Кинорулетка: Дом

11 августа 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Продолжаем исследовать тему российски праздников. 13 августа в России будут отмечать день строителя. К этому празднику мы будем вспоминать фильмы, ассоциирующиеся у нас со словом ДОМ.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Татьяны Кисляковой
Татьяна Кислякова

«Левиафан» (2014)

Режиссёр: Андрей Звягинцев

В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Алексей Розин, Сергей Походаев

О чём: автослесарь Николай Сергеев живёт в провинциальном городке со второй женой и сыном от первого брака. Однажды мэр города решает выкупить как раз тот клочок земли, который принадлежит Николаю, предлагая за него сущие копейки. Сергеев отказывается, начинаются судебные тяжбы, без того нелёгкая жизнь семьи с каждым днём становится всё труднее. В итоге борьба маленького человека с власть имущими приведёт к трагедии…

Дом: Николай всеми силами пытается сохранить не просто участок земли, но и дом, построенный собственноручно его отцом.

Почему: приз за лучший сценарий 67-го Каннского кинофестиваля, премия «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке — пожалуй, из всех картин современного российского кинематографа «Левиафан» стал самой известной и признанной за рубежом. Кто-то обвиняет фильм в очернении нации и нелицеприятном изображении российской действительности. Но большинство сходится во мнении, что фильм реалистично описывает тяжелую судьбу простого человека, пытающегося противостоять коррумпированной чиновничьей системе.

Соглашусь, что Звягинцев показал горькую правду жизни в большинстве российских городов. Но помимо очевидного сюжетного противостояния, фильм затрагивает и более глубокие темы: он не для поверхностного просмотра, а для тех, кто умеет мыслить и рассуждать. Плюс прекрасная игра актёров, невероятная операторская работа (спасибо Михаилу Кричману) и настоящее мастерство режиссёра Андрея Звягинцева позволяют назвать эту картину действительно сильной. Хоть и тяжёлой.

«Дом грёз» (Dream House, 2011)

Режиссёр: Джим Шеридан

В ролях: Дэниэл Крэйг, Рэйчел Вайс, Наоми Уоттс, Элиас Котеас, Тейлор Джир, Клер Джир

О чём: Уилл Эйтентен переезжает в загородный дом вместе с супругой и двумя маленькими дочками. Счастливая семья живёт в гармонии, но скоро в их размеренной жизни станут происходить странные вещи. От соседей Уилл узнаёт, что несколько лет назад в его новом доме совершилось убийство: расстреляли семью из четырёх человек. Правда, глава семейства остался жив, и Уилл, в попытке найти его, открывает невероятную правду, которая навсегда изменит его жизнь.

Дом: понятие «дом, как место проживания» играет в фильме очень важную роль, но не хочется раскрывать все сюжетные твисты. Скажу так: иногда, перепутав адрес, можно совершить роковую ошибку.

Почему: для меня это не столько триллер, сколько драма, хотя пощекотать нервишки фильм способен. Но в большей степени это история о невосполнимых потерях и о том, как с ними справиться. Крэйг удивительно гармоничен в своём образе: ему веришь, его игрой наслаждаешься, вместе с ним проживаешь весь спектр эмоций. Неизгладимое впечатление производят сестрёнки Джир: меня восхищает способность столь юных созданий демонстрировать такой уровень актёрской игры! Девочки — само очарование, благодаря чему семейной драмой проникаешься ещё сильнее.

В финале сложно сдержать слёзы, ведь хорошие люди несправедливо вынуждены страдать и им придётся учиться жить дальше, неся в себе боль пережитого. Пусть сюжет местами вторичен, он очень выигрывает от неожиданной концовки, что делает «Дом грёз» запоминающейся картиной не на один раз. И да, саундтрек от Джона Дебни просто прекрасен!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Свидетель» (Witness, 1985)

Режиссёр: Питер Уир

В ролях: Харрисон Форд, Келли МакГиллис, Йозеф Зоммер, Лукас Хаас, Александр Годунов, Дэнни Гловер

О чём: Маленький мальчик стал свидетелем убийства. Давая показания в отделе полиции, он узнал одного из убийц, однако душегуб оказался при полицейском значке и пистолете… Теперь единственный шанс для мальчика выйти живым из этой истории — инспектор Джон Бук.

Дом: Одним из основных мотивов фильма «Свидетель» является тема дома. Джон Бук (Харрисон Форд) обретает своеобразный приют, скрываясь от преследователей в поселении амишей. Наш соотечественник, Александр Годунов, принявший участие в картине, нашёл свой дом за океаном. Ну и, разумеется, знаменитая сцена постройки дома прилагается:

Почему: Картина Питера Уира удивительна тем, что сочетает в себе сразу несколько жанров, которые не смотрятся нелепо, а могли бы. «Свидетель» это триллер о расследовании убийства и своего рода культурологический микроскоп, открывающий взгляд на умирающую культуру и традиции (в данном случае — амишей), в то же время это и любовная драма. В недавней статье, где мы рекомендовали книги о кино, я уже упоминал, что «Свидетель» считается одним из образчиков сценарного искусства. А уж статуэтка «Оскар» за лучший сценарий и по сей день свидетельствует о качестве материала, так что посмотреть этот фильм хотя бы раз стоит.

«Вверх» (Up, 2009)

Режиссёры: Пит Доктер, Боб Питерсон

Роли озвучивали: Эдвард Эснер, Кристофер Пламмер, Джордан Нагаи, Боб Питерсон

О чём: Старикашка и ворчун, Карл решает отправиться в путешествие всей своей жизни. Позади долгая жизнь, невзгоды, похороны жены… а теперь можно привязать шарики к собственному дому, превратив его чуть ли не в дирижабль. Одна проблема — на крыльце дома остался незадачливый бойскаут, невыносимо болтливый мальчик Рассел.

Дом: Карл, которого в дубляже озвучил Армен Джигарханян, отправляется в путешествие, используя собственный дом. Мило, оригинально, неправдоподобно, но это же мультик студии Pixar!

Почему: История о мечте, взрослении, старении, открытиях, путешествии и дружбе. А вообще тут можно просто написать, что это старый добрый Pixar и всё будет ясно. Жаль, что студия переживает не лучшие времена спустя восемь лет.

«Дурак» (2014)

Режиссёр: Юрий Быков

В ролях: Артём Быстров, Дарья Мороз, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров

О чём: У Дмитрия Никитина есть семья, он работает сантехником, с надеждой смотрит в будущее, учится на строителя на заочном отделении. Однажды его вызывают в общежитие, где прорвало трубу. В ходе осмотра, Дмитрий понимает, что здание находится в состоянии коллапса и попросту рухнет в ближайшие сутки. В общежитии проживают сотни беспечных людей, которые не знают о надвигающейся угрозе.

Дом: В центре внимания — падающее общежитие, но ужас в том, что дело до жителей есть лишь молодому сантехнику, который наивно думает, что российская действительность способна на созидание. Увы, и это не спойлер, никакого созидания, лишь сила разрушения, рвущая семьи, жизни, здания, нервы и зрителей заодно.

Почему: Когда выходил «Дурак», многие сравнивали его с «Левиафаном» Звягинцева. Жаль, но по сей день картина Юрия Быкова проходит мимо многих зрителей, хотя она достойна не меньшего внимания. Он отражает ту же действительность, тот же мрак. Можно по-разному относиться к фигуре Юрия Быкова, который недавно дал весьма интересное интервью одному из известных блогеров, но герой его фильма, дурак — надежда. Та самая надежда, которую недавно развил и показал Звягинцев в фильме «Нелюбовь», осветив работу волонтёров при полном попустительстве всех остальных «органов». Ужас в том, что с неравнодушными у нас обычно, как в финале «Дурака».


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Крыша» (Il Tetto, 1956)

Режиссёр: Витторио де Сика

В ролях: Габриэлла Палотта, Джорджо Листуцци, Гастоне Ренцелли

О чем: Луиза и Натале после свадьбы живут у родителей. Жить ввосьмером — удовольствие не из приятных, а когда Луиза беременеет, становится ясно, что пора отселяться.

Дом: Своими силами они строят дом на окраине Рима. Постройка незаконная, и их в любой момент может забрать полиция, поэтому самое главное — успеть установить крышу.

Почему: Это классический представитель итальянского неореализма, в меру сентиментальный, искренний, и поднимавший темы, для того времени крайне неудобные, как жилищный кризис в полуразрушенной после войны стране. При этом де Сика никого не обвиняет, и отрицательными персонажами нельзя назвать даже полицейских, которые просто делают свою работу. Каждому тяжело, каждый пытается выжить в сложившейся непростой ситуации, и, естественно, помогает им то, что они держатся друг за друга.

«Прорва» (The Money Pit, 1986)

Режиссёр: Ричард Бенджамин

В ролях: Том Хенкс, Шелли Лонг, Александр Годунов, Морин Стейплтон

О чём: Уолтер и Анна — семейная пара, живущая в квартире в Нью-Йорке. Они ищут новое жилье, и хватаются за первое же выгодное предложение.

Дом: Дом, который они по-быстрому покупают — ходячее объяснение того, почему нельзя вестись на красивую рекламу и горячие предложения. Крыша течет, полы трухлявые, лестница развалилась, и грядет самое страшное, что только можно себе представить — капитальный ремонт.

Почему: Классическая комедия 1980-х имеет все характерные признаки — добрый юмор, наивность, оптимизм, позитив, молодой Том Хэнкс. Еще один небольшой приятный бонус — звезда Большого Театра Александр Годунов, тогда только начинавший покорение Голливуда, впоследствии закончившееся для него не самым удачным образом.

«Жилой комплекс „Ред Роуд“ / Красная дорога / Опасная дорога» (Red Road, 2006)

Режиссёр: Андреа Арнольд

В ролях: Кейт Дики, Тони Кёрран, Мартин Компстон

О чём: Джеки уже давно загнала себя в пределы крошечной комнаты контроля камер видеонаблюдения. Она вдова, носит обручальное кольцо, но старается не общаться с семьей мужа. Однажды на одной из камер она видит Клайда, благодаря которому стала такой.

Дом: Камеры видеонаблюдения направлены на комплекс «Ред Роуд», построенный в Глазго в 1950-х и разрушенный в 2015-м. Он был заселен мигрантами и заключенными, вышедшими после окончания срока.

Почему: Из запланированной членами «Догмы-95» трилогии, каждый из трех фильмов которой должен был снять режиссер-дебютант по их оригинальной идее, удачным оказался только дебют Арнольд, до того уже зарекомендовавшей себя как перспективный автор и даже получившей «Оскар» за автобиографическую короткометражку «Оса». Здесь во всем видна рука сильного мастера — и в продуманных интерьерах (обратите внимание на первую и последнюю сцену), и в оригинальных режиссерских приемах (например, мы четко видим лицо Клайда только в тот момент, когда он близко подходит к Джеки, то есть, фактически, вместе с ней), и в работе Робби Райана. Эта подача, как и актерская игра, хороша настолько, что хочется закрыть глаза даже на немного спорную символику в финале.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Дом-монстр» (Monster House, 2006)

Режиссёр: Гил Кинан

Роли озвучивали: Стив Бушеми, Спенсер Лок, Сэм Лернер, Мэгги Джилленхол, Кэтлин Тернер, Джон Хедер

О чём: Если игрушки ребят играющих во дворе попадают на лужайку дома напротив — значит, с ними можно попрощаться. Ведь хозяин дома, мистер Небберкрякер, жутко злой и никогда не отдает вещи обратно. Когда же он попадает в больницу, группа друзей случайно узнает куда более страшную правду…

Дом: Дом в данной анимационной ленте — не просто здание, а самое настоящее чудовище!

Почему: Часто ли вы встречаете словосочетание «мультфильм ужасов»? На ум приходят разве что готические опусы Тима Бертона. Тем не менее, не только автор «Трупа невесты» был замечен в подобном узком жанре. Молодой режиссер Гил Кинан под покровительством маститых продюсеров Стивена Спилберга и Роберта Земекиса десять лет назад создал замечательный полнометражный анимационный фильм про дом, который живет собственной жизнью и способен поедать людей! Лента средне прошла в прокате, зато отметилась номинацией на «Оскар» (правда, проиграла забавному мультику про танцующих пингвинов).

Удивительно, но факт: создателям фильма удалось рассказать достаточно интересную и жуткую историю, поместив ее в совершенно, казалось бы, «не тот» формат, да еще и снабдив при этом весьма бодрыми сценами, иные из которых неплохо бы смотрелись в хорошем «взрослом ужастике»! Сложно сказать, с какого возраста детям можно такое показывать, но в одном можно быть уверенным: «Дом-монстр», хоть и является анимацией, тем не менее, скорее играет в лиге фильмов ужасов-лайт про подростков (и для подростков), таких как «Пропащие ребята», «Гремлины» или же фильмы упоминавшегося выше Тима Бертона (например, «Битлджюс»). И это лучший комплимент данному творению.

«Хижина в лесу» (The Cabin in the Woods, 2012)

Режиссёр: Дрю Годдард

В ролях: Кристен Коннолли, Крис Хемсворт, Анна Хатчисон, Фрэн Кранц, Ричард Дженкинс, Брэдли Уитфорд

О чём: Компания из пятерых молодых людей приезжает в старую хижину в лесной глуши, чтобы как следует оттянуться. Они и не догадываются, что здесь их ждет настоящий ужас…

Дом: Герои прибывают в старый дом, находящийся в лесу. Но этот домишко только с виду неказистый, так как таит в себе массу секретов.

Почему: Есть мнение, что «Хижина» — это лучший фильм ужасов на свете. Потому что он только притворяется таковым, высмеивая различные клише жанра, так набившие оскомину за несколько десятков лет. Но самое интересное, что это не совсем пародия или комедия — подобные трюки применялись и до того, как Годдард с Джоссом Уидоном (продюсер и сценарист) взялись за этот проект. Картина является превосходным образцом смешения жанров, когда ты «в одном флаконе» получаешь и ужасы, и детектив, и комедию, и даже какой-то невообразимый трэш-муви, а заправлен весь этот салат первоклассным сценарием, который удивляет зрителя на протяжении всего хронометража.

Фантазия авторов здесь разгулялась до такой степени, что угадать концовку всего этого эпичного хоррор-марафона просто невозможно. Но, пожалуй, у этого специфического фильма все же есть один недостаток: если вы редко заглядываете на территорию фильмов ужасов, то просто не поймете всех приколов и ситуаций, которые щедро раскиданы по картине. Чтобы оценить всю прелесть задумки авторов лучше, конечно, быть «в теме». И вот тогда удовольствие гарантировано!


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Судья Дредд» (Dredd, 2012)

Режиссёр: Пит Трэвис

В ролях: Карл Урбан, Лена Хиди, Оливия Тирлби, Донал Глисон

О чём: в Мега-Сити-Один все так плохо с преступностью, что новый вид представителей правосудия — Судьи — теперь в одном лице и полиция, и суд, и исполнители приговора. Двое из таких Судей — Дредд (Урбан) и стажер Андерсон (Тирлби) — отправляются расследовать тройное убийство в 200-этажном небоскребе «Peach Trees». На верхних этажах как раз засела наркобарон Ма-Ма (Хиди), но до нее еще пойди доберись…

Дом: львиная доля действия происходит в том самом небоскребе. 200 этажей пройти — не поле перейти, особенно когда против тебя — все.

Почему: вторая экранизация британского комикса про непримиримого борца с преступностью в городе будущего постаралась как можно дальше шагнуть от первой — достаточно-таки ужасной — картины с Сильвестром Сталлоне (простите, если это любимый трэш вашего детства). В результате от яркой мультяшности не осталось и следа, все жестко и сурово, начилие зашкаливает, Дредд — как и положено — без шлема лицо так и не покажет, в общем, все, как надо было сделать в первый раз.

Несмотря на сценарий Алекса Гарленда, красивые съемки и сохраненный дух комикса, в прокате фильм провалился — хотя и стал культовым в узких кругах. Именно эта культовость и позволила говорить о возможном привлечении Урбана в грядущий сериал «Мега-Сити-Один». Очень хотелось бы.

«Небоскреб смерти» (Tower Block, 2012)

Режиссёры: Джеймс Нанн, Ронни Томпсон

В ролях: Шеридан Смит, Рассел Тови, Джек О'Коннелл, Ральф Браун

О чём: подростку Джимми, забежавшему в поисках спасения от преследующих его бандитов в приготовленный под снос дом, никто из жильцов помочь не хочет, разве что добросердечная Бекки (Смит). Но преследователи все равно настигают Джимми, а Бекки избивают. Конечно, никаких показаний полиции она не даст, несмотря на смерть подростка.

Три месяца спустя по тому самому дому, где жильцы остались только на верхнем этаже, начинают стрелять. Одного трупа достаточно, чтобы вызвать панику, и вот уже совершенно разные люди — Бекки, одинокий алкоголик Пол (Тови), местный рэкетир (О'Коннелл), торговцы нарокотой, бывший военный, мать-одиночка — вылезают из простреливаемых квартир в коридор и пытаются понять, что делать дальше. Телефоны не работают, интернет пропал, при попытке выйти из здания или хотя бы показаться в окне — выстрел.

Дом: место действия фильма — многоэтажный дом, который собираются сносить. Всех жильцов уже выселили, остались только занимающие верхний этаж — будущие жертвы таинственного снайпера.

Почему: на рубеже нулевых и десятых в Великобритании тема социального жилья и его обитателей нашла новое преломление — в триллерах и фантастике. Это и «Чужие на районе» Джо Корниша, где местные гопники давали прикурить инопланетной швали (и откуда, будем откровенны, частично вышло бондарчуковское «Притяжение»); и «Цитадель», где молодой отец с пожилым свщенником шел на отморозков с взрывчаткой; и вот «Небоскреб смерти», где жители такого вот полутрущобного здания становятся объектом охоты снайпера. Кажется, тему на время закрыла прошлогодняя «Высотка» Бена Уитли.

Если же отвлечься от социальной подоплеки, то в «Небоскребе смерти» отличный актерский состав. В первую очередь это чудесная театральная актриса Шеридан Смит, которой преступно мало в кино; но и еще тогда свежие лица — Джек О'Коннелл, еще только пробующий себя в кино после сериальной удачи — «Млокососов», и Рассел Тови, тогда снимавшийся в «Быть человеком».

«Как украсть небоскреб» (Tower Heist, 2011)

Режиссёр: Бретт Рэтнер

В ролях: Бен Стиллер, Эдди Мёрфи, Алан Алда, Мэтью Бродерик, Теа Леони, Майкл Пенья, Кейси Аффлек, Габури Сидибе

О чём: работники нью-йоркского небоскреба узнают, что их пенсионный фонд, находившийся в управлении у работодателя, миллионера Артура Шоу (Алда), тю-тю. Объединившиеся работники — от управляющего (Стиллер) до лифтера (Пенья) — привлекают на свою сторону грабителя (Мёрфи) и планируют вернуть себе награбленное, похитив у Шоу сейф…

Дом: небоскреб, именуемый в фильме «башня» — место работы большинства героев. И место действия фильма, конечно.

Почему: синие воротнички против преступного миллионера — кто же знал, что Бретт Рэтнер предскажет эру Трампа так четко и точно. Этакая еще более комедийная версия «Друзей Оушена» (между прочим, с одним из тех самых «друзей Оушена» — Кейси Аффлеком), но еще и с оттенком робин-гудства.