Кино и музыка: Бэзил Поледурис

30 июля 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, создававших и продолжающих создавать музыку к фильмам.

Как в реальной жизни, так и в кино, одна эпоха сменяет другую, и не будет открыто ничего нового, если сказать, что каждая из них имеет свои уникальные отличительные черты, в том числе — своё собственное звучание. И огромный вклад в звучание фильмов 80−90 годов XX века сделал американский композитор греческого происхождения — Бэзил Поледурис.

Бэзил родился в городе Канзас-Сити (Миссури, США). В какой-то мере можно сказать, что его музыкальная карьера развивалась достаточно традиционно. В детстве он часто присутствовал на церковных службах и был впечатлён звучанием хора, а кроме греческого православного наследия на него сильно повлияла музыка венгерско-американского композитора Миклоша Рожа. С семи лет Бэзил был отдан в музыкальную школу, где обучался по классу фортепиано, а затем для продолжения музыкального образования поступил в Южно-Калифорнийский университет. Во время учёбы он познакомился с режиссёрами Джоном Милиусом и Рэндалом Клайзером, с которыми впоследствии много работал. А в середине 80-х ему предложили написать музыку к фильму «Плоть и кровь». Так началось ещё одно длительное сотрудничество Бэзила Поледуриса с нидерландским режиссёром Полом Верховеном.

В 1989 году он получил премию Эмми за работу над саундтреком к мини-сериалу «Одинокий голубь» (Lonesome Dove, 1989).

Следует отметить, что кроме многочисленных работ в кино, Бэзил написал также музыку для церемонии открытия Летних Олимпийских игр 1996 года в Атланте.

К сожалению, в ноябре 2006 в возрасте 61 года Бэзил Полудрис скончался от рака в Лос-Анджелесе.

Возможно, мы услышали бы ещё много знаковых саундтреков, если бы этот талантливый, и, как мне кажется, сильно недооценённый композитор безвременно не покинул нас.

Знакомясь с его творчеством, становится заметным, что для большинства работ Бэзила Поледуриса характерны тематическая сложность, пафос и мощь музыкальных построений. В его фильмографии почти восемь десятков фильмов, многие из которых заслуживают внимания не только благодаря чудесным саундтрекам талантливого композитора.

Среди них можно упомянуть такие фильмы как «Голубая лагуна» (The Blue Lagoon, 1980) режиссёра Рэндала Клайзера, «Красный рассвет» (Red Dawn, 1984) Джона Милиуса, «Охота за „Красным октябрём“» (The Hunt for Red October, 1990) Джона Мактирнана. Кроме них, мне хотелось бы более подробно остановиться на картинах, которые представлены ниже. Со своей скромной позиции я считаю их знаковыми на творческом пути американского композитора, при этом не претендуя на объективность в своём выборе и лишь искренне надеясь, что нашим читателям будет приятно вспомнить интересные фильмы, саундтреки к ним или просто узнать что-то новое из истории кино и киномузыки.

Дилогия о Конане

«Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)

Режиссёр: Джон Милиус

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Джеймс Эрл Джонс, Макс фон Сюдов, Сэндал Бергман

«Конан-разрушитель» (Conan the Destroyer, 1984)

Режиссёр: Ричард Флайшер

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Грейс Джонс, Уилт Чемберлен

Обширным рядом критиков саундтрек к фильмам о суровом варваре Конане признан одной из лучших киномузыкальных работ. Для меня же фэнтези о приключениях могучего и угрюмого киммерийца, вооружённого двуручным мечом из уникальной стали — ностальгическое и светлое воспоминание из детства. Хотя эту историю сложно назвать «светлой», поскольку первый фильм дилогии — «Конан-варвар» достаточно жёсткий и кровавый для детского фильма. Зато он увлекательно и выразительно отражает доисторические варварские времена, в которых персонажу Арнольда Шварценеггера приходится взрослеть, мужать и бороться с жестоким властителем, виновным в смерти его родителей. Вторая же часть истории о Конане действительно уже больше похожа на детскую фэнтезийную сказку. Во многом благодаря этим двум фильмам, актёрский талант Арнольда Шварценеггера преодолеет границы достаточно традиционных фильмов, сюжет которых обращён к легендам о далёком мрачном прошлом, и следующей ступенью его развития станет история, обращённая в не менее тёмное будущее — «Терминатор» Джеймса Кэмерона.

Но пока зрители погружены в доисторическую эпоху Конана, украшенную эпической музыкальной палитрой Бэзила Поледуриса, они могут слышать и ощущать мощь и харизму главного героя, пульс его воли и колоссальной силы.

«Робот-полицейский» (Robocop, 1987)

Режиссёр: Пол Верховен

В ролях: Питер Уэллер, Нэнси Аллен, Дэн О’Херлихи, Ронни Кокс

Фильм о роботе полицейском, пожалуй, можно назвать философским фантастическим боевиком, стоящим в одном ряду с такими картинами, как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и упомянутый выше «Терминатор» Джеймса Кэмерона. Объединяет их атмосфера предостережения и пророчества, связанная с бездумным и безнравственным развитием технологий. «Робокоп» голландца Пола Верховена стал второй совместной работой с Бэзилом Поледурисом и получил 2 оскара за лучший звук и звуковой монтаж. Очевидно, что сегодня для широкого зрителя, в арсенале просмотров которого «Траснформеры», супергерои Marvel и DC, «Робокоп» выглядит несколько архаично. Тем не менее, для многих до сих пор культовой и незабвенной остаётся мелодия, которая моментально ассоциируется с главным персонажем. Наверное, можно сказать, что благодаря гармоничному сочетанию этого саундтрека с механическими звуками, которые при движениях издаёт железное тело офицера полиции Алекса Мёрфи, его тяжёлой неспешной металлической поступью, у Пола Верховена получилось создать образ борца за справедливость, который любим огромным количеством зрителей уже несколько десятилетий.

«Звёздный Десант» (1997)

Режиссёр: Пол Верховен

В ролях: Каспер Ван Дин, Дениз Ричардс, Дина Мейер, Нил Патрик Харрис, Джейк Бьюзи, Клэнси Браун, Майкл Айронсайд

Сам режиссёр так отзывался о своём фильме: «Как работает это кино? Оно втягивает зрителя в себя, заставляет его сначала симпатизировать персонажам, потом идентифицироваться с ними, а потом, когда слияние становится полным, — бац! — оказывается, что герои-то — фашисты. Я использовал много цитат из „Триумфа воли“ Лени Рифеншталь, у героев была отчётливо нацистская форма. Конечно, многие зрители этого просто не заметили, но их поставили перед выбором: или вы начинаете сомневаться, или следуете за логикой героев дальше и начинаете убивать. Это фильм о том, что некоторые аспекты американского империализма могут привести к новой разновидности фашизма».

Очередная совместная работа Пола Верховена и Бэзила Поледуриса задумывалась в качестве картины, демонстрирующей как опьянённые воинственной страстью, желающие самоутвердиться красивые юноши и девушки увлекаются идеями тоталитаризма и фашизма. С одной стороны «Звёздный десант» стал таким антивоенным предостережением, а с другой — культовым фильмом для любителей научной фантастики. А на одну из главных тем саундтрека — пафосную и героическую композицию «Klendathu Drop», написанную Бэзилом Поледурисом, благодарные фанаты впоследствии сделали огромное количество интересных каверов в разных аранжировках: от фортепианных до металла.

«Отверженные» (Les Misérables, 1998)

Режиссёр: Билле Аугуст

В ролях: Лиам Нисон, Джеффри Раш, Ума Турман, Клэр Дэйнс

Так вышло, что сначала я познакомился с экранизацией романа Виктора Гюго работы Тома Хупера с Хью Джекманом и Расселом Кроу в главных ролях, которая вышла на экраны в 2012 году. Лишь несколько лет назад, когда я стал целенаправленно изучать творчество Бэзила Поледуриса, я познакомился с одноимённым фильмом режиссёра Билле Аугуста, снятым по тому же роману, в котором был представлен не менее звёздный актёрский состав. В отличие от экранизации 2012 года он не является мюзиклом. Кроме того, авторы картины дали меньше экранного времени некоторым, как мне кажется, значимым деталям оригинального произведения. Вероятно, поэтому эмоционально фильм 1998 года произвёл на меня менее сильное впечатление, чем первая увиденная мной экранизация. Но всё же я посчитал необходимым отметить здесь этот фильм, поскольку если говорить о творческом пути Бэзила Поледуриса, для меня его версия саундтрека о влюблённых и любящих людях, к которым так жесток Париж эпохи очередной французской революции, — очень знаковая и показательная работа, заслуживающая пристального внимания.

В заключение, хотелось бы отметить, что, пожалуй, не слишком корректно сравнивать между собой работы того или иного композитора, пытаясь выделить лучшие или худшие. Ещё менее корректным кажется сравнение работ разных композиторов. В таких рассуждениях слишком велико влияние субъективного восприятия человека, слушающего саундтрек, или зрителя, смотрящего кино. Поэтому, формируя представленный выше перечень фильмов, я усиленно старался воздержаться от рассуждений в оценочных категориях «лучше» или «хуже». Кто-то из наших читателей, возможно, никогда не видел «Робокопа» и не слышал его заглавной темы, кто-то, может быть, считает культовым саундтрек к «Звёздному десанту», а кто-то разделяет мнение о глубоком смысле глубоководной «Охоты за „Красным Октябрём“». Для меня же самыми поразительными, проникновенными и впечатляющими работами Бэзила Поледуриса с раннего детства и на долгие годы останутся саундтреки к фильмам трилогии «Освободите Вилли» (Free Willy, 1993, 1995, 1997). Связано это именно с тем, что с историей о дружбе между мальчиком и китом-убийцей у меня лично, субъективно, связаны одни из самых сильных первых кинематографических сопереживаний — об этом я уже рассказывал.

При этом стоит сделать небольшую оговорку о том, что Бэзил Поледурис работал над саундтреками только первой и второй части трилогии о дружбе мальчика и касатки, а над саундтреком третьей части трудился уже другой композитор — Клиф Эдельман. Как мне кажется, достойно продолживший дело невероятно талантливого греко-американского композитора, сохранив атмосферу трогательной истории о дружбе, любви, преданности, долге и ответственности.