Кино и музыка: Любимые отечественные саундтреки Синемафии, часть 2

16 июля 2017

Синемафия по воскресеньям рассказывает о любимой музыке в кино — вторая часть нашего рассказа об отечественных саундтреках.

На прошлой неделе авторы Синемафии начали рассказ о любимых саундтреках из отчественных фильмов — и вот продолжение!


Выбор Анатолия Ющенко
Анатолий Ющенко

Саундтрек к отечественному кино — до сих пор такой немножко диковинный зверь. Рынок у нас работает совсем не так, как в Голливуде, где звуковая дорожка к фильмам часто является неотъемлемым элементом маркетинговой кампании. У нас треки, которые полюбились зрителю, часто чрезвычайно трудно найти. Бывают, впрочем, и исключения. Я намеренно выбрал пять саундтреков, которые не только запомнились мне в контексте отечественного кино, но и которые можно купить или легально прослушать на стриминговых сервисах…

«Азазель»

Перед тем, как угодить в опалу, Борис Акунин был одним из самых продаваемых авторов на постсоветском пространстве. Книги из цикла «Приключения Эраста Фандорина» в нулевых нравились многим, в том числе и нынешнему идейному врагу писателя, креативному продюсеру Первого канала Константину Эрнсту. Именно с подачи Эрнста тогда на экраны с завидной регулярностью выходили экранизации фандоринских приключений. Саундтрек к минисериалу «Азазель» — случай, безусловно, интересный. Незадолго до телепремьеры звукозаписывающая компания Real Records выпустила сборник русских романсов в исполнении российских рок-звезд. Замысел саундтрека принадлежал самому Акунину. «Идея ввести в ткань фильма русские романсы в трактовке лучших современных исполнителей, по-моему, очень точно соответствует духу моих книг», — признавался автор, — «ведь в них, в общем-то, речь идет о том, что русская классика жива, что она не плавает в формалине, а продолжает жить внутри нас, переосмысляться, наполняться новым содержанием, давать новые ростки». Режиссер телефильма Александр Адабашьян, как выяснилось позднее, придерживался несколько иного мнения. Несмотря на благожелательные отзывы музыкальных критиков и неплохие продажи пластинки, в самом сериале прозвучал только один трек, романс в исполнении Бориса Гребенщикова. На диске, кстати, были не менее интересные номера. Классический романс «У церкви стояла карета», например, в интерпретации Дианы Арбениной вместе с тревожным звучанием обрел легко считываемый лесбийский подтекст. Мой любимый трек с «Азазель», впрочем, — «Душечка», исполненная арт-рокерами из группы «Дети Picasso». Русский романс у них звучит примерно, как певица Кейт Буш в лучшие годы, разве можно было мечтать о чем-то большем?

«Богиня: как я полюбила»

Режиссерский дебют Ренаты Литвиновой, причудливую фантасмагорию со сложносочиненным названием «Богиня: как я полюбила», продюсеры ленты продвигали с помощью телеканала MTV. В качестве промо картины на музыкальном канале тогда в тяжелой ротации крутился занятный видеоклип «Ты мне пишешь», в котором читающей реплики из своего фильма, словно стихи, Литвиновой подпевала одна из выпускниц «Фабрики звезд». В официальный саундтрек песня не попала. Пластинке, впрочем, и без «фабрикантки» было чем похвастаться. Звуковую дорожку к картине написал Игорь Вдовин, один из основателей группы «Ленинград», покинувший коллектив ради того, чтобы писать экспериментальную электронную музыку. Вдовин, за плечами которого на тот момент было не только сотрудничество со Шнуровым, но и аранжировка большей части треков с альбома «Вендетта» Земфиры, сделал один из самых интересных саундтреков нового отечественного кино. Вкрадчивое, совершенно потусторонне звучание «Богини», в которой сэмплы из «Red Right Hand» Ника Кейва чередуются с каким-то тревожным индустриальным скрежетом и электронными запилами, в фильме эффектно обрамляет хорошая песня «Любовь как случайная смерть» вышеупомянутой Земфиры. Любовь, как мы узнали позднее, может быть не только смертью, но и случайным творческим сотрудничеством.

«Брат»

Если честно, творчество группы «Наутилус Помпилиус» никогда не было мне особенно близко. В этой свердловской рок-группе все — от непроизносимого названия до вычурных текстов поэта Ильи Кормильцева — по-моему, разило позерством и страшной претенциозностью. Единственное, пожалуй, что примиряет меня с творчеством коллектива — тот самый саундтрек к фильму Алексея Балабанова. «Брат» — вообще самое первое, что приходит в голову, когда слышишь словосочетание «отечественный саундтрек». В фильмах Балабанова звуковой ряд никогда не шел отдельным треком. Саундтрек тут практически один из персонажей: им в фильме дышат. В «Брате» прозвучали треки из двух последних альбомов «Наутилус Помпилиуса»: «Яблокитая», записанного Бутусовым и Кормильцевым в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Била Нельсона, и «Атлантиды» — сборника ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы. Песни, кстати, Балабанов получил безвозмездно. "Мы со Славой [Бутусовым] договорились, что он дает нам музыку просто так, а я потом делаю ему клип на основе фильма". Сделка оказалась беспроигрышной для обоих. После выхода фильма в широкий прокат бывшая на грани распада группа вновь мгновенно обрела былой успех.

«Холодный фронт»

Дебютный фильм бывшего кинокритика «Афиши» Романа Волобуева профильная пресса приняла с некоторым недоумением. «Холодный фронт» — то ли кроткий триллер о третьей лишней, то ли трепетная психодрама о неотвратимой смерти не самого удачного брака — фильм, словно стеснялся сам себя, боялся до паники стать чем-то большим, чем неуверенная вылазка на территорию фестивального европейского кино. При этом, конечно, было бы глупо отрицать очевидные достоинства ленты — саундтрек, например. Звуковую дорожку к «Холодному фронту» написала Дарья Чаруша, «девица с мерзким голосом», как ее в фильме иронично называет один из героев. Чаруша, несмотря на действительно спорные вокальные данные, в общем, довольно интересный персонаж нового отечественного кино — очень, пластичная, по-моему, актриса и, без сомнений, талантливый аранжировщик. Помимо саундтрека к «Холодному фронту», безсловесному, тихому и мелодичному трип-хопу в стилистике французского дуэта Air, Чаруша написала музыку к голливудскому дебюту своего мужа, фантастическому боевику «Хардкор» Ильи Найшуллера. Запущенный в качестве вирусной рекламы кавер на «My Girl» в исполнении красивой актрисы Чиповской в официальный саундтрек не попал. Это ровно такая же, как и фильм «Холодный фронт», уязвимая вещь — тут, очевидно, есть вопросы как к интонациям, так и к несколько наигранному акценту. Но невзирая на любые профессиональные упреки, звучит Чиповская, тем не менее, честно. «Новая искренность» — кажется, именно этот термин Волобуев в пору работы на Афише адресовал будущим коллегам по цеху. Как ни странно, точно так же хочется охарактеризовать и звуковую дорожку его дебютного фильма.

«Шапито-шоу»

Было бы логично завершить список каким-нибудь водевилем, коих в Союзе было бесчисленное множество. Я, впрочем, не большой поклонник условного «радио ретро», поэтому предлагаю пересмотреть и переслушать «Шапито-шоу», пожалуй, мой любимый русскоязычный мюзикл. Это совершенно обезоруживающий фильм, ностальгическая музыкальная комедия для всех тех n-дцатилетних, кто в детстве был пионером, следил за творчеством Виктора Цоя, пил летом сухое красное, отдыхая в Симеизе, а потом, заснув однажды темной ночью, проснулся в совершенно другой стране. В фильме звучат 12 песен, исполненные актёрами и группой Karamazov Twins. Этот странный андеграундный бэнд сценаристка «Шапито» нашла в Майкопе, когда в поисках вдохновения колесила автостопом по всей России. По словам режиссера картины Сергея Лобана, изначальная идея была привезти фронтмэна Karamazov Twins в Москву и сделать из него звезду. "Но главные наши мечты были, конечно связаны с тем, чтобы сотрудничать с ним в кино" — признавался Лобан — «…когда началось „Шапито“, мы сразу накинулись на Жака, а когда выяснилось, что мы можем вставить туда песни, были просто счастливы». Karamazov Twins, увы, сегодня не услышишь на радио. Фильм Лобана, тем не менее, с его ироничным, в чем-то наивным, но, безусловно, талантливым саундтреком в одночасье стал культовым.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

Есть одно очень важное отличие любимых саундтреков из зарубежных фильмов и отечественных. Большинство первых мы услышали в куда более зрелом возрасте и у нас, в принципе, уже был свой сформировавшийся музыкальный вкус. Музыка же из многих отечественных фильмов была с нами с самого детства и тут речь даже не о том, что именно она как-то повлияла на наши предпочтения, а о том, что тебе просто не представить те годы без этих песен. Кто из нас не может с первых аккордов опознать знаменитую «Пора-пора-порадуемся…» из «Мушкетеров» или «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки»? И такие вот песни — кусочки детства — есть как общие, любимые всеми, так и у каждого свои. Поэтому в данном материале большинство упоминаемых фильмов будет связано именно с подобными воспоминаниями разных лет…

«Обыкновенное чудо»

Старый любимый фильм 1978 года с еще совсем молодым Александром Абдуловым и целой плеядой других звезд кино Советского Союза был не первой адаптацией знаменитой пьесы Евгения Шварца. Была и более ранняя экранизация, в шестидесятых, где роль Медведя исполнил красавец Олег Видов. Но когда ты вспоминаешь «Чудо», то первой на ум приходит именно версия с Абдуловым и не в последнюю очередь благодаря врезавшимся в память песням оттуда.

Самая известная из них, конечно же, нетленная «Бабочка», шикарно исполненная Андреем Мироновым. Но кроме нее в картине есть и другие прекрасные песни композитора Геннадия Гладкова, например «Давайте негромко, давайте вполголоса…», мелодия из которой красной нитью проходит через весь фильм. Или же «Нелепо, смешно, безрассудно…», которая играет своим настроением, становясь то мягкой и лиричной, то внезапно тревожной, нагнетающей напряжение. Музыкальных номеров в телефильме не так и много, но их качество, при этом, запредельно и спустя уже почти сорок лет они все еще производят впечатление.


«Покровские ворота»

Этот советский кинофильм, любимый миллионами зрителей, я могу цитировать с любого момента. Бессмертные «А не хлопнуть ли нам по рюмашке? — Заметьте, не я это предложил» или «Это мой крест!» так и вертятся в голове каждый раз, когда вспоминаешь это чудесное кино. Но не меньше чем хлесткие фразочки запоминается и прекрасная музыка, которая звучит на протяжении всей картины. В основном это песни Булата Окуджавы, которые казалось бы не имеют непосредственного отношения к разворачивающемуся действию, но, тем не менее, фильм без них уже не представить. «Ах Арбат, мой Арбат», «Часовые любви» и прочие вещи легендарного автора — эти музыкальные паузы на фоне видов Москвы сами по себе стали неотъемлемыми героями картины.

Но и кроме Окуджавы здесь есть чем восхититься — начиная от печального вальса Георгия Гараняна и заканчивая песней-эпохой «Дорогие мои москвичи» Утесова, звучащей на финальных титрах. Ну, а та самая полечка, которую так весело пели Хоботов и Людочка? А выход Леонида Броневого с нетленкой «На том же месте в тот же час»? Классика!


«8 ½ долларов»

Крайне необычный фильм, к которому сложно отнестись равнодушно. Либо ты считаешь его нелепой поделкой, либо для тебя он — культовая комедия конца 90-х. Чем он запоминается? Необычной манерой съемки, постоянно перемежающейся вставками а-ля «рекламный ролик», крылатыми фразами типа «Где мой йогурт?» или «Какая грубая славянская лесть, но продолжайте!», аляповатыми, но интересными персонажами в исполнении Федора Бондарчука и Ивана Охлобыстина. И, конечно же, музыкой! Саундтрек к «Долларам» был слеплен из самой модной музыки тех лет: от «Любочки» группы «Маша и медведи» до «Отшумели летние дожди» Шуры.

А вот центральным номером неожиданно стала куда более ранняя вещь — знаменитая «Песня о настоящем индейце» группы «Ноль». С тех пор как она прозвучала в данном фильме, она стала прочно ассоциироваться именно с ним, впрочем, та же судьба и у кавера на классические «Бублички», исполненного Владимиром Пресняковым. Я люблю как фильм, так и музыку из него, поэтому с удовольствием еще не раз спою: «Шуба-дуба, хали-гали!»


«Брат 2»

Про первую часть культовой дилогии написал мой коллега, а я же замолвлю пару слов о второй. Сам фильм «Брат 2» получился более «попсовым» чем его предшественник. В нем больше юмора, он куда менее мрачный, поэтому, собственно, и музыка здесь несколько иного плана. Да, это все тот же русский рок, но, во-первых — репертуар значительно расширился, а во-вторых — настроение некоторых песен можно назвать позитивным, что уже большой шаг вперед по сравнению с полудепрессивным саундтреком первого фильма. Здесь есть «Ту-лу-ла» Чичериной, «Дорога» АукцЫона, «Искала» Земфиры — одним словом, сливки русской рок-музыки того времени.

И именно в этом заключается главная причина — почему я люблю данный саундтрек больше первого «Брата». В этом фильме каждая песня звучала в кадре как приятная неожиданность и, к слову, все они хорошо отображали дух того времени. Главные же хиты вообще были шикарно поданы: «Полковнику никто не пишет» звучала во время бойни, стилизованной под шутер с видом от первого лица, а «Вечно молодой» играла во время погони по улицам Москвы, которая закончилась стрельбой из пулемета. «Брат 2» — знаковый фильм своего времени, он ничуть не хуже первой части, просто он другой. И с музыкой, что в одной, что в другой картине — та же история.

«Самый лучший день»

Напоследок напишу о довольно свежей картине. «Самый лучший день» — фильм-эксперимент, который авторы рекламировали как «первую караоке-комедию». Его фишка состояла в том, что во время музыкальных номеров внизу экрана бежал текст. Не бог весть какая идея, но я сейчас не об этом. С данным фильмом стоило ознакомиться хотя бы потому что его снял Жора Крыжовников, режиссер «Горько!». Сложно сказать насколько он удался с точки зрения художественной ценности (спойлер — ценность близка к нулю), но вот что действительно удалось — это музыкальные номера, то самое пресловутое караоке. Вообще, их можно показывать как отдельные видеоклипы — так наверное даже лучше было бы. Тем более, что каждый из них имеет свой сюжет.

Ольга Серябкина (солистка группы «Серебро») блестяще исполняет кавер на «Зеленоглазое такси» в компании беснующихся дальнобойщиков и просто бухих мужиков. Та же Серябкина вместе с Дмитрием Нагиевым и Михаилом Боярским переигрывают сюжет ее собственного клипа «Мама Люба», и это очень смешно. Вишенка же на торте — снятый одним (!) кадром номер «I will survive», во время которого актриса Юлия Александрова умудряется выйти в окно, прокатиться в троллейбусе и на крыше пожарной машины, а затем спастись из горящего дома. За одну только эту пятиминутку стоит благодарить создателей картины. Пожалуй, я все же не могу назвать саундтрек из этого фильма в числе моих любимых, но то, что он определенно один из самых запоминающихся в российском кино последних лет — это точно.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

В моём плейлисте немало и отечественных песен, большинство которых, конечно, из непреходящей классики советского и российского кино. Многие композиции у всех на слуху — знакомые по ротациям на радио или музыкальным каналам. К сожалению, оригинальных score, которые можно отметить, совсем немного, вот у меня в топе — всего один (хотя упомянутый «Географ глобус пропил» мог быть там же). Также при выборе фильмов в этот топ старалась брать что-то оригинальное: понятно, что все мы выросли на песнях из «Брата 2», но я решила, что пусть о них расскажет кто-то другой. Мне хотелось показать разнообразие музыки, которая звучит в российских фильмах, отсюда и откровенная «попса», и рок, и рок-н-ролл, и балканские мелодии, и, конечно, классика советского кино. Главное — все действительно любимые.

«Гуляй, Вася»

Самый неожиданный выбор в моём топе. Но после фильма Романа Каримова в моей голове, а заодно и в плеере, засели «Навернопотомучто» и «Кружит». Не думала, что когда-то признаюсь в этом. Но дело в том, что песни очень подошли фильму, а это всегда подкупает. Каримов смог снять действительно актуальную и смешную комедию, поэтому неудивительно, что в качестве саундтрека было выбрано то, что уже звучало из каждой колонки. Роману (и мне заодно) ещё повезло — «Тает лёд» вышел уже после фильма. В нашем топе уже были «Неадекватные люди», так что я просто поддержу всех поклонников Романа Каримова и его выбора музыки! Ждём, что будет в следующих картинах!

А поставить, конечно же, хотелось «Медлячок», чтобы ты заплакала.

«День радио»

Если фильм про радио — песен в нём не может не быть. Особенно, если сюжет строится вокруг песенного марафона. В студию «Как бы радио» один за другим прибывают гости: «Мумий Тролль», «Чайф», Николай Фоменко, «Ногу свело», «Ночные снайперы», Сергей Бабкин. Понятно, что репертуар придуманного радио очень похож на «Наше радио», а потому — только качественная отечественная рок-музыка. Все разные, все со своими неповторимыми голосами и тембрами, но все — из детства, юности, с кассет и первых дисков. Саундтрек «Дня радио» мне в этом плане ближе того же «Дня выборов» (передаю отдельный привет «Снежинке» и «Ночному ларьку»). Особого упоминания достоин «Вязаный жакет», исполненный по просьбе дяди Лёши. Ну, а мне больше всего нравится Сергей Бабкин — его предлагаю посмотреть и послушать.

«Турецкий гамбит»

Будучи огромной поклонницей Горана Бреговича, не могла не включить в этот топ его score к «Турецкому гамбиту». Фирменный стиль — балканские мелодии в современной обработке — очень подошел фильму Джаника Файзиева. Над саундтреком режиссёр работал вместе с композитором на протяжении девяти месяцев: необходимо было соединить балканское наследие, турецкую напористость и русскую душу. По мнению зрителей, это у дуэта получилось более чем. Кроме score, в фильме звучат песни в исполнении «Ногу свело» — «Идём на восток» и Ольги Красько — «Дождик осенний».

Моя особая любовь — это «Эдерлези». Народная цыганская песня в обработке Бреговича уже звучала во «Времени цыган», но после выхода «Турецкого гамбита» обрела новую популярность.

«Стиляги»

Забористый и одновременно душевный фильм Валерия Тодоровкого угодил сразу нескольким поколениям: кто-то вспомнил свою молодость в 50-е и 60-е годы, когда сами были стилягами, кто-то — 70-е и 80-е: музыка именно этого времени в обработке Константина Меладзе звучит в фильме. Новая аранжировка и изменённые слова ничуть не мешают воспринимать давно известные песни. «Чайф», «Браво», «Nautilus Pompilius», «Моральный кодекс» и «Кино» — песни наших родителей, на которых невольно росли и мы, — стали связью поколений. А ведь именно эту идею задумывал донести до зрителей режиссёр.

После фильма был просто повальный бум на вечеринки «в стиле стиляг», а потому саундтрек, а также старый добрый рок-н-ролл, твист и буги-вуги звучали отовсюду. Прекрасное время ностальгии…

Выбрать одну композицию невозможно, но я особенно отмечу «Шаляй-валяй»: как-никак, именно под неё герои идут по Тверской вместе с представителями молодёжи разных эпох.

«Служебный роман» (1977)

Музыка Андрея Петрова, слова Роберта Бёрнса и Эльдара Рязанова — и перед нами песни, которые не перестают быть актуальными уже многие годы. И голос Алисы Бруновны я очень люблю. Песни, звучащие в фильме — это поэзия, положенная на музыку, в них столько смысла, боли, надежды. А мелодичный проигрыш можно угадать с первых же нот. В общем, «хорошие сапоги — надо брать!».

Особенно интересно, как в советские реалии вписался шотландский поэт XVIII века, пусть даже в переводе Самуила Маршака.


На этом наша серия «Кино и музыка» не заканчивается — в следующее воскресенье мы готовим вам очередной сюрприз!