«Терпимость», режиссёр Антон Сухарев

Премьера короткометражных фильмов Молодёжного центра Союза кинематографистов Санкт-Петербурга

22 июля 2017

Синемафия не обходит своим вниманием и короткометражное кино: сегодня мы расскажем о новых работах молодых кинематографистов из Санкт-Петербурга.

13 июля 2017 года в киноконцертном зале Санкт-Петербургского Института кино и телевидения состоялся премьерный показ короткометражных фильмов, организованный Молодёжным центром Союза кинематографистов Санкт-Петербурга. Зрителям были представлены два комедийных короткометражных фильма «Терпимость» и «Самый лучший сотрудник», а также киноальманах документальных микрофильмов «Это просто Петербург», посвящённый наиболее известным профессиям в городе. Молодёжный центр был создан молодыми инициативными выпускниками данного института для популяризации короткометражного кино и поддержки начинающих кинематографистов. Молодёжный центр имеет несколько направлений деятельности, в том числе — проект «Пресс-показ», в рамках которого планируется проводить премьеры короткометражных фильмов.

В настоящее время зритель может познакомиться с короткими метрами только на фестивалях или в рамках киноклубов. В российском прокате крайне редко можно увидеть киноальманах отечественных короткометражных фильмов. Таким образом, Молодёжный центр хочет привлечь внимание к данному жанру большего количества людей, которые может никогда не интересовались коротким метрам, но увидев статью в интернете или новостной ролик по местному каналу, захотят посетить мероприятие в следующий раз.

Первым в программе был показан короткометражный фильм режиссёра Антона Сухарева «Терпимость», который стал победителем «I Санкт-Петербургского конкурса дебютных кинопроектов», проведённого Молодёжным центром в декабре прошлого года на киностудии Ленфильм. Молодёжный центр взял на себя все продюсерские функции по реализации этого проекта. На самом деле режиссёр занял второе место на данном конкурсе, но тут помог счастливый случай: у победителя появился продюсер, имеющий свои планы на сценарий, и запретил снимать фильм.

Сам режиссёр, он же и сценарист, определяет жанр своего фильма как созерцательная комедия. «Это экспериментальное авторское кино в форме зрительского», — говорит режиссёр. Два молодых человека снимают квартиру, и они оказываются совершенными противоположностями. Один из них, Павел, — веган, увлекающийся буддизмом и эзотерикой. Второй, Андрей, — ярый хардкорщик, играющий в grindcore группe, любитель пива и шавермы. Между собой они общаются исключительно через записки в случае крайней необходимости — у них молчаливый конфликт. И вот настаёт день, когда их конфликт набирает обороты и перерастает в драку.

Для съёмок фильма была арендована коммунальная квартира, сделан небольшой косметический ремонт кухни, ванной и комнат главных героев. Авторы прагматично подошли к съёмочному процессу. Фильм снимался полностью по раскадровке, ведь времени на импровизацию на площадке не было в связи со сжатыми сроками. Точно сработали художники и декораторы, которые создавали дизайн комнат главных героев: их жилище выглядит как воплощение второго «я» персонажей. Один портрет Брежнева с зелёными волосами на стене уже говорит о пристрастиях и вкусах героя-хардкорщика. Главной задачей для режиссёра, по его словам, было «сохранение баланса между живыми людьми и стереотипами определённых личностей». Это ему удалось, благодаря замечательной игре молодых актёров Михаила Тараканова (Павел) и Михаила Комиссарова (Андрей). Режиссёр сделал акцент на действия героев и не включил в сценарийни одного диалога. На мой взгляд, это поубавило комедийности фильму, так как картине не хватило комедийных активных действий героев и в данном случае остроумные реплики, смешные оригинальные диалоги усилили комедийный эффект и придали картине завершённость. Любой зритель может увидеть в героях прототип себя, если вы, конечно, имели проблемных соседей и не ладили с ними.

Вторым проектом Молодёжного центра стал альманах документальных микрофильмов «Просто это Петербург». Было снято 7 микрофильмов по 30−40 секунд, которые рассказывают о уникальных петербургских профессиях:

  • «Канонир» (режиссер В. Трефилов),
  • «Звонарь» (режиссер М. Перетти),
  • «Часовщик на Думской башне» (режиссер В. Розин),
  • «Кировский завод» (режиссер А. Пряхин),
  • «Рабочий сцены Мариинского театра» (режиссер А. Герман-Галкин),
  • «Буксир» (режиссер А. Разбаш),
  • «Художница» (режиссер Т. Шеремет).

В проекте приняли участие молодые начинающие режиссёры, которые сами написали сценарии к своим фильмам. Перед режиссёрами стояла нелёгкая задача за такое короткое время успеть рассказать историю о человеке, его работе и о том, как она связана с городом. В общей сложности проект делался больше года. Пока что это был единственный показ альманаха, но его планируют отправлять на кинофестивали и, если получится, использовать в качестве имиджевых роликов города в кинотеатрах перед показами фильмов. К сожалению, только четыре режиссёра смогли присутствовать на премьере и поведать о том, как проходили съёмки. Неожиданно затруднительной оказалась организация съёмочного процесса у Макса Перетти, который снимал в Александро-Невской лавре: у его героя, звонаря, нет мобильного телефона и он ни с кем не общается. Он встаёт утром, идёт на звонницу, звонит в колокола и исчезает. Несколько раз режиссёру пришлось приезжать утром, чтобы поймать героя и договориться с ним о съёмках и чтобы отснять нужные кадры — как со звоном колоколов просыпается весь город.

Не менее интересная съёмка была на Кировском заводе. Сначала режиссёр Алексей Пряхин планировал снимать историю о работе крановщицы, но, попав в литейный цех, быстро изменил своё мнение. Но тут возникло препятствие со стороны завода, так как мартеновские печи устарели и уже практически не используются на заводах. Но в ходе переговоров удалось достичь согласия, и печи попали в кадр.

Владимир Трефилов решил рассказать об интересной работе канонира, ведь полуденный выстрел из Петропавловской крепости уже стал одной из достопримечательностей Петербурга. Многие туристы приходят в Петропавловскую крепость к 12 часам утра, чтобы увидеть и услышать стрельбу из пушки со стен Нарышкина бастиона. И вот нам удалось за короткие 30 секунд увидеть. процесс подготовки и сам выстрел.

Владимир Розин рассказал об ответственной работе часовщика на Думской башне в центре города. Механизм часов XIX века требует особой осторожности и аккуратности. Зрители смогли рассмотреть загадочную работу запуска часового механизма.

И завершился показ картиной Николая Котяша «Самый лучший сотрудник». Режиссёр определяет жанр фильма как «офисная комедия». Действие разворачивается в офисе компании, куда на работу устраивается новая сотрудница, Лена. Но неожиданно её соперницей становится уволившаяся Марина, которую весь коллектив постоянно вспоминает как прекрасного работника. Лену такое положение дел доводит до отчаяния, и она решает вступить в борьбу с невидимой конкуренткой и стать самым лучшим сотрудником.

«Самый лучший сотрудник» стал одним из успешных краудфантинговых проектов на сайте Planeta.ru: Николаю и его команде удалось собрать 300 000 рублей. На территории Леннаучфильма были построены декорации и снят фильм. В фильме приняли участие известные актёры Анастасия Мельникова и Юрий Гальцев, которые согласились сниматься бесплатно. Гальцев играет роль шефа компании, которому важно, чтобы работа была выполнена в срок, а уж Леной или Мариной — не имеет значения, поэтому он даже не удосуживается запомнить имя нового сотрудника. А вот образ Лены в начале фильма напоминает образ Кати Пушкарёвой: строгий костюм, пучок, очки и лёгкая застенчивость. Но длится это до тех пор, пока она не решается стать заметной и принимает решение меняет свой внешней вид и поведение. Но стоит ли работа, на которой тебя не ценят, таких серьёзных психологических переживаний, нужно ли кому-то что-то доказывать?! И вот в конце фильма Лена понимает, что это не нужно, прежде всего ей самой, ведь кто захочет тот всегда оценит её по достоинству и будет любить. Для сегодняшнего времени очень актуальная ситуация и посыл фильма. А увидеть фильм пока можно только на фестивалях.


Старт новому проекту Молодёжного центра был дан удачно, судя по реакции зрителей на фильмы. Собрать полностью большой концертный зал в этот раз не удалось, но это было только начало. Дальше всё будет зависеть от самих режиссёров и их фильмов. Если авторы будут снимать качественное и интересное кино, то данное мероприятие сможет стать популярным и привлечь большое количество зрителей.