Кино и музыка: Мишель Легран

6 августа 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, работавших и продолжающих работать в кино.

Франция — невероятно музыкальная страна, и ее кинематограф связан с музыкой, наверное, как никакой другой. Поэтому неудивительно, что именно там появился первый оригинальный киномюзикл «Шербурские зонтики», автором которого стал великий джазовый композитор и обладатель трех «Оскаров» Мишель Легран. Эта легендарная музыка — конечно, не единственное его произведение, вошедшее в историю кино, но самое известное точно.

Мишель Жан Легран родился в 1932 году в предместье Парижа, в семье французского дирижера и пианистки, чья семья уехала из Армении во время геноцида. Его отец Раймон Легран ушел из семьи, когда Мишелю было три года, но оставил пианино, ставшее для мальчика первым инструментом и единственным развлечением — в школе его дразнили по причине маленького роста, матери очень часто не было дома, поэтому ему оставалось только слушать песни по радио и пытаться их воспроизвести. В возрасте десяти лет он поступил в консерваторию, которую окончил с отличием. Среди его учителей была Надя Буланже, впоследствии обучавшая Филипа Гласса, Астора Пьяцоллу и многих других. Будучи студентом консерватории, восстановил отношения с отцом и получил работу аранжировщика в его оркестре. Несмотря на то, что изначально он планировал стать пианистом, его всегда интересовало написание собственной музыки. Став аккомпаниатором Мориса Шевалье, он впервые попал в США, где смог записать джазовый инструментальный альбом.

Десять лет Легран работал исключительно аранжировщиком и аккомпаниатором — кроме Шевалье, выступал вместе с Эдит Пиаф, Анри Сальвадором, Ивом Монтаном и другими, но постепенно это перестало его интересовать, и он отошел от дел. Через полтора года композитору первый раз поступило предложение написать музыку для кино — «Лиссабонских любовников» Анри Вернея.

Вскоре после этого он начинает активно сотрудничать с режиссерами «Новой волны», и в первую очередь с Жан-Люком Годаром. Из ранних работ наиболее интересно оформление к фильму «Женщина есть женщина», легкой комедии с несколькими музыкальными номерами, которую в контексте творчества композитора можно считать отправной точкой перед созданием полноценного мюзикла.

Через Годара он знакомится с Аньес Варда (его музыка звучит в фильме «Клео от 5 до 7») и ее мужем Жаком Деми, вместе с которым начинает изобретать новый жанр, параллельно продолжая активно сотрудничать с другими режиссерами. Изначально никакой революции не предполагалось — Легран и Деми планировали сделать традиционный фильм с песнями. Но что-то не ладилось, работа остановилась на две недели, в течение которых режиссер и композитор друг с другом не разговаривали. Внезапно Деми пришла идея положить на музыку абсолютно все диалоги и сделать подобие оперы. Сдвинуть проект с мертвой точки было сложно — никто не верил, что реалистический фильм, где все постоянно поют, будет интересен для зрителя. В 1964 году «Шербурские зонтики» получили Золотую пальмовую ветвь, а Деми и Легран — мировую известность. Не помешало даже то, что на главную роль изначально предполагалась профессиональная певица и победительница «Евровидения» Изабель Обре, а вокальную партию для заменившей ее Денев записала сестра композитора. На волне успеха Деми и Легран создали еще один совместный мюзикл «Девушки из Рошфора», также получивший признание. За оба фильма композитор был номинирован на «Оскар», но тогда ему не повезло.

Через несколько лет он первый раз пишет музыку для голливудского фильма — «Аферы Томаса Крауна» Нормана Джуисона — и, наконец, с третьей попытки, получает награду Киноакадемии за лучшую песню. После этого успеха он решает работать как в Европе, так и в Голливуде, в 1968 переехав в Лос-Анджелес. Легран сотрудничает с ведущими французскими, английскими и американскими режиссерами. Среди них — Джозеф Лоузи, Орсон Уэллс, Марсель Карне, Луи Маль, Клод Лелуш, Жак Дэре, Анджей Вайда, Роберт Олтмен, Ричард Лестер и Клинт Иствуд. По совету Жака Бреля он начинает сам исполнять свои песни и инструментальные композиции, давая концерты в зале «Олимпия». В начале 1970-х он получает второй «Оскар» за мелодраму «Лето 42-го», а еще через десять лет — третий за оригинальный мюзикл «Йентл», написанный специально для Барбры Стрейзанд, с которой композитор постоянно сотрудничал. Кроме того, он продолжает работать как джазовый музыкант, дирижер и эстрадный композитор, записывая совместные альбомы с Нилом Даймондом, Ширли Бэсси, Эллой Фицджеральд, Фрэнком Синатрой, Дайаной Росс, Натали Дессе и Эриком Сати.

Легран — один из самых плодовитых европейских композиторов. Он создал музыку для более сотни фильмов, и только сто из них французские. Его творчество для кино можно поделить на три крупных блока — французский, английский и американский.

Естественно, главное, что он сделал для французского (и, что уж тут, мирового тоже) кино — это изобретение жанра оригинального киномюзикла, в котором на музыку наложены абсолютно все диалоги, в отличие от принятых в то время фильмов со вставными музыкальными номерами. Поэтому говорить о нем, не упоминая «Шербурские зонтики», невозможно.

Из другой музыки композитора французского периода хочется выделить меланхоличное и очень атмосферное оформление «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара — фильма, без которого кинематограф был бы совсем другим.

В Англии Легран наиболее часто сотрудничал с Джозефом Лоузи. «Посредник», атмосферная костюмная драма, завершающая совместную трилогию Лоузи и Гарольда Пинтера о британской аристократии и выигравшая Золотую Пальмовую ветвь, потеряла бы очень много без своей музыки, загадочной и очень британской.

Наконец, самое известное произведение Леграна для американского кино уже давно переросло фильм, для которого было написано. Оно существует в многочисленных версиях, постоянно используется разными режиссерами и абсолютно заслуженно отмечено «Оскаром». Это «The Windmills of Your Mind», первый раз прозвучавшая в исполнении Ноэля Харрисона в «Афере Томаса Крауна».

Несмотря на почтенный возраст — в этом году Леграну будет восемьдесят пять, и он уже начал концертный тур по поводу своего юбилея — композитор и не думает снижать уровень своей творческой активности. Он продолжает записывать инструментальные альбомы, сочиняет мюзиклы и балеты, исполняет с оркестром свои классические композиции, время от времени пишет музыку для кино, и единственное, что ему еще не поддалось — это опера, да и то лишь потому, что Opera de Paris пока что не заинтересована в постановке его произведений. Эта страсть к созиданию чего-то нового, даже несмотря на то, что, казалось бы, все лучшее написано уже давно, не может не вызывать восхищение, и хотелось бы, чтобы этого запала композитору хватило еще на десяток лет. Или даже больше.