Кино и музыка: Любимые отечественные саундтреки Синемафии, часть 1

9 июля 2017

Синемафия по воскресеньям рассказывает о любимой музыке в кино — вот и дошла очередь до кино отечественного!

Мы уже рассказали о любимых саундтреках зарубежного кино (часть 1, часть 2), и теперь пришло время поговорить об отечественном кинематографе.

В советском и российском кино музыке тоже уделялось и уделяется немалое значение; наверняка у каждого из нас есть любимые мелодии и песни, связанные с отечественными фильмами. Авторы Синемафии рассказывают о своих предпочтениях.


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

Если при подготовке материала по саундтрекам зарубежных лент самым сложным было выбрать всего пять любимых из где-то сотни, то сейчас сложнее было эти пять фильмов в принципе придумать. Пара вариантов нашлась сразу, в выборе же остальных отталкивалась от наличия тех или иных любимых песен в саундтреке. В отношении российских (и советских) кинолент именно песни и их связь с сюжетом определяют для меня, удачен ли подбор музыки, а вот работа композитора всегда уходит на второй план. В результате почти вся моя пятёрка стала некой ностальгией по хитам 2000-х.

«Бой с тенью» (2005)

На мой взгляд, один из самых достойных российских фильмов современности: и по сюжету весьма интересно, и актёры прекрасные, и режиссёрский стиль чувствуется. Музыка здесь — один из главных плюсов. Основная тема фильма в записи финской группы Apocalyptica совместно с российским проектом Triplex стала настоящим хитом и одним из самых популярных рингтонов своего времени. Не меньший успех ждал композицию «Король ринга» в исполнении Серёги, чей пик популярности выпал как раз на начало нулевых — песня пришлась по вкусу молодёжи, а спустя некоторое время даже дала название проекту Первого канала, где звёзды шоу-бизнеса пробовали себя в ипостаси боксёров. Девушки благодаря фильму полюбили лиричную композицию с не менее лиричным названием «Лебединая», записанную Бьянкой и Максом Лоренсом (оба — протеже всё того же Серёги). Ещё одной успешной песней стала прозвучавшая в финале картины «Холодная весна» Джанго — она прекрасно соответствовала слегка печальной, но всё же светлой развязке фильма.

Композитор ленты Алексей Шелыгин ранее уже работал с режиссёром Алексеем Сидоровым над сериалом «Бригада». Мелодии Шелыгина на фоне вышеупомянутых композиций звучат ничуть не хуже: они подходят под характеры персонажей и создают нужную для фильма атмосферу.

«Чародеи» (1982)

Многие советские картины я могу пересматривать с удовольствием, но песни больше всего люблю именно в «Чародеях». За авторство всей музыки в фильме стоит поблагодарить Евгения Крылатова, а вот за создание чудесных текстов — Леонида Дербенева. И даже если сам фильм вы никогда не смотрели, то песни уж точно слышали: «Три белых коня», «Снежинка», «Представь себе» и другие композиции стали неотъемлемой частью нашей культуры и звучат в исполнении различных артистов очень часто. Нельзя не упомянуть и песню «Костюмчик», фраза из которой «главное, чтобы костюмчик сидел» стала настоящим афоризмом, как и многие другие реплики фильма.

«В ожидании чуда» (2007)

В этой истории о не самой симпатичной, но талантливой девушке, которая живёт мечтой, верит в чудеса и надеется встретить любовь всей своей жизни, я десять лет назад узнала себя. Девочке-подростку этот наивный фильм со счастливым концом очень полюбился, как понравилась и музыка, использованная в фильме. В число исполнителей вошло несколько участников популярного тогда проекта «Фабрика звёзд»: Юлия Савичева, Юлия Бужилова, группа «Корни», Виктория Дайнеко. Композиция последней «Фильм не о любви» до сих пор одна из моих любимых: пусть мотив и простой, но сильный голос артистки очень украшает песню. Лиричную «Закрыть глаза» от группы «Корни» я тоже долгое время слушала на повторе, особенно акустическую версию. В список саундтреков попала и «Девушка, которая хотела счастья» от группы «Город 312» — их песни тогда вообще частенько использовали во многих нашумевших российских кинолентах. Композиция определённо стала хитом и звучала чуть ли не из каждого утюга.

«Любовь в большом городе» (2009)

Марюс Вайсберг снял на удивление неплохой фильм, который кому-то кажется слишком пошловатым, но на мой вкус — очень даже романтичным. Очарование Нью-Йорка под, не побоюсь этого слова, культовую композицию «Love is in the air» становится ещё очевиднее, так что создатели явно не зря включили её в саундтрек. Популярная в конце 90-х «Батарейка» от группы «Жуки» обрела в фильмы новую жизнь, прозвучав в нужной сцене в нужное время. Саундтрек также может похвастаться песней Земфиры «Почему», определённо ставшей украшением фильма.

Разумеется, в картине, где в главных ролях задействованы известные российские исполнители, обязательно прозвучат их песни. Вера Брежнева записала одноимённую композицию «Любовь в большом городе», которая не стала большим хитом, но всё-таки завоевала любовь слушателя. А вот песня Филиппа Киркорова «Просто подари» получила огромную популярность, у нас в стране её напевают стар и млад! Пусть до хита мирового уровня Киркорову далеко, но композиция зато добрая и душевная, да и для фильма подошла идеально.

«Дневной дозор» (2005)

Композитором фильма, как и в «Ночном дозоре», выступил Юрий Потеенко — трижды лауреат премии «Золотой орёл» за лучшую музыку, у которого за плечами работа более чем над шестьюдесятью кинолентами. Созданные для «Дневного дозора» мелодии вряд ли возникнет желание слушать вне контекста фильма, но в канве сюжетного повествования они стали идеальным музыкальным сопровождением: где нужно — мистические, в другой момент — ностальгические, в иной сцене — динамичные. Композитор явно знает своё дело, так что работу Потеенко искренне хочется похвалить.

Книги Лукьяненко я не читала, фанатом фильмов тоже себя не назову, но мою романтичную натуру очень тронула сюжетная линия Кости и Алисы. Поэтому песня «Останусь» группы «Город 312», ставшая в первую очередь саундтреком именно этой истории любви, сразу мне полюбилась. И даже до сих пор при прослушивании порой щемит в груди, настолько трогательно она звучит. Стоит ли говорить, что песня стала настоящим хитом и одним из самых популярных «медляков» на дискотеках в то время.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

Мои требования к саундтрекам русского и советского кино мало чем отличаются от тех, которые я предъявляю к зарубежным. Единственное только, так уж получилось, что в мой список попали только советские фильмы. Возможно, в отношении нашего кино я консерватор, но набрать эту пятерку мне было очень легко — эти фильмы и эта музыка действительно сопровождают меня на протяжении всей жизни, и о них я вспоминаю в первую очередь.

«Июльский дождь» (1966)

Снятый на излете эпохи оттепели фильм Марлена Хуциева является одним из лучших советских фильмов в стилистике французской «новой волны». Его неотъемлемой частью стали песни Булата Окуджавы, но с ними связана не самая приятная, хоть и характерная для того времени история. В тот период Окуджава был в опале и не мог исполнять собственные песни, поэтому их поет Юрий Визбор, игравший одну из ключевых ролей. Песни самого Визбора тоже включены в фильм, но как ни странно, наиболее сильно запоминается именно его неловкое, немного зажатое исполнение «Не верьте погоде». Возможно, сам Булат Шалвович спел бы лучше, но это была бы совсем другая история, куда менее грустная. В любом случае, представить себе 1960-е без Визбора и Окуджавы невозможно, и Хуциев, снимая портрет времени, прекрасно это понимал.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

Никита Михалков сейчас может сколько угодно барствовать и бесогонить — по крайней мере, у нас всегда будут его ранние фильмы. Свой знаменитый дебют он снял под влиянием вестернов Серджио Леоне, и перед Эдуардом Артемьевым ставил схожую задачу — отталкиваться от музыки Эннио Морриконе. При этом в ней (как и в фильме) совершенно не чувствуется вторичности, и она пробирает до сих пор, как в самом фильме, так и отдельно от него. Сила финальной сцены — не только в монтаже и поднятых руках Юрия Богатырева, но и в той самой музыке, которую невозможно слушать спокойно.

«Ёжик в тумане» (1975)

Очень легко посчитать, что в универсальном десятиминутном шедевре Юрия Норштейна используется классическая музыка, но на самом деле это оригинальная, написанная Михаилом Мееровичем. Киевский композитор, талант которого в 1940-е отмечал Сергей Прокофьев, был уволен из консерватории за формализм и еле смог найти работу в мультипликации. Кроме постоянного сотрудничества с Норштейном (их последняя совместная работа — до сих пор не оконченная «Шинель») он написал музыку к таким классическим мультфильмам, как «Котенок по имени Гав» и «Возвращение домовенка». Работа над «Ежиком в тумане» была непростой, и не обходилось без конфликтов, но результат того стоил, и мультфильм до сих пор производит неизгладимое впечатление на детей и взрослых благодаря красивой и грустной музыке Мееровича в том числе. И здесь невозможно представить какой-то один отрывок. «Ежик в тумане» идет всего десять минут. И он прекрасен. Посмотрите его еще раз.

«Асса» (1988)

Так получилось, что песни из «Ассы» я услышала намного раньше, чем посмотрела фильм — саундтрек, в записи которого приняли участие ведущие рок-музыканты 1980-х, издавался отдельно, и пластинку с ним я заслушала до дыр еще в детстве.

Естественно, фильм Сергея Соловьева сделали великим не только они, но и сценарий, и Сергей «Африка» Бугаев, и Татьяна Друбич, но представить его без них, или с какими-то другими, невозможно. Это можно сказать и о «Городе золотом» на колесе обозрения, и о «Хочу перемен!» в Зеленом театре, и о «ВВС» в ресторане, и о «Старике Козлодоеве» на корабле, и об одной из самых сильных и запоминающихся сцен, в которой Алику забирают следственные органы. В полутьме, одним планом и под незабываемый голос Жанны Агузаровой.

«Остров сокровищ» (1988)

Хулиганскую мультипликационную версию «Острова сокровищ» сделал Давид Черкасский, до того поступивший так же с «Доктором Айболитом». «Айболит», конечно, тоже получил известность, но меньшую. Здесь все сложилось наиболее удачным образом — и мультипликация, и озвучка, и запоминающийся юмор, и досье из «Семнадцати мгновений весны», и стилизация под комиксы, и песни, конечно же, тоже. Причем на своем опыте могу сказать, что, насмотревшись этого мультфильма, снова воспринимать роман Стивенсона и его классические экранизации серьезно очень и очень тяжело. Так же тяжело выбрать только одну из песен, цитаты из которых, давно стали крылатыми, но я остановлюсь на трагической и поучительной истории о мальчике Бобби, который любил деньги.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

Когда я задумываюсь о любимой киномузыке, в памяти почему-то достаточно легко всплывают хорошо запомнившиеся саундтреки современных зарубежных фильмов, а не российских. Возможно, это связано с тяжёлым и кризисным положением нашего кинематографа в целом, возможно — ещё с чем-то. Но, как бы то ни было, порой и в нашем современном кино, встречаются очень приятные музыкальные находки. Если же говорить о музыке отечественного кино, включая наследие советского кинематографа, то можно отметить, что многие полюбившиеся мелодии из любимых фильмов тесно переплетаются с тёплым чувством ностальгии и напоминают о беззаботном детстве и светлой юности.

«Географ глобус пропил» (2013)

Нежная и трогательная инструментальная тема фильма «Географ глобус пропил», которая лейтмотивом проходит через всю картину, надолго запала мне в память своей чарующей мелодичностью, простотой и душевностью. Может показаться, что благодаря налёту светлой грусти, которой пропитан саундтрек фильма, это картина — современная трагикомедия о неудачнике, пьющем самозваном учителе географии. Но при более пристальном просмотре обнаруживается, что «Географ глобус пропил» во многом уникальный современный фильм. Эта уникальность проявляется в достоверности его персонажей, в частности главного героя — Виктора Служкина. И хотя можно заметить, что не менее достоверными и реалистичными были, например, и «Брат» Алексея Балабанова, и «Бригада» Алексея Сидорова. Но персонажи тех картин: Данила Багров, Саша Белый, по большей части, были моралистами, в то время как «Географ» — персонаж скорее нравственный, душевный и поэтичный. Да он тоже знает и понимает, что такое хорошо и что такое плохо, но он никогда не пойдёт по головам, не совершит подлости и своей порядочностью не станет превозноситься над другими людьми. И у меня такой герой, который изо всех сил пытается быть счастливым, вызывает тёплое сочувствие, а не насмешку.

«Неадекватные люди» (2011)

Когда на экраны вышли «Неадекватные люди», я был несколько удивлён, обнаружив в их саундтреке песню «Касты», которая стала единственной запомнившейся. Остальные песни, включая заглавную тему — Jahmal, «Неадекватные люди» — пролетели на автопилоте мимо почти незамеченными. Сначала мне показалось, что песня ростовских парней совсем не вписывается в такую ироничную и достаточно весёлую иллюстрацию современной жизни, которой стал дебютный фильм Романа Каримова.

Но, проводя параллели между такой иллюстрацией и реальными диалогами, невольно подслушанными где-то в метро, в автобусах, на улице, в скверах и парках, магазинах и кинотеатрах, разговорами обывателей, смеющихся пустым смехом, нет-нет да и задумаешься про «закрытые космосы» наших собственных миров.

«Гардемарины, вперед!» (1988)

Как я уже упоминал, очень многие советские фильмы, равно как и песни из них, вызывают светлое и тёплое чувство ностальгии. Иногда это чувство окрашивается нотками грусти из-за накатывающих воспоминаний и мыслей, похожих на «А вот раньше было лучше, и трава была зеленее и деревья выше…» и т. д. Но, возвращаясь к нашей теме саундтреков, хочется отметить, один из своих самых любимых и ярких музыкальных фильмов — «Гардемарины, вперед!». Пожалуй, все песни из его саундтрека стали нежно любимы, особенно «Песня о любви» в исполнении Светланы Тарасовой и Дмитрий Харатьян, «Голубка (Ланфрен-ланфра)», спетая Михаилом Боярским, а также «Песня о разлуке», исполненная Еленой Камбуровой и Олегом Анофриеввым.

«Сердца трех» (1992)

Бок о бок с «Гардемаринами» для меня всегда стоят «Сердца трёх», в которых актёры сыгравшие курсантов навигационной школы встретились вновь, но во-первых уже в других ролях, разумеется, да и кроме того, у Дмитрия Харатьяна в этом приключенческом фильме роль вообще была эпизодическая. Но, в отличие от «Гардемаринов», у этого приключенческого фильма судьба сложилась более драматично: его съёмочный период начинался ещё в СССР, а завершался он уже совсем в другой стране. И чем ещё «Сердца трёх» отличаются — так это тем, что в экранизации Джека Лондона саундтрек представлен именно киномузыкой, а не песнями, исполненными героями или подобранными авторами фильма.

«Свадьба в Малиновке» (1967)

И в заключение своей подборки я хотел бы выделить старое, весёлое и очень музыкальное кино «Свадьба в Малиновке». Этот фильм Андрея Тутышкина является экранизацией оперетты Бориса Александрова и заслуженно признан классикой отечественного кинематографа и, как многие шедевры, давно разобран на цитаты любимых персонажей, среди которых: «Бац, бац — и мимо!», «Кони стоят пьяные!.. Хлопцы — запряжёны!» и многие другие. И мне кажется, что главные герои этой картины так горячо полюбились зрителям не только благодаря чудесной игре таких актёров< как Владимир Самойлов, Людмила Алфимова, Валентина Николаенко, Евгений Лебедев, Михаил Пуговкин и многих других, но также благодаря музыке и песням, через которые раскрываются характеры их персонажей. И пусть у фильма достаточно предсказуемый и наивный сюжет, но, поскольку он наполнен добродушным юмором и близкой к народным песням лирикой, многие зрители очень разных поколений с умилением пересматривают эту картину, когда её показывают по ТВ. И если вдруг, среди наших читателей имеются те, кто по каким-то причинам «Свадьбу в Малиновке» не видел, мне кажется, что стоит исправить это, и погрузиться в очень обаятельное, атмосферное и лёгкое кино!


Через неделю мы продолжим рассказ о любимых саундтреках отечественного кино!