Жан-Люк Годар. Ретроспектива

16 июля 2017

Компания «ИНОЕКИНО» завершает летний сезон показов ретроспективой французского кинорежиссёра, символа «новой волны» — Жан-Люка Годара.

Летний сезон показов компании «ИНОЕКИНО» завершается на высокой ноте — мини-ретроспективой Жан-Люка Годара. Как всегда, все фильмы будут демонстрироваться в сопровождении оригинальной звуковой дорожки с русскими субтитрами.

Жан-Люк Годар родился в семье преуспевающего дантиста и дочери банкира, что позволило будущему режиссёру вырасти в благодатной для творчества среде, ни в чём не нуждаясь. В молодости он увлёкся кинематографом, посещал различные киноклубы и являлся завсегдатаем французской синематеки (крупнейшего в мире кинематографического архив). На этом молодой Годар не остановился и начал писать статьи и рецензии для журнала «Les Cahiers du cinéma», где встретил многих единомышленников, которые впоследствии стали его коллегами по «новой волне». В то время семья Годара перевела его на самообеспечение, и он был вынужден зарабатывать самостоятельно, обходясь без дотаций своего семейства. Преуспев на ниве кинокритики, Годар решил снимать кино сам, решив, что у него выйдет лучше, чем у предыдущих поколений кинематографистов. Так началась плодотворная карьера Жана-Люка, режиссёра, который не снимает очков. Его опыт кинокритика даёт о себе знать в каждой из его картин, полных цитат и отсылок к культовым фильмам первой половины и середины XX века. За долгую карьеру Годар прославился завидной плодотворностью, дерзкими ходами, нестандартным подходом к операторской работе и процессу монтажа, разрушая устоявшиеся стереотипы, сложившиеся в киноиндустрии. Впрочем, именно поэтому творчество маленькой группы режиссёров на стыке 50-ых и 60-ых годов назвали «новой волной».

За свой долгий творческий путь, который продолжается и по сей день, Годар снял десятки фильмов. Компания «ИНОЕКИНО» покажет одни из первых фильмов режиссёра:

«На последнем дыхании» (À bout de souffle, 1960) — 20 июля

В ролях: Джин Сиберг, Жан-Поль Бельмондо, Даниэль Буланже

Дебютный фильм Годара повествует о молодом прожигателе жизни, угонщике автомобилей — Мишеле. Молодому человеку удаётся вести своенравный образ жизни до тех пор, пока он не убивает полицейского.

Сценарий фильма был написан Годаром вместе с другим представителем «новой волны» — Франсуа Трюффо, а в основу фильма легла простая газетная вырезка из статьи о преступнике. Дебют Годара был отмечен призом Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а также положил начало сотрудничеству Годара и Жан-Поля Бельмондо, который сыграл в четырёх ранних фильмах режиссёра.

«Банда аутсайдеров» (Bande à part, 1964) — 21 июля

В ролях: Анна Карина, Клод Брассер, Сами Фрей

Ещё одна картина Годара, умело замаскированная под криминальную историю. Молодая девушка Одиль работает гувернанткой в богатом доме и ходит на курсы английского языка. На курсах она знакомится с двумя авантюристами, уговаривающими её стать соучастницей ограбления.

Бесконечное цитирование и отсылки на этот фильм в современном кинематографе говорят о фильме лучше, чем он сам. Квентин Тарантино упоминал «Банду Аутсайдеров» в списке своих любимых кинолент и даже назвал одну из своих компаний в честь этого фильма. Хотя сам Годар сказал: «лучше бы Тарантино дал мне денег».

Имя главной героини, как и у матери режиссёра, Одиль. Её в этом фильме исполнила Анна Карина — муза раннего Годара и его жена по совместительству. Как и всегда у Годара, фильм полон отсылок. Готов поспорить, что даже внешность Сами Фрея, сыгравшего героя по имени Франц (!!!) — отсылка к Кафке.

«Безумный Пьеро» (Pierrot le fou, 1965) — 22 июля

В ролях: Анна Карина, Жан-Поль Бельмондо: Криста Нелл

Фердинанд, утомлённый браком с богатой женой, убегает с няней Марианной, нанятой для его ребёнка. Вместе они едут к морю, с деньгами мафии в автомобиле. Что может пойти не так?

Поющий Бельмондо, мафия, роуд-муви, криминальная драма, комедия — Годар не побоялся устроить из своего десятого фильма калейдоскоп, играя с не успевающим за мыслью зрителем, воспевая истинный, свободный дух 60-ых. Понимать его фильмы не обязательно, главное чувствовать, не ограничивать себя рамками привычного кино и всё будет хорошо. Ведь как ни крути, фильмы Годара о любви и стремлении человека к свободе.


На этот раз ретроспектива будет проходить лишь в «двух столицах»:

  • • Санкт-Петербург — «Аврора»
  • • Москва — «Формула Кино Горизонт»

Абонементы и билеты в кинотеатрах, а также на странице мероприятия.