: Кэтлин и Джо общаются в интернете, доверяя друг другу самые сокровенные мысли. Они говорят о личной жизни, бизнесе, мечтах, но с одним условием — никаких имён. Так вышло, что в реальной жизни Кэтлин и Джо — конкурирующие книготорговцы, не способные узнать в ненавистном сопернике доброго друга в виртуальном пространстве.

Почта: Быть может, сейчас это выглядит старомодно, ведь снимался фильм в конце девяностых. Герои фильма переписываются друг с другом в анонимном чате (тогда анонимность ещё была, да), используя «доисторические» ноутбуки и компьютеры.

Почему: Хэнкс на пике карьеры — что ещё нужно для счастья? Для Хэнкса и Райан это была не первая работа с Норой Эфрон, снявшей немало подобных мелодрам. Вместе у них получилась история любви, которой помог интернет (до того, как это стало мейнстримом). А началось всё с обыкновенной переписки в интернете. Сейчас этим уже никого не удивишь, но мало ли.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Лестница Иакова» (Jacob’s Ladder, 1990)

Режиссёр: Эдриан Лайн

В ролях: Тим Роббинс, Элизабет Пенья, Дэнни Айелло

О чём: Джейкоб два года воевал во Вьетнаме. Теперь он живет в Нью-Йорке, спит с коллегой по работе и борется со своими демонами. Которых очень, очень много.

Почта: Джейкоб работает почтальоном. В контексте фильма это можно понимать как символически (болтающийся между пунктами, А и Б, Раем и Адом, жизнью и смертью) так и буквально.

Почему: После «Рокового влечения» и «Танца-вспышки» Эдриан Лайн — не самый очевидный выбор для режиссуры культового мистического триллера, и тем удивительнее, что всё получилось. Конечно, это во многом заслуга сценария, шкалящее количество библейских аллегорий из которого режиссеру пришлось сгладить и даже убрать, и замечательного актера Тима Роббинса. С другой стороны, усиливающееся со временем ощущение, когда страшным сном кажется совершенно все происходящее, а не какая-то его часть, и смерть — наилучший выход из сложившейся ситуации, выстроено именно Лайном, и выстроено практически безупречно.

«В бегах/Несвятые» (Ain’t Them Bodies Saints, 2013)

Режиссёр: Дэвид Лоури

В ролях: Кейси Аффлек, Руни Мара, Бен Фостер, Кит Кэрредин

О чём: Боб так сильно любил Рут, что попал в тюрьму вместо нее. Он постоянно пишет ей письма, обещая, что найдет ее и их дочь, когда выйдет. Ему удается убежать, но если у него так никого и нет, кроме них, то у Рут теперь есть дочь, и совершенно другие обязательства.

Почта: Письма, которые Боб пишет Рут из тюрьмы, как и те, в которых она ему отвечает, по понятным причинам проходят через руки местных правоохранительных органов и, несомненно, вскрываются. Неважные из полиции почтальоны.

Почему: Перед тем, как основной конкурс «Сандэнса» окончательно превратился в ежегодный сборник типовой продукции индипрома, Дэвид Лоури привез туда свой второй полный метр. Масштабы его влияния на американских независимых режиссеров можно увидеть уже сейчас, и надо признать, что мало какой фильм за последние годы смог срезонировать так же сильно. Дабы не удаляться в рассуждения, сколько в нем от Терренса Малика или Роберта Олтмена (впрочем, влияние последнего режиссер признает, и оно как раз очевидно), скажу о том, что лежит на поверхности, и что необходимо понимать перед просмотром. Дэвид Лоури искренне считает, что есть вещи, о которых невозможно ни говорить, ни писать. Их нужно чувствовать, и фильм направлен именно на внутренние интуитивные ощущения. Письма вскрывают, то, что сказано, или несвоевременно, или может обидеть, или понимается превратно, а обещания выполняются далеко не всегда. По этой же причине текст (и закадровый, и диалоги) важен куда меньше, чем монтаж, операторская работа и работа со звуком. С любым звуком, включая голоса актеров, выверенные до такой степени, что в какой-то момент хочется закрыть глаза и воспринимать все как радиоспектакль. Примите это как данность, и вы поймете, что это великий фильм. Да, и именно он окончательно открыл оператора Брэдфорда Янга, до исторической номинации которого на «Оскар» оставалось четыре года.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Изгой» (Cast Away, 2000)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Том Хэнкс, Хелен Хант, Ник Шерси, Крис Нот

О чём: самолет главного героя Чака терпит крушение во время перелета в Малайзию. Чак оказывается посреди Тихого океана, и ему удается выжить лишь чудом: его выбрасывает на маленький необитаемый остров. Здесь ему предстоит провести долгих четыре года…

Почта: Чак — инспектор службы доставки FedEx, известной логистической компании. После крушения он вылавливает из воды несколько посылок, которые перевозил самолет, и они в какой-то мере спасают его жизнь.

Почему: творческий союз режиссера Роберта Земекиса и актера Тома Хэнкса подарил нам один из лучших фильмов в истории кино — «Форрест Гамп». Когда спустя шесть лет эти товарищи решили снова поработать вместе, результат также получился впечатляющим, хоть и чуть скромнее. Может быть, роль робинзона Чака и не лучшая в фильмографии Хэнкса (хотя «Золотой Глобус» и номинацию на «Оскар» он все же получил), но именно про такие роли обычно говорят — «актерский бенефис». Немудрено, ведь большую часть хронометража актеру приходится играть одному — из напарников у него только волейбольный мяч.

Одно удовольствие наблюдать за попытками героя обустроить свой быт на острове и банально выжить. Его забавные отношения с Уилсоном, тем самым мячом, который волей случая оказывается его единственным другом, а также трогательная история возвращения домой — все это делает «Изгоя» если не оригинальной картиной, то уж точно запоминающейся. Одним словом, приятный вечер в компании Тома Хэнкса гарантирован!

«Почтальон» (The Postman, 1997)

Режиссёр: Кевин Костнер

В ролях: Кевин Костнер, Уилл Пэттон, Лоренц Тейт, Оливия Уильямс, Том Петти, Джованни Рибизи

О чём: после того, как США пережили ядерную войну, разрозненные группы выживших людей прячутся по маленьким городкам от мародеров, так называемой «армии гольнистов». Положить конец этому хаосу суждено обычному странствующему актеру…

Почта: главный герой случайно находит костюм работника почты и сумку с письмами — и решает временно перевоплотиться в почтальона. Но он даже не подозревает, что из-за этого постепенно превратится в символ возрождения Америки.

Почему: трудно рекомендовать фильм, получивший пять «Золотых Малин», в том числе и как худший фильм года. Тем не менее, постараюсь объяснить, почему он не так плох, как его малюют. Да, он безбожно затянут (три часа постапокалиптической саги — это не шутки!), но, с другой стороны, мы имеем дело с историей эпического размаха (пусть и не такого, как у «Властелина колец», но все же), поэтому и хронометраж соответствующий. Актеры на своих местах: Костнер фирменно прищуривается, Уилл Пэттон вполне вписывается в образ полубезумного генерала, а Оливия Уильямс просто красивая. Но главное во всем этом противоречивом фильме не какие-то актерские подвиги или экшн-сцены. Главное — это то самое чувство надежды, которое формируется практически из ниоткуда, но затем все четче прорисовывается и, в итоге, перерастает в веру в то, что восстановить цивилизацию вполне возможно даже после ядерной войны.

И начинается эта кропотливая работа с самых простых вещей: в частности — с работающего почтового сообщения. Как бы банально не звучала мысль о том, что именно вера, надежда и (куда уж без нее) любовь могут объединить людей и придать им толчок в верном направлении развития, все равно эта парадигма, по сути, бессмертна. И в «Почтальоне» она работает, что уже дорогого стоит.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Бобро поржаловать» (Bienvenue chez les Ch'tis)

Режиссёр: Дэни Бун

В ролях: Кад Мерад, Дэни Бун, Анн Меривель, Лин Рено, Мишель Галабрю

О чём: после бесплодных попыток получить назначение поближе к морю Филипп (Кад Мерад) решается выдать себя за инвалида, чтобы уж точно обойти конкурентов. Но обман вскрывается, и вот уже он отправлен в страшную «ссылку» — из цветущего Прованса его переводят в дождливый холодный Берг на самом севере Франции. Там, по легендам и рассказам дяди его жены, зимой до минус сорока, люди все — мерзкие голодранцы, и говорят они на совершенно непонятном наречии. Про наречие слова дяди окажутся чистой правдой. Необходимость носить пуховик летом — некоторым преувеличением.

Почта: Филипп — почтовый служащий, и в Берге ему тоже предстоит управлять работой почтового отделения.

Почему: внезапно «выстрелившая» в прокате французская комедия до сих пор сохраняет титул самого кассового французского фильма в истории — её в кинотеатрах на родине посмотрело больше двадцати миллионов человек.

А ведь, казалось бы, все шутки построены вокруг искажения французского языка местным произношением — сколько над этим можно смеяться? Но на самом деле Бун снял очень добрую историю про то, что все мы, может быть, снаружи и разные — но внутри точно одинаковые. И все — хорошие. И Филипп, поначалу потешавшийся на смешно говорящими людьми, в итоге находит хороших друзей, а не это ли главное?

Бун и дальше будет снимать фильмы о том, что даже с виду неприятные люди на деле — отличные ребята — мы уже рассказывали в этой рубрике про фильм «Таможня дает добро».

«Срочная доставка» (Premium Rush)

Режиссёр: Дэвид Кепп

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Майкл Шеннон, Даня Рамирес, Джейми Чанг, Уоли Паркс

О чём: когда в руки курьера попадает очередное письмо, которое он срочно должен доставить, он еще не знает, что на него откроет охоту коррумпированный полицейский, которому обязательно нужно получить послание раньше адресата.

Почта: главный герой работает по сути почтальном, но почтальоном XXI века — когда скорости вокруг такие, что доставка должна выполняться практически мгновенно.

Почему: представленная в виде вроде как боевика история Дорожного Бегуна и Хитрого Койота из мультфильмов; причем режиссёр Кепп даже не пытается как-то это закамуфлировать — главного героя зовут Уайли (Wile.E. Coyote — так звали антагониста в мультике), главный злодей хочет всячески его поймать, но герой для него слишком быстр… Отличная идея же — тот же мультик, но в антропоморфмной версии.

Ну и Майкл Шеннон прекрасен в любых ролях, как мы неоднократно рассказывали — и даже в таких гротескных.

«Опочтарение» (Going Postal)

Режиссёр: Джон Джонс

В ролях: Ричард Койл, Дэвид Суше, Клэр Фой, Чарльз Дэнс, Тэмсин Грег

О чём: экранизация одного из романов Терри Пратчетта о Плоском мире — первого из трех, в которых главным героем становится ловкий мошенник Мойст фон Липвиг (в официальном отечественном переводе книги получивший имя «Мокриц»). Мойст был приговорен к смертной казни, и её вроде как даже привели в исполнение… но вот патриций Анк-Морпорка лорд Ветинари предложил герою будущее. Которое, конечно, могло бы оказаться совсем коротким — если бы Мойст не принял предложение и не стал главным почтмейстером анк-морпоркского почтампта.

Почта: отремонтировать здание почты, наладить отправку и рассылку писем, международные отправления — всем этим будет заниматься принявший предложение Мойст. За это ему полагается скромный оклад, бесплатное проживание в здании почтампта и даже головной убор. Ну и интересная задача — а Мойст любит интересные задачи, особенно, когда при их решении можно произвести впечатление на красавицу…

Почему: у британцев есть удивительный дар — снимать телефильмы с крошечным бюджетом так, что ты не обращаешь внимания на спецэффекты, сразу принимая их условность. Одна из задач «Опочтарения» — не убедить зрителя, что перед ним, скажем, голем (или оборотень), а предложить такие правила игры, в которых зритель не будет обращать внимания на декорации, а присмотрится к сюжету. Уж с чем, а с сюжетом у Терри Пратчетта никогда проблем не было. И «Опочтарение» стало самой удачной его экранизацией.

Тот случай, когда смотришь на прошедшие почти три часа — и мучительно хочешь обратно, в Анк-Морпорк.