Кинорулетка: Тюрьма

14 июля 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

14 июля 1789 года парижане штурмом взяли Бастилию — городскую тюрьму. Ставшее символом всей Великой Французской Революции событие на самом деле и было-то сугубо символическим — потому что в Бастилии на тот момент было всего семеро арестантов, причем только один — точно «политический» (отсидевший 30 лет за покушение на Людовика XV); остальные — посаженные по просьбам семей аристократы да четверо фальшивомонетчиков — явно не тянули на то, чтобы стать символом воли народа к свободе.

Поэтому по поводу такой удачной даты мы выбрали слово ТЮРЬМА.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Мертвец идет» (Dead Man Walking, 1995)

Режиссёр: Тим Роббинс

В ролях: Сьюзан Сарандон, Шон Пенн, Роберт Проски, Рэймонд Дж. Бэрри, Питер Сарсгаард

О чём: Мэтью приговорен к смертельной казни за убийство двух подростков. Но виновным он себя при этом не признает, утверждая, что все черные дела осуществил его подельник. Духовный наставник Мэтью — сестра Хелен — пытается докопаться до правды…

Тюрьма: большая часть повествования происходит в тюрьме, ведь именно там проходят беседы между Хелен и Мэтью.

Почему: один из редких режиссерских опытов замечательного актера Тима Роббинса получился вполне удачным: фильм собрал много номинаций и принес призы исполнителям главных ролей — Сарандон на Оскаре и Пенну на Берлинском кинофестивале соответственно. Кроме признания у критиков картина также полюбилась и зрителям, иначе бы не собрала кассу почти в восемь раз превышающую бюджет.

Весь фильм ты смотришь за словесным поединком между преступником и монахиней, причем противоречивый персонаж Пенна постоянно вызывает разные эмоции — от ненависти до жалости. Возможно, концовка кого-то удивит, а кому-то покажется закономерной, но, как ни крути, ее сила не зависит от того, виновен Мэтью или нет. Как говорил один небезызвестный персонаж российского кино — сила в правде. И когда она наконец поднимается на поверхность, то парадоксальным образом легче становится всем — и преступникам, и защитникам. И главное: поучиться милосердию у таких персонажей, как сестра Хелен, никогда не поздно.

«Зеленая миля» (The Green Mile, 1999)

Режиссёр: Фрэнк Дарабонт

В ролях: Том Хэнкс, Майкл Кларк Дункан, Дэвид Морс, Джеймс Кромвелл, Даг Хатчисон, Сэм Рокуэлл

О чём: в Луизианскую федеральную тюрьму, где работает надзирателем Пол Эджкомб, привозят нового заключенного — огромного чернокожего по имени Джон Коффи. Его обвиняют в убийстве двух девочек, и его ждет электрический стул. Но происходит цепочка странных событий, благодаря которым Пол начинает сомневаться в виновности Коффи…

Тюрьма: И снова почти все действие фильма происходит в тюрьме. Оно и не удивительно, учитывая, кем работает главный герой в исполнении Тома Хэнкса.

Почему: зрители, не являющиеся фанатами творчества Стивена Кинга, знают его в основном как «короля ужасов». Тем не менее, не секрет, что у него хватает книг и других жанров. И некоторые его драмы (пусть даже порой и с добавлением мистики) иногда берут тебя за душу посильнее чем произведения более маститых драматургов. «Милю», как и «Побег из Шоушенка», знают практические все, даже те, кто никогда не читал Кинга. Безумно трогательная история о здоровом чернокожем парне, которого судьба наделила прекрасным, казалось бы, даром, да только вот лично ему он счастья особо не приносит…

Отличные актерские работы — от Хэнкса и Дункана (его лучшая роль в карьере, бесспорно) до шикарного второго плана, где феерят Рокуэлл и Хатчисон. История о дружбе, совести и о том, что как бы ни был этот мир полон несправедливости, ты сам способен менять его к лучшему — стоит только захотеть. Каждый может быть «волшебником» не хуже Джона Коффи, просто нужно оставаться человеком и не забывать о взаимовыручке. Спасибо Стивену Кингу и Фрэнку Дарабонту за этот поистине удивительный фильм, который хочется пересматривать снова и снова!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Побег из Алькатраса» (Escape from Alcatraz, 1979)

Режиссёр: Дон Сигел

В ролях: Клинт Иствуд, Ларри Хэнкин, Джек Тибо, Фред Уорд

О чём: Грабитель Фрэнк Моррис попадает в тюрьму «Алькатрас». Долгие годы эта тюрьма не поддавалась ни одному плану побега. Однако изощрённый ум Морриса и богатый опыт (более 10 успешных побегов за плечами) — достойные соперники для надёжных каменных стен острова Алькатрас.

Тюрьма: Фильм основан на реальных событиях, произошедших в шестидесятых годах прошлого века. Вскоре после этого побега тюрьму закрыли, однако доказательств успешности предприятия Морриса и компании выявлено не было — ни трупов в заливе, ни весточки на свободе. Так что точно сказать, была ли пробита брешь в репутации американской тюрьмы, которую «посещал» сам Аль Капоне — нельзя.

Почему: Это, конечно, не «Побег из Шоушенка» (он в рулетке уже был), но посмотреть стоит хотя бы ради пресловутого уточнения «на основе реальных событий». Для Клинта Иствуда роль грабителя банков не сказать, чтобы самая очевидная, учитывая его геройскую фильмографию, да и наблюдать его на экране всегда приятно.

Фильм сторицей вернул создателям затраченные средства и неплохо прошёл в прокате, заработав в пять раз больше заложенного бюджета. Не мудрено — история Морриса и братьев Энглин одна из самых знаменитых американских легенд. Если побег был удачен, возможно, они живы и по сей день.

«План побега» (Escape Plan, 2013)

Режиссёр: Микаэль Хофстрём

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварцнеггер, Джеймс Кэвизел, Винни Джонс, Сэм Нил, Кёртис Джексон

О чём: У Рея, специалиста по безопасности, весьма интересная работа — он тестирует тюрьмы, сбегая их них, на практике выявляя несовершенность системы охраны, и нет ему в этом деле равных. Однажды Рей соглашается сбежать из секретной, новейшей тюрьмы, но ужас в том, что его предали — теперь либо гнить за решёткой в темнице сырой, либо бежать, взяв в союзники громилу-Шварцнеггера.

Тюрьма: Один из самых популярных сюжетов в кино — побег из тюрьмы. Здесь побег не просто часть сюжета, но ещё и профессия героя Сталлоне, виртуозно скидывающего любые оковы. Из Алькатраса он бы тоже сбежал, сомнений нет.

Почему: После весьма слабых «Неудержимых» (что первых, что вторых — вся эта тусовка крутых парней меня не впечатлила совсем) очередной фильм со Сталлоне воспринимался как очередной фильм категории «Б», который можно пропустить. Поначалу проигнорировав «План побега», я был очень удивлён добротным экшеном, оригинальностью и динамикой сюжета, посмотрев картину чуть позже. Разумеется, Арни и Слай на высоте, как всегда, в своём амплуа, но кто сказал, что это плохо? Кстати, это первый полноценный фильм, где Шварцнеггер и Сталлоне играют вместе. Ещё в 80-х актёры хотели объединить усилия, но не сложилось — и вот, помог «План побега». В следующем году выходит сиквел и создатели столь уверены в его успехе, что третий фильм уже анонсирован. Эх… Лишь бы Слай жил да жил.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Дыра» (Le Trou, 1960)

Режиссёр: Жак Беккер

В ролях: Марк Мишель, Жан Кероди, Филипп Леруа

О чём: К четырем заключенным подсаживают новичка, в камере которого начался ремонт. Впятером они готовятся к побегу, но паренька к ним подселили не просто так.

Тюрьма: Действие фильма, основанного на книге, рассказывающей о реальных событиях, происходит в парижской тюрьме Санте. Одну из главных ролей играет рецидивист, прославившийся многочисленными побегами из мест заключения, включая тот, что лег в основу истории.

Почему: Для поклонников французских нуаров и криминальных драм последний фильм Жака Беккера обязателен к просмотру — он породил огромное число последователей и содержит несколько классических по построению саспенса сцен. Рене Клеман плакал от зависти на премьере, Жан-Пьер Мельвиль называл его одним из лучших, когда-либо снятых. При этом он хорош и сам по себе, как отлично поставленное и сыгранное по-настоящему мужское кино. С той самой сценой продалбливания дыры.

«Призраки гражданской смерти» (Ghosts… of the Civil Dead, 1988)

Режиссёр: Джон Хиллкоут

В ролях: Дэвид Филд, Майк Бишоп, Крис Дероса, Ник Кейв

О чём: Обычный день в обычной австралийской тюрьме. Заключенные контактируют между собой и нехорошо смотрят на надзирателей, надзиратели контактируют между собой, нехорошо смотрят на заключенных и крайне жестоко с ними обращаются. Естественно, ничем хорошим это не закончится.

Тюрьма: Для Джона Хиллкоута и Ника Кейва (выступившего как автор музыки и соавтор сценария) тюрьма становится моделью окружающего мира, где человек человеку — надзиратель. Или заключенный, в зависимости от обстоятельств. По словам музыканта, «данный конкретный фильм — это настоящее политическое заявление, хотя менее всего я известен как раз своими политическими заявлениями».

Почему: Как я уже писала в тексте о саундтреках, все лучшие фильмы Джона Хиллкоута напрямую связаны с творческими взлетами Николаса Эдварда Кейва, и этот, дебютный — не исключение. В данном случае музыкант и его постоянный клипмейкер были одинаково увлечены исследованием природы насилия, и сочетание фирменной мрачности Кейва с социопатией Хиллкоута производит неизгладимое впечатление. Особенно хочется отметить финал, в котором безысходности ровно столько же, сколько животного страха, который преследует на протяжении всего фильма. Кроме того, поклонникам Nick Cave and The Bad Seeds будет приятно увидеть здесь как самого Ника Кейва, так и несколько музыкантов из его группы.

«Ошибки прошлого/Исправься» (Rectify, 2013−2016)

Режиссёры: Рэй МакКиннон, Стивен Джилленхол, Дэвид Лоури

В ролях: Аден Янг, Дж. Смит-Камерон, Эбигейл Спенсер, Аделаид Клеменс

О чём: Когда Дэниэлу Холдену было восемнадцать, его приговорили к смерти за убийство девушки. Все девятнадцать лет, которые длилось разбирательство, он провел в ожидании казни, но в итоге его освобождают за недостаточностью улик. Теперь ему нужно адаптироваться к мирной жизни и наладить отношения как с семьей и окружающими, так и с самим собой.

Тюрьма: Несмотря на то, что Холден вышел из тюрьмы, психологически он еще очень долго не покидает пределы камеры смертников, и этому уделяется не меньше внимания, чем его попыткам построить новую жизнь.

Почему: Иногда для того, чтобы сериал стал культовым, ему совершенно не обязательно выходить на крупном кабельном канале и получать кучу наград (хотя в данном случае все же имеют место номинации от гильдии сценаристов). За четыре сезона, больше напоминающие один длинный и очень хороший независимый фильм, Рэй МакКиннон успевает вместить в него несколько жанров — детектив, семейную драму, судебную драму, мистический триллер — и добавить к этому исследование кризиса веры. Последнее можно считать автобиографическим моментом, так как незадолго до начала разработки проекта жена МакКиннона умерла от рака. Сериал разгоняется не сразу, а к концу первого сезона, по-настоящему грандиозным становится во втором, а третий является скорее перемычкой между вторым и четвертым, но на общее впечатление это не влияет. И, конечно, нельзя не сказать о том, что в нем заняты замечательные актеры, известные по независимым фильмам — австралиец Аден Янг, жена Кеннета Лонергана Дж. Смит-Камерон и Аделаид Клеменс, в прошлом году игравшая в спектакле Лонергана на Бродвее.