Синемафия посмотрела: «Темная башня»

7 августа 2017; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Темная башня».

Долгожданная и очень спорная экранизация «Темной башни» Стивена Кинга произвела неоднозначное впечатление на авторов Синемафии. Разбираемся, почему же мы так сильно разошлись в оценках.

Ольга Белик

«Темная башня» — какое-то странное недоразумение. И не потому, что стрелок черный (Идрис Эльба совершенно прекрасный в фильме, и даже без шляпы). Просто столько шума, столько мук и страданий вокруг проекта, чехарда со студиями, стрелками и режиссерами, и в итоге — совершенно необязательный проходной пшик в стиле вторых «Сумерек» (первые, я настаиваю, хорошие!). Только вместо особенной занудной Беллы Свон у нас — мальчик из Нью-Йорка. У него видения. Он пока не знает, что он — Избранный. Потом-то, конечно, выяснит, что у него — Сияние: не как у Джека Николсона, а жаль (у Беллы Свон был Щит, мы помним). И за мальчиком охотится Человек в черном (ослепительный Мэттью МакКонахи, который, как Портос — «я дерусь потому, что я дерусь!»). А мальчик потом опа! — и попадает в паралелльный мир к Идрису Эльбе. Ну, и конечно, с Идрисом-то веселее по жизни и вообще.

Многие говорят, что претензия к фильму у критиков в том, что вместо мрачной истории это — сказка. Нет же, претензия как раз в том, что это — ни фига не сказка, а жалкая на нее пародия. И не важно, совпадает это все с книжкой или нет (хотя хотелось бы, конечно — но ок, можем сделать скидку). Это просто никакое кино с никаким сценарием. Шутки не дотянуты (про горячую собаку, например), идеи не развиты (дом-монстр — что это было и почему, кто-нибудь понял?), а что-то, наоборот, слишком разжевано и озвучено в лоб. И ощущение сказки и магии исчезает. История отца и сына? Пфф, вторых «Стражей Галактики» видели? Вот там — оно, а здесь — суррогат. Никому не сопереживаешь, никого не боишься. Зачем это все? Скоро выйдет «Оно» — вот там-то вздрогнем.

Максим Девяткин

Сразу обозначу — серия книг о Тёмной башне меня обошла стороной, как и многих кинозрителей. Но и ежу понятно, взглянув на объём даже трёх первых книг из цикла, что творчество Стивена Кинга нещадно резали по живому и видоизменяли как могли, ибо надо же запихнуть эту громадину в два часа экранного времени? Пытались, не получилось, решили упростить до максимума. На выходе получилось средненькое подростковое фэнтези с двумя актёрами экстра класса, которым нечего играть, да парнишкой, который сияет от счастья, что снимается в подобном проекте.

Мальчик видит параллельные миры, за ним ведёт охоту априори злостнейший МакКонахи, передвигающийся в кадре, будто говоря «дааа, это вам не „Настоящий детектив“, я тут чистое зло, детка». Надо сказать, что введение в мир цикла провалено создателями на «ура» — постороннему человеку многое непонятно. Мальчик натыкается на стрелка Роланда (Эльба), и дальше всё по знакомым опытному зрителю рельсам…

Всё бы ничего, но это скучно до безобразия, сцены сменяют друг друга, не давая никакой надежды разобраться в происходящем (кто эти герои, откуда, чтооо происходит?), рваный монтаж заставляет клевать носом уже на середине фильма. Пара многообещающих сцен с намёком на эпичную битву и Идрисом Эльбой в слоу-мо не увенчались успехом по выведению зрителя из коматозного состояния.

МакКонахи и Эльба… Было бы вам интересно смотреть на то, как первоклассный Феррари накручивает «восьмёрки» на тренировочном полигоне? Тут то же самое. Первоклассный дуэт актёров, как инструмент, не был использован по назначению. Сценарий, режиссёр, может сам Кинг (ему экранизация понравилась, хвалит на каждом углу) тому виной — кто знает? Но кто-то явно забыл лицо своего отца.

Владислав Пастернак

Тёмная башня завораживает с первых секунд. Атмосфера, актёрская игра, сам подбор актёров на главные роли — хороши абсолютно все. Прекрасный визуальный ряд, работа оператора и художника. Я верю, что что-то показанное в фильме происходит на самом деле. Ощущается напряжение, ощущаются последствия и ожидание землетрясения. Впечатляет злодей, которому даже не нужно метать огненные шары или испускать молнии — он просто приказывает людям не дышать или убить друг друга, и они подчиняются. Впечатляют странные существа, похожие на крыс и обезьян, с искусственной кожей поверх настоящего меха. Впечатляет игра мальчика, впечатляют отношения его родителей. Впечатляет, наконец, текст — одно только Have a nice Apocalypse чего стоит.

Но не всё гладко в этом впечатляющем мире. Интриги нет. С первых секунд мы знаем: вот добро, вот зло. Вот на чём держится баланс. Вот протагонист, вот антагонист. Мы сразу понимаем, что мальчик, конечно же, найдёт портал, проникнет в параллельный мир, конечно же, встретит Стрелка, и, конечно же, победит антагониста. И нагнетание напряжения по поводу, который типичен для любого фэнтези, в какой-то степени раздражает. Сюжет этой впечатляющей своей атмосферой картины не впечатляет совершенно. Хочется поскорее двинуться дальше, туда, где мы еще не были.

И в этом смысле фильм напоминает пилот сериала. Что? Это и есть пилот сериала? Но зачем показывать сериалы в кинотеатрах, и зачем использовать кинотеатры для того, чтобы отвадить публику от киносмотрения и засадить на диваны — смотреть фильмы между глажкой белья и пролистыванием френдленты?

Наш вердикт: